Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:18, курсовая работа
В данной работе рассматриваются различные виды должностных преступлений, а так же предполагается показать важность борьбы с должностными преступлениями. Уделяется внимание необходимым мерам по искоренению должностных преступлений, в любых его проявлениях.
Предмет исследования является общая характеристика и анализ преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Целью работы является изучение общей характеристики и видов должностных преступлении, а так же изучение законодательства по уголовной ответственности за должностные преступления.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Ретроспективный анализ должностных преступлений по Уголовному кодексу РФ……………………………………………………….
1.1. История законодательства, регулирующего должностные преступления………………………………………………………………………
1.2. Понятия и виды должностных преступлений………………………..
Глава 2. Правовое регулирование должностных преступлений………..
2.1. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления…………………………………………………………………….
2.2. Проблема квалификации преступлений, совершаемых с использованием служебного положения………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………..
Список используемой литературы……………………………………………..
В науке уголовного права круг лиц, использующих свое служебное положение, определяется по-разному.
В ст. 159 УК РФ «под использованием служебного положения понимаются действия лица в пределах своих служебных полномочий». Лицами с использованием своего служебного положения применительно к составу, предусмотренному ст. 174.1 УК, «могут быть: 1) должностное лицо; 2) государственный служащий или служащий органов местного самоуправления, не относящийся к числу должностных лиц; 3) лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (п. 23... постановления Пленума)». Раскрывая понятие лица, использующего свое служебное положение, применительно к ч. 2 ст. 137 УК, Г.Н. Борзенков пишет, что этим лицом может быть «должностное лицо либо служащий государственного или муниципального учреждения, использующий для совершения преступления свое служебное положение».
Учеными используются разные понятия при характеристике рассматриваемого субъекта: полномочия, положение, должностное, служебное, государственный служащий или служащий органов местного самоуправления, служащий государственного или муниципального учреждения. Понятия «государственный и муниципальный служащий», а также «служащий государственного или муниципального учреждения» — неравнозначные.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы в Российской Федерации» государственные служащие делятся на служащих федеральных и служащих субъекта Российской Федерации. Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета".
Служащие
государственных и
Таким образом, служащий является собирательным понятием, охватывающим следующие виды: 1) государственный и муниципальный служащий; 2) служащий государственного и муниципального учреждения; 3) служащий коммерческих и иных организаций, не являющихся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением. И по отношению к каждому из видов служащих признак использования служебное положения имеет свое собственное содержание.
Неединообразна и судебная практика. Согласно п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» под лицом, использующим свое служебное положение, понимаются должностные лица, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой и иной организации. Пленум Верховного Суда РФ рекомендует «обратить внимание судов на то, что в случаях, когда виновным в совершении экологического преступления признается должностное лицо государственного предприятия, учреждения, организации или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, оно должно нести ответственность по соответствующей статье за совершение экологического преступления, а при наличии в действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, несет также ответственность соответственно по статьям 285 и 201 УК РФ. При этом необходимо учитывать, что статьями 256, 258 и 260 УК РФ специально предусматривается ответственность за преступления, совершенные с использованием служебного положения. Исходя из этого, содеянное следует квалифицировать только по указанным нормам об экологических преступлениях без совокупности со статьями, предусматривающими ответственность за должностные преступления, либо за злоупотребление полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой и иной организации».
В другом постановлении Пленум Верховного Суда РФ рассматриваемое понятие дополняет третьей фигурой — служащим. В п. 23 постановления от 18 ноября 2004 г. «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» суд говорит, что «под лицами, использующими свое служебное положение (пункт «б» части 3 статьи 174 и пункт «б» части 3 статьи 174 УК РФ), следует понимать должностных лиц, служащих, а также лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях»".
Иначе раскрывается понятие лица, использующего служебное положение, в постановлении от 26 апреля 2007 г. «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушениях авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака». Здесь Пленум Верховного Суда РФ говорит: «По пункту «г» части 3 статьи 146 УК РФ подлежит уголовной ответственности лицо, использующее для совершения преступления служебное положение. Им может быть как должностное лицо, обладающее признаками, предусмотренными примечанием 1 к статье 285 УК РФ, так и государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, а также иное лицо, отвечающее требованиям, предусмотренным примечанием 1 к статье 201 УК РФ...» Аналогичное понимание анализируемого субъекта преступления дает Пленум Верховного Суда РФ в п. 24 постановления от 27 декабря 2007 г. «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате».
Таким образом, Пленум Верховного Суда РФ дает три варианта понимания анализируемого субъекта. Общим в них является отнесение к исследуемому субъекту двух фигур: должностного лица и лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации. Такое решение вопроса основано на объективных факторах, поскольку степень общественной опасности содеянного, несомненно, повышается, когда виновный при совершении преступления использует возможности своего служебного положения. В этой трактовке субъекта, использующего служебное положение, можно отметить единодушие как судей, так и ученых, что является в определенной степени свидетельством истинности вывода.
Трактовка третьей фигуры в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» является наиболее приемлемой.
Такое
решение соответствует и
Таким образом, служебные полномочия,
имеющиеся у лица благодаря его службе,
служебному авторитету, не только способны,
но и на, самом деле повышают общественную
опасность совершаемого преступления.
Наше государство всеми средствами борется с нарушениями, которые наносят ущерб правильной деятельности государственных и общественных учреждений, предприятий, независимо от их форм собственности.
Общественно опасное действие или бездействие в должностном преступлении должно находиться либо в непосредственной деятельности со служебной компенсацией должностного лица, либо выполняемых или определенных функций в сфере служебной деятельности, либо совершатся хотя и вне служебной деятельности, но с использованием и исключительно благодаря служебному положению.
Субъективная сторона данных составов заключается, как указано в законе, выражается только в умышленном совершении преступления.
В правильной юридической оценке совершенного преступления (квалификации) заинтересованы, как правило, все участники уголовного процесса. Преступник (если он раскаялся в совершении преступления и ожидает справедливого наказания); жертва преступления (потерпевший), адвокат защищающий интересы обвиняемого или потерпевшего; судья, постановляющий обоснованный приговор; прокурор, призванный обеспечить соблюдение законности.
Наиболее опасные посягательства, которые наносят ущерб правильной деятельности государственных органов и общественных организаций, предприятий и учреждений не зависимо от их форм собственности считаются должностные преступления.
Прежде
всего на тенденцию роста преступления
влияют многие причины и условия. Наиболее
важнейшими из них являются несовершенная
правовая база, неблагоприятная политическая
и экономическая обстановка и ситуация
в России приводят к тому, что различного
уровня должностные лица государственного
аппарата, которые признаны стоять на
страже и соблюдения закона – сами нарушают
законодательство и совершают различные
преступления связанные с занимаемой
ими должности или служебным положением.
Даже самые незначительные противозаконные
деяния должностных лиц порождают нежелательные
последствия, например, хотя это и стало
самым распространенным последствием,
неверие народа в государственную власть,
органов милиции и других государственных
организаций. Наше законодательство должно
пройти еще долгий путь до своего совершенства.
Список используемой
литературы
Нормативно-правовые
акты
Литература
Информация о работе Правовое регулирование должностных преступлений