Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:18, курсовая работа
В данной работе рассматриваются различные виды должностных преступлений, а так же предполагается показать важность борьбы с должностными преступлениями. Уделяется внимание необходимым мерам по искоренению должностных преступлений, в любых его проявлениях.
Предмет исследования является общая характеристика и анализ преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Целью работы является изучение общей характеристики и видов должностных преступлении, а так же изучение законодательства по уголовной ответственности за должностные преступления.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Ретроспективный анализ должностных преступлений по Уголовному кодексу РФ……………………………………………………….
1.1. История законодательства, регулирующего должностные преступления………………………………………………………………………
1.2. Понятия и виды должностных преступлений………………………..
Глава 2. Правовое регулирование должностных преступлений………..
2.1. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления…………………………………………………………………….
2.2. Проблема квалификации преступлений, совершаемых с использованием служебного положения………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………..
Список используемой литературы……………………………………………..
В ч. 3 ст. 293 УК предусмотрен особо квалифицированный состав халатности, характеризуемый неосторожным причинением смерти.
Таким
образом, должностное преступление –
это общественно опасные деяния (действия
или бездействие), которые совершаются
представителями власти или должностными
лицами благодаря занимаемому ими служебному
положению и вопреки интересам службы
и причиняют существенный вред нормальной
деятельности органов государственной
службы или службы в органах местного
самоуправления либо содержат реальную
угрозу причинения такого вреда.
Глава 2. Правовое
регулирование должностных
преступлений
2.1.
Общая характеристика
преступлений против
государственной
власти, интересов
государственной
службы и службы
в органах местного
самоуправления
Нормы гл. 30 УК посвящены установлению преступности и наказуемости деяний, которые представляют собой нарушения нормальной деятельности публичной власти в целом и ее органов. Эти нарушения совершаются "изнутри", т.е. самими субъектами властных полномочий, поэтому они обладают повышенной общественной опасностью.
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (должностные преступления) - это предусмотренные гл. 30 УК общественно опасные деяния, совершаемые вопреки интересам публичной службы с использованием занимаемого виновным служебного положения и причиняющие либо создающие непосредственную угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций, общества и государства.
Видовым
объектом преступлений против государственной
власти, интересов государственной
службы и службы в органах местного
самоуправления является совокупность
общественных отношений, обеспечивающих
правильную, т.е. соответствующую закону,
деятельность властного публичного
аппарата - органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
государственных и
В
названии гл. 30 УК говорится о направленности
этих преступлений против государственной
власти, интересов государственной
службы и службы в органах местного
самоуправления. Государственная служба
- это профессиональная служебная
деятельность граждан РФ по обеспечению
исполнения полномочий РФ, федеральных
государственных органов, субъектов
РФ, государственных органов
Муниципальная служба - это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной9. Служба в органах местного самоуправления - более широкое понятие, нежели муниципальная служба, поскольку она включает в себя деятельность выборных должностных лиц местного самоуправления и членов выборных органов местного самоуправления. И государственная служба, и служба в органах местного самоуправления являются самостоятельными, но близкими по своей юридической природе видами публичной службы. Посягательство на интересы публичной службы означает нарушение законности в деятельности ее институтов, т.е. государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления в войсках и воинских формированиях, а также отдельных муниципальных или государственных служащих. Указание на направленность должностных преступлений против государственной власти следует понимать следующим образом: некоторые должностные лица не являются государственными или муниципальными служащими, следовательно, совершая соответствующее преступление, не посягают на интересы соответствующей службы, но посягают на законную деятельность властного публичного аппарата.
Предмет является обязательным признаком составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 285.1, 285.2, 290 - 292 УК, - бюджетные средства, средства государственных внебюджетных фондов, взятка, официальный документ.
С объективной стороны одни из рассматриваемых преступлений характеризуются действиями, другие - как действиями, так и бездействием. Только в форме действий могут совершаться нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК), нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК), присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК), получение взятки (ст. 290 УК), дача взятки (ст. 291 УК) и служебный подлог (ст. 292 УК). Такие преступления, как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК), отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК) и халатность (ст. 293 УК), могут быть совершены и бездействием.
Характеризуя
действие или бездействие как
признак объективной стороны
должностного преступления, необходимо
отметить, что оно: а) совершается
с использованием служебных полномочий
либо благодаря занимаемому
Основные
составы преступлений, предусмотренных
ст. ст. 285.1, 285.2, 287, 289 - 292 УК, сконструированы
по типу формальных, поэтому такие
преступления являются оконченными
в момент совершения указанных в
законе деяний, вне зависимости от
фактического наступления последствий.
Составы остальных должностных
преступлений материальные, т.е. они
предусматривают в качестве обязательного
признака общественно опасные
С
субъективной стороны все должностные
преступления, кроме халатности, характеризуются
умышленной формой вины. Преступления,
предусмотренные ст. ст. 285, 292 УК, в
качестве обязательного признака альтернативно
предусматривают мотив
В зависимости от специфики субъекта преступления, все преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления подразделяются на следующие виды:
1) преступления, совершаемые любыми лицами, отвечающими признакам общего субъекта, - ст. 291 УК;
2)
преступления, совершаемые государственными
служащими или служащими
3) преступления, совершаемые должностными лицами, - ст. ст. 285 - 287, 289, 290, 293 УК;
4)
преступления, совершаемые как должностными
лицами, так и публичными служащими,
которые не являются
Должностные
лица. Отечественное право не содержит
единого понятия должностного лица.
Поэтому лица, признаваемые должностными
в соответствии, например, с административным
или хозяйственным
Уголовно-правовое
понятие должностного лица дается в
примечании 1 к ст. 285 УК, из которого
следует, что должностными лицами признаются
три категории граждан: а) лица, осуществляющие
функции представителя власти; б)
лица, выполняющие организационно-
Помимо классификации преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в зависимости от специфики субъекта преступления, их можно подразделить на виды по непосредственному объекту:
1) преступления, посягающие на общественные отношения, складывающиеся по поводу обязанности должностных лиц и иных публичных служащих осуществлять свою профессиональную деятельность только в интересах службы, - ст. ст. 285, 285.1, 285.2, 292 УК;
2)
преступления, посягающие на общественные
отношения, складывающиеся по
поводу обязанности
3)
преступления, посягающие на общественные
отношения, обеспечивающие
4)
преступления, посягающие на общественные
отношения, обеспечивающие
Эта
классификация в известной мере
условна. Кроме того, она не совсем
удобна для использования в учебно-
Таким
образом, под использованием служебных
полномочий вопреки интересам службы
понимаются действия, которые совершаются
должностным лицом в пределах своей компетенции,
но по своему содержанию заведомо противоречат
целям и задачам, ради достижения которых
функционирует соответствующий орган.
Использование служебных полномочий вопреки
интересам службы может совершаться как
путем активного поведения, так и путем
бездействия.
2.2.
Проблема квалификации
преступлений, совершаемых
с использованием
служебного положения
К сложным вопросам квалификации служебных преступлений, в том числе злоупотребления полномочиями (ст. 201 УК РФ), относится вопрос о содержании понятия использования служебного положения. Это понятие как в юридической литературе, так и в судебной практике трактуется неодинаково.
Существует два взгляда на данное понятие. Узкое понимание использования служебного положения состоит во включении в его содержание действия или бездействия, совершаемого только в рамках служебной компетенции, в пределах прав и обязанностей лица10. Согласно широкой трактовке, сторонниками которой являемся и мы, использование служебного положения включает совершение деяний: 1) в пределах служебных полномочий лица; 2) непосредственно не связанных с обязанностями лица по службе, а основанных на его авторитете, связях; 3) выходящих за пределы его служебных полномочий.
Третий вид использования служебного положения представляет собой превышение служебных полномочий. Такого же мнения придерживается Ю.А. Красиков, утверждающий, что использование лицом своего служебного положения при нарушении неприкосновенности жилища будет иметь место в случае, если лица «вторгаются в чужое жилище, не имея на то никакого права, поскольку это не входит в их полномочия (например, комендант общежития производит обыск, осмотр, выемку...».
Данный вывод имеет принципиальное значение. По нашим подсчетам, УК РФ предусматривает 34 преступления, где использование лицом служебного положения является признаком основного либо квалифицированного состава. Понятно, что объем репрессии зависит от содержания понятия «использование служебного положения». Он меньше в случае широкой трактовки использования служебного положения, поскольку ответственность для виновного наступит за одно преступление, а не за их совокупность.
В УК РФ отдельной нормы, предусматривающей уголовную ответственность за превышение полномочий по службе лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях, нет. Некоторые ученые считают, что превышение служебных полномочий такими лицами является «частным случаем злоупотребления полномочиями и отсутствие в законе специальной нормы не исключает возможности привлечения к уголовной ответственности по статье УК, предусматривающей норму общего характера, каковой... является ст. 201 УК»11.
Другая позиция состоит в том, что превышение полномочий управленцами УК РФ не рассматривается как преступление12. В данной полемике вторая позиция предпочтительнее.
Превышение служебных полномочий лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой и иной организации, в действующем УК РФ криминализированы двумя способами: в виде самостоятельного состава преступления, например, превышения полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК РФ) и в виде квалифицированного состава преступления, например, нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина лицом с использованием своего служебного положения (ч, 2 ст. 136 УК РФ), нарушения неприкосновенности частной жизни лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 137 УК РФ) и др. Столь же дискуссионным видится вопрос о круге субъектов, использующих такое положение.
В
30 из 34 составов преступлений, включающих
признак использования
Информация о работе Правовое регулирование должностных преступлений