Правовое регулирование должностных преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматриваются различные виды должностных преступлений, а так же предполагается показать важность борьбы с должностными преступлениями. Уделяется внимание необходимым мерам по искоренению должностных преступлений, в любых его проявлениях.
Предмет исследования является общая характеристика и анализ преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Целью работы является изучение общей характеристики и видов должностных преступлении, а так же изучение законодательства по уголовной ответственности за должностные преступления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Ретроспективный анализ должностных преступлений по Уголовному кодексу РФ……………………………………………………….
1.1. История законодательства, регулирующего должностные преступления………………………………………………………………………
1.2. Понятия и виды должностных преступлений………………………..
Глава 2. Правовое регулирование должностных преступлений………..
2.1. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления…………………………………………………………………….
2.2. Проблема квалификации преступлений, совершаемых с использованием служебного положения………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………..
Список используемой литературы……………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.64 Кб (Скачать файл)

    Субъективная  сторона преступления характеризуется  прямым умыслом: виновный осознает, что  путем обмана присваивает себе полномочия должностного лица и на этой основе совершает общественно опасные  действия вопреки интересам службы, предвидит неизбежность наступления  в результате этих действий существенного  нарушения прав и законных интересов  граждан или организаций и  желает нарушить указанные интересы. Мотив и цель в законе не указаны, поэтому их наличие на квалификацию не влияет.

    Субъект преступления специальный - государственный  служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами. Если лицо не является государственным  служащим или служащим органа местного самоуправления, оно не несет ответственности  за это преступление.

    Незаконное  участие в предпринимательской  деятельности (ст. 289 УК). Статья 289 УК предусматривает уголовную ответственность за учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

    Объективная сторона рассматриваемого преступления альтернативно состоит из действий двух видов:

    1) учреждение организации, осуществляющей  предпринимательскую деятельность, - это совершение таких действий, как передача имущества, прав  на интеллектуальную собственность  (формирование уставного капитала), заключение учредительного договора, утверждение устава, государственная  регистрация юридического лица. Виновный может быть как единственным  учредителем организации, так  и одним из соучредителей;

    2) участие в управлении такой  организацией лично или через  доверенное лицо - это деятельность  в качестве члена органа управления  организацией (совета директоров, правления  и т.п.). Доверенное лицо, через  которое виновный участвует в  управлении организацией, осуществляющей  предпринимательскую деятельность, несет ответственность за пособничество  в незаконном участии в предпринимательской  деятельности.

    Предоставление  льгот (таможенных, налоговых и т.п.) - это полное или частичное освобождение организации от публичного обременения. Предоставление преимуществ - это предпочтительная по сравнению с иными аналогичными организациями оценка ее деятельности при решении того или иного  вопроса (при определении результатов  конкурса на государственный подряд, аукциона и т.п.). Покровительство  в иной форме охватывает собой  все остальные, не связанные с  предоставлением льгот и преимуществ  виды незаконного способствования  организации со стороны должностного лица (снабжение конфиденциальной информацией, упрощение процедуры получения  лицензии и т.п.).

    Состав  преступления формальный, оно окончено в момент предоставления льготы, преимущества либо оказания покровительства в  иной форме.

    Субъективная  сторона преступления характеризуется  умышленной формой вины. Вид умысла прямой: виновный осознает, что вопреки  установленному федеральным законодательством  запрету учредил либо принимает  участие в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую  деятельность, осознает, что в этой связи предоставляет ей преимущества, льготы или оказывает покровительство  в иной форме, и желает действовать  таким образом. Хотя в законе мотивы не указаны, рассматриваемое преступление, очевидно, совершается из корыстных  побуждений.

    Субъект преступления специальный - должностное  лицо.

    Взяточничество (ст. ст. 290 - 291 УК). Термин "взяточничество" в широком смысле этого слова объединяет собой два самостоятельных, но тесно связанных друг с другом состава преступления - получение взятки (ст. 290 УК) и дачу взятки (ст. 291 УК). Самостоятельными эти составы преступлений являются потому, что они совершаются разными субъектами, различно содержание объективной их стороны, наконец, потому, что возможна уголовная ответственность взяткополучателя при освобождении от нее взяткодателя. Вместе с тем получение взятки тесно связано с ее дачей, поскольку объективно не может состояться одно без другого8. В узком смысле слова термин "взяточничество" означает получение взятки, т.е. преступление, предусмотренное ст. 290 УК.

    Получение взятки. Закон определяет это преступление как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

    Объективная сторона преступления выражается в  получении взятки лично или через  посредника. Получение взятки - это  ее фактическое принятие как самим должностным лицом, так и его родными и близкими с его согласия или если оно не возражало против этого (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе").

    В ст. ст. 290, 291 УК указывается, что взятка может быть получена и дана через  посредника. Посредником во взяточничестве является лицо, которое непосредственно  получает или передает определенные ценности, заменяя тем самым взяткополучателя или взяткодателя. От указанных лиц  посредник отличается тем, что действует  не в своих интересах и не по своей инициативе.

    Субъективная  сторона получения взятки характеризуется  прямым умыслом и корыстным мотивом. Виновный осознает, что незаконно  получает деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоду имущественного характера за совершение или несовершение в интересах дающего (представляемых им лиц) каких-либо действий с использованием служебного положения, и желает получить указанное вознаграждение. Предметное содержание умысла при получении взятки носит несколько более сложный, чем обычно, характер.

    Субъект преступления специальный - должностное  лицо.

    В ч. 2 ст. 290 УК содержится квалифицирующий признак рассматриваемого преступления: незаконность действий (бездействия), за которые получается взятка. В русском дореволюционном уголовном праве подобное деяние именовалось лихоимством. Действия (бездействие), о которых говорится в ч. 2 ст. 290 УК, могут быть преступными (совершение за взятку служебного подлога, злоупотребления полномочиями, вынесение заведомо незаконного приговора и т.п.) и непреступными, но противоправными с точки зрения иных отраслей законодательства. В обоих случаях они, так же как и в основном составе, находятся за рамками объективной стороны преступления - фактического их совершения не требуется.

    Групповое получение взятки. Взятка считается  полученной группой лиц по предварительному сговору, если в ее получении принимало  участие несколько должностных  лиц, достигших об этом предварительного соглашения. Преступление при этом окончено, когда часть взятки получена хотя бы одним должностным лицом. Однако для наличия рассматриваемого квалифицирующего признака требуется, чтобы на момент получения взятки предполагалось, что каждое должностное  лицо совершит в интересах взяткодателя или представляемых им лиц какое-либо действие (бездействие) с использованием своего служебного положения. Не влияет на наличие этого признака незнание взяткодателя о том, что он передает взятку группе должностных лиц, а  также размер причитающейся каждому  из них суммы. По смыслу закона организованная группа создается для многократного  получения взяток. Она характеризуется  устойчивостью, более высокой степенью согласованности действий соучастников, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Поэтому в организованную группу взяткополучателей помимо должностных лиц могут входить лица, не являющиеся должностными; последние несут ответственность за получение взятки организованной группой со ссылкой на ст. 33 УК.

    Вымогательство  взятки - это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий (бездействия), которые могут  причинить ущерб законным интересам  гражданина.

    Крупным размером взятки в соответствии с  примечанием к ст. 290 УК признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод  имущественного характера, превышающие 150 тыс. рублей. Если взятка в крупном  размере получена частями, но эти  действия представляли собой эпизоды  одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться  как получение взятки в крупном  размере. И наоборот, если фактически получена сумма менее указанной в примечании к ст. 290 УК, но установлено, что умыслом взяткополучателя охватывалось получение взятки в крупном размере, содеянное им следует квалифицировать не по ч. 1 ст. 290 УК, а по п. "г" ч. 4 ст. 290 УК

    Дача  взятки. Признаки дачи взятки указаны не только в ст. 291 УК, где преступным объявляется дача взятки должностному лицу лично или через посредника, но и в ст. 290 УК, где описывается предмет этого преступления и содержится законодательная характеристика действий (бездействия) должностного лица, за которые дается взятка.

    Состав  дачи взятки является формальным, это  преступление окончено в момент получения  взятки, когда хотя бы часть ее принята  должностным лицом.

    Субъективная  сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что дает взятку должностному лицу за совершение им действий (бездействия) по службе, и желает этого. Мотивы и  цели на квалификацию не влияют.

    Субъект преступления общий, т.е. вменяемое  лицо, достигшее возраста 16 лет.

    Квалифицированный состав этого преступления предполагает дачу взятки за совершение должностным  лицом заведомо незаконных действий (ч. 2 ст. 291 УК).

    Служебный подлог (ст. 292 УК). Предметом рассматриваемого преступления является официальный документ, т.е. письменный акт, удостоверяющий с соблюдением принятой формы и реквизитов (дата, наименование органа, номер, печать или бланк, подпись составившего лица и др.) определенные юридические факты и в силу этого способный порождать определенные правовые последствия. В большинстве случаев официальным является документ, выданный (составленный) государственным органом или органом местного самоуправления.

    Объективная сторона служебного подлога выражена в одном из следующих действий:

    1) внесение в официальные документы  заведомо ложных сведений (интеллектуальный  подлог) - предполагает изначальное  составление документа, не соответствующего  по содержанию действительности, ложного по существу. При этом сам документ полностью соответствует предъявляемым требованиям и не подвергается каким-либо изменениям;

    2) внесение в официальные документы  исправлений, искажающих их действительное  содержание (материальный подлог) - предполагает изменение изначально  подлинного документа путем удаления  части сведений и (или) дополнения  его сведениями, не соответствующими  действительности, в результате  чего искажается оценка всей  содержащейся в документе информации. Способами материального подлога  могут быть подчистка, пометка  другим числом, вытравливание надписей  и т.п.

    Состав  преступления является формальным, оно  окончено в момент совершения одного из указанных выше действий. Фактического наступления общественно опасных  последствий не требуется.

    Субъективная  сторона служебного подлога характеризуется  прямым умыслом и наличием специального мотива. Виновный осознает, что, используя  свое служебное положение, совершает подлог официального документа, и желает действовать таким образом. При этом он руководствуется корыстной или иной личной заинтересованностью.

    Субъект преступления специальный - должностное  лицо или государственный служащий, не являющийся должностным лицом, или  служащий органа местного самоуправления, также не являющийся должностным  лицом.

    Халатность (ст. 293 УК). Халатность является единственным должностным преступлением, совершаемым по неосторожности. Уголовный закон определяет это преступление как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба.

    Объективная сторона халатности образована тремя  признаками: 1) общественно опасным  деянием в форме действия или  бездействия; 2) общественно опасными последствиями в виде крупного ущерба; 3) причинной связью между деянием  и последствиями.

    Состав  преступления материальный, оно окончено в момент наступления общественно  опасных последствий. Если же должностное  лицо и не выполняло возложенных  на него обязанностей, но последствия  не наступили в силу разных причин, состава рассматриваемого преступления не имеется.

    Субъективная  сторона халатности выражается в  обоих видах неосторожности.

    Субъект преступления специальный - должностное  лицо.

    В ч. 2 ст. 293 УК сформулирован квалифицированный состав халатности, который имеет место при неосторожном причинении таких последствий, как тяжкий вред здоровью или смерть человека.

Информация о работе Правовое регулирование должностных преступлений