Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является дать характеристику Преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств
Достижение цели осуществляется постановкой и решением следующих задач:
- изучить историю возникновения и развития уголовно-правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта;
- дать понятие преступлению против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Введение 3
История развития отечественного законодательства,
регламентирующего безопасность движения и эксплуатацию
транспорта 5
Понятие преступлений против безопасности движения и
эксплуатации транспорта 9
Объективные признаки состава преступления против
безопасности движения и эксплуатации транспорта 17
Субъективные признаки состава преступления против
безопасности движения и эксплуатации транспорта 21
Назначение наказания по совокупности преступлений 25
Заключение 28
Практические задания 31
Задача 1 31
Задача 2 33
Список литературы 35
Таким образом, к моменту принятия в 1996 г. нового Уголовного кодекса в доктрине уголовного права сложилась довольно стройная система транспортных преступлений.
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта — это предусмотренные ст. 263—271 гл. 27 УК умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств и причиняющие или способные причинить вред жизни, здоровью человека, чужой собственности.1
В литературе существуют и
иные понятия преступлений против безопасности
дорожного движения и эксплуатации
транспорта или, иначе как их называют
транспортных преступлений – это:
а) предусмотренные уголовным законом
и совершаемые виновно общественно опасные
деяния (действия или бездействие), посягающие
на общественные отношения в сфере безопасного
функционирования (движения и эксплуатации)
транспортных средств и повлекшие наступление
вредных последствий;
б) предусмотренные уголовным
законом общественно опасные
деяния, посягающие на общественные отношения
по поводу обеспечения безопасности
жизни и здоровья людей, сохранности
материальных ценностей в процессе
движения и эксплуатации морского,
речного, воздушного, железнодорожного,
автомобильного и трубопроводного
транспорта;
в) запрещённые уголовным законодательством
общественно опасные деяния (действия
или бездействия), посягающие на общественные
отношения в сфере взаимодействия человека
и техники, обеспечивающие нормальное
функционирование железнодорожного, воздушного,
водного, автомобильного и магистрального
трубопроводного транспорта и причиняющие
либо создающие угрозу причинения вреда
правам и законным интересам граждан или
организаций либо охраняемые законом
интересы общества или государства;
г) предусмотренные ст. 263-271
гл. 27 УК РФ общественно опасные деяния,
посягающие на общественные отношения,
обеспечивающие состояние защищённости
жизни, здоровья и имущества участников
движения от угроз, вызванных нарушением
правил движения и эксплуатации транспорта;
д) общественно опасные деяния, посягающие
на безопасность движения и эксплуатации
транспорта, которые причиняют или способны
причинить вред жизни и здоровью граждан,
а также крупный материальный ущерб;
е) предусмотренные ст. 263-271 гл. 27 УК умышленные
или неосторожные общественно опасные
деяния (действия или бездействие), посягающие
на безопасность движения и эксплуатации
транспортных средств и причиняющие или
способные причинить вред жизни, здоровью
человека, чужой собственности.2
В 27 главе УК предусмотрены такие преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, как:
- нарушение правил безопасности
движения и эксплуатации
- нарушение правил дорожного
движения и эксплуатации
- оставление места дорожно-
- недоброкачественный ремонт
транспортных средств и выпуск
их в эксплуатацию с
- приведение в негодность
транспортных средств или
- нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (статья 268);
- нарушение правил безопасности
при строительстве,
- неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (статья 270);
- нарушение правил
Объединение этих преступлений
в самостоятельную главу
Все нормы Главы 27 являются
бланкетными, за исключением: приведение
в негодность транспортных средств
или путей сообщения (ст. 267).
Бланкетные диспозиции статей преступлений
против безопасности движения и эксплуатации
транспорта отсылают к различным по юридической
силе нормативно-правовым актам:
а) международно-правовым актам – это,
например, Международной конвенцией об
охране человеческой жизни на море 1974
г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982
г.;
б) законам, например, это Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ФЗ от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», а так же кодексам, в частности, Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ, Водном кодексе 2006 г;
в) подзаконным нормативно-
В литературе вопрос о классификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта решается неоднозначно, так как нет четких критериев, позволяющих отнести то или иное преступление к определённой группе.
Тем не менее полагаю, что преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта можно классифицировать в зависимости от понимания категории «транспорт» в широком смысле слова как транспортное средство и инфраструктура его обслуживающая либо в узком как только транспортное средство:
По близости (родству) непосредственного объекта, преступления предусмотренные гл. 27 УК, как считает Ф.С. Бражник, можно разделить на две группы:
первая группа – это деяния, посягающие на установленный порядок вождения и эксплуатации соответствующих машин – ст. 263, 264, 266, 270, 271 УК; вторая группа – это деяния, которые сами по себе не являются нарушением правил вождения и эксплуатации машин, но создают угрозу безопасности движения и эксплуатации соответствующих машин- ст. 267, 268, 269 УК.5
Так, В.Н. Кудрявцев классификация
преступлений против безопасности движения
и эксплуатации транспорта на:
1) преступления, связанные с движением
транспорта (ст. 263, 264, 265 (утратила юридическую
силу), 268, 271); 2) иные транспортные преступления
(ст. 266, 267, 269 и 270).6
По мнению А.И. Коробеева, классификация, в основе которой лежат особенности транспортных средств и некоторые признаки непосредственного объекта этих деяний, может быть представлена в следующем виде:1. преступления в области охраны безопасности функционирования железнодорожных, воздушных, морских и речных транспортных средств (ст. 263, 270, 271 УК);2. преступления в области охраны безопасности функционирования автотранспорта и городского электротранспорта (ст. 264 УК);3. преступления в области охраны безопасности функционирования всех видов механических транспортных средств (ст. 266-268 УК);4. иные преступления, относимые к транспортным (ст. 269 УК).7
Как считает, И.М. Тяжкова, преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатацию транспортных средств, ответственность за которые предусмотрена гл. 27 УК принято подразделять на две группы: Первую группу составляют преступления нарушающие правила безопасности движения и эксплуатации транспорта в процессе их непосредственного использования по назначению. К преступлениям первой группы относятся: 1) нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта (ст. 263 УК); 2) нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК); 3) неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК); 4) нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК).
Вторую группу составляют преступления, препятствующие или затрудняющие нормальное функционирование (движение и эксплуатацию) транспортных средств. Преступления второй группы составляют: 1) недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК) 2) приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК); 3) нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК) 4) нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК).8
Так, А.Ф.Истомин полагает, что с
учётом законодательной систематизации
в самостоятельной Главе - две
группы преступлений:
1. преступления, непосредственно связанные
с нарушением правил безопасности движения
и эксплуатации транспортных средств
(ст. 263, 264, 266, 271 УК); 2. преступления, непосредственно
не связанные с нарушением правил безопасности
движения и эксплуатации транспортных
средств (ст. 267, 268, 269 и 270 УК).9
По мнению В.В. Сверчкова, система преступлений
против безопасности движения и эксплуатации
транспорта согласно гл. 27 УК включает
две группы:1. преступления, совершаемые
лицами, ответственными за безопасность
движения вверенных им транспортных средств
и их эксплуатацию (ст. 263-266, 269-271 УК);
2. преступления, совершаемые лицами, которым
не вверены транспортные средства (ст.
267, 268 УК).10
М.А. Кауфман считает, что все преступления, предусмотренные гл. 27 УК РФ, можно условно разделить на два вида:1) преступления непосредственно, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта(ст. 263, 264, 266, 268 УК РФ); 2) иные преступления в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 267, 269-271 УК РФ).
Т.Ю. Орешкина, основываясь на классификации
предложенной А.А. Чучаевым, что преступления
против безопасности движения и эксплуатации
транспорта состоят из двух групп, одна
из которых выделена в самостоятельную
группу, так как не совсем чётко вписывается
в гл. 27УК по признаку видового объекта:
1. преступления, посягающие на безопасность
движения и эксплуатацию транспорта- ст.
263-269 УК РФ);
2. иные преступления в сфере функционирования
транспорта (ст. 270, 271 УК РФ)11.
С.М. Кочои преступления, предусмотренные
гл. 27 УК, делит по непосредственному объекту
на две группы:
1. общие составы преступлений против безопасности
движения и эксплуатации транспорта (ст.
266, 267, 268);
2. преступления против
Уголовно-правовое регулирование
преступного нарушения правил дорожного
движения и эксплуатации транспортных
средств осуществляется на основе общего
учения о составе данного
Объект преступления является
одной из важнейших проблем в
уголовном праве, поскольку от ее
решения зависит точное определение
характера преступления и степени
его общественной опасности. Концепция,
согласно которой объектом преступления
являются общественные отношения, позволяет
выстроить пирамидальную
Информация о работе Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств