Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 04:25, курсовая работа

Описание работы

Изучение выбранной темы «Формы и виды вины в преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта» предполагает достижение следующей цели – изучение транспортных преступления с точки зрения современного российского уголовного права в целом, а также определение в каждом из них формы и вида вины.
В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта и выяснить их правовую природу;
- охарактеризовать виды анализируемых преступлений;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Понятие преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта…………………………………………………...….6
Глава 2. Виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта…………………………………………………..…12
2.1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта……………………12
2.2. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств…………………………………………………………...15
2.3. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями………………………..22
2.4. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения………………………………………………………………………..24
2.5. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта………………………………………………………………………..26
2.6. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов…………………..27
2.7. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие……29
2.8. Нарушение правил международных полетов…………………...30
2.9. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации …………………………………………………………31
Заключение……………………..…………………………………………….…32
Список литературы…….………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Уголовное право.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

В качестве опасных последствий выступают: причинение тяжкого вреда здоровью человека и гибель людей.

 

 

 

 

2.7. Неоказание  капитаном судна помощи терпящим  бедствие

 

Статья 270 УК РФ устанавливает  ответственность за неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Объектом преступления являются общественные отношения по обеспечению неотложной помощи людям, терпящим бедствие на море и на иных водных путях. Требования об оказании капитаном корабля помощи таким людям содержатся в международных конвенциях и национальном законодательстве. Объективная сторона преступления выражается в несовершении действий, которые требовалось совершить капитану корабля в конкретной ситуации в связи с тем, что на море или на ином водном пути люди терпят бедствие. Терпящими бедствие должны признаваться люди, оказавшиеся без помощи в воде, на борту тонущего корабля, в лодке, на плоту и т.п., жизни которых создалась реальная угроза.

Состав преступления является формальным, для оконченного  преступления необязательно, чтобы неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие, привело к их гибели. Ответственность капитана за неоказание помощи исключается, когда эта помощь была сопряжена с серьезной и реальной опасностью для своего судна (например, опасность взрыва, пожара) и находившихся на нем экипажа и пассажиров.

Субъектом преступления признается капитан судна или  лицо, выполняющее его обязанности во время возникновения ситуации, требующей оказания помощи людям, терпящим бедствие. Действия членов экипажа, не выполнивших требования капитана судна об оказании помощи этим людям, могут быть квалифицированы по другим статьям УК РФ. Преступление совершается умышленно: лицо сознает необходимость оказания помощи людям, и возможность оказания этой помощи, но не оказывает ее.

 

2.8. Нарушение  правил международных полетов

 

Данное транспортное преступление выражается в несоблюдении указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета и ином нарушении правил международных полетов.

Правила международных  полетов - это правила безопасного  пересечения воздушного пространства различных государств. Отступление от них влечет аварии и катастрофы, многочисленные жертвы, крупный материальный ущерб, нарушение нормальной работы аэропортов, осложнение межгосударственных отношений.

Порядок пользования  воздушным пространством Российской Федерации определяется Законом РФ «О государственной границе Российской Федерации», отдельными международными соглашениями и специальными правилами, установленными Правительством РФ.

К нарушениям правил международных  полетов относятся: незаконное пересечение  государственной границы, как в  сторону России, так и обратно, полет с просроченным разрешением, несоблюдение коридоров пролета, посадка в аэропортах, не открытых для международных полетов, либо вылет из таких аэропортов, залет в запретные районы, отключение дальней связи, невключение опознавательных сигналов и пр.

Вид воздушного транспортного средства значения не имеет, им может быть самолет, вертолет, дирижабль и др.

Не образует преступления вынужденное нарушение правил, например, вследствие потери ориентировки, технической  неполадки, плохой видимости, действия различных помех, в связи с доставкой раненых и больных и т.п. Здесь вина может быть как умышленной, так и неосторожной.

Субъектом преступления может быть любое лицо с 16-ти летнего  возраста: гражданин России, иностранец либо лицо без гражданства.

 

2.9. Нарушение  правил использования воздушного пространства Российской Федерации

 

Данное преступление выделено отдельной статьей 271.1 УК РФ и появилось там относительно недавно. Она введена Федеральным законом от 07.11.2011 N 304-ФЗ.

Согласно ст. 271.1 преступлением  является использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, то ответственность наступает по ч.1 ст. 271.1, а если это деяние повлекло смерть двух и более лиц, то согласно ч.2 ст. 271.1 оно наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Введение этой статьи связано с тем, что в последнее  время стало появляться множество  частных воздушных суден, бесконтрольная и ненадлежащая эксплуатация которых, представляет опасность окружающим.

В качестве опасных последствий  выступают: причинение тяжкого вреда здоровью человека и гибель людей.

Данной транспортное преступление имеет неосторожную форму  вины, при этом сами действия (бездействия), указанные в статье 271.1 УК РФ, могут совершаться сознательно.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В Российской Федерации  ежегодно регистрируется до 40 тыс. погибших и 600—700 тыс. раненых в результате дорожно-транспортных происшествий, авиационных, железнодорожных, водных катастроф и крушений. При этом причиняется и колоссальный материальный ущерб гражданам и государству. Поэтому законодатель принимает необходимые меры по правовому регулированию безопасности движения и эксплуатации транспорта. Принят ряд законов и подзаконных актов, регулирующих соблюдение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Видовым объектом транспортных преступлений являются общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей. При этом уголовный закон выделяет следующие виды транспорта: морской, речной, воздушный, железнодорожный, автомобильный и трубопроводный.

В большинстве составов преступлений, кроме основных, имеются дополнительные объекты — жизнь, здоровье личности, собственность. Объективная сторона сконструирована по типу материальных, т.е. предусмотрено наступление преступных последствий и по типу формальных. Деяние представляет собой, как правило, активные действия, но возможно и в форме бездействия (выпуск в эксплуатацию неисправного транспорта). Диспозиции уголовно-правовых норм бланкетные, поэтому конкретное содержание деяния устанавливается с помощью других нормативных актов.

В результате проведенного исследования можно говорить о том неосторожная форма вины имеет место в следующих преступлениях:

- нарушение правил  безопасности движения и эксплуатации  железнодорожного, воздушного, морского  и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ);

- неисполнение требований  по обеспечению транспортной  безопасности на объектах транспортной  инфраструктуры и транспортных  средствах (ст. 263.1 УК РФ);

- нарушение правил  дорожного движения и эксплуатации  транспортных средств (ст. 264 УК РФ);

- недоброкачественный  ремонт транспортных средств  и выпуск их в эксплуатацию  с техническими неисправностями  (ст. 266 УК РФ);

- приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ);

- нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ);

- нарушение правил  безопасности при строительстве,  эксплуатации или ремонте магистральных  трубопроводов (ст. 269 УК РФ);

- нарушение правил  использования воздушного пространства  Российской Федерации (ст. 271.1 УК РФ).

Умышленная форма вины присутствует в следующих преступлениях:

-  Неоказание капитаном  судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ);

- Нарушение правил  международных полетов (ст. 271 УК  РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Нормативно – правовая литература

1.1. Уголовный кодекс  Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ – правовая система КонсультантПлюс (Интернет-версия)

1.2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ - правовая система КонсультантПлюс (Интернет-версия)

1.3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ (с изменениями).

1.4. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (с изменениями).

1.5. Федеральный закон от 10 января 2003 г № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта».

1.6. Правила дорожного движения РФ, Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090

1.7. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001г. № 24-ФЗ

1.8. Воздушный кодекс РФ, принят 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ

1.9. Положение «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» от 15 июня 1998 г. №711

 

2. Научная и учебная литература

2.1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/ Под общей ред. В.М. Лебедева и Ю. И. Скуратова. – М., 2006. – 460 с.

2.2. Комментарий к УК  РФ с постатейными материалами  и судебной практикой / Под  общей редакцией С.И. Никулина. – М., 2008. – 1184 с.

2.3. Куринов А.В. Автотранспортные преступления // М., Юридическая литература. - 2003.- 365 с.

2.4. Курс российского  уголовного права. Особенная часть  / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. – М., 2009.- 441 с.

2.5. Курс уголовного  права. Особенная часть. Тома 3-5 / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова. – М., 2002.- 506 с.

2.6. Миньковский  Г.М., Магомедов А.А., Ревин В.П.  Уголовное право России: Учебник.- М: Брандес, 2008.- 528с.

2.7. Наумов А.В. Российское  уголовное право. Курс лекций. В двух томах. Т. 2. Особенная часть. М., 2004. – 832 с.

2.8. Прохоров Л.А., Прохорова  М.Л. Уголовное право: Учебник. — М.: Юристъ, 2008. – 508 с.

2.9. Российская юридическая  энциклопедия. -М.: “Инфра-М”, 2002.

2.10. Уголовное право России. Особенная часть / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. - М., 2005. – 662 с.

2.11. Уголовное право. Особенная часть: Учебник под ред. А.И. Рарога.- М.:Институт международного права и экономики,2008.- 480с.

 

3. Другие источники

3.1. www.consultant.ru

3.2. www.garant.ru

3.3. поисковые системы ya.ru, google.com.

 

 

1 Уголовное право. Особенная часть: Учебник под ред. А.И.Рарога.- М.:Институт международного права и экономики,2008.- с 224

2 Там же, с. 225

3 Уголовное право. Особенная часть: Учебник под ред. А.И.Рарога.- М.:Институт международного права и экономики,2008.- с. 262

4 Уголовное право России. Особенная часть / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. - М., 2005., с. 172

5 Куринов А.В. Автотранспортные преступления // М., Юридическая литература. - 2003.- с.120

6 Куринов А.В. Автотранспортные преступления // М., Юридическая литература. - 2003.- с. 57

7 Уголовное право России. Особенная часть / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. - М., 2005. – с. 269

8 Прохоров Л.А., Прохорова М.Л. Уголовное право: Учебник. — М.: Юристъ, 2008. – с. 387

9 Наумов А.В. Российское уголовное право. Курс лекций. В двух томах. Том 2. Особенная часть. М., 2004. – с 511

10 Миньковский Г.М., Магомедов А.А., и др.. Уголовное право России: Учебник.- М: Брандес, 2008.-с 228

11 Положение «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» от 15 июня 1998 г. №711 п.2.

12 Российская юридическая энциклопедия. -М.: “Инфра-М”, 2002.с.115

13 Курс российского уголовного права. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. – М., 2009.- с.141

14 Курс уголовного права. Особенная часть./Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова. – М., 2002.- с202


Информация о работе Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта