Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Предметом курсовой работы выступают соответствующие нормы действующего отечественного и зарубежного уголовного и административного законодательства.
Целью курсовой работы является раскрыть сущность уголовно-правовой характеристики транспортных преступлений, исходя из действующего законодательства в Р.Ф.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общая характеристика преступлений против безопасности движения
и эксплуатации транспорта………………………………………………………6
Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений……………………………………………………………………..6
Основания уголовной ответственности за нарушение правил

дорожного движения и эксплуатации транспортных средств…………………8

Глава 2. Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного
движения и эксплуатации транспортных средств .13
Объект преступления .13
Объективная сторона преступления .14
Субъективная сторона преступления .17
Субъект преступления .18

Глава 3. Меры, предусматривающие снижение преступлений против
безопасности движения и эксплуатации транспорта .21
Официальная статистика дорожно-транспортных происшествий.....21
Меры, предусматривающие снижение преступлений против
безопасности движения ..23

Заключение ..25

Литература ..26

Файлы: 1 файл

Копия Копия OCR000072.doc

— 221.35 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общая характеристика преступлений против безопасности движения 
и эксплуатации транспорта………………………………………………………6

  1. Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений……………………………………………………………………..6
  2. Основания   уголовной   ответственности   за   нарушение   правил

дорожного движения и эксплуатации транспортных средств…………………8

Глава 2.   Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного 
движения и эксплуатации транспортных средств .13

  1. Объект преступления .13
  2. Объективная сторона преступления .14
  3. Субъективная сторона преступления .17
  4. Субъект преступления .18

Глава   3.    Меры,   предусматривающие   снижение   преступлений   против 
безопасности движения и эксплуатации транспорта .21

  1. Официальная статистика дорожно-транспортных происшествий.....21
  2. Меры, предусматривающие снижение преступлений против 
    безопасности движения ..23

Заключение ..25

Литература ..26

Приложения

 

    Введение

          Ежегодно в России совершаются несколько сотен тысяч дорожно-транспортных происшествий, вследствие которых лишаются жизни более 30 тысяч человек и еще большему количеству лиц причиняется вред здоровью различной степени тяжести. Согласно данным Департамента безопасности дорожного движения МВД России, на территории нашей страны только в 2007г. совершено 233 809 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 32 742 человека, и причинен различной степени тяжести вред здоровью 285 362 потерпевшим. В I полугодии 2008г. произошло 172 тысячи 857 ДТП, в которых погибло 15 тысяч 247 человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество автоаварий увеличилось на 3,6%, а число погибших выросло на 3,2%. При этом такие показатели аварийности, как количество совершенных ДТП и число раненых в них людей, стали самыми высокими за последние 10 лет.

     Ежегодный социально-экономический ущерб от дорожно-транспортных происшествий составляет более 380 млрд. рублей.

     В связи со стремительной автомобилизацией населения в России, в случае непринятия необходимых законодательных, организационно-правовых, экономических и воспитательных мер, можно спрогнозировать дальнейший рост потерпевших от ДТП.

      Сложившаяся ситуация, помимо причин социально-экономического характера, объясняется отсутствием комплексного научного подхода к решению проблемы обеспечения безопасности движения, недостаточной научной разработкой современных правовых средств борьбы с аварийностью на транспорте, серьезными упущениями в организации работы правоохранительных органов по ее предупреждению.

     В современном обществе, в условиях интенсивного развития транспорта, нельзя переоценить роль права, в том числе и уголовного

 

     

    права, в обеспечении неукоснительного соблюдения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.

     В определенной корректировке, в том числе в сторону усиления уголовной ответственности, нуждается и судебная практика по уголовным делам этой категории.

      Пределы исследования ограничены анализом преступлений, предусмотренных статьями 263 и 264 УК РФ, поскольку они составляют основной массив всех преступлений, так или иначе связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Указанные обстоятельства обусловливают актуальность темы курсовой работы и объясняют причины ее выбора.

      Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере обеспечения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта уголовно-правовыми средствами, а также комплекс общих и специальных мер предупреждения преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта.

     Предметом курсовой работы выступают соответствующие нормы действующего отечественного и зарубежного уголовного и административного законодательства.

     Целью курсовой работы является раскрыть сущность уголовно-правовой характеристики транспортных преступлений, исходя из действующего законодательства в Р.Ф.

    В этой связи предпринята попытка решить следующие задачи:

  • раскрыть  процесс  развития  и  совершенствования  российского 
    законодательства,   предусматривавшего   уголовную   ответственность   за 
    преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
  • провести  уголовно-правовой   анализ  норм,   регламентирующих 
    ответственность   за   преступления   против   безопасности   движения   и 
    эксплуатации транспорта;
  •  

      - проанализировать      современное      зарубежное      уголовное

законодательство об ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта;

         - выявить несовершенство законодательства в области регламентации ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта;

     - дать общую характеристику преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

      Нормативную базу исследования составили уголовное, административное и гражданское законодательство РФ, Закон РФ «О безопасности дорожного движения», ведомственные нормативные акты, а также уголовное законодательство зарубежных государств. 

 

     

    Глава  1.  Общая характеристика преступлений против безопасности

движения и эксплуатации транспорта

    1.1.    Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений

       Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

     Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта:

нарушение    правил    безопасности    движения    и    эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (статья 263 УК РФ); нарушение     правил     дорожного     движения     и     эксплуатации транспортных средств (статья 264 УК РФ);

  • недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в 
    эксплуатацию с техническими неисправностями (статья 266 УК РФ);
  • приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения 
    (статья 267 УК РФ);
  • нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта 
    (статья 268 УК РФ);

      Преступления, посягающие на безопасное функционирование транспортных средств, впервые выделены в российском законодательстве в самостоятельную главу в Уголовном кодексе. Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества, то есть с ростом количества транспортных средств, значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта.

     Глава, объединяющая данные преступления расположена в 9 разделе УК: «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», помещенного на третье место после раздела о преступлениях против личности и в сфере экономики.

 

     

      Таким образом, отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта являются составной частью всего комплекса отношений, охраняющих безопасность в обществе. В самом разделе глава занимает четвертое место после глав о преступлениях против общественной безопасности, против здоровья населения и общественной нравственности, а также экологических преступлений1.

     В 27 главе УК предусмотрены такие преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, как:

  • нарушение   правил   безопасности   движения   и   эксплуатации 
    железнодорожного, воздушного или водного транспорта (статья 263);
  • нарушение    правил    дорожного    движения    и    эксплуатации 
    транспортных средств (статья 264);
  • оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст.265);
  • недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их 
    в эксплуатацию с техническими неисправностями (статья 266);
  • приведение   в   негодность   транспортных   средств   или   путей 
    сообщения (статья 267);
  • нарушение     правил,     обеспечивающих     безопасную    работу 
    транспорта (статья 268);
  • нарушение       правил       безопасности       при       строительстве, 
    эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (статья 269);
  • неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст.270);

    * нарушение правил международных полетов (статья 271). 
    Объединение этих преступлений в самостоятельную главу обусловлено

их   посягательством    на    единый   родовой    объект,    каковым   являются  общественные отношения, обеспечивающие  безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта.                               .                                                                                       

      1.2.    Основания   уголовной   ответственности   за   нарушение   правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

      Небольшое количество норм уголовного права, предусматривающих ответственность за нарушение правил дорожного движения, порождает среди владельцев автомобилей, мотоциклов, других механических транспортных средств, а также, к сожалению, и среди работников правоохранительных и правоприменительных органов иллюзию, будто бы уголовно-правовая проблема в области безопасности дорожного движения довольно несложна. Истоки этой иллюзии лежат в недостаточно четком понимании дискуссионности и нерешенности ряда специальных вопросов, составляющих эту проблему.

     Действительно, для человека, управляющего транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, уголовная ответственность в настоящее время предусмотрена статьями 264 и 265 Уголовного Кодекса РФ.

      Наибольшего внимания требует в настоящем изложении ст.264 УК РФ, которая наиболее часто применяется в практике для квалификации действий водителя, повлекших уголовно-наказуемое дорожно-транспортное происшествие. Эта статья называется "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств". Естественно, прежде всего, необходимо понять, какие правовые акты скрываются за формулой "правила дорожного движения и эксплуатации.

      Поскольку речь идет об основаниях уголовной ответственности, под этими правилами следует понимать такую совокупность правовых норм, выполнение которых означает, что водитель не совершил уголовно-наказуемого правонарушения. В Правилах дорожного движения (ПДД) определено, что Правила устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории РФ.

 

 

Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им (п. 1.1).

     Другими словами, названные в ст.264 УК РФ "правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств" должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Информация о работе Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта