Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:35, курсовая работа
В процессе написания курсовой автор использовал:
- нормы уголовного законодательства
- нормы конституционного права
- нормы гражданского права
- работы по уголовному праву профессора А.И. Рарога, доктора юридических наук, профессора А.Н. Игнатова и доктора юридических наук, профессора Ю.А. Красикова, а также кандидата юридических наук, доцента С.В. Векленко и других авторов.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА 6
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ГЛАВЫ 29 УК «ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА» 11
2.1. Характеристика основ конституционного строя 15
3. ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ 29
3.1. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля 29
3.2. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти 31
3.3. Вооруженный мятеж 34
3.4. Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ 37
3.5. Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Содержание
Введение
1. История развития уголовного законодательства о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства
2. Классификация преступлений главы 29 УК «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства»
2.1. Характеристика основ конституционного строя
3. Преступления, посягающие на основы конституционного строя
3.1. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
3.2. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти
3.3. Вооруженный мятеж
3.4. Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ
3.5. Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В условиях обострения политической борьбы, сложных, а нередко конфликтных межнациональных отношений, несбалансированности участия государства в формировании новых экономических отношений, актуальной остается проблема защиты уголовно-правовыми средствами основ конституционного строя и безопасности государства. Ослабление государственных институтов, порой непродуманные реформы правоохранительных органов и спецслужб сопровождаются ростом преступности, особенно в организованных формах, попытками насильственного захвата власти, активизацией бунтовщиков, призывающих к восстанию, массовым беспорядкам, ведущим к открытому неповиновению требованиям властей, отстранению от власти законно избранных или назначенных государственных деятелей различного ранга, к назначению на их место новых людей, намеренных на основе насильственных действий изменить конституционный строй страны, а также активизацией расистов, действия которых направлены на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды или розни.
Учитывая вышеизложенное, целью настоящей курсовой работы явилось рассмотрение преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) провести анализ развития уголовного законодательства о преступлениях против основ конституционно строя и безопасности государства; 2) классифицировать преступления против основ конституционно строя и безопасности государства в соответствии с действующим законодательством.
К основам конституционного строя относятся закрепленные в главе 1 Конституции РФ положения, являющиеся базовыми для функционирования государства. Характерная особенность основ конституционного строя состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для всей системы действующего законодательства и нормативно - правовых актов Российской Федерации. Поэтому, на наш взгляд, крайне важно рассмотреть положения первой главы Конституции РФ, устанавливающие основы конституционного строя РФ.
В связи с тем, что история развития уголовного законодательства о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства берет начало ещё с 1497 года и по сей день положения УК, посвященные преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства, претерпевают изменения, нам представляется целесообразным рассмотрение в представленной курсовой работе этапов эволюции этих преступлений.
В процессе написания курсовой автор использовал:
- нормы уголовного законодательства
- нормы конституционного права
- нормы гражданского права
- работы по уголовному праву профессора А.И. Рарога, доктора юридических наук, профессора А.Н. Игнатова и доктора юридических наук, профессора Ю.А. Красикова, а также кандидата юридических наук, доцента С.В. Векленко и других авторов.
История развития преступлений против государства самым тесным образом связана с развитием самого государства, представлениями о его функциях. По мере того, как шел процесс централизации и образования единого Российского государства, завершение которого связывают с концом XV — началом XVI века, происходило сосредоточение власти в одних руках. Уже в первом крупном общерусском правовом акте — Судебнике 1497 года — перечень наиболее опасных преступлений начинается с причинения смерти своему господину ("государский убийца"), измены, бунта ("крамолы"). Судебник 1550 года дополнил их новыми составами, в том числе о сдаче города неприятелю. Но в своем собственном, политическом смысле интересы государства более или менее системно были поставлены под уголовно-правовую охрану Соборным Уложением 1649 года. Считается, что до законодательства Петра I это был единственный правовой акт о политических преступлениях. В Воинском и Морском уставах Петра I круг наказуемых деяний расширяется; одновременно усиливается ответственность, в частности, за недонесение о злом умысле против государя. В первой половине XVIII века принимаются указы, в которых предписывалось доносить самому государю: 1) о злом умысле против государя, 2) об измене или бунта, 3) о преступлениях против порядка управления. Позднее политическими стали именоваться преступления первых двух пунктов этих указов, т. е. без учета посягательств на порядок управления. Соответствующие акценты были сделаны и в Своде законов Российской империи, а затем в Уставе о наказаниях уголовных и исправительных. Последний подразумевал под государственными преступлениями два основных вида: 1) преступления против государя Императора и членов Императорского дома; 2) посягательства на верховную власть и государственную измену, т. е., по сути дела, различались деяния против внутренней и внешней безопасности. Внутренняя связывалась с бунтом против верховной власти: восстание, заговор, призывы к восстанию, а равно распространение сведений, ставящих под угрозу существующий порядок и порядок престолонаследия (восстание, заговор с целью захвата власти); внешняя — с понятием государственной измены, которым охватывался многочисленный круг самостоятельных составов преступлений: военная измена, дипломатическая измена (умысел предать государство или часть его другому государю или правительству); сообщение государственной тайны иностранному правительству; способствование во время войны неприятелю в проведении враждебных действий против Отечества или союзников (советом, открытием тайн, сдачей города и т. п.).
Аналогичный вариант классификации политических преступлений был взят за основу и при разработке проекта Уголовного Уложения 1903 года. Однако Особым Совещанием при Государственном Совете признано необоснованным противопоставление интересов монарха и верховной власти, в силу чего политические преступления стали группироваться по несколько иному принципу: посягательства на верховную власть и государя Императора, с одной стороны, и государственную измену — с другой. Первой группой объединялись деяния, посягающие на внутреннюю, а второй - на внешнюю безопасность государства. В главу "О бунте против Верховной Власти и о преступных деяниях против Священной Особы Императора и членов Императорского дома" отнесли мятеж (восстание, бунт), создание политических сообществ и политическую пропаганду. Мятежом при этом признавалось посягательство на жизнь, здоровье, честь и свободы самого государя и членов его семьи; попытки изменить установленную форму государственного устройства и порядок престолонаследия; самозванство (выдача себя за члена Императорского дома) и распространение ложных слухов о кончине, отречении Императора либо замене формы правления. В отличие от Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, устанавливавшего уголовную ответственность за создание двух видов сообщества (антиправительственного или имеющего целью совершить государственное преступление), Уголовное Уложение дополнительно предусматривало еще один вид: сообщество, ставящее целью бунт или восстание). Уголовно наказуемой политической пропагандой рассматривалось публично выраженное неуважение верховной власти или порядку престолонаследия, призывы к ниспровержению государственного строя, совершению преступлений против государства, неповиновению законам; изготовление, размножение, хранение и распространение литературы с такой же целью.
Различая среди государственных контрреволюционные преступления и посягательства на порядок управления, УК РСФСР 1922 года определял первые как "всякое действие, направленное на свержение завоеваний пролетарской революцией власти рабоче-крестьянских Советов и существующего на основании Конституции РСФСР Рабоче-Крестьянского Правительства, а также действия в направлении помощи той части международной буржуазии, которая не признает равноправия приходящей на смену капитализма коммунистической системы собственности и стремится к ее свержению путем интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы и тому подобными средствами". В 1923 году данное определение было существенно расширено: контрреволюционным стало признаваться "и такое действие, которое, не будучи непосредственно направлено на достижение вышеуказанных целей, тем не менее, заведомо для совершившего деяние содержит в себе покушение на основные политические и хозяйственные завоевания пролетарской революции".
Практически то же самое понимание контрреволюционных актов закреплялось и в УК РСФСР 1926 года.
Отличительной особенностью названных советских Уголовных кодексов было то, что, перечисляя составы политических преступлений, законодатель руководствовался не столько их общими и специфическими признаками, сколько своими представлениями об опасности того или иного вида посягательств. Прежде всего указывались различного рода вооруженные выступления против советской власти, в том числе действия, которые носили организованный характер или так или иначе были связаны с созданием или деятельностью вооруженных формирований, отрядов, банд, иностранной военной экспедиции, массовыми волнениями или отказом населения от различного рода повинностей, участием в организациях, имеющих антисоветские цели, и т. п. В числе иных видов посягательств назывались шпионаж и разглашение сведений, составляющих государственную тайну; "активные действия и активная борьба против рабочего класса и революционного движения, проявленные на ответственных должностях при царском строе"; политическая пропаганда, агитация и призывы, имеющие целью свергнуть советскую власть; укрывательство контрреволюционных преступлений, самовольное возвращение в СССР.
Вступление в силу Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 года, в соответствии с которыми решение вопросов об ответственности за государственные преступления было передано в ведение Союза ССР, побудило к принятию в 1927 году Положения о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для СССР опасных преступлений против порядка управления). Не внося каких-либо принципиальных корректив в систему контрреволюционных преступлений, данный документ учитывал ранее сделанные в Уголовных кодексах 1922 и 1926 годов уточнения, в частности, касающиеся понятия шпионажа, которым с 1925 года стали охватываться не только "передача, похищение или собирание с целью передачи сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной, иностранным государствам, контрреволюционным организациям или частным лицам", но и собирание с целью передачи экономических сведений, не составляющих по своей сути специально охраняемой государственной тайны, но не подлежащих огласке по прямому запрещению закона или по распоряжению руководителя ведомства, учреждения или предприятия. В последующем это Положение не раз дополнялось новыми составами.
Правовая реформа конца 50-х годов, в том числе и разработка основ общесоюзного уголовного законодательства, заставила пересмотреть и данную группу посягательств. Принятый в этой связи Закон об уголовной ответственности за государственные преступления, впоследствии полностью включенный в Особенную часть УК РСФСР 1960 года, установил иное их наименование: "особо опасные государственные преступления". Изменив формулировки одних составов (измена Родине, диверсия и т. д.), законодатель отказался от других: "вооруженное восстание", "саботаж", "активная борьба против рабочего класса и революционного движения, проявленная на секретных или ответственных должностях при царском строе или у контрреволюционных правительств в период гражданской войны", "недонесение об особо опасном государственном преступлении" (о последнем речь стала идти в другой главе Особенной части).
Ныне действующий УК РФ 1996 года, предусматривая главу "Преступления против конституционных основ и безопасности государства", существенно отличается не только от УК РСФСР 1960 года, но и от соответствующих положений проекта нового yголовного закона 1994 года. Его разработчики, именуя рассматриваемый вид посягательств государственными преступлениями, предлагали исключить из числа таковых деяния, затрагивающие интересы мира и безопасности человечества (пропаганда войны, нападение на лиц или учреждения, пользующихся международной защитой, производство и распространение оружия массового поражения, в том числе биологического). Восприняв это предложение, законодатель поддержал и другую рекомендацию: об отнесении к данной группе посягательств некоторых так называемых "иных гoсударственных преступлений" (разглашение государственной тайны; утрата документов, содержащих государственную тайну; возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды).
Главой 29 открывается раздел о преступлениях против государственной власти. Родовым объектом этих преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие стабильность и нормальное функционирование государственной власти в целом, а также её отдельных институтов и органов. Этот объект складывается из следующих компонентов (составных частей): основы конституционного строя и безопасности государства; обеспечение нормального функционирования органов государственной власти, государственной службы и органов местного самоуправления; независимость и нормальное функционирование судебных органов; нормальное функционирование органов исполнительной власти в сфере управленческой деятельности. Эти компоненты выступают в качестве видовых (групповых) объектов отдельных групп однородных преступлений.
Таким образом мы уяснили, что основы конституционного строя и безопасности государства выступают видовым объектом государственных преступлений. Основы конституционного строя определены в главе 1 Конституции, закрепляющей исходные принципы конституционного строя, экономических отношений, политической системы общества.
Основы конституционного строя раскрывают совокупность защищаемых основным законом общественных отношений по установлению типа государства и формы его правления (ст. 1), признанию человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2), а многонационального народа — носителем суверенитета и единственным источником власти (ст. 3), распространению суверенитета на всю территорию Российской Федерации (ст. 4), федеративному устройству государства (ст. 5), правовому закреплению гражданства Российской Федерации (ст. 6), социальной сущности государства, призванного обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7), защите всех форм собственности (ст. 8), охране земель и других природных ресурсов (ст. 9), разделению власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10) с закреплением носителей государственной власти в центре и в субъектах Российской Федерации (ст. 11), признанию и обеспечению гарантий местного самоуправления (ст. 12), идеологического многообразия (ст. 13), отделению религиозных объединений от государства (ст. 14), приданию Конституции высшей юридической силы и закреплению приоритета международного договора над внутренним законодательством (ст. 15), декларированию, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 16).
Информация о работе Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства