Правовые и теорико – прикладные аспекты противодействия торговли людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является изучение и детальное рассмотрение торговли людьми с позиций уголовного права, изучение проблем уголовной ответственности за торговлю людьми, методов и способов противодействия и профилактики борьбы с ней. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. провести анализ международно-правовых документов, относящихся к исследуемой проблеме;
2. дать уголовно-правовую и криминологическую оценку состояния, структуры, динамики преступлений, предусмотренных статьёй 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..….......................2 – 4
1. Понятие и общая характеристика противодействия торговли людьми в Республике Беларусь
1.1. Понятие торговли людьми в уголовном законодательстве Республики Беларусь……………………………………………………………………………..5 – 8
1.2. Формы торговли людьми……………………………………………….8 – 11
2. Организационно – правовой механизм противодействия торговли людьми
2.1. Международно – правовые стандарты противодействия торговли людьми……………………………………………………………………………...11 – 15
2.2. Уголовно – правовые аспекты противодействия торговли людьми в Республике Беларусь………………………………………………………………15 – 28
3. Профилактика и противодействие торговли людьми ………………….28 – 38
Заключение………………………………………………….………….…………..39 – 40
Список использованных источников………………………………………….41 – 44

Файлы: 1 файл

моя работа без титульника.docx

— 125.95 Кб (Скачать файл)

Мотивы при вербовке, перевозке, передаче, укрывательстве или получении  человека, как правило, корыстные, но не обязательно.

Проблематичная ситуация возникает в том случае, если торговля людьми совершена, скажем, для проведения над ними опытов, причем с их согласия, или для использования в качестве суррогатной матери либо сиделки. Такие  цели, учитывая содержание статьи, под  признаки торговли людьми не подпадают, ибо содержанием эксплуатации не охватываются. Вместе с тем сам  акт торговли человеком имел место  и, казалось бы, должен повлечь наказание, однако в силу понимания торговли людьми, сформулированной в упомянутой норме, этот акт находится за пределами  действия статьи УК РБ.

Чаще всего эксплуатацию понимают, как использование жертв  в секс-индустрии. В частности в Германии в статью уголовного закона (§ 180b), которая предусматривает торговлю людьми, включается следующий состав: воздействие ради имущественной выгоды на другое лицо, зная о его стесненном положении, для склонения этого лица к занятию проституцией или к продолжению этого. Таким образом, законодателем Германии предусматривается ответственность за склонение лица к «продаже» собственного тела, т.е. присутствует своеобразная опосредованность. В приведенной статье УК Германии происходит отождествление понятий проституция и торговля людьми [22].

Проституция — это торговля человеческим телом (торговля услугами сексуального характера посредством  тела), а торговля людьми — это  купля-продажа самого человека (в  данном случае продаются не услуги, а сам человек). В первом случае нарушается общественная нравственность как социально-правовая категория, а во втором — имеет место посягательство на свободу и неприкосновенность человека, на его достоинство (фундаментальные  права).

Представляется, что разумней эксплуатацию понимать не только как предлагает нам законодатель, а намного шире, как отмечает Марчук В.В., например, как обращение кого-либо в свою пользу, его использование, подчинение воле. Однако возникает вопрос: нужно ли было включать эксплуатацию в диспозицию нормы? В исследовательских работах появляются предложения исключить эксплуатацию, так как совершение сделки в отношении человека само по себе незаконно, общественно-опасно, а эксплуатацию в различных ее проявлениях включить в УК в качестве квалифицирующих признаков. И в этом есть рациональное зерно тем более, потому что для наступления ответственности не имеет значения, достигнута была цель эксплуатации или нет, в силу присутствия в составе в качестве факультативного признака субъективной стороны [23, с. 6].

Квалифицированный состав торговли людьми (ч. 2 ст. 181) образуют те же действия, совершенные:

1) в отношении заведомо  несовершеннолетнего;

2) в отношении двух  или более лиц;

3) в целях сексуальной  эксплуатации;

4) в целях изъятия у  потерпевшего органов или тканей  для трансплантации;

5) группой лиц по предварительному  сговору;

6) должностным лицом с  использованием своих служебных  полномочий;

7) лицом, ранее совершившим  преступления, предусмотренные настоящей  статьей, статьями 171, 171-1, 181-1 или  187 УК;

8) в целях вывоза потерпевшего  за пределы государства;

9) с использованием стечения  тяжелых личных, семейных или  иных обстоятельств потерпевшего;

10) путем обмана, злоупотребления  доверием или соединенные с  насилием, угрозой его применения  или иными формами принуждения,  –

наказываются лишением свободы  на срок от десяти до двенадцати лет  с конфискацией имущества.

Действия, направленные на совершение купли-продажи или иных сделок в  отношении заведомо несовершеннолетнего (п. 1 ч. 2 ст. 181 УК), влекут повышенную ответственность за торговлю людьми при установлении двух фактов: потерпевшим является лицо, которое на день преступления не достигло восемнадцати лет; виновный при совершении деяния четко осознавал несовершеннолетний возраст потерпевшего.

Торговля людьми по п. 2 ч. 2 ст.181 может быть вменена виновному  лицу лишь в случае, если его действия, направленные на совершение сделки (сделок) в отношении нескольких потерпевших, охватывались единством умысла. Если после исполнения действия, направленного  на совершение сделки в отношении  одного потерпевшего, у виновного  вновь возникает умысел на совершение аналогичного преступления в отношении  другого потерпевшего, то содеянное  в таком случае квалифицируется  самостоятельно без учета отягчающего  обстоятельства, указанного в п. 2 ч. 2 ст. 181 УК.

Торговля людьми, совершенная  по п. 3 ч. 2 ст. 181 УК, предполагает наличие  у виновного лица дополнительной цели: стремление использовать потерпевшего для сексуальной или иной эксплуатации. К иной эксплуатации следует относить случаи использования подневольного труда потерпевших, брачных отношений, заключенных с потерпевшим под принуждением, других действий, вызывающих рабское положение потерпевшего. Для вменения данного квалифицирующего обстоятельства не требуется установления факта реализации указанной преступной цели. Достаточно доказать ее наличие у виновного на момент выполнения действия, направленного на совершение сделки в отношении потерпевшего. Однако если совершеннолетний приобретатель впоследствии совершит действия, связанные с вовлечением несовершеннолетнего потерпевшего в проституцию, попрошайничество, либо в совершение действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера, то содеянное требует дополнительной квалификации по соответствующей части ст. 173 УК (вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение) [24].

Торговля людьми, совершенная  с целью изъятия у потерпевшего органов или тканей для трансплантации (п. 4 ч. 2 ст. 181 УК), имеет место независимо от того, был ли осуществлен замысел  на изъятие органов или тканей потерпевшего. Реализация данной цели лицом, завладевшим по сделке потерпевшим, требует дополнительной квалификации действий виновного по п. 4 ч. 2 ст. 147 («Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения») либо по п. 9 ч. 2 ст. 139 УК («Убийство»).

Торговля людьми, совершенная  по п. 5 ч. 2 ст. 181 УК, образует квалифицированный  состав данного преступления при  установлении признаков, указанных  в ч. 2 ст. 17 или в ст. 18 УК. Организация  акции торговли человеком, либо склонение  лица к выполнению действия, направленного  на совершение сделки, либо оказание содействия в торговле человеком при отсутствии уголовно-правовых признаков, указанных  в ч. 1 ст. 18 УК, должны квалифицироваться  по ст. 181 со ссылкой на ст. 16 УК.

Под совершением торговли людьми должностным лицом с использованием

своих служебных полномочий (п. 6 ч. 2 ст. 181 УК) следует понимать использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением. Подобное лицо может занимать определенную должность в органах государственной власти или местного управления или самоуправления и быть наделено полномочиями государственно-властного характера (например, сотрудник паспортно-визовой или пограничной службы) и являться осведомленным о цели совершаемых им действий, способствующих торговцам людьми в получении документов на имя потенциальных жертв, а также в пересечении ими границы нашей страны или устранении определенных препятствий, либо не иметь соответствующего должностного положения (например, работник агентства по трудоустройству, туристического или брачного агентства, сотрудник лечебного учреждения, детского дома, а также работник негосударственной организации), но, будучи осведомленным о цели собственных совершаемых действий, способствовать торговцам людьми в их преступной деятельности, например, в получении информации о потенциальных жертвах, оформлении на их имя определенных документов, в беспрепятственном пропуске завербованных лиц с подложными

документами через границу  и т.п. [25, с. 33]. Дополнительной квалификации содеянного по статьям 424 УК или 426 УК не требуется, однако если должностное лицо получило материальное вознаграждение за злоупотребление своими полномочиями, оно подлежит также ответственности по статье 430 УК за получение взятки [24].

Торговля людьми по п. 7 ч. 2 ст.181 УК предусматривает ответственность за торговлю людьми, если ранее виновное лицо уже совершало хотя бы одно из  указанных ниже деяний: использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией, вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией, использование рабского труда, незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей.

В отношении торговли людьми, в целях вывоза потерпевшего за пределы государства, следует отметить, что для квалификации действий виновных по п. 8 ч. 2 ст. 181 УК не имеет значения, каким образом потерпевший оказался в другой стране (легальным или противозаконным), а также давал ли он на это согласие или нет [25, с. 36].

Торговля людьми с использованием стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств потерпевшего (п. 9 ч. 2 ст. 181) и путем обмана, злоупотребления доверием или соединенные с насилием, угрозой его применения или иными формами принуждения (п. 9 ч. 2 ст. 181) предусмотрена также как торговля людьми, способами, отягчающими ответственность.

Особо квалифицированный  состав (ч. 3 ст. 181) предполагает в дополнение к действиям, предусмотренным частями 1 или 2, причинение потерпевшему смерти по неосторожности, либо тяжких телесных повреждений, либо иных тяжких последствий или совершение организованной группой. Отношение причинителя вреда к последствиям должно характеризоваться неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности.

 Причинение указанных  последствий должно вменяться  в вину тому из участников  сделки с зависимым лицом, который  являлся ответственным за потерпевшего  в момент наступления вреда,  т.е. владел, пользовался или распоряжался им. Несмотря на неосторожность по отношению к последствиям в целом особо квалифицированный состав торговли людьми является преступлением умышленным.

 

3. Профилактика  и противодействие торговли людьми

Актуальность  противодействия торговле людьми в  современном мире не вызывает сомнения. Мировому сообществу приходится констатировать, что в начале XXI века практически забытый порок прошлого возрождается и набирает пугающую общество силу.

Как и  многие другие государства, Республика Беларусь оказалась вовлеченной  в международную сеть торговли людьми с целью эксплуатации.

В целях  противодействия данному социальному  злу в республике был разработан национальный план действий и 8 ноября 2001 года постановлением Совета Министров  Республики Беларусь № 1636 была принята  Государственная программа комплексных  мер по противодействию торговле людьми и распространению проституции  на 2002 – 2007 годы, предусматривающая  конкретные организационно-правовые, профилактические и практические мероприятия, меры реабилитации жертв торговли, а также расширение международного сотрудничества в данной сфере [26].

В 2004 году в Программу были внесены изменения  и дополнения по совершенствованию  государственного регулирования в  сфере противодействия торговле людьми.

Учитывая  актуальность проблемы, Республика Беларусь Законом от 3 мая 2003 г. № 195-3 ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной  организованной преступности от 15 ноября 2000 года.

Также, Законами Республики Беларусь от 3 мая 2003 г. № 196-3 и № 197-3 ратифицированы Протокол против незаконного ввоза мигрантов  по суше, морю и воздуху и Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющие  Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года.

В целях  приведения национального законодательства в соответствие с международными нормами был принят Декрет Президента Республики Беларусь от 9 марта 2005 г. № 3 «О некоторых мерах по противодействию  торговле людьми, в котором определяется само понятие  «торговля людьми»  и криминализируются сопутствующие  торговле людьми действия, предусмотренные  международными актами. Кроме того, ужесточаются санкции за совершение преступлений, сопряженных с торговлей  людьми: в качестве основного вида наказания предусмотрено исключительно  лишение свободы, а в качестве дополнительных конфискация имущества  и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. С целью предупреждения и профилактики торговли людьми Декретом были урегулированы общественные отношения, складывающиеся в сфере трудоустройства  и обучения за границей, деятельности брачных и модельных агентств, а также усыновления.

Вступивший  в силу 27 мая 2005 года Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и  дополнений в некоторые кодексы  Республики Беларусь по вопросам усиления ответственности за торговлю людьми и иные, связанные с ней правонарушения»  ввел в действие ряд положений  Декрета, закрепив их в Уголовном  Кодексе Республики Беларусь и Кодексе  Республики Беларусь об административных правонарушениях.

В развитие Декрета в целях создания правовых и организационных основ обеспечения  надлежащей защиты лиц, пострадавших от торговли людьми, принят Указ Президента Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 352 «О предотвращении последствий  торговли людьми», которым регламентируется понятие «жертва торговли людьми»  и определяются меры, обеспечивающие безопасность жертв, их социальную защиту и реабилитацию, временное пребывание на территории Беларуси (для иностранных  граждан и лиц без гражданства, являющихся жертвами торговли людьми), а также освобождение их от ответственности [26].

Информация о работе Правовые и теорико – прикладные аспекты противодействия торговли людьми