Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

В процессе написания курсовой автор использовал:
- нормы уголовного законодательства
- нормы конституционного права
- нормы гражданского права
- работы по уголовному праву профессора А.И. Рарога, доктора юридических наук, профессора А.Н. Игнатова и доктора юридических наук, профессора Ю.А. Красикова, а также кандидата юридических наук, доцента С.В. Векленко и других авторов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА 6
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ГЛАВЫ 29 УК «ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА» 11
2.1. Характеристика основ конституционного строя 15
3. ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ 29
3.1. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля 29
3.2. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти 31
3.3. Вооруженный мятеж 34
3.4. Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ 37
3.5. Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

Курсовик по уголовному праву.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от представления непосредственных объектов преступлений существуют различные взгляды на классификацию преступлений главы 29 УК «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства». А. В. Наумов, предлагает следующую классификацию преступлений:

1) преступления, посягающие на внешнюю безопасность Российской Федерации: государственная измена (ст. 275 УК) и шпионаж (ст. 276 УК);

2) преступления, посягающие на легитимность государственной власти, т. е. направленные на насильственный захват или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации (ст. 278 УК); вооруженный мятеж (ст. 279 УК); публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации (ст. 280 УК);

3) преступления, посягающие на конституционный принцип политического многообразия и многопартийности (как один из составляющих основы конституционного строя), — посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК);

4) преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность Российской Федерации: диверсия (ст. 281 УК), разглашение государственной тайны (ст. 283 УК), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК);

5) преступления, посягающие на конституционный запрет разжигания расовой, национальной и религиозной розни (как один из составляющих основы конституционного строя), — возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК)[1].

По нашему мнению, представленная классификация уязвима по ряду причин:

во-первых, не просматривается единое основание классификации, без чего она лишается научной четкости; во-вторых, преступления, предусмотренные в п. 2 (ст. 278— 280) посягают не на легитимность государственной власти, а на внутреннюю безопасность или политическую систему Российской Федерации. Легитимность, как «признание или подтверждение законности какого-либо права, полномочия»[2], безусловно страдает при совершении указанных преступлений. Однако их объектом является не она, а сама внутренняя безопасность как состояние защищенности конституционного строя от внутренних угроз. Вполне правомерно можно ставить вопрос о легитимности существующего конституционного строя вне ситуаций совершения преступлений указанной группы; в-третьих, было бы неточным относить разглашение государственной тайны (ст. 283 УК) и утрату документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК), к преступлениям, посягающим на экономическую безопасность и обороноспособность. Государственная тайна, как известно, имеет место не только в сферах  экономики и обороны.

А.Н. Игнатов, Ю.А. Красиков  предлагают классификацию  преступлений  главы 29 УК «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства», в основе которой, как полагают авторы классификации,  должна лежать направленность источников угроз. «В обобщенной форме эти источники угроз могут быть извне, внутри страны, а также иметь место в экономической сфере. Источники угроз в экономике могут быть в принципе и извне, и внутри. Выделение и  рассмотрение их отдельно обоснованно и актуально в связи с переходом России к новым общественно-экономическим отношениям.  Причем речь идет о тех сферах экономики, где и в условиях рынка  сохраняются монопольные права государства (на выпуск официальных денежных знаков, перемещение товаров и предметов через таможенную границу, контроль и преследование за выпуск  фальшивых денежных знаков и т. п.). Именно эти сферы экономики, по мнению авторов классификации, должны защищаться уголовно-правовыми  средствами путем указания признаков составов государственных преступлений, т.е. речь идет о государственной экономической  безопасности».[3]

Соответственно источникам угроз родовой объект — основы конституционного строя и безопасности государства — авторы классификации делят на три непосредственных объекта: внешняя безопасность внутренняя, внутренняя безопасность и экономическая безопасность.

Таким образом  классификация преступлений главы 29 УК «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства»  представлена А.Н. Игнатовым, Ю.А. Красиковым в следующем виде:

Преступления, посягающие на внешнюю безопасность:

                     государственная измена (ст. 275 УК);

                     шпионаж (ст. 276 УК);

                     разглашение государственной тайны (ст. 283 УК);

                     утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК).

Преступления, посягающие на внутреннюю безопасность:

                     посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК);

                     насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК);

                     вооруженный мятеж (ст. 279 УК);

                     публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации (ст. 280 УК);

                     возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК).

Преступление, посягающее на экономическую безопасность: диверсия (ст. 281 УК).

По мнению автора представленной курсовой работы, учитывая цель и тему настоящей работы, представляется целесообразным изложить классификацию преступлений главы 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» в виде 2 групп  преступлений в зависимости от объекта преступного деяния:

 преступления, посягающие на безопасность государства

 преступления, посягающие на основы конституционного строя

2.1. Характеристика основ конституционного строя

Глава 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» закрепляет исходные принципы конституционного регулирования основополагающих сфер жизни и деятельности современной России: определяет сущность Российского государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и другими народными ресурсами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религиозных объединений.

Характерная особенность основ конституционного строя состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно - правовых актов Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное, а также цель и тему настоящей курсовой работы, на наш взгляд, крайне важно рассмотреть положения первой главы Конституции РФ, устанавливающие основы конституционного строя РФ.

Главное внимание в главе уделяется  принципам организации и деятельности государства, что объясняется его значимостью в современном обществе, а также необходимостью защиты личности, гражданского общества, их частных интересов от необоснованного вмешательства государственных органов и должностных лиц.

Ст.1 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».[4]

Данная статья имеет основополагающее значение. В ней устанавливаются форма государственной власти в Российской Федерации и, соответственно, режим политической, экономической и иных свобод личности в обществе.

Государственные органы находятся между собой в той или иной взаимосвязи, определенным образом организованы в единое целое. Эти способы организации государства и понимаются как его форма. При этом в форме государства выделяют три основные стороны: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Конституционное закрепление Российской Федерации как федеративной демократической республики означает следующее.

1. В стране действует республиканская форма правления. Все граждане России, согласно Конституции, имеют право участвовать в формировании законодательной власти Российской Федерации - Федерального Собрания, а также избрании главы государства - Президента Российской Федерации.

2. Российское государство представляет собой федерацию. Представительные (законодательные) органы субъекта Федерации в пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно - правовой деятельности, принимают законы и иные нормативно - правовые акты. В то же время значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации и Правительство.

3. Российская Федерация - демократическое государство. Россиянам предоставляется возможность участвовать в делах государства и формировании его органов, а также предоставляются иные политические права.

Принципиально важным является провозглашение государства Российской Федерации в качестве правового.

Правовым государством признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы каждого человека.

Верховенство закона как необходимый принцип правового государства означает не только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей юридической силы, их способность устанавливать исходные, первичные нормы правового регулирования в обществе, но и безусловное подчинение всех членов общества и государства в целом действующему закону.

Другим непременным признаком правового государства является последовательное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг от друга таким образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать над другими либо сосредоточить власть в руках одного должностного лица.

В правовом государстве признаются и гарантируются права и свободы человека, закрепленные общепризнанными нормами международного права, а также законами и иными нормативно - правовыми актами. Это свободы в сфере экономики, политики, культуры, науки, искусства, право на жизнь, достоинство личности, личную неприкосновенность и др.

Статья 2 Конституции РФ гласит: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».[5]

Данная статья формулирует одну из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. В Конституции понятие "высшая ценность" отнесено к человеку, его правам и свободам. При этом личность получает надежную конституционную защиту от любых посягательств на права человека и гражданина, признаваемые международными.

Следует обратить внимание и на тот факт, что приоритет прав личности не ограничивается только политической сферой. Основы конституционного строя отдают предпочтение правам личности и в экономической сфере.

Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей ценности Российская Федерация признала требования демократического международного сообщества, таких общепризнанных актов международного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.[6] С вступлением России в Совет Европы обрела значение Европейская конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 4 ноября 1950 г.[7]

Основой прав и свобод является человеческое достоинство. Согласно преамбулам Всеобщей декларации прав человека и Пактов о правах человека признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

В статье формулируется правовой принцип в наиболее общем виде. Конкретный перечень прав и свобод излагается в ст. ст. 6, 7, 13, 15 гл. 1 и в главе 2 Конституции. Государство при этом не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод: обязанность соблюдать права и свободы предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для их реализации.

Таким образом, ст. 2 Конституции обеспечивает свободу человеческой личности, демократизм и жизнеспособность государства и общества.

Согласно ст.3 Конституции РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».[8]

Данное положение является исходным для закрепления демократической природы Российской Федерации. Признание народа единственным источником власти и носителем суверенитета является отличительным свойством демократических государств с республиканской формой правления.

Конституцией устанавливается принцип неделимости суверенитета в Российской Федерации. Соответственно, любые действия отдельных органов государственной власти Российской Федерации, волеизъявление населения, составляющего лишь часть многонационального народа Российской Федерации, не могут считаться суверенными акциями, совершаемыми абсолютно самостоятельно и независимо от конституционного строя, установленного Конституцией и федеральными законами. Провозглашение государственного суверенитета, не основанное на воле многонационального народа Российской Федерации, противоречит Конституции.

Непосредственное осуществление власти народа путем проведения свободных выборов - исходный принцип организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Воля народа, выраженная на выборах, собственно, и позволяет осуществить демократическую организацию власти в Российской Федерации.

Информация о работе Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства