Правовые и теорико – прикладные аспекты противодействия торговли людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является изучение и детальное рассмотрение торговли людьми с позиций уголовного права, изучение проблем уголовной ответственности за торговлю людьми, методов и способов противодействия и профилактики борьбы с ней. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. провести анализ международно-правовых документов, относящихся к исследуемой проблеме;
2. дать уголовно-правовую и криминологическую оценку состояния, структуры, динамики преступлений, предусмотренных статьёй 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..….......................2 – 4
1. Понятие и общая характеристика противодействия торговли людьми в Республике Беларусь
1.1. Понятие торговли людьми в уголовном законодательстве Республики Беларусь……………………………………………………………………………..5 – 8
1.2. Формы торговли людьми……………………………………………….8 – 11
2. Организационно – правовой механизм противодействия торговли людьми
2.1. Международно – правовые стандарты противодействия торговли людьми……………………………………………………………………………...11 – 15
2.2. Уголовно – правовые аспекты противодействия торговли людьми в Республике Беларусь………………………………………………………………15 – 28
3. Профилактика и противодействие торговли людьми ………………….28 – 38
Заключение………………………………………………….………….…………..39 – 40
Список использованных источников………………………………………….41 – 44

Файлы: 1 файл

моя работа без титульника.docx

— 125.95 Кб (Скачать файл)

Принятие  данных нормативных правовых актов  позволило сформировать законодательство в сфере противодействия торговле людьми, отвечающее международным стандартам, благодаря чему наше государство  может эффективно противостоять  этой угрозе и обеспечивать безопасность населения. Кроме планомерной работы, которая проводится на национальном уровне, Беларусь занимает активную позицию  на международной арене по вопросам борьбы с торговлей людьми.

В рамках международных организаций Беларусь последовательно выступает за необходимость  принятия более действенных и  скоординированных мер, направленных на предупреждение и пресечение торговли людьми.

В ходе Саммита ООН в сентябре 2005 года Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подчеркнул необходимость  активизации работы по противодействию  торговле людьми, в частности, рассмотреть  возможные шаги по искоренению спроса на жертв торговли людьми.

Активность  Беларуси в данной сфере, подкрепленная  рядом действенных мер на национальном уровне, позволила нашей стране завоевать  на международной арене репутацию  признанного лидера борьбы с трафикингом.

На 61-й, 63-й и 64-й сессиях Генеральной  Ассамблеи ООН по инициативе Беларуси были приняты три комплексных резолюции по борьбе с торговлей людьми.

Последовательная  позиция белорусских делегаций  способствовала закреплению тезиса о необходимости скоординированных  усилий борьбы мирового сообщества в  борьбе с трафикингом в решениях Экономического и Социального Совета ООН и Совета ООН по правам человека.

В 2006 году по инициативе Беларуси создана Межучережденческая группа по координации борьбы с торговлей  людьми. Беларусь стала первой страной, которая внесла добровольный взнос  на обеспечение деятельности этого международного механизма [26].

В Межучрежденческой группе участвуют 17 международных специализированных агентств, включая Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, Международную организацию по миграции, Международную организацию труда, Фонд ООН для развития в интересах женщин, Детский фонд ООН ЮНИСЕФ и др. Координирует ее деятельность Управление ООН по наркотикам и преступности.

Беларусь  выступила организатором ряда международных  мероприятий, нацеленных на формирование эффективного глобального партнерства  против рабства и торговли людьми в XXI веке, в том числе состоявшейся в марте 2007 года в штаб-квартире ООН конференции по торговле женщинами и детьми с участием более 90 государств и 20 международных организаций.

В 2006-2010 гг. в г. Минске проведено четыре международных конференции высокого уровня, посвященных вопросам эффективного взаимодействия государств, международных и неправительственных организаций в сфере борьбы с торговлей людьми и защиты жертв трафикинга.

В этих форумах приняли участие представители  более 30 государств и 10 международных  организаций, в том числе Генеральный  директор МОМ, Специальный представитель  ОБСЕ по вопросам торговли людьми и  др.

В целях  распространения передового опыта  в сфере борьбы с торговлей  людьми в 2007 г. в г. Минске на базе Академии МВД Республики Беларусь открыт Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми (МУЦ), получивший в 2008 г. статус базового учебного учреждения стран СНГ. Для преподавания в МУЦ привлекаются ведущие международные эксперты в сфере торговли людьми. На базе Центра проходят обучение представители правоохранительных органов государств–участников СНГ, развивается сотрудничество с государствами Персидского залива.

В 2008 и 2009 годах Беларусь выступила инициатором  тематических дебатов Генеральной  Ассамблеи ООН, нацеленных на формирование эффективного международного режима по борьбе с торговлей людьми и разработку Глобального плана действий ООН по борьбе с трафикингом.

Высоко  оценила усилия Беларуси по борьбе с торговлей людьми на национальном и международном уровне и энергично поддержала идею Глобального плана Специальный докладчик ООН Джой Нгози Эзейло по торговле людьми, в особенности женщинами и детьми, посетившая нашу страну с официальным визитом в мае 2009 г.

В феврале 2010 г. по инициативе Беларуси в ООН  сформирована Группа друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми, в  которую вошли 20 государств, представляющих все регионы мира. Группа выступила  в качестве локомотива проводимых в  штаб-квартире ООН в мае-июле 2010 г. переговоров по разработке Глобального плана [26].

Кульминационным этапом процесса практической реализации антитрафикинговой инициативы Президента Республики Беларусь А.Лукашенко стало принятие 30 июля 2010 года Генеральной Ассамблей ООН Глобального плана действий по борьбе с торговлей людьми. 31 августа 2010 года на специальном заседании Генеральной Ассамблеи ООН Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун официально объявил о начале осуществления Плана.

Генеральный секретарь ООН высоко оценил значение Глобального плана, разработка которого была начата по инициативе Беларуси, как важнейшего механизма координации усилий мирового сообщества в борьбе с торговлей людьми и укрепления международного партнерства в этой сфере.

Глобальный  план предусматривает реализацию органами системы ООН и государствами-членами  практических мер по усилению международного сотрудничества в сфере предотвращения преступлений, связанных с торговлей  людьми, преследованию преступников.

В соответствии с Планом под эгидой Организации  Объединенных Наций создан Целевой  фонд добровольных взносов для защиты жертв торговли людьми, официальное  открытие которого состоялось 4 ноября 2010 г. в Нью-Йорке. Республика Беларусь в числе первых внесла добровольный взнос в Фонд.

В 2013 году ООН планирует провести оценку прогресса, достигнутого в ходе реализации Глобального  плана, что придает белорусской  антитрафикинговой инициативе формат долгосрочного элемента международной повестки дня.

В рамках 65-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН под председательством Беларуси состоялась первая Министерская встреча Группы друзей, в ходе которой обсуждены перспективы участия Группы в реализации Глобального плана, принята совместная министерская декларация [26].

Однако, стоит заметить, что координатором деятельности всех государственных органов Республики Беларусь по противодействию торговле людьми является Министерство внутренних дел Республики Беларусь.

В системе  органов внутренних дел создана  структура специализированных оперативных подразделений по противодействию торговле людьми и сопряженным с ней преступлениям, включающая 3 уровня:

– республиканский (управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми Министерства внутренних дел Республики Беларусь),

– областной (аналогичные управления главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних дел Брестского, Витебского, Гомельского, Гродненского, Минского, Могилевского областных исполнительных комитетов, управления внутренних дел на транспорте),

– районный (отделения/группы в 142 управлениях/отделах/отделениях внутренних дел в городах, районах, районах в городах, на транспорте), которые занимаются выявлением и раскрытием преступлений данной категории.

Контролирующим органом  в данной сфере является Межведомственная комиссия по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при  Совете Безопасности Республики Беларусь, которая с участием всех заинтересованных государственных органов ежегодно рассматривает складывающуюся в  республике ситуацию и дважды в год  докладывает Президенту Республики Беларусь о состоянии дел в  сфере противодействия торговле людьми [27, с. 4].

Следовательно, представляется необходимым привести статистику МВД за предыдущие 12 лет противодействия торговлей людьми. Всего за период времени с 2000 по 2011 годы выявлено 5275 преступлений в сфере противодействия торговле людьми, и иные связанные с ней деяния (статьи 171, 171-1, 173, 181, 181-1, 182, 187, 343, 343-1):

 

С 2001 года по данным МВД выявлено 672 факта исключительно торговли людьми (статья 187 УК в редакции 1999 года, статья 181 УК): 

За период времени с 2002 года по 1 января 2012 года установлены 4 646 жертв торговли людьми (4063 – подвергшихся сексуальной эксплуатации, 580 – подвергшихся трудовой эксплуатации, 3 подвергшихся изъятию органов):

Год

Сексуальная эксплуатация

Трудовая эксплуатация

Изъятие органов

Всего жертв

Совершеннолетние

Несовершеннолетние

Совершеннолетние

Несовершеннолетние

2002

100

0

0

 

2003

350

0

 

2004

400

0

 

2005

306

59

258

2

0

625

2006

793

218

92

4

0

1107

2007

356

22

39

1

0

418

2008

355

103

133

0

0

591

2009

334

35

29

0

0

398

2010

319

26

14

0

3

362

2011

265

22

8

0

0

295

Всего

4063

580

3

4646


 

Всего установлены 492 несовершеннолетние жертвы, из них:

подвергшиеся сексуальной  эксплуатации – 485;

подвергшиеся трудовой эксплуатации – 7 [28].

Приведенные статистические сведения, на первый взгляд, в полной мере отражающие результаты практической деятельности правоохранительных органов Республики Беларусь в области противодействия рассматриваемому виду преступлений, не дают исчерпывающей характеристики общего процесса борьбы с криминальным бизнесом, основанным на торговле людьми. Торговля людьми — это не только вид преступлений, но и отдельный сектор криминального бизнеса, который необходимо рассматривать как совокупность ряда уголовно наказуемых деяний, так или иначе связанных с рассматриваемым нами типом правонарушений. К числу подобных деяний надлежит отнести и такие, как: использование рабского труда; использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией; вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией; незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей; похищение человека; изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера. Эти преступления являются звеньями одного преступного бизнеса. Они тесно связаны и обусловлены друг другом.

Успешное противодействие  торговле людьми также строится на взаимодействии правоохранительных структур стран происхождения, транзита и  назначения. Министерством внутренних дел Беларуси налажены прямые контакты с правоохранительными органами стран Евросоюза, Ближнего Востока  и Содружества Независимых Государств. С некоторыми странами у Беларуси есть международные соглашения исключительно  по противодействию торговле людьми.

Весной 2010 года МВД Беларуси при содействии турецких правоохранительных органов пресечен канал поставки белорусских женщин в Турцию. Супружеская  пара, состоявшая из гражданки Беларуси и гражданина Турции, вербовала путем  обмана в Беларуси девушек и продавала  их владельцам ночных клубов в Турции для занятия консумацией. С февраля по март 2010 года преступники продали в Турцию 6 белорусских женщин, где последние подверглись эксплуатации: основная часть доходов девушек изымалась путем запугивания и применения надуманных штрафных санкций. Трафикерша из Беларуси задержана по обвинению в торговле людьми. Весной 2011 года белорусская она была осуждена к 5 годам лишения свободы, а её муж с тремя подельниками задержаны правоохранительными органами Турции также по обвинению в торговле людьми

Информация о работе Правовые и теорико – прикладные аспекты противодействия торговли людьми