Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является дать характеристику Преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств
Достижение цели осуществляется постановкой и решением следующих задач:
- изучить историю возникновения и развития уголовно-правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта;
- дать понятие преступлению против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Содержание работы

Введение 3
История развития отечественного законодательства,
регламентирующего безопасность движения и эксплуатацию
транспорта 5
Понятие преступлений против безопасности движения и
эксплуатации транспорта 9
Объективные признаки состава преступления против
безопасности движения и эксплуатации транспорта 17
Субъективные признаки состава преступления против
безопасности движения и эксплуатации транспорта 21
Назначение наказания по совокупности преступлений 25
Заключение 28
Практические задания 31
Задача 1 31
Задача 2 33
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

оригинал - копия.docx

— 73.20 Кб (Скачать файл)

1. Наказание должно назначаться  в пределах, установленных соответствующей статьей Особенной части УК РФ.

2. Наказание назначается  с учетом положений Общей части  УК РФ. Здесь имеются в виду те нормы Общей части, которые связаны с назначением наказания и влияют на этот процесс. Это нормы о задачах и принципах УК (гл. 1), о понятии, целях и видах наказания (гл. 9), об особенностях уголовной ответственности и наказаниях несовершеннолетних (гл. 14) и другие нормы Общей части.

3. Наказание назначается  с учетом характера и степени  общественной опасности преступления.

При совокупности преступлений (ст. 69 УК) наказание назначается отдельно за каждое преступление.

Если все преступления, совершенные по совокупности, являются преступлениями небольшой и средней  тяжести, то окончательное наказание  назначается путем:1) поглощения менее  строгого наказания более строгим  либо; 2) частичного или полного сложения назначенных наказаний.

При этом окончательное наказание  не может превышать более чем  на 1/2 максимальный срок или размер наказания, предусмотренного за наиболее тяжкое из совершенных преступлений.

Если хотя бы одно из преступлений, совершенных по совокупности, является тяжким или особо тяжким преступлением, то окончательное наказание назначается  путем сложения (полного или частичного) наказаний. При этом окончательное  наказание в виде лишения свободы  не может превышать более чем  на 1/2 максимальный срок лишения свободы, предусмотренного за наиболее тяжкое из совершенных преступлений.

Если лицо совершило несколько  неоконченных преступлений, то за каждое из них назначается наказание  в соответствии со ст. 66 УК. Окончательное  наказание при этом не может превышать  более чем наполовину максимальный срок или размер наказания, которое  может быть назначено по указанным  правилам за наиболее тяжкое из совершенных  неоконченных преступлений.

К основным видам наказаний  могут быть присоединены дополнительные виды наказаний (при их сложении - в  пределах максимального срока или  размера, предусмотренного Общей частью УК). Однако дополнительное наказание  не может быть определено по совокупности преступлений, если оно не назначено  ни за одно из преступлений, входящих в совокупность.

В случае, когда за два  или более преступления наряду с  основным наказанием назначается один и тот же вид дополнительного  наказания, окончательный его срок или размер при частичном или  полном сложении наказаний не может превышать максимальный срок или размер, предусмотренный для данного вида наказания Общей частью УК. Если же за различные преступления, входящие в совокупность, судом назначены разные виды дополнительного наказания, то они с приведением соответствующих размеров и сроков должны быть указаны в приговоре и при назначении окончательного наказания по совокупности преступлений.

Срок или размер дополнительного  наказания, назначенного по совокупности преступлений или по совокупности приговоров, не может превышать максимальный срок или размер, предусмотренный  соответствующей статьей Общей  части УК.

По тем же правилам (ст. 69 УК) назначается наказание, если после  вынесения приговора по делу будет  установлено, что осужденный виновен  еще и в другом преступлении, совершенном  им до вынесения приговора по первому  делу. В этом случае в окончательное  наказание засчитывается наказание, отбытое по первому приговору.

Суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций  вправе переквалифицировать преступное деяние с одной статьи на несколько  других статей или частей статей уголовного закона, предусматривающих ответственность  за менее тяжкие преступления, если этим не ухудшается положение осужденного  и не нарушается его право на защиту. При этом наказание, назначенное  по совокупности преступлений, не может  быть более строгим, чем максимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи УК, по которой было квалифицировано  деяние в постановлении о привлечении  лица в качестве обвиняемого и  в обвинительном заключении (обвинительном  акте).19

 

 

 

Заключение

Преступления, посягающие на безопасное функционирование транспортных средств, впервые выделены в российском законодательстве в самостоятельную  главу в новом Уголовном кодексе, вступившем в силу с 1 января 1997г. Это  объясняется тем, что на современном  этапе развития общества, то есть с  ростом количества транспортных средств, значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта.

Объективными причинами преступного  нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспорта являются состояние автотранспортного средства и дороги, конфигурация дороги, погодные условия, динамичность смены дорожной обстановки, действия третьих лиц - переходов, ремонтных работников, сотрудников  правоохранительных органов и др.

Факторами субъективного характера, совершения преступного нарушения  правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, являются управление транспортным средством в состоянии  опьянения; низкий уровень правосознания  водителей; недостатки в организационно-управленческой работе администрации организаций, предприятий или учреждений, в  которых имеются автохозяйства; низкоэффективная деятельность специализированных автошкол, осуществляющих подготовку водителей; пробелы во взаимодействии подразделений ГИБДД МВД России с представителями средств массовой информации.

Социально-демографическая, уголовно-правовая и нравственно-психологическая характеристика личности водителей, совершивших преступное нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспорта, дают достаточно оснований для того, чтобы  утвердиться в выводе о том, что  преступление определяет не ситуация, не стечение случайных моментов, а поведение лица, допустившее невнимательность, беспечность, неправильную оценку ситуации, несвоевременное, неверное, неумелое реагирование на возникшую опасность при движении по дороге.

При сопоставлении криминологической  характеристики лиц, виновных в совершении автотранспортных преступлений, с данными, характеризующими лиц, совершивших  иные, в том числе и умышленные преступления, отчетливо просматриваются  общие закономерности, тенденции, качества. Они связаны с возрастом, образованием, предшествующим поведением, уровнем  правосознания, отношением к труду, совершенному деянию и рядом других социально-психологических качеств.

Эти закономерности весьма перспективно учитывать при определении мероприятий  по предупреждению рассматриваемых  преступлений, а также форм и методов  профилактического воздействия  на личность водителя-правонарушителя.

 Диапазон социальных и организационных  мер по предупреждению преступного  нарушения правил дорожного движения  или эксплуатации транспорта  достаточно широк. При этом  расширение роли уголовно-правовых  норм в предупреждении соответствующих  преступлений нуждается в принятии  законодателем и дальнейшем обеспечении  их фактического выполнения.

Деятельность органов правоохранительных органов в сфере предупреждения преступного нарушения правил дорожного  движения или эксплуатации транспортных средств должна включать в себя комплекс мер, связанных с правовыми, социальными, организационными, управленческими  и другими мерами. Данный комплекс должен включать в себя следующие  меры:

- деятельность по оценке качества  работы школ и курсов, занимающихся  подготовкой автолюбителей, введением  специальных курсов повышения  водительской квалификации;

- улучшение информирования участников  дорожного движения об особенностях  конкретных участков дорог, внедрение  новых, более современных технических  средств активной безопасности, повышение общего уровня организации  дорожного движения.

- осуществление индивидуально-профилактической  работы с лицами, допускающими  систематическое совершение административных  правонарушений в области дорожного  движения;

- активизация взаимодействия со  средствами массовой информации  в осуществлении правовой пропаганды  и популяризации правил дорожного  движения;

- деятельность по реорганизации  медико-профилактических мероприятий,  связанных с обследованием водителей  на автопредприятиях, проводимые  во время предрейсовых медицинских осмотров.

В последние годы в нашей  стране принят ряд важных законодательных  и иных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение устойчивого  и безопасного функционирования всех видов транспорта. В их числе  назовем Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного  движения», Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г., Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» и многие другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задача № 1.

Машинист товарного поезда Васин, несмотря на предупредительный  знак о сокращении скорости до 40 км/ч, движение не стал замедлять. Недалеко от поворота он резко затормозил. Хвостовая  часть поезда надавила на впереди  идущие вагоны, один вагон был разбит, а остальные сошли с рельсов. Железной дороге был причинен крупный  ущерб.

Дайте юридическую оценку действиям Васина.

Ответ:

В данной ситуации Васин  нарушил правила безопасности движения железнодорожного транспорта в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать  эти правилаесли эти деяния повлекли по неосторожности причинение крупного ущерба, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (ч. 1 ст. 263).

Родовой объект преступления – общественная безопасность и общественный порядок.

Видовой объект – безопасность движения и эксплуатации транспорта.

Непосредственным объектом является безопасность движения и эксплуатации транспорта.

Объективная сторона выражается в трех обязательных признаках: в  деянии в форме активных действий – в нарушении правил дорожного  движения (превышении скорости); последствиях деяния в виде причинения крупного ущерба; причинной связи между деянием и наступившими последствиями.

Состав по конструкции  материальный и считается оконченным с момента наступления последствий.

Субъективная сторона  – вина в форме неосторожности по отношению к причиненным последствиям.

Субъект преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ, —специальный, т. е. им может быть лишь вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления 16-летнего возраста, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать указанные в законе правила. Иными словами, закон акцентирует внимание не на профессии или должности виновного, а на его функциональных обязанностях, при наличии которых он должен, а в силу имеющейся профессии или занимаемой должности и может обеспечивать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, транспорта (машинист).

Указанные в законе последствия  только тогда могут вменяться  в вину, когда они находятся  в причинной связи с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации анализируемых видов транспорта. Вопрос о причинной связи должен обсуждаться только после установления факта нарушения соответствующих правил безопасности движения или правил эксплуатации транспорта. Для объективной стороны этого преступления обязательным элементом является место совершения преступления: железнодорожный, воздушный, морской и речной транспорт.20

 

 

 

 

 

Задача № 2.

Работник ГИБДД 20 мая 2007 года задержал на выезде из Энгельса мотоциклиста Дерябина. Следствием установлено, что  мотоцикл был угнан Дерябиным, и  на одном из перекрестков города он сбил пешехода, причинив тяжкий вред его  здоровью. С места происшествия, Дерябин скрылся, помощи потерпевшему не оказал

Квалифицируйте действия Дерябина.

Изменится ли квалификация, если Дерябину исполнилось 15 лет?

Ответ:

Дерябин должен быть привлечен  к ответственности по ч.1 ст.158 Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, -

наказывается штрафом  в размере до восьмидесяти тысяч  рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного  за период до шести месяцев, либо обязательными  работами на срок до трехсот шестидесяти  часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными  работами на срок до двух лет, либо арестом  на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Информация о работе Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств