Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является дать характеристику Преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств
Достижение цели осуществляется постановкой и решением следующих задач:
- изучить историю возникновения и развития уголовно-правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта;
- дать понятие преступлению против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Содержание работы

Введение 3
История развития отечественного законодательства,
регламентирующего безопасность движения и эксплуатацию
транспорта 5
Понятие преступлений против безопасности движения и
эксплуатации транспорта 9
Объективные признаки состава преступления против
безопасности движения и эксплуатации транспорта 17
Субъективные признаки состава преступления против
безопасности движения и эксплуатации транспорта 21
Назначение наказания по совокупности преступлений 25
Заключение 28
Практические задания 31
Задача 1 31
Задача 2 33
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

оригинал - копия.docx

— 73.20 Кб (Скачать файл)

Объединение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств в самостоятельную главу обусловлено их посягательством на единый родовой объект, каковым являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта.

Видовым объектом преступлений, предусмотренных Главой 27 УК РФ, являются общественные отношения в сфере  обеспечения безопасности дорожного  движения и эксплуатации транспорта.

Непосредственным объектом рассматриваемых преступлений являются общественные отношения в сфере  обеспечения безопасности дорожного  движения и эксплуатации отдельных  видов транспорта.13

Непосредственным объектом преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, является безопасность дорожного  движения и эксплуатации транспортных средств. Согласно Закону РФ «О безопасности дорожного движения» от 15 ноября 1995г.: безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его  участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Вместе с тем  при совершении рассматриваемых  преступлений вред причиняется и  другим правоохраняемым объектам: личности граждан, личному имуществу. Однако эти интересы выступают лишь в качестве дополнительного непосредственного объекта, который не определяет и не может определять правовую природу данного преступления.

Дополнительным объектом могут выступать – общественные отношения в сфере обеспечения  жизни и здоровья людей, собственности, окружающей среды.

Дополнительные объекты—здоровье (ч. 1 ст. 263, ч. 1 ст. 264, ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 268, ч. 1 ст. 269 УК), жизнь (ч. 2, 3 ст. 263, ч. 2, 3 ст. 264, ч. 2, 3 ст. 266, ч. 2, 3 ст. 267, ч. 2, 3 ст. 268, ч. 2, 3 ст. 269 УК) человека; чужая собственность (ст. 267 УК). Здоровье человека (см. ч. 1 ст. 267 УК), чужая собственность могут быть и факультативными объектами.

Предмет является во многих составах конструктивным признаком  преступления: железнодорожный, воздушный, морской и внутренний водный транспорт и метрополитен (263 УК); автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство (ст. 264 УК); транспортное средство, пути сообщения, средства сигнализации или связи либо другое транспортное оборудования, а так же транспортные коммуникации (ст. 267 УК) и т.д.

С объективной стороны  транспортные преступления могут совершаться  как путём действия, так и бездействия: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263); нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269); нарушение правил международных полетов (ст. 271).

Только путём действия – приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267); только путём бездействия – неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (ст. 263.1.); неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270); нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации (ст. 271.1.)

Преступления, предусмотренные  Главой 27 УК РФ, являются материальными (ст.ст. 263-269, 271.1), за исключением таких  двух как: неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270), нарушение правил международных полетов (ст. 271). 
Для материальных составов преступлений обязательно наличие причинной связи между деянием (действием или бездействием) и общественно опасными последствиями.

На это обстоятельство, применительно к ст. 264 УК РФ обратил  внимание Пленум Верховного Суда РФ в  п.1 своего постановления от 9 декабря 2008 г. N 25 «О судебной практике по делам  о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» и указал на то, что «уголовная ответственность за преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ, может иметь место лишь при условии наступления последствий, указанных в этой статье, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств».

Общественно опасные последствия, предусмотренные статьями Главы 27 УК РФ, могут быть в виде причинения: а) по неосторожности тяжкого вреда  здоровью человека либо причинение крупного ущерба (напр., ч.1 ст. 263, ч.1 ст. 263.1., ч.1 ст. 267); б) по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека (напр., ч. 1 ст. 264, ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 268, ч. 1 ст. 269.); в) по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерть человека (напр., ч.1 ст. 271.1); г) по неосторожности смерть человека (напр., ч.2 ст. 263, ч.2 ст. 263.1.); д) по неосторожности смерть двух или более лиц (ч.3 ст. 263, ч.3 ст. 263.1., ч.3 ст. 269, ч. 2 ст. 271.1).

Место совершения преступления является обязательным признаком объективной  стороны такого преступления как  неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270). 14

Обязательным для квалификации деяния как преступления может являться средство его совершения, в частности, транспортное средство. Однако средство следует отличать от предмета преступного посягательства. Так, транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации и или связи, другое транспортное оборудование являются предметами посягательств, предусмотренных ст. 266 и 267 УК. Вст. 267 УК таковыми к тому же являются и транспортные коммуникации.

 

 

  1. Субъективные признаки состава преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта Назначение наказания по совокупности преступлений.

В науке уголовного права  выделяют два субъективных элемента состава преступления: субъект преступления и субъективную сторону преступления.15

Субъективная сторона  преступления - это психическая деятельность лица, непосредственно связанная  с совершением преступления. В  отличие от наблюдаемой внешне объективной  стороны преступления субъективная сторона составляет внутреннее, психологическое  содержание общественно опасного деяния. Субъективная сторона преступления как элемент состава преступления позволяет отграничить преступное поведение от непреступного, а также отграничить рассматриваемое преступление, от сходных по объективным признакам составов преступлений. Установление признаков субъективной стороны состава преступления в значительной мере определяет степень общественной опасности преступления и лица, его совершившего.

Содержание субъективной стороны преступного деяния раскрывается через понятия вины, мотива и цели. Вина - это психическое отношение  лица к совершенному им общественно  опасному деянию, предусмотренному уголовным  законом.16

Субъективная сторона  преступлений, предусмотренных ст. ст. 263-269, 271.1 УК РФ, характеризуется  неосторожной формой вины, а ст. 270-271 УК РФ – умышленной виной в виде прямого умысла.

В п. 5 Постановления Пленума  Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 года № 11 «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях» указывается, что преступное нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств является только неосторожным преступлением. В соответствии с положениями, закрепленными в ст. 27 УК РФ, двойная форма вины проявляет себя только в случае совершения умышленного преступления, когда помимо основного состава преступления присутствует квалифицирующее обстоятельство, выполненное по неосторожности.

В связи с тем, что преступное нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств  совершается только по неосторожности, в субъективной стороне данного  преступления отсутствуют иные признаки (мотив и цель). Мотив и цель, как признаки субъективной стороны  преступления возможны только при умышленной форме вины.

Уголовное законодательство России предполагает два вида неосторожной формы вины: преступное легкомыслие  и преступная небрежность (ст. 26 УК РФ).

Вина состоит из двух моментов, описывающих психическую деятельность человека. Первый характеризует сознание и называется интеллектуальным моментом, второй характеризует волю и называется волевым моментом. По совокупности данных признаков определяется конкретный вид вины и его характеристика.

Интеллектуальный момент преступного легкомыслия при  совершении преступного нарушения  правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств заключается  в предвидении возможности причинения вреда здоровью человека в результате нарушения требований безопасности при дорожном движении. При этом само нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения, может быть как осознанным, так и неосознанным.

Волевой момент выражается в самонадеянном расчете на предотвращение этих последствий. Самонадеянность  следует понимать как расчет на некие  конкретные обстоятельства, которые, по мнению виновного, должны не допустить  наступление общественно опасных  последствий. К самонадеянному расчету в рассматриваемом преступлении следует отнести расчет на свои водительские навыки, исправность автомобиля, надежду на быстрые действия потерпевшего и иное. Важно при оценке вины установить, что расчет на данные обстоятельства был неосновательным, завышенным. Если расчет лица будет принят судом как достаточный, то наличие преступного легкомыслия в преступном деянии исключается. Достаточность (обоснованность) расчета основывается на том, что в данной ситуации было сделано все возможное для не наступления последствий, и с точки зрения опыта и здравого смысла данных последствий наступить было не должно.Здесь мы видим, что развитие причинной связи происходило вне сознания и воли субъекта, поэтому по отношению к наступившему вреду здоровью отсутствует вина. Эту ситуацию необходимо квалифицировать как невиновное причинение вреда. Причем оценку обоснованности расчета следует проводить из своеобразной идеальной конструкции «среднего человека», то есть на основании общепризнанных положений не правового характера.

Преступная небрежность  по интеллектуальному моменту характеризуется  не предвидением возможности наступления  общественно опасных последствий, то есть оценкой своего поведения  как общественно не опасного. Наступление  уголовной ответственности при  данном виде вины связывается с волевым  моментом. Волевой момент преступной небрежности выражается в двух обязательных признаках: обязанности предвидеть наступление общественно опасных  последствий при совершении деяния и возможность данные последствия  предвидеть. При преступном нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств обязанность предвидеть наступление общественно опасных последствий вытекает из осведомленности лица о том, что транспортное средство является источником повышенной опасности, и наличия специальных познаний в области правильного осуществления дорожного движения (при получении прав на вождение механического транспортного средства каждое лицо обязано сдать экзамен на знание Правил дорожного движения и умение управлять данным транспортным средством).17

Субъектом транспортных преступлений является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Уголовная ответственность  с 14 лет наступает только за совершения такого преступления как приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267). 
Специальный субъект, в частности, предусмотрен в: а) ст. 264 УК РФ, им «является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (пункт1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, далее - Правила).Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением» (п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»); б) ст. 266 УК РФ, ими «могут быть как работники автотранспортных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, так и работники других организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а такжевладельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть» (п.18 Пленум Верховного Суда РФ в п.1 своего постановления от 9 декабря 2008 г. N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»).18

    1. Назначение наказания по совокупности преступлений.

Ст. 60 УК РФ определяет общие  начала назначения наказания, которые объединяются принципом его справедливости. Справедливое наказание – это такое наказание, которое соответствует тяжести совершенного преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. В соответствии со ст. 60 УК РФ, суд при назначении наказания учитывает следующие правила:

Информация о работе Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств