Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Предметом курсовой работы выступают соответствующие нормы действующего отечественного и зарубежного уголовного и административного законодательства.
Целью курсовой работы является раскрыть сущность уголовно-правовой характеристики транспортных преступлений, исходя из действующего законодательства в Р.Ф.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общая характеристика преступлений против безопасности движения
и эксплуатации транспорта………………………………………………………6
Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений……………………………………………………………………..6
Основания уголовной ответственности за нарушение правил

дорожного движения и эксплуатации транспортных средств…………………8

Глава 2. Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного
движения и эксплуатации транспортных средств .13
Объект преступления .13
Объективная сторона преступления .14
Субъективная сторона преступления .17
Субъект преступления .18

Глава 3. Меры, предусматривающие снижение преступлений против
безопасности движения и эксплуатации транспорта .21
Официальная статистика дорожно-транспортных происшествий.....21
Меры, предусматривающие снижение преступлений против
безопасности движения ..23

Заключение ..25

Литература ..26

Файлы: 1 файл

Копия Копия OCR000072.doc

— 221.35 Кб (Скачать файл)

            Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что ошибочное   определение характера нарушения, допущенного виновным, неизбежно  влечет неправильную правовую квалификацию содеянного.                                       

         Состав преступления, предусмотренный ст. 264 УК РФ, налицо только в том случае, если нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспорта повлекло определенные вредные последствия.                               

         Нарушение правил дорожного движения, не повлекшее тяжелых последствий влечет административную ответственность, так как степень общественной опасности таких нарушений сравнительно невелика.

Обобщая сказанное наиболее правильным является установление уголовной ответственности только за те нарушения правил движения и эксплуатации транспорта, которые повлекли наступление определенных вредных последствий. УК РФ в ст. 264 конкретизирует те вредные последствия, которые дают основание привлекать виновного по этой статье к уголовной ответственности. Закон дифференцирует ответственность и наказание в зависимости от тяжести наступивших вредных последствий.

      Ст. 264 УК РФ содержит три части с различными санкциями. По ч. 1 ст. 264 УК ответственность наступает, если потерпевшему был причинен тяжкий вред здоровью. По ч. 2 ст. 264 УК виновный привлекается в том случае, если деяние повлекло смерть потерпевшего. Часть 3 ст. 264 УК устанавливает ответственность за действия, предусмотренные ч. 1 ст. 264, если они повлекли смерть двух или более лиц.

      Для привлечения к уголовной ответственности по ст.264 УК РФ необходимо установить, что вредные последствия находятся в причинной связи с нарушением ПДД или эксплуатации указанных видов транспорта12.

 

 
 
 

                 2.3. Субъективная сторона преступления

      Российский уголовный закон устанавливает, что уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступления, т. е. умышленно или по неосторожности совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (ст. 5 УК РФ). Российское законодательство считает, что умысел и неосторожность являются определенными формами психического отношения лица к совершенному им преступлению.

      При этом для квалификации преступления имеет значение только такое психическое отношение, которое было у виновного до или во время совершения преступления. При привлечении лица к уголовной ответственности необходимо установить не вообще его психическое отношение к содеянному, а психическое отношение строго определенного вида. Закон считает, что уголовно-правовое значение имеет только такое психическое отношение лица, которое выразилось в форме умысла или неосторожности.

     Указанное положение российского уголовного права нашло отражение и в учении о составе преступления. Понятие состава преступления включает в себя элементы, характеризующие как объективную, так и субъективную стороны преступного деяния .

     Признаки состава преступления, характеризующие субъективную сторону преступления, теснейшим образом связаны со всеми другими элементами состава. Анализ субъективной стороны позволяет правильно определить объект преступления.

     В судебной практике встречаются ошибки при квалификации преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств, когда неточно определяется объект, на который был направлен умысел виновного. Имеют место случаи не привлечения за умышленное  убийство путем использования транспортных средств даже при наличии у виновного умысла на лишение потерпевшего жизни.

 

     С другой стороны, водители транспорта иногда привлекаются к ответственности по статьям, карающим за умышленное убийство, при отсутствии у виновного умысла на лишение человека жизни.

     
    2.4. Субъект преступления

      Динамика статистики дорожно-транспортных происшествий, в конечном счете, зависит от участников движения, и в первую очередь от водителей транспортных средств. Поэтому вопросы отбора, профессиональной подготовки и воспитания водительских кадров являются главным звеном в профилактике и предупреждении дорожно-транспортных происшествий.

      Международная статистика показывает, что 70 - 80% дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей. Они происходят либо из-за физической, психической и психологической неспособности водителей к управлению транспортными средствами, либо из-за пониженной способности к такого рода деятельности, либо из-за слабой профессиональной подготовленности к вождению машин, либо, наконец, из-за простой недисциплинированности и невнимательности.

     Пригодность к вождению механическим транспортным средством определяется медицинской комиссией13.

        В условиях непрерывно повышающейся интенсивности дорожного движения к управлению транспортом должны допускаться лишь те лица, которые по возрасту и по медицинским показателям способны обеспечить безопасность движения. Правила дорожного движения в достаточно категорической форме закрепили это положение.

       Согласно действующим Правилам к управлению автомототранспортом и городским    электротранспортом допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста. 

 

       

      Требования, предъявляемые к водителям с точки зрения возраста и здоровья, общеизвестны. Следовательно, несоблюдение их является нарушением Правил дорожного движения и при соответствующих обстоятельствах влечет различные виды ответственности, в том числе уголовную. В судебной практике неоднократно возникали вопросы, связанные с определением состояния здоровья водителя в момент возникновения дорожно-транспортного происшествия.

      Индивидуализация ответственности предполагает, также учет состояния здоровья и других личных качеств лица, совершившего дорожно-транспортное происшествие. Это вытекает из общих принципов уголовного права. Некоторые особенности личности водителя могут иметь решающее значение не только при назначении наказания, но и при установлении оснований уголовной ответственности, т. е. при выяснении признаков состава преступления.

      Управление автомашинами, мотоциклами и другими механическими транспортными средствами имеет свою специфику. Человек, обладающий определенными дефектами здоровья, не в состоянии обеспечить необходимую безопасность при вождении транспортного средства. Именно из этого исходят Правила дорожного движения, запрещая водителю «управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, если это может поставить под угрозу безопасность движения».

          На данное положение Правил дорожного движения нередко ссылаются представители, как государственного обвинения, так и защиты при рассмотрении судами дел об автотранспортных преступлениях. И это не случайно. Действительно, наличие у водителя в момент возникновения дорожного происшествия болезненного или утомленного состояния может

существенно повлиять на пределы его ответственности.

          Согласно статье 20 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. 

      В части второй этой статьи указаны преступления, за которые уголовная ответственность наступает с четырнадцатилетнего возраста. 264 статьи в этой части нет, следовательно, субъект по данному преступлению общий - лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

      Статья 264 УК основным отличительным признаком субъекта данного преступления считает управление перечисленными в ст. 264 УК видами транспортных средств. Лицо должно считаться управляющим транспортом независимо от того, работает ли оно в государственной или общественной организации или управляет собственной автомашиной, в рабочее или нерабочее время, на законном основании или самовольно.

      Главное внимание закон обращает на характер фактической деятельности лица в момент совершения им преступления. Лицо должно считаться управляющим транспортным средством, когда оно само ведет машину, или когда осуществляет управление параллельно с лицом, которого оно обучает вождению транспортным средством, или дает ученику-водителю указания по поводу управления транспортным средством, сидя рядом с этим учеником в машине во время ее движения14.

     Также по действующему законодательству для квалификации преступления не имеет значение, были ли у виновного водительское удостоверение в момент управления транспортом или он был лишен их, либо вовсе не имел.

 

 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3. Меры, предусматривающие снижение преступлений протии безопасности движения и эксплуатации транспорта.

    3.1. Официальная статистика дорожно-транспортных происшествий15.

      По данным департамента ОБДД МВД России за 1 месяц (январь) 2009 года в Российской Федерации произошло 12 663 (+3,1%) дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибло 1 693 (-3,6%) человека, а 16 306 (+7,4%) человек получили ранения.

     461 (-1,1 %) ДТП произошло по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, в результате этих ДТП 53 (-47%) человека погибли, а 686 (-3,8%) человек получили ранения.

     За указанный период произошло 1 091 (+2,4%) ДТП с участием детей, в которых 57 (+1,8%) детей погибли, а 1 129 (+2,8%) детей получил ранения.

     За 2007 год в Российской Федерации произошло 233 809 дорожно -транспортных происшествий, в результате которых погибло 33 308 человек, а 292 206 человек получили ранения.

      15 593 ДТП произошло по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, 43 645 ДТП произошло по вине пешеходов. Произошло 23 851 ДТП с участием детей, в которых 1 116 детей погибло, а 24 707 детей получили ранения.

      По информации Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ОБДД) МВД России за 9 месяцев (январь-сентябрь) 2008 года в Российской Федерации произошло 156 779 дорожно-транспортных происшествий, что на 8,3 % меньше показателей за тот же период 2007 года. В результате ДТП в 2008 году погибли 20 992 человека (это на 12 % меньше, чем за тот же период 2007 года). За январь-сентябрь 2008 года по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, произошло 10 164 (-16,6 % к АППГ) ДТП, в 

которых 1743 (-13,4% к АППГ) человека погибли, а 14 848 (-16,4 % к АППГ) человек получили ранения.

     За первые девять месяцев 2008 года произошло 16 759 (-10,0 % к АППГ) дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в которых 766 (-15,9 % к АППГ) детей погибли, а 17 429 (-9,6 % к АППГ) детей получили ранения.

      Согласно правилам учета дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации, умершим вследствие ДТП считается человек, который погиб от ран в течение 7 суток. Во многих европейских государствах -- считается погибшим в течение 30 суток, а в США -- до года.

      По словам главы МВД России Рашида Нургалиева, в настоящее почти 60 % из общего числа погибших в ДТП умирают из-за несвоевременно оказанной медицинской помощи. В 70 % случаев пострадавшие в ДТП доставляются в стационар только через час-полтора после происшествия. При этом только 6% пострадавших доставляются в лечебные учреждения в специализированном санитарном автотранспорте.

      По утверждению специалистов НИИ скорой помощи имени Склифосовского, 60 % людей, получивших тяжелые повреждения при дорожных авариях, погибают на месте, и 8 % - при перевозке их в лечебные учреждения. По словам врачей, отсутствие квалифицированной медицинской помощи в течение первого часа с момента получения травмы в ДТП увеличивает смертность на 30%, в течение трех часов - на 60%, до 6 часов -на 90%.

      Согласно статистике Департамента ОБДД МВД в России наиболее аварийным является южное направление, а именно - федеральные автодороги М-4 "Дон" (Москва-Новороссийск), М-3 "Украина" (Москва-Киев), М-6 "Каспий" (Москва-Астрахань) и М-7 "Волга" (Москва-Уфа). Кроме того, крайне неблагоприятные показатели по количеству погибших в ДТП зафиксированы на автотрассах М-5 "Урал"

 

      

(Москва-Челябинск),   М-8    "Холмогоры"   (Москва-Архангельск)   и   М-53

Информация о работе Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта