Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является дать характеристику Преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств
Достижение цели осуществляется постановкой и решением следующих задач:
- изучить историю возникновения и развития уголовно-правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта;
- дать понятие преступлению против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Содержание работы

Введение 3
История развития отечественного законодательства,
регламентирующего безопасность движения и эксплуатацию
транспорта 5
Понятие преступлений против безопасности движения и
эксплуатации транспорта 9
Объективные признаки состава преступления против
безопасности движения и эксплуатации транспорта 17
Субъективные признаки состава преступления против
безопасности движения и эксплуатации транспорта 21
Назначение наказания по совокупности преступлений 25
Заключение 28
Практические задания 31
Задача 1 31
Задача 2 33
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

оригинал - копия.docx

— 73.20 Кб (Скачать файл)

Таким образом, к моменту  принятия в 1996 г. нового Уголовного кодекса  в доктрине уголовного права сложилась  довольно стройная система транспортных преступлений.

 

 

 

 

  1. Понятие преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта — это предусмотренные ст. 263—271 гл. 27 УК умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств и причиняющие или способные причинить вред жизни, здоровью человека, чужой собственности.1

В литературе существуют и  иные понятия преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта или, иначе как их называют транспортных преступлений – это: 
а) предусмотренные уголовным законом и совершаемые виновно общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на общественные отношения в сфере безопасного функционирования (движения и эксплуатации) транспортных средств и повлекшие наступление вредных последствий;

б) предусмотренные уголовным  законом общественно опасные  деяния, посягающие на общественные отношения  по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности  материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта;   
в) запрещённые уголовным законодательством общественно опасные деяния (действия или бездействия), посягающие на общественные отношения в сфере взаимодействия человека и техники, обеспечивающие нормальное функционирование железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного и магистрального трубопроводного транспорта и причиняющие либо создающие угрозу причинения вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства; 

г) предусмотренные ст. 263-271 гл. 27 УК РФ общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие состояние защищённости жизни, здоровья и имущества участников движения от угроз, вызванных нарушением правил движения и эксплуатации транспорта;  
д) общественно опасные деяния, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, которые причиняют или способны причинить вред жизни и здоровью граждан, а также крупный материальный ущерб;  
е) предусмотренные ст. 263-271 гл. 27 УК умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств и причиняющие или способные причинить вред жизни, здоровью человека, чужой собственности.2

В 27 главе УК предусмотрены  такие преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, как:

- нарушение правил безопасности  движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (статья 263);

- нарушение правил дорожного  движения и эксплуатации транспортных  средств (статья 264);

- оставление места дорожно-транспортного  происшествия (статья 265);

- недоброкачественный ремонт  транспортных средств и выпуск  их в эксплуатацию с техническими  неисправностями (статья 266);

- приведение в негодность  транспортных средств или путей  сообщения (статья 267);

- нарушение правил, обеспечивающих  безопасную работу транспорта (статья 268);

- нарушение правил безопасности  при строительстве, эксплуатации  или ремонте магистральных трубопроводов  (статья 269);

- неоказание капитаном  судна помощи терпящим бедствие (статья 270);

- нарушение правил международных  полетов (статья 271).

Объединение этих преступлений в самостоятельную главу обусловлено  их посягательством на единый родовой  объект, каковым являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта.3

Все нормы Главы 27 являются бланкетными, за исключением: приведение в негодность транспортных средств  или путей сообщения (ст. 267). 
Бланкетные диспозиции статей преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта отсылают к различным по юридической силе нормативно-правовым актам: 
а) международно-правовым актам – это, например, Международной конвенцией об охране человеческой жизни на море 1974 г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.;

б) законам, например, это  Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ФЗ от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», а так же кодексам, в частности, Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ, Водном кодексе 2006 г;

в) подзаконным нормативно-правовым актам, например, это Постановление  Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности  должностных лиц по обеспечению  безопасности дорожного движения») , Правила охраны магистральных трубопроводов, утверждены Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9 (вместе с «Положением о взаимоотношениях предприятий, коммуникации которых проходят в одном техническом коридоре или пересекаются»).

В литературе вопрос о классификации  преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта решается неоднозначно, так как нет четких критериев, позволяющих отнести  то или иное преступление к определённой группе.

Тем не менее полагаю, что преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта можно классифицировать в зависимости от понимания категории «транспорт» в широком смысле слова как транспортное средство и инфраструктура его обслуживающая либо в узком как только транспортное средство:

  1. преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (в широком смысле слова) – это неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (ст. 263.1.); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267); 
    2. преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (в узком смысле слова) – это: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263); нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269); неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270); нарушение правил международных полетов (ст. 271); нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации (ст. 271.1.).  
    В литературе есть и иные классификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, которые будет воспроизведены в хронологическом порядке, в том виде в котором предлагались, начиная с начала действия УК РФ 1996 года. 
    По мнению Б.В. Яцеленко, все преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта можно подразделить на две группы преступлений:  
    1. преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 263, 264, 265 (утратила юридическую силу), 266, 271 УК);  
    2. преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 267, 268, 269 и 270 УК).4

По близости (родству) непосредственного  объекта, преступления предусмотренные  гл. 27 УК, как считает Ф.С. Бражник, можно разделить на две группы:

первая группа – это деяния, посягающие на установленный порядок  вождения и эксплуатации соответствующих  машин – ст. 263, 264, 266, 270, 271 УК;  вторая группа – это деяния, которые сами по себе не являются нарушением правил вождения и эксплуатации машин, но создают угрозу безопасности движения и эксплуатации соответствующих машин- ст. 267, 268, 269 УК.5

Так, В.Н. Кудрявцев классификация  преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта на: 
1) преступления, связанные с движением транспорта (ст. 263, 264, 265 (утратила юридическую силу), 268, 271); 2) иные транспортные преступления (ст. 266, 267, 269 и 270).6

По мнению А.И. Коробеева, классификация, в основе которой лежат особенности транспортных средств и некоторые признаки непосредственного объекта этих деяний, может быть представлена в следующем виде:1. преступления в области охраны безопасности функционирования железнодорожных, воздушных, морских и речных транспортных средств (ст. 263, 270, 271 УК);2. преступления в области охраны безопасности функционирования автотранспорта и городского электротранспорта (ст. 264 УК);3. преступления в области охраны безопасности функционирования всех видов механических транспортных средств (ст. 266-268 УК);4. иные преступления, относимые к транспортным (ст. 269 УК).7

Как считает, И.М. Тяжкова, преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатацию транспортных средств, ответственность за которые предусмотрена гл. 27 УК принято подразделять на две группы: Первую группу составляют преступления нарушающие правила безопасности движения и эксплуатации транспорта в процессе их непосредственного использования по назначению. К преступлениям первой группы относятся: 1) нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта (ст. 263 УК); 2) нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК); 3) неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК); 4) нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК).

Вторую группу составляют преступления, препятствующие или затрудняющие нормальное функционирование (движение и эксплуатацию) транспортных средств. Преступления второй группы составляют: 1) недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК) 2) приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК); 3) нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК) 4) нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК).8

Так, А.Ф.Истомин полагает, что с  учётом законодательной систематизации в самостоятельной Главе - две  группы преступлений:  
1. преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 263, 264, 266, 271 УК); 2. преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 267, 268, 269 и 270 УК).9

По мнению В.В. Сверчкова, система преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта согласно гл. 27 УК включает две группы:1. преступления, совершаемые лицами, ответственными за безопасность движения вверенных им транспортных средств и их эксплуатацию (ст. 263-266, 269-271 УК); 
2. преступления, совершаемые лицами, которым не вверены транспортные средства (ст. 267, 268 УК).10

М.А. Кауфман считает, что все  преступления, предусмотренные гл. 27 УК РФ, можно условно разделить  на два вида:1) преступления непосредственно, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта(ст. 263, 264, 266, 268 УК РФ); 2) иные преступления в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 267, 269-271 УК РФ).

Т.Ю. Орешкина, основываясь на классификации  предложенной А.А. Чучаевым, что преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта состоят из двух групп, одна из которых выделена в самостоятельную группу, так как не совсем чётко вписывается в гл. 27УК по признаку видового объекта: 1. преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатацию транспорта- ст. 263-269 УК РФ); 
2. иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. 270, 271 УК РФ)11.

С.М. Кочои преступления, предусмотренные гл. 27 УК, делит по непосредственному объекту на две группы: 
1. общие составы преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 266, 267, 268);

2. преступления против безопасности  движения и эксплуатации конкретных  видов транспорта: а) железнодорожного, воздушного и водного транспорта (ст. 263); б) автомобильного транспорта (ст. 264); в) магистральных трубопроводов  (ст. 269); г) водного транспорта (ст. 270); д) воздушного транспорта (ст. 271).12

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Объективные признаки состава преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Уголовно-правовое регулирование  преступного нарушения правил дорожного  движения и эксплуатации транспортных средств осуществляется на основе общего учения о составе данного преступления, включающего в себя совокупность объективных и субъективных признаков. При этом к обязательным объективным  признакам состава преступления наука уголовного права России традиционно  относит объект и объективную  сторону преступления, к факультативным, в ряде случаев, - предмет преступления.

Объект преступления является одной из важнейших проблем в  уголовном праве, поскольку от ее решения зависит точное определение  характера преступления и степени  его общественной опасности. Концепция, согласно которой объектом преступления являются общественные отношения, позволяет  выстроить пирамидальную систему  видов объекта преступного посягательства и определить место в ней и  понятие объекта преступного  нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. На основании изложенного, выделим четыре вида объекта рассматриваемого преступного посягательства: 1) общий, 2) родовой, 3) видовой и 4) непосредственный.

Информация о работе Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств