Правовые и теорико – прикладные аспекты противодействия торговли людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является изучение и детальное рассмотрение торговли людьми с позиций уголовного права, изучение проблем уголовной ответственности за торговлю людьми, методов и способов противодействия и профилактики борьбы с ней. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. провести анализ международно-правовых документов, относящихся к исследуемой проблеме;
2. дать уголовно-правовую и криминологическую оценку состояния, структуры, динамики преступлений, предусмотренных статьёй 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..….......................2 – 4
1. Понятие и общая характеристика противодействия торговли людьми в Республике Беларусь
1.1. Понятие торговли людьми в уголовном законодательстве Республики Беларусь……………………………………………………………………………..5 – 8
1.2. Формы торговли людьми……………………………………………….8 – 11
2. Организационно – правовой механизм противодействия торговли людьми
2.1. Международно – правовые стандарты противодействия торговли людьми……………………………………………………………………………...11 – 15
2.2. Уголовно – правовые аспекты противодействия торговли людьми в Республике Беларусь………………………………………………………………15 – 28
3. Профилактика и противодействие торговли людьми ………………….28 – 38
Заключение………………………………………………….………….…………..39 – 40
Список использованных источников………………………………………….41 – 44

Файлы: 1 файл

моя работа без титульника.docx

— 125.95 Кб (Скачать файл)

Чаще всего перевозка  женщин через границу осуществляется вполне легально, например, по туристической  визе. Причем, около половины из них  вводятся в заблуждение относительно действительной причины выезда. При  вербовке женщин и детей, как правило, цель их дальнейшей сексуальной эксплуатации скрывается. Им в основном предлагается выгодная работа или обучение. Иногда им открыто говорят о предстоящем  занятии проституцией (такая тактика  применяется вербовщиком по отношению, например, к женщинам, которые уже заняты в сфере коммерческих секс-услуг), но на самом деле они попадают в сексуальное рабство. Для контроля над ними используется алкоголь, наркотики, а также угрозы, шантаж и прямое насилие [9].

    1. Торговля людьми с целью использования рабского труда на производстве и в домашнем хозяйстве

Как и в случае с торговлей  людьми в целях сексуальной эксплуатации, Беларусь является страной приема, вывоза и транзита в международном  криминальном бизнесе по торговле людьми с целью использования рабского труда. Такая торговля существует и  внутри Беларуси, распространяясь в  основном на категории безработных, лиц без определенного места  жительства, детей из неблагополучных  семей и не имеющих родителей. Средняя продолжительность эксплуатации внутри страны составляет полтора месяца, это меньше аналогичного показателя при транснациональной торговле людьми.

Однако основной по масштабам  «группой риска» для данного вида торговли людьми все же являются мигранты, в первую очередь из стран СНГ, нелегально занятых на неквалифицированных  работах. В их число входят мужчины  и женщины в основном молодого и среднего возраста, с невысоким  уровнем образования [9].

  1. Эксплуатация людей в качестве «попрошаек»

Распространенной формой торговли людьми является эксплуатация людей в качестве попрошаек или нищих. Для этого организаторы криминальных манипуляций с людьми часто «используют» тех, чей путь в легальную трудовую занятость затруднен или фактически закрыт - инвалидов, нелегальных мигрантов, пожилых. Таких рабов используют, как правило, для попрошайничества и перевозки наркотиков. Кроме того, известны случаи организации брачных «агентств» для инвалидов, которые также в ряде случаев оказываются каналами торговли людьми. Эксплуатация инвалидов в форме принуждения к попрошайничеству распространена в крупных городах, а также на автомобильных трассах, автозаправках, железнодорожных станциях, вокзалах и т.п.

  1. Другие формы торговли людьми (менее распространенные и редко официально регистрируемые): в целях использования в вооруженных формированиях, изъятия органов и тканей, эксплуатация солдат, задержанных и т.п.

Существуют факты принуждения (вербовки) к участию в вооруженных  формированиях. Также известны случаи использования людей для изъятия  органов и тканей, незаконной эксплуатации солдат, мигрантов, задержанных для  обслуживания работников военных, административных и контролирующих организаций (постройка  дач, бань, ремонт, ведение домашнего  хозяйства и пр.).

Следует подчеркнуть, что  торговля детьми используется во всех вышеперечисленных формах преступной деятельности: с целью коммерческой сексуальной эксплуатации (детская  проституция, производство порнографии), с целью эксплуатации их труда (детский  труд в сфере производства и услуг, детский труд в домашнем хозяйстве), с целью попрошайничества, для трансплантации органов и тканей. Жертвами преступлений сексуального характера являются и мальчики, и девочки. Для облегчения совершения с ребенком действий сексуального характера и вовлечения его в изготовление порнографических материалов детей нередко побуждают к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, одурманивающих или психотропных веществ. Формы эксплуатации часто сопровождаются унижениями, избиениями, сексуальным насилием, угрозами ребенку или его близким [9].

По данным Центра „La Strada”, если раньше люди становились жертвами трафика в результате обмана, шантажа, насилия, в последнее время торговцы "живым товаром" ищут жертв среди умственно отсталых людей или других категорий граждан, имеющих проблемы со здоровьем, равно как и среди очень бедных людей. Вместе денег за свой труд люди получают лишь спиртное самого низкого качества [10, с. 21].

2. Организационно  – правовой механизм противодействия  торговли людьми

2.1. Международно – правовые стандарты противодействия торговли людьми

 

Находясь в географическом центре Европы, и будучи полноправным членом мирового сообщества, Беларусь не остается в стороне от мировых  процессов. Даже находясь в составе  Советского Союза, БССР обладала правоспособностью  на международной арене, являясь  самостоятельным членом Организации  Объединенных Наций. Таким образом, Республика Беларусь закономерно является участницей целого ряда международных  правовых документов, как напрямую, так и косвенно затрагивающих  вопросы противодействия торговле людьми. Одни из них непосредственно касаются проблемы противодействия торговле людьми, другие – посвящены борьбе с торговлей в целом, раскрывают различные аспекты защиты прав детей и  других лиц, которые могут оказаться в качестве «живого товара». При этом такие документы принимались как на уровне мирового сообщества (например, в рамках инициатив ООН), так и на региональном (например, СНГ), межгосударственном или межправительственном уровнях. Не ставя перед собой цель разработать детальную классификацию международных нормативных правовых актов, касающихся исследуемой темы, их можно разделить на 2 основные группы:

  1. Международные документы, непосредственно затрагивающие вопросы противодействия торговле людьми
  • Международная конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми от 30 сентября 1921 года (для БССР вступила в силу 21 мая 1948 года);
  • Конвенция Международной Организации Труда о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда от 17 июня 1999 года № 182 (для Республики Беларусь вступила в силу 31 октября 2001 года);
  • Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, от 25 мая 2000 года (для Республики Беларусь вступил в силу 23 февраля 2002 года);
  • Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года (для Республики Беларусь вступил в силу 29 сентября 2003 года).
  1. Международные документы о противодействии торговле людьми и связанным с ними преступлениям
  • Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (г. Женева, 12 сентября 1923 г.), (для Республики Беларусь вступила в силу 25 декабря 1991 года);
  • Конвенция о рабстве 1926 года

(с изменениями, внесенными  Протоколом 1953 года), (для БССР вступила  в силу 13 сентября 1956 года);

  • Конвенция о борьбе с торговлей совершеннолетними женщинами (г. Женева, 11 октября 1933 г.), (для БССР вступила в силу 21 июля 1948 года);
  • Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 2 декабря 1949 года (для БССР вступила в силу 22 ноября 1956 года);
  • Заключительный Протокол к Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 года (для БССР вступила в силу 22 ноября 1956 года);
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года (для БССР вступила в силу 3 сентября 1981 года);
  • Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наёмников от 4 декабря 1989 года;
  • Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года (вступила в силу для Республики Беларусь 29 сентября 2003 года);
  • Меморандум о взаимопонимании между Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Министерством внутренних дел Республики Турция по взаимодействию в области борьбы с торговлей людьми и незаконной миграцией от 28 июля 2004 года;
  • Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека от 25 ноября 2005 года;
  • Решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств «О программе сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2007-2010 годы» от 28 ноября 2006 года.

Перечисленные и иные ратифицированные Республикой Беларусь международные  правовые акты, напрямую или косвенно затрагивающие вопросы противодействия  торговле людьми, являются частью действующего на территории страны права, и создают основу для разработки и совершенствования национального законодательства в данной области [11, с. 5-6].

Международное сотрудничество является одним из основных условий  для достижения успеха в противодействии торговле людьми. Различные виды противозаконной торговли, включая торговлю людьми, осуществляются с пересечением национальных границ, и с ними невозможно бороться без объединения международных усилий и международного сотрудничества. Поэтому государства должны помогать друг другу в борьбе с различными видами сложных и вредоносных транснациональных преступлений [12, с. 1].

Рост числа соответствующих  двусторонних, региональных и глобальных соглашений отражает осознание того факта, что борьба с транснациональной  преступностью должна вестись посредством международного сотрудничества.

К примеру, в Конвенции против организованной преступности определены меры общего характера, направленные на борьбу с транснациональной организованной преступностью, в то время как два вышеупомянутых протокола посвящаются конкретным проблемам, касающимся преступлений.

Конвенция против организованной преступности является ответом международного сообщества на потребность в подлинно глобальном подходе к проблеме. Ее цель – содействовать сотрудничеству в деле более эффективного предупреждения транснациональной организованной преступности и борьбы с ней (ст. 1). Принятие Конвенции представляет собой попытку увеличить число  государств, принимающих действенные  меры против транснациональной организованной преступности, а также построить  и укрепить международное сотрудничество. В Конвенции проявляется уважение к различиям и специфике различных  правовых традиций и культур, одновременно она пропагандирует общие формулировки и помогает устранить некоторые  из имеющихся барьеров для налаживания  эффективного межгосударственного  сотрудничества.

По существу, в Конвенции  внимание сосредоточено на преступлениях, которые способствуют деятельности организованных преступных групп по извлечению прибыли. При этом дополняющие  ее протоколы направлены против конкретных видов организованной преступной деятельности [13].

В Протоколе о торговле людьми преследуются три основные цели (ст. 2):

• предупреждение торговли людьми и борьба с ней;

• защита жертв торговли людьми и оказание им помощи;

• поощрение сотрудничества между государствами-участниками  для решения этих задач.

Протокол против незаконного  ввоза мигрантов имеет целью  предупреждение незаконного ввоза  мигрантов и борьбу с этим явлением, а также поощрение сотрудничества между государствами - участниками  при обеспечении защиты прав незаконно ввезенных мигрантов (ст. 2) [3].

Помимо формулирования конкретных требований в отношении выдачи преступников, взаимной правовой помощи и других форм международного сотрудничества, в Конвенции и двух протоколах к ней устанавливаются стандарты в области как материального, так и процессуального права в целях оказания государствам-участникам содействия в согласовании их законодательства и устранении различий, которые могут препятствовать быстрому и эффективному налаживанию международного сотрудничества.

В пункте 2 статьи 37 Конвенции  против организованной преступности предусматривается, что, для того чтобы стать участником одного из протоколов к ней, государство  сначала должно быть участником этой Конвенции. Положения любого из протоколов к Конвенции "толкуются совместно  с настоящей Конвенцией с учетом цели этого протокола" (пункт 4 ст. 37). Однако положения того или иного  протокола обязательны для государств-участников, только если они также являются участниками  этого протокола [13].

 

2.2. Уголовно  – правовые аспекты противодействия  торговли людьми в Республике  Беларусь

Для того, чтобы не допускать серьезных ошибок при квалификации подобных действий, остановимся подробней на составе «торговли людьми», предусмотренного ст. 181 УК Республики Беларусь.

Объективные признаки преступления:

Норма о торговле людьми находиться в гл. 22 «Преступления  против личной свободы, чести и достоинства» УК Республики Беларусь, которая, в  свою очередь, размещена в разделе  «Преступления против человека». Родовым объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность человека.

Видовой объект представляет собой совокупность общественных отношений, направленных на защиту свободы, чести и достоинства человека [14, с. 35].

Непосредственный объект данного преступления – личная свобода  человека, т.е. свобода волеизъявления, которая подавляется с использованием существующей между ним и виновным зависимостью. Свобода в этом случае понимается не только как возможность  физического перемещения, определения  своего места жительства, нахождения, но и свобода, предполагающая отсутствие какого-либо психического давления, направленного на изменение поведения человека. Ведь в современном цивилизованном обществе личная свобода человека не может быть предметом каких-либо сделок [15, с. 182].

Информация о работе Правовые и теорико – прикладные аспекты противодействия торговли людьми