Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 04:25, курсовая работа
Изучение выбранной темы «Формы и виды вины в преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта» предполагает достижение следующей цели – изучение транспортных преступления с точки зрения современного российского уголовного права в целом, а также определение в каждом из них формы и вида вины.
В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта и выяснить их правовую природу;
- охарактеризовать виды анализируемых преступлений;
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Понятие преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта…………………………………………………...….6
Глава 2. Виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта…………………………………………………..…12
2.1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта……………………12
2.2. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств…………………………………………………………...15
2.3. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями………………………..22
2.4. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения………………………………………………………………………..24
2.5. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта………………………………………………………………………..26
2.6. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов…………………..27
2.7. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие……29
2.8. Нарушение правил международных полетов…………………...30
2.9. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации …………………………………………………………31
Заключение……………………..…………………………………………….…32
Список литературы…….………………………………………………………
В настоящее время
безопасность дорожного движения обеспечивается
нормальным функционированием всех
составляющих комплекса: Человек –
Автомобиль – Дорога - Окружающая среда.
Между тем недостаточная надежн
Таким образом, от дисциплинированности участников дорожного движения, как водителей, так и пешеходов, профессиональной подготовки водителей, решающим образом зависит уровень безопасности дорожного движения на улицах наших городов и других населенных пунктов.
Становление и развитие России на современном этапе невозможно представить без всё более нарастающего процесса внедрения и использования автотранспорта во всех сферах народнохозяйственного комплекса. Поэтому за последние несколько лет президентом и правительством Российской Федерации приняты меры, направленные на усиление контроля в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Так, в Положении «О
Государственной инспекции
2.3. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями
Недоброкачественный ремонт
транспортных средств, путей сообщения,
средств сигнализации или связи
либо иного транспортного
В анализируемой статье выделены два специальных вида посягательства на безопасность эксплуатации транспорта: недоброкачественный ремонт и выпуск его в эксплуатацию в технически неисправном состоянии.
Предметом преступления является любое транспортное средство: железнодорожное, воздушное, водное, автомобильное и иное. Им являются также отдельные элементы той или иной транспортной системы, обеспечивающие безопасность ее функционирования. В ст.266 УК РФ названы пути сообщения (имеются ввиду железнодорожные пути), а также средства сигнализации и связи (в том числе авиационные, морские, железнодорожные, метро и т.д.) Пути сообщения включают устройства, по которым осуществляется движение железнодорожного транспорта: железнодорожное (в том числе трамвайное, метро) полотно с рельсами, шпалами и насыпью. Средства связи – это технические устройства, предназначенные для приема и передачи текстовой информации. Связь может быть телефонной, телеграфной, телекодовой, факсимильной, телевизионной, видеотелефонной, сигнальной и иной.
Сигнализация – это средства для подачи условной информации: команд, донесений, оповещения, опознания, управления, оповещения о бедствии, согласования и т.д. Она может быть звуковой, световой, радио и т.д. Иное транспортное оборудование - это всякое техническое устройство, кроме сигнализации и связи, обеспечивающее безопасность движения и эксплуатации транспортного средства, например, улавливатели, устраиваемые в железнодорожных и трамвайных тупиках, устройства, обозначающие фарватер реки, посадочная полоса на аэродроме и т.д.12
Недоброкачественный ремонт предполагает выполнение работ по восстановлению функциональных способностей поврежденных транспортных средств и оборудования с нарушением установленных нормативов качества. Выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств означает выдачу разрешения на использование по предназначению транспортного средства, имеющего техническую неисправность, создающую угрозу безопасной эксплуатации. Это неисправности тормозной системы, рулевого управления, крепления колес, контрольных приборов, автоматики и т.д.
Субъектами преступлений могут быть лица, ответственные за обеспечение качества ремонта (мастера, начальники ремонтных участков, работники отделов технического контроля, отдельные специалисты) и выпуск в эксплуатацию транспортных средств (начальники транспортных предприятий и их заместители, начальники отделов технического контроля, механики и заведующие гаражами, начальники депо, владельцы транспортных средств и др.). Преступление имеет неосторожную форму вины.
Обязательным признаком преступления является наступление вредных последствий, в качестве таковых признаются тяжкий вред здоровью и гибель одного или нескольких человек.
2.4.Приведение в негодность
транспортных средств или
Статья 267 УК РФ в ч.1 предусматривает ответственность за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба. Те же деяния, причинившие по неосторожности смерть одному человеку, влекут ответственность по ч.2 ст.267 УК РФ, а в случае наступления по неосторожности смерти двух или более лиц - по ч. 3 ст. 267 УК РФ.
По предмету посягательства преступление совпадает в основном с составом преступления по ст.266 УК РФ, т.е. это любое транспортное средство: железнодорожное, воздушное, водное, автомобильное и иное. Им являются также отдельные элементы той или иной транспортной системы, обеспечивающие безопасность ее функционирования. В качестве дополнительного предмета названы транспортные коммуникации, под которыми понимаются постоянные маршруты движения транспортных средств, специально установленные и оборудованные для этой цели.13
Под разрушением транспортного оборудования понимается полный распад технического устройства, в силу чего оно теряет способность функционировать по своему предназначению и не подлежит восстановлению (либо восстановление экономически неоправданно).
Повреждение - частичное изменение в структуре и форме технического устройства, в силу которого оно полностью или частично теряет свои функциональные способности, но может быть восстановлено.
Иной способ приведения технического устройства в негодность - это действия, не повлекшие разрушения или повреждения, но, тем не менее, ведущие к выводу устройства из эксплуатации.
Блокирование транспортных коммуникаций означает создание препятствий на маршруте движения транспортного средства. В качестве препятствия могут использоваться разные предметы (машины, камни, стволы деревьев, строительный мусор и т.д.), живые люди, приводимые насильно либо участвующие в блокировании дорог добровольно, животные и т.д. Препятствие может заключаться также в отключении электроэнергии, затоплении дороги и т.д.
По содержанию последствий ст. 267 УК РФ совпадает со ст.266 УК РФ. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.14
Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до восьми лет, деяния, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет. Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
Данное транспортное преступление имеет неосторожную форму вины, при этом сами действия (бездействия), указанные в статье 267 УК РФ, могут совершаться сознательно. Крупным, признается ущерб, величина которого превышает один миллион рублей.
2.5. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта
В соответствии с ч.1 ст. 268 УК РФ нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в ст. 263, 264 УК РФ) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств образует преступление, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. То же деяние, причинившее по неосторожности смерть человеку, влечет повышенную ответственность по ч.2 ст.268 УК РФ, а в случае наступления по неосторожности смерти двух или более лиц - по ч.3 этой же статьи.
Нарушение правил безопасности предполагает невыполнение требований, предъявляемых к поведению участников движения, обеспечивающих безопасность движения и эксплуатации транспортных средств. Нарушение может выражаться в пересечении железной либо иной дороги в неустановленном месте, при запрещающем сигнале, самовольном выходе пассажира на взлетно-посадочную полосу аэродрома, срыве стопкрана и остановке таким способом движущегося железнодорожного состава, посещении на транспорте мест, запрещенных для посторонних (например, кабины пилота) и т.п. Обязательным признаком состава преступления является причинение последствий, указанных в ч.1, 2 и 3 ст. 268 УК РФ.
Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста, участвующее в движении транспортных средств. Им может быть пешеход, пассажир, велосипедист, погонщик скота и т.д. Исключение составляют лица, осуществляющие управление транспортом либо его эксплуатацию, их нарушение образуют преступления, предусмотренные ст. 263 или 264 УК РФ. Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме неосторожности, которая определяется по отношению к последствиям.
2.6. Нарушение
правил безопасности при
эксплуатации
или ремонте магистральных
В ч.1 ст.269 УК РФ говорится о нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. В ч.2 этой же статьи предусматривается повышенная ответственность за то же деяние, повлекшее смерть одного человека, а в ч.3 - за причинение по неосторожности смерти двум или более лицам. Вина имеет форму неосторожности.
Трубопроводы являются
специфичным видом
К нарушению правил строительства трубопровода следует относить такое нарушение, которое создает угрозу безопасной эксплуатации сооружения, т.е. повлекло вредные последствия в процессе использования трубопровода. Нарушение иных строительных норм и правил квалифицируется при наличии соответствующих оснований по ст. 216 УК РФ, как нарушение правил при ведении строительных работ. Аналогичным образом следует оценивать и нарушение правил при производстве ремонта.
Нарушение строительных и ремонтных правил, влияющих на безопасность эксплуатации трубопровода, выражается в некачественном выполнении работ по сварке труб, допуске прогиба труб сверх установленной нормы, неточности в регулировании средств автоматики и связи, отступлении от норм при устройстве запоров, емкостей, фундаментов и т.д., в связи с чем происходит разрушение или повреждение трубопровода.
Нарушение правил эксплуатации трубопровода предполагает отступление от установленных правил использования трубопровода по назначению в соответствии с его техническими возможностями. Им может признаваться превышение давления в трубопроводе, невнимательность при работе с контрольными и измерительными приборами, непроведение профилактического технического обслуживания машин, агрегатов и автоматики, допуск к работе лиц, находящихся в состоянии опьянения либо не прошедших инструктаж и специальной подготовки и т.д.
Основным поражающим фактором при нарушении правил строительства, эксплуатации, ремонта трубопровода является транспортируемый материал. В результате разрушений, повреждений происходит утечка нефти, нефтепродуктов, газов, жидкости, что приводит к необратимым последствиям. Те же последствия, наступившие в результате воздействия иных факторов (поражения электротоком, травмирования людей при разрушении фундамента и т.д.), указывают на наличие иного преступления.
Информация о работе Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта