Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:39, курсовая работа
Предметом курсовой работы выступают соответствующие нормы действующего отечественного и зарубежного уголовного и административного законодательства.
Целью курсовой работы является раскрыть сущность уголовно-правовой характеристики транспортных преступлений, исходя из действующего законодательства в Р.Ф.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика преступлений против безопасности движения
и эксплуатации транспорта………………………………………………………6
Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений……………………………………………………………………..6
Основания уголовной ответственности за нарушение правил
дорожного движения и эксплуатации транспортных средств…………………8
Глава 2. Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного
движения и эксплуатации транспортных средств .13
Объект преступления .13
Объективная сторона преступления .14
Субъективная сторона преступления .17
Субъект преступления .18
Глава 3. Меры, предусматривающие снижение преступлений против
безопасности движения и эксплуатации транспорта .21
Официальная статистика дорожно-транспортных происшествий.....21
Меры, предусматривающие снижение преступлений против
безопасности движения ..23
Заключение ..25
Литература ..26
Поэтому важно подчеркнуть, что в вину водителю могут быть вменены только нарушения ПДД или приложения к ним. Например, неисправность механизма, поднимающего стекло правой передней двери автомобиля, хотя и является технической неисправностью, однако не может быть вменена в вину водителю, совершившему аварию, как нарушение правил эксплуатации2.
Такая неисправность не названа в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. В Правилах дорожного движения прямо указано, что водитель обязан обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации. Названный Перечень является приложением к этим Основным положениям.
Встречающиеся ошибки предварительного следствия, когда водителю вменяют в вину управление автомобилем с техническими неисправностями, не названными в перечне, показаны далее при рассмотрении конкретных дел.
Для наступления уголовной ответственности недостаточно факта нарушения Правил дорожного движения. Необходимо, чтобы это нарушение повлекло за собой наступление последствий, предусмотренных уголовным законом. Следовательно, вторым обязательным Условием уголовной ответственности являются последствия, которые это нарушение повлекли.
В
настоящее время закон предусматривает
два вида последствий, каждому из которых
соответствует одна из частей статьи 264
УК РФ.
К первому виду последствий относятся тяжкий вред здоровью человека. Закон в данном случае не называет в качестве квалифицирующего признака число пострадавших, а только указывает степень тяжести вреда, причиненного здоровью. Причинение легкого вреда здоровью по неосторожности в результате нарушения водителем ПДД не является уголовно-наказуемым и относится к административным проступкам3.(из материалов дела, водитель Жирнов В. И. 17. 11. 2006 при управлении автомобилем марки ГАЗ-53Б произвел вынужденную остановку транспорта на проезжей части, не установив на расстоянии 30 метров от автомобиля знак аварийной остановки, в результате чего произошло столкновение с автомобилем ГАЗ-3307, следовательно был нарушен п.7.2 ПДД и водитель Ж.. подвергнут административному наказанию в виде штрафа4).
Максимальное наказание по ч 1 ст. 264 УК РФ - лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет или без такового. Максимальное наказание имеет в настоящем изложении два принципиально важных значения.
Во-первых, в соответствии со ст. 15 УК РФ такие действия признаются преступлением небольшой тяжести. Во-вторых, в соответствии со ст.58 ч. 1 п."а" УК РФ, лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок не свыше 5 лет, отбывание лишения свободы назначается в колониях-поселениях, а не в колониях общего режима.
По ч.2 ст.264 УК РФ квалифицируются нарушения водителем ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшие по неосторожности смерть человека. Если при аварии, кроме одного погибшего, пострадало еще несколько человек, которые однако остались живы, квалификация действий водителя не меняется.
Нередки случаи, когда при авариях, особенно при столкновениях, погибает один человек, а остальные пассажиры получают телесные
повреждения различной тяжести. Эти случаи квалифицируются по ч.2 ст.264 УК РФ. Максимальное наказание по этой норме уголовного права - лишение свободы до 5 лет с лишением права управлять транспортным средством до 3 лет.
По ч. 3 ст.264 квалифицируются действия водителя, нарушившего правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в случаях, когда такое нарушение повлекло смерть двух и более лиц (например, Е. был признан виновным в том, что в ночное время на автомобиле «Тайота-Кроун», имея в салоне трех пассажиров, он, следуя по улице г. Хабаровска, развил скорость около 100 км/ч, автомобиль занесло, и они врезались в придорожное ограждение, все три пассажира погибли5). По этой норме уголовного права предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 4 до 10 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет6.
В случае назначения судом наказания до 5 лет лишения свободы водители отбывают наказание в колонии-поселении, а свыше 5 лет - в исправительных колониях общего режима (ст.58 УК РФ).
Уголовно-правовая квалификация дорожно-транспортных преступлений
напрямую зависит от определения судебно-медицинской экспертизой тяжести вреда здоровью человека, и потому на практике реже вызывает затруднения и споры. Установление нарушений ПДД водителем, напротив, зачастую оказывается настолько сложной задачей.
Трудность дел о ДТП состоит в том, что по каждому делу, помимо обычных уголовно значимых обстоятельств, необходимо в полном объеме выяснить взаимодействие человека и техники.
На первый взгляд, они кажутся простыми: водители не отрицают факта столкновения, пострадавшие отправлены в больницу, и даже осмотр места происшествия произведен почти после наезда или опрокидывания.
Уголовное судопроизводство в России
построено так, что адвокат постоянно
оказывается в противостоянии суду. Эта
мысль проводится в
Уголовно-процессуальном кодексе с первой его статьи, где указано, что порядок судопроизводства един и обязателен по всем уголовным делам для всех судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания. Легко заметить, что адвокат как процессуальная фигура не значится среди тех, для кого порядок судопроизводства един и обязателен7.
Эта же идея противопоставления адвоката проводится и в ряде других уголовно-процессуальных норм. Так, ст.22 УПК РФ, регламентирующая право обжалования действий и решений суда, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, не называет среди субъектов этого права адвоката (или защитника), а только заинтересованных граждан, предприятия, учреждения и организации.
Задача защиты - помочь обеспечить торжество закона: невиновный не должен быть наказан, никто не может быть осужден без достаточных оснований, ни одно смягчающее вину обстоятельство не должно пройти мимо внимания суда. Необходимо, чтобы судьба подсудимого зависела не от того, кто умнее - адвокат или обвинитель, - а от полноты и правильности выявления обстоятельств.
Иногда судье достаточно снять два-три вопроса адвоката, отказать в ходатайстве о проведении экспертизы, и вина потерпевшего становится не только недоказанной, но и недоказуемой. Такое не может быть нормой, а значит, одно из главных условий совершенствования правосудия в настоящее время - снять с суда задачу раскрытия преступлений и исключить искусственное противопоставление.
Глава 2. Общая характеристика преступного нарушения правил
дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
2.1. Объект преступления
Характер преступных действий, предусмотренных в ст. 264 УК РФ свидетельствуют о том, что рассматриваемая норма направлена на охрану безопасности движения или эксплуатации автомобилей, трамваев и других механических транспортных средств.
Именно в этом состоит специфика автотранспортных преступлений. Нарушение же правил безопасности технического обслуживания транспорта, нарушение правил безопасности труда во время ремонта, заправки горючим указанных видов транспорта или производства погрузо-разгрузочных работ не может быть квалифицировано по ст. 264 УК РФ, так как в упомянутых случаях отсутствует посягательство на безопасность движения.
Так, если лицо нарушило правила производства определенных работ, правила техники безопасности или иные правила охраны труда, хотя эти нарушения и были допущены во время движения машины, то действия виновного подлежат квалификации по ст. 143 УК РФ, а в соответствующих случаях - по статьям о преступлениях против жизни и здоровья граждан, уничтожении или повреждении имущества.
Отсюда следует, что непосредственным объектом преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Согласно Закону РФ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения -- состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий8.
Вместе с тем при совершении рассматриваемых преступлений вред причиняется и другим правоохраняемым объектам: личности граждан, личному имуществу. При причинении вреда имуществу, отдельно может возникнуть гражданско-правовая ответственность. Примером такой ответственности может быть, ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА от 28.10.2008 N Ф09-787/08-С5 по делу N A71-10830/2007 о взыскании ущерба, возникшего при исполнении договора на транспортно-экспедиционное обслуживание и перевозку, поскольку повреждение груза произошло в результате совершения работником ответчика дорожно-транспортного происшествия, перевозчиком не предприняты все необходимые меры для осуществления безопасной перевозки груза9. Однако эти интересы выступают лишь в качестве дополнительного непосредственного объекта, который не определяет и не может определять правовую природу данного преступления.
2.2.
Объективная сторона преступления
При привлечении лица к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ необходимо установить следующие признаки состава, характеризующие объективную сторону этих преступных деяний: нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; наступление тяжкого вреда здоровью человека; причинную связь между деянием и наступившими вредными последствиями.
Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Основными принципами обеспечения его безопасности являются:
* программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (Закон о безопасности дорожного движения).
Для состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, необходимо, чтобы общественно-опасные действия (бездействия) лица выражались в нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации.
При привлечении виновных к уголовной ответственности по ст. 264 УК в первую очередь должен быть установлен сам факт нарушения указанных правил (например, приговором Николаевского-на-Амуре городского суда Е. был признан виновным в нарушении п.2.3 ПДД, повлекшем наезд на гражданку П., получившую смертельную травму, и осужден по ч.2 ст. 264 УК РФ10.)
Правила дорожного движения являются единым документом, устанавливающим порядок дорожного движения на всей территории России11. Правила дорожного движения учитывают, что регулирование эксплуатации транспорта, отдельные особенности движения и перевозок грузов могут быть установлены и другими нормативными актами. Однако по отношению к ним Правила дорожного движения являются исходным и определяющим документом.
Таким образом, Правила устанавливают определенный порядок дорожного движения, то есть определяют сферу правового регулирования. Эта сфера охватывает общественные отношения, связанные только с дорожным движением, и не распространяется на другие виды движения. Под дорожным движением понимается сложная социально-техническая система, включающая пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.
Информация о работе Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта