Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 04:25, курсовая работа
Изучение выбранной темы «Формы и виды вины в преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта» предполагает достижение следующей цели – изучение транспортных преступления с точки зрения современного российского уголовного права в целом, а также определение в каждом из них формы и вида вины.
В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта и выяснить их правовую природу;
- охарактеризовать виды анализируемых преступлений;
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Понятие преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта…………………………………………………...….6
Глава 2. Виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта…………………………………………………..…12
2.1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта……………………12
2.2. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств…………………………………………………………...15
2.3. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями………………………..22
2.4. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения………………………………………………………………………..24
2.5. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта………………………………………………………………………..26
2.6. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов…………………..27
2.7. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие……29
2.8. Нарушение правил международных полетов…………………...30
2.9. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации …………………………………………………………31
Заключение……………………..…………………………………………….…32
Список литературы…….………………………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие преступлений
против безопасности движения и эксплуатации
транспорта………………………………………………….
Глава 2. Виды преступлений против
безопасности движения и эксплуатации
транспорта………………………………………………….
2.1. Нарушение правил
безопасности движения и
2.2. Нарушение правил
дорожного движения и
2.3. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями………………………..22
2.4. Приведение в негодность транспортных
средств или путей сообщения………………………………………………………
2.5. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную
работу транспорта……………………………………………………
2.6. Нарушение правил
безопасности при
2.7. Неоказание капитаном
судна помощи терпящим бедствие
2.8. Нарушение правил международных полетов…………………...30
2.9. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации …………………………………………………………31
Заключение……………………..…………………………
Список литературы…….…………………………
Введение
В настоящее время значительную угрозу общественной безопасности представляют нарушения в сфере использования транспортных средств, так называемые транспортные преступления. Высокие мощности используемых источников, большие скорости движения, сложность технических систем предъявляют особые требования к лицам, работающим с транспортными средствами, и к тем, кто оказался в сфере их действия. Нарушения установленных правил безопасности управления транспортными средствами и их эксплуатации приводят к гибели и травмированию людей, материальным потерям, дезорганизации транспортного и пешеходного движения, работы организаций и предприятий. Тем самым усложняется обеспечение порядка и безопасности движения на автомобильных дорогах и улицах городов и других населенных пунктов.
Видовым объектом рассматриваемых преступлений является нормальная работа, а также безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, воздушного, автомобильного и трубопроводного транспорта. В качестве дополнительного объекта могут выступать собственность, жизнь и здоровье людей.
Объективная сторона выражается как в действиях, например, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ), так и в бездействии, например, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ). Однако подавляющее большинство данных преступлений совершается как действием, так и бездействием, например, Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ), нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК РФ) и др.
Обязательным признаком субъективной стороны рассматриваемых преступлений является наступление вредных последствий, и лишь неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие и нарушение правил международных полетов последствия не предусмотрены.
Субъективная сторона данных преступлений характеризуется наличием двойной формы вины, то есть по отношению к нарушению правил безопасности и эксплуатации вина может быть как умышленной, так и неосторожной. Что же касается состава преступления, то оно может быть совершено только умышленно.
Субъектом могут быть любые лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, однако, при совершении некоторых преступлений субъектом являются только специальные лица (например, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие).
Изучение выбранной темы «Формы и виды вины в преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта» предполагает достижение следующей цели – изучение транспортных преступления с точки зрения современного российского уголовного права в целом, а также определение в каждом из них формы и вида вины.
В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта и выяснить их правовую природу;
- охарактеризовать виды анализируемых преступлений;
- рассмотреть конкретные примеры транспортных преступлений, применительно к законодательной базе;
- определить формы и виды вины в преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
При написании данной работы были использованы следующие методы: сравнительный метод (сравнению подвергаются виды транспортных преступлений), типологический (выделяются и рассматриваются виды преступлений на транспорте), аналитический (проводится анализ нескольких видов транспортных преступлений по основным признакам).
Источниками литературы при написании работы были труды таких авторов, как Наумов А.В., Кудрявцев В.Н., Никулин С.И., Лебедев В.М., Куринов А.В. и др.. Также использовались интернет – источники – Интернет-версия справочной системы КонсультантПлюс, Гарант, официальные сайты МВД РФ и других правоохранительных и судебных органов.
Структура данной работы – состоит из введения, 2- х глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Преступления, посягающие на безопасное функционирование транспортных средств, впервые выделены в российском законодательстве в самостоятельную главу в Уголовном кодексе РФ, вступившем в силу с 1 января 1997 г. Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества, то есть с ростом количества транспортных средств, в том числе и автомобильных, значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта.
Глава, объединяющая данные преступления расположена в IX разделе Особенной части УК РФ: «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», помещенного на третье место после раздела о преступлениях против личности и в сфере экономики. Таким образом, отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта являются неотъемлемой составной частью всего комплекса отношений, реализующих и охраняющих безопасность в обществе.
В самом разделе 27 глава УК РФ занимает четвертое место после глав о преступлениях против общественной безопасности, против здоровья населения и общественной нравственности, а также экологических преступлений, и в ней предусмотрены такие преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, как:
Объединение транспортных преступлений в самостоятельную главу Уголовного кодекса РФ обусловлено их посягательством на единый родовой объект, каковым являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта.
По объективной стороне
Сложность и многообразие правил безопасности вынудили законодателя сделать нормы об ответственности за транспортные преступления бланкетными. Таким образом, особенностью преступлений, посягающих на безопасность использования транспортных средств, является то, что диспозиции норм уголовного закона, определяющие их признаки, являются бланкетными. Поэтому для установления наличия состава конкретного преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта всякий раз необходимо обращаться к законам и другим нормативным актам, регламентирующим правила безопасности движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.2
Для характеристики объективной стороны транспортных преступлений важно также, что, как правило, (кроме ст. 270 и 271 УК РФ) имеет место материальное описание составов преступлений. Условием уголовной ответственности в этих случаях является наступление указанных в законе общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека (ст. 263 – 269, 271.1 УК РФ) или крупного ущерба (ст. 263, 263.1, 267 УК РФ). Причинение при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта легкого вреда здоровью человека, а также ущерба влечет не уголовную, а административную ответственность.
Составы двух преступлений – неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст.270 УК) и нарушение правил международных полетов (ст.271 УК РФ) сконструированы, как формальные. Так, например, в диспозиции ст. 271 УК РФ нет указания на возможный вред при нарушении правил международных полетов и такой вред может вообще не наступить.
При совершении некоторых преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта предусмотрена повышенная ответственность за причинение таких последствий, как смерть человека или гибель двух и более лиц (ст. 263, 264 УК и др.). Усиление ответственности за такие деяния обусловлено тяжестью последствий и их распространенностью. Также усилена ответственность за деяния, совершенные в состоянии алкогольного опьянения (статья 264 УК РФ).
Субъективная сторона
Субъект рассматриваемых деяний в
большинстве случаев
Субъектами преступления, предусмотренного ст.267 УК - приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения - могут быть лица, достигшие к моменту совершения преступления 14-летнего возраста.
Таким образом, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляют собой «предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта».
В учебной литературе по курсу уголовного права предложена следующая классификация транспортных преступлений, включающая разделение их на две группы:4
1) преступления, связанные с использованием транспортных средств;
2) иные преступления в сфере функционирования транспорта.
К первой группе транспортных преступлений относятся преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 263, 263.1, 264, 266, 271, 271.1 Уголовного кодекса РФ), ко второй группе принадлежат транспортные преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 267, 268, 269, 270 Уголовного кодекса РФ).
Информация о работе Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта