Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:07, курсовая работа
Целью настоящего исследования является изучение и детальное рассмотрение торговли людьми с позиций уголовного права, изучение проблем уголовной ответственности за торговлю людьми, методов и способов противодействия и профилактики борьбы с ней. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. провести анализ международно-правовых документов, относящихся к исследуемой проблеме;
2. дать уголовно-правовую и криминологическую оценку состояния, структуры, динамики преступлений, предусмотренных статьёй 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь;
Введение…………………………………………………………..….......................2 – 4
1. Понятие и общая характеристика противодействия торговли людьми в Республике Беларусь
1.1. Понятие торговли людьми в уголовном законодательстве Республики Беларусь……………………………………………………………………………..5 – 8
1.2. Формы торговли людьми……………………………………………….8 – 11
2. Организационно – правовой механизм противодействия торговли людьми
2.1. Международно – правовые стандарты противодействия торговли людьми……………………………………………………………………………...11 – 15
2.2. Уголовно – правовые аспекты противодействия торговли людьми в Республике Беларусь………………………………………………………………15 – 28
3. Профилактика и противодействие торговли людьми ………………….28 – 38
Заключение………………………………………………….………….…………..39 – 40
Список использованных источников………………………………………….41 – 44
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и общая характеристика противодействия торговли людьми в Республике Беларусь
1.1. Понятие
торговли людьми в уголовном
законодательстве Республики
1.2. Формы торговли людьми……………………………………………….8 – 11
2. Организационно
– правовой механизм
2.1. Международно
– правовые стандарты противодействия
торговли людьми………………………………………………………………
2.2. Уголовно
– правовые аспекты
3. Профилактика
и противодействие торговли
Заключение………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………….41 – 44
Введение
Торговля
людьми является без преувеличения
проблемой всех времен и народов.
Возникнув несколько
Вместе с тем, в последние
годы наибольшее распространение в
мире в силу своей доходности получила
торговля женщинами и девушками
с целью сексуальной
Торговля людьми является
опаснейшей проблемой современности.
Она подрывает морально-
Целью настоящего исследования является изучение и детальное рассмотрение торговли людьми с позиций уголовного права, изучение проблем уголовной ответственности за торговлю людьми, методов и способов противодействия и профилактики борьбы с ней. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. провести анализ
международно-правовых
2. дать уголовно-правовую
и криминологическую оценку
3. рассмотреть вопросы
по профилактике и
Предмет исследования составляют международно-правовые акты и нормы уголовного законодательства зарубежных государств, запрещающие торговлю людьми, рабство, принудительный труд; уголовное законодательство Республики Беларусь, охраняющее свободу человека; данные, характеризующую состояние, динамику и структуру рассматриваемого преступления; факторы, обусловливающие совершение подобных преступлений; формы и методы борьбы, используемые правоохранительными органами.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных учёных, доклады международных организаций и отдельных стран, посвященные проблемам торговли людьми, способам и методам борьбы с ней.
Рассматривая торговлю людьми как социально-негативное явление общества, изначально необходимо уяснить ее содержание с правовой точки зрения.
Ещё совсем недавно отсутствовало единое понятие «торговля людьми», как в белорусском, так и международном праве. К примеру, Конвенция «О борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами» (1949 год), а так же Конвенция «Об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством» (Женева, 1956 год) [2, с. 40-43] практически не обладали юридической силой, и связывалось это с их содержанием. Они отражали более чем сомнительные формулировки самого явления: то есть, даже указанные конвенции, имея статус юридически обязывающих правовых источников, вряд ли могли противостоять торговле людьми. Так, в Конвенции 1949 года не дается самого понятия торговли людьми, и в ней никак не оговариваются причины или ситуации, порождающие это явление. В ней лишь усматривается необоснованное отождествление с международной проституцией, ставшее впоследствии практически аксиомой [2, с. 22-30].
На современном этапе развития для Беларуси, как и для большинства других стран Европы и мира, основополагающим международным нормативным правовым актом в рассматриваемой сфере стал Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, ратифицированной в Беларуси в 2000 году [3].
Пункт «а» ст. 3 Палермского Протокола определяет торговлю людьми, как «осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов».
В пункте «b» отмечается, что «согласие жертвы торговли людьми на запланированную эксплуатацию, о которой говорится в подпункте (а) настоящей статьи, не принимается во внимание, если было использовано любое из средств воздействия, указанных в подпункте (а)».
Пункт «с» наряду с изложенным устанавливает, что вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение ребенка для целей эксплуатации считаются «торговлей людьми» даже в том случае, если они не связаны с применением какого-либо из средств воздействия, указанных в подпункте (а) настоящей статьи» [3].
Вступивший в силу 1 января 2001 года Уголовный кодекс Республики Беларусь, еще за три года до ратификации Палермского Протокола, установил ответственность за «действия, направленные на совершение купли-продажи или иных сделок в отношении зависимого лица в форме его передачи или завладения им» (ст. 181 «Торговля людьми») и вербовку людей для сексуальной или иной эксплуатации, совершенную путем обмана (ст. 187 «Вербовка людей для эксплуатации»). Были предусмотрены и нормы, регламентировавшие ответственность за смежные преступления: ст. 171 «Содержание притона, сводничество и сутенерство», ст. 173 «Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение», ст. 182 «Похищение человека»[4, с. 125–141].
Правоприменительная практика в скором времени продемонстрировала несовершенство, хотя и соответствовавших по формальным признакам международным требованиям, правовых норм [5, с. 74-78].
Как мы видим, в определенной мере это понятие не в полной мере соответствовало содержанию международного определения «торговля людьми». Она не охватывает всего многообразия сделок, которые могут быть совершены в отношении человека. В частности, вербовка людей для эксплуатации была выделена в самостоятельный состав преступления, предусмотренный ст. 187 УК, хотя из приведенного выше международного определения «торговля людьми» следует, что вербовка людей для эксплуатации является одним из элементов торговли людьми. Законодатель не учел, что в отношении человека, помимо купли-продажи, могут быть совершены и иные сделки, а именно: дарение, обмен, использование жертвы в качестве залога, обеспечивающего возвращение долга, предоставление человека во временное пользования. Данный факт был признан пробелом в законе, и для его преодоления в диспозицию ч. 1 ст. 181 УК РБ были внесены изменения. В развитие положений Декрета Президента Республики Беларусь от 9 марта 2005 г. № 3 «О некоторых мерах по противодействию торговле людьми» Законом от 4 мая 2005 г. в нормы УК, регламентирующие уголовную ответственность за торговлю людьми и сопутствующие этому явлению преступления, внесены изменения, которые отвечают международно-правовым подходам в определении «торговля людьми» и более полно отражают содержание данного понятия, криминализируя связанные с этим деяния [6].
Неквалифицированный состав торговли людьми предусмотрен ч. 1 ст. 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь, согласно которой таковой признается «Купля-продажа человека или совершение иных сделок в отношении его, а равно совершенные в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека». Такие действия наказываются лишением свободы на срок от пяти до семи лет с конфискацией имущества [7].
Следует отметить, что в белорусском законодательстве существует нормативно-правовое определение понятия «жертва торговли людьми», которое законодатель связывает с некоторыми из приведенных составов преступлений. Согласно п. 1 указа Президента Республики Беларусь от 08.08.2005 г. № 352 «О предотвращении последствий торговли людьми» «под жертвами торговли людьми понимаются физические лица, в отношении которых совершались деяния, влекущие ответственность по статье 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь, либо другие деяния, направленные на их использование с целью сексуальной или иной эксплуатации, ответственность за которые предусмотрена статьями 171, 171-1, 181-1, 182, 187 Уголовного кодекса Республики Беларусь, и в связи с их совершением на территории Республики Беларусь или за ее пределами осуществлялось (осуществляется) уголовное преследование» [8].
Более 80% пострадавших от транснациональной торговли людьми составляют женщины и дети, из которых 70% продаются в другую страну в целях сексуальной эксплуатации. По оценкам специалистов и экспертов, большинство женщин, занимающихся проституцией в крупных городах, — это мигранты из других стран или приезжие из небольших городов и сел, что делает их положение более сложным с точки зрения любых нарушений прав человека. Даже если такие мигранты и начинают заниматься проституцией добровольно, они оказываются более уязвимы перед лицом дальнейшей эксплуатации вплоть до ее крайних форм, таких как торговля людьми и сексуальное рабство. Также иногородние несовершеннолетние девочки, ушедшие из дома, являются объектом повышенного интереса «секс-бизнеса». Именно эти категории лиц подвергаются наибольшей эксплуатации и дискриминации [9].
Кроме внутригосударственной
торговли с целью сексуальной
эксплуатации, Беларусь выступает как
страна приема, транзита и как страна-донор.
В нашей стране получил широкое
распространение вывоз женщин за
границу для занятия
Информация о работе Правовые и теорико – прикладные аспекты противодействия торговли людьми