Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 04:25, курсовая работа

Описание работы

Изучение выбранной темы «Формы и виды вины в преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта» предполагает достижение следующей цели – изучение транспортных преступления с точки зрения современного российского уголовного права в целом, а также определение в каждом из них формы и вида вины.
В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта и выяснить их правовую природу;
- охарактеризовать виды анализируемых преступлений;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Понятие преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта…………………………………………………...….6
Глава 2. Виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта…………………………………………………..…12
2.1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта……………………12
2.2. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств…………………………………………………………...15
2.3. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями………………………..22
2.4. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения………………………………………………………………………..24
2.5. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта………………………………………………………………………..26
2.6. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов…………………..27
2.7. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие……29
2.8. Нарушение правил международных полетов…………………...30
2.9. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации …………………………………………………………31
Заключение……………………..…………………………………………….…32
Список литературы…….………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Уголовное право.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Одну из главных ролей  среди правовых мероприятий, применяемых  в Российском государстве по предотвращению несчастных случаев на транспорте, играют меры уголовно-правового характера. Данные меры применяются в отношении тех неправомерных деяний (действий, бездействий) на транспорте, которые отнесены российским уголовным законодательством к преступным. Реализация указанных уголовно-правовых норм способствует укреплению общественной дисциплины и правопорядка в государстве в целом, без чего невозможно обеспечить прочный общественный порядок в нашей стране.

Подробный анализ уголовной  судебной практики, касаемой рассмотрения дел по транспортным преступлениям, свидетельствует о необходимости тщательного изучения действующего уголовного законодательства о транспортных преступлениях и научного обобщения опыта, его применения следственными и судебными органами, о необходимости разработки предложений по совершенствованию этого законодательства и применения его на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

 

2.1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

 

Согласно ч. 1 статьи 263 Уголовного кодекса РФ, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 УК РФ, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, образует преступление, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, либо причинение крупного ущерба. То же деяние, причинившее по неосторожности смерть человеку, тем более двум или более лицам, влечет повышенную ответственность соответственно согласно ч. 3 и 5 этой статьи.

Предметом преступления в данном случае являются самодвижущиеся технические средства, относящиеся  к железнодорожному, воздушному, морскому и внутреннему водному транспорту и метрополитену.

Нарушение правил безопасности движения включает различные отступления от установленного порядка управления движущимся транспортным средством: проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута или эшелона полета, неправильное расхождение судоводителя со встречным водным транспортом и т.п.

Нарушение правил эксплуатации предполагает использование транспортного средства не по назначению, отступление от требований технического обслуживания узлов и механизмов, обеспечивающих безопасность движения транспортного средства, допуск к управлению посторонних лиц, неприятие мер к обеспечению безопасности пассажиров при посадке и высадке, погрузке и разгрузке грузов и иные нарушения порядка эксплуатации транспортных средств, обеспечивающего безопасные условия его использования.

Обязательным признаком состава преступления является наступление вредных последствий, которые могут быть физического, материального, организационного и экологического характера. Физический вред выражается в причинении нарушителем тяжкого расстройства здоровья (ч.1 ст.263 УК РФ), смерть одного человека (ч.2 ст.263 УК РФ) или нескольким лицам (ч.3 ст. 263 УК РФ). Иные виды последствий, нефизического характера, охватываются ч.1 ст.263 УК РФ - признаком причинения «крупного ущерба». Размер такого ущерба должен составлять не менее одного миллиона рублей (примечание к ст. 263 УК РФ). Это может быть материальный ущерб, наступающий в результате аварий и катастроф, сопряженных с разрушением или существенным повреждением транспортных средств или иных материальных объектов (сооружений, средств связи и сигнализации и т.д.); экологический вред в виде значительного заражения окружающей среды, например, при разливе нефти, кислоты, выбросе газов и т.д.; организационный вред, в качестве которого следует признавать, например, значительный перерыв в движении транспорта.

Также обязательное условие - между последствием и допущенным нарушением должна быть установлена причинная связь.

Согласно статье 263.1 УК РФ отдельно карается неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности.

Субъектом данного вида транспортного преступления может  быть только работник соответствующего транспорта, на которого специально возложены обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспортного средства. Им может быть лицо, непосредственно управляющее транспортным средством (машинист локомотива, капитан корабля, рулевой моторной лодки и т.д.) либо лицо, занимающее должность, связанную с организацией эксплуатации транспорта: руководитель транспортного предприятия, диспетчер и др. Вина рассматриваемого преступления имеет форму неосторожности.

 

2.2. Нарушение правил  дорожного движения и эксплуатации  транспортных средств

 

В соответствии с ч.1 статьи 264 Уголовного кодекса РФ нарушение  лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, образует преступление, если оно повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. То же деяние, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, влечет уголовную ответственность по ч. 2 ст.264 УК РФ; деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека - по ч. 3 ст. 264 УК РФ; деяние, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, и повлекшее по неосторожности смерть человека по ч.4 ст. 264 УК РФ; деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц по ч.5 ст. 264 УК РФ, деяние, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, и повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц по ч.6 ст. 264 УК РФ. В этой статье целенаправленно акцент сделан на существенное ужесточение наказаний за деяния, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, для их квалификации выделены отдельные части рассматриваемой статьи.

Рассматриваемая статья – 264 Уголовного кодекса РФ содержит также примечание, в котором дается примерный перечень машин, относящихся  к другим механическим транспортным средствам. Это троллейбусы, а также  трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.5

В частности, к ним  относятся специальные машины, выполняющие  наряду с транспортными и другие функции. Это машины сельскохозяйственного назначения (например, комбайны), дорожные (автогрейдеры, асфальтоукладчики и др.), погрузочные (автопогрузчик, автокран) и другие.

Под нарушением правил дорожного  движения понимается нарушение правил управления конкретным транспортным средством  в процессе его движения. Движение начинается с момента трогания машины с места и заканчивается полной остановкой ее ходовой части.6

Нарушение правил эксплуатации транспортного средства образует необеспечение организационных и технических мероприятий по безопасному использованию транспорта в соответствии с его предназначением и техническими возможностями. Нарушение правил безопасности эксплуатации транспортного средства может выражаться, например, в перевозке негабаритных грузов, стоянке автомашины в ненадлежащем месте, передаче управления ненадлежащему лицу, буксировке автомашины на слабом тросе, перевозке пассажиров на необорудованной транспортной машине и т.д.7

Не признаются нарушением правил эксплуатации, обеспечивающих безопасность движения, неправильные действия водителя, вызвавшие вредные последствия, если они являются следствием нарушения общих правил предосторожности. В этих случаях действия виновного квалифицируются, как нарушение правил безопасности производства определенных работ, техники безопасности, правил охраны труда либо как преступление против жизни и здоровья граждан. Например, при заправке автомашины бензин по недосмотру водителя пролился на двигатель, в процессе управления в результате неисправной электрической системы зажигания от искры произошло воспламенение автомашины и погиб пассажир. В этом случае содеянное образует состав преступления против личности.

Точно так же нет состава  преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, если лицо, работая на транспортном средстве специального назначения (автокран, экскаватор, скрепер и т.д.), причиняет вред, допуская нарушение в сфере использования машин по иному, нетранспортному предназначению, например, выполняет разгрузочную работу на автокране под электролинией ближе установленных пределов, и строповщик поражается электротоком. Подобные нарушения техники безопасности возможны и в процессе движения машины, например, когда водитель автокрана перевозит висящий на крюке груз, которым, раскачав, ударяет и тяжело ранит рабочего. Поскольку правила безопасности движения нарушены не были, ответственность по ст. 264 УК РФ исключается.

Составы преступлений включают в качестве обязательного признака наступление вредных последствий, указанных в ч.1, 2, 3 ст. 264 УК РФ.

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств - преступление неосторожное.

Субъектом преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ, может  быть любое лицо, достигшее 16-летнего  возраста, управляющее транспортным средством и допустившее нарушение  установленных правил движения или  эксплуатации. Наличие или отсутствие у него удостоверения на право вождения  транспорта, равно как и знаний и умений эксплуатировать транспортное средство, юридического значения не имеет.

При учебной езде на автомашине с  двойным управлением ответственность за ошибочные действия курсанта, повлекшие последствия, предусмотренные данной статьей, несет не курсант, а инструктор.

В случае передачи управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения либо не имеющему прав управления транспортным средством, водитель несет ответственность за нарушения правил эксплуатации транспортного средства, обеспечивающих безопасность движения, по ст.264 УК РФ, а ненадлежащее лицо, управлявшее транспортом и допустившее нарушение правил вождения, повлекшее последствия, предусмотренные ст. 264 УК РФ, - за нарушение правил безопасности движения по этой статье.

Уголовный кодекс РФ предусмотрел в ст.264 следующие виды вредных  последствий при совершении нарушений  правил движения и эксплуатации транспорта: причинение смерти одному или нескольким лицам, причинение тяжкого вреда здоровью.

Причинение смерти потерпевшему уголовный закон рассматривает, как одно из самых тяжких вредных  последствий. Данное вредное последствие  вменяется в вину лицу, допустившему транспортное происшествие, только в  том случае, если оно находилось в причинной связи с нарушением, и если имелись при этом определенные субъективные основания - соответствующая форма вины.

В ч. 3 ст. 264 УК говорится о причинении смерти потерпевшему, а в ч.5 ст.264 УК РФ - о нарушении, которое повлекло гибель нескольких лиц. Закон при этом имеет в виду, - что потерпевшими могут быть любые лица, которые пострадали от транспортной аварии. В судебной практике не раз высказывалось мнение о том, что гибель при транспортной аварии родственников виновного или иных близких ему лиц не относится к разряду тех вредных последствий, о которых говорится в ст. 264 УК РФ. Однако для такого вывода закон не дает никаких оснований. Наличие подобных обстоятельств не должно влиять на квалификацию преступления, но может быть учтено при определении меры наказания. Как правило, именно так и решаются судами те уголовные дела, в которых потерпевшими оказываются близкие родственники виновного.8

Иное решение должно иметь место, если последствием допущенных лицом  нарушений правил безопасности движения или эксплуатации транспорта было причинение телесных повреждений самому виновному. Например, водитель легковой автомашины, грубо нарушил правила проезда перекрестков, выехал на красный свет и столкнулся с грузовым автомобилем, разбив принадлежавшую ему автомашину, и сам получил телесные повреждения. Водитель грузового автомобиля не пострадал, и никаких иных вредных последствий для него не наступило. Такие последствия наступили только в отношении самого нарушителя. В данном случае, хотя наступившие вредные последствия по внешним признакам и соответствуют последствиям, указанным в ст. 264 УК РФ, они, по существу, совершенно иного рода. Для наличия состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, необходимо, чтобы телесные повреждения или материальный ущерб были причинены другим лицам, а не самому виновному.9

Действующее уголовное законодательство рассматривает в качестве самостоятельного, особо опасного вида автотранспортного  преступления такое нарушение правил движения и эксплуатации транспорта, которое повлекло гибель нескольких лиц (ч.5 и 6 ст. 264 УК РФ). Под гибелью нескольких лиц понимается причинение смерти двум или более гражданам.

Оценка степени тяжести  того или иного телесного повреждения, причиненного в результате нарушения правил движения или эксплуатации транспорта, производится исходя из тех же критериев и в том же порядке, что и при квалификации телесных повреждений по статьям о преступлениях против личности. В частности, необходимо руководствоваться положениями статей 111, 112, 115 УК РФ и Правилами определения степени тяжести телесных повреждений.10

Для определения степени  тяжести телесных повреждений обязательно  назначение судебно-медицинской экспертизы. Отсутствие в акте судебно-медицинской экспертизы четкого указания о тяжести телесных повреждений является основанием для направления дела на новое судебное рассмотрение или для производства дополнительного расследования.

Информация о работе Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта