Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:35, курсовая работа
В процессе написания курсовой автор использовал:
- нормы уголовного законодательства
- нормы конституционного права
- нормы гражданского права
- работы по уголовному праву профессора А.И. Рарога, доктора юридических наук, профессора А.Н. Игнатова и доктора юридических наук, профессора Ю.А. Красикова, а также кандидата юридических наук, доцента С.В. Векленко и других авторов.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА 6
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ГЛАВЫ 29 УК «ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА» 11
2.1. Характеристика основ конституционного строя 15
3. ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ 29
3.1. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля 29
3.2. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти 31
3.3. Вооруженный мятеж 34
3.4. Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ 37
3.5. Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Вооруженность означает, что значительное число лиц, совершающих противоправные действия, имеет оружие и реальную возможность его применения.
Действия организатора признаются оконченным преступлением с момента совершения указанных практических действий, независимо от того, воплотились они в фактическом вооруженном выступлении против законных органов власти или оказались по каким-то причинам сорванными (не удалось объединить людей, деятельность пресекли правоохранительные органы и т. д.).
Субъектами этого преступления могут быть три категории лиц: а) организаторы, в их число входят те, кто организовывал мятежные группы, банды, отряды для вооруженных выступлений, а также те, кто проявил особую активность в вооружении этих банд, отрядов, групп; б) боевые командиры и начальники различных служб и подразделений всех рангов и чинов; в) активные участники мятежа — рядовые бойцы и младшие командиры, снайперы, разведчики, участники различных диверсионных групп.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Организатор и активный участник вооруженного мятежа сознают общественно опасный характер своих действий и желают их совершения. Обязательным признаком субъективной стороны данного преступления является наличие целей свержения или насильственного изменения конституционного строя либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации.
Если вооруженный мятеж явился следствием развития предшествующего ему насильственного захвата власти, то налицо реальная совокупность преступлений, предусмотренных ст. 278 и 279 УК.
В вооруженный мятеж могут перерасти массовые беспорядки (ст. 212 УК). В этом случае также налицо реальная совокупность двух преступлений. Отличие между ними следует проводить по всем элементам состава преступления.
Если вооруженному мятежу предшествовало создание незаконного вооруженного формирования, которое затем влилось в ряды мятежников, действия виновных квалифицируются по совокупности ст. 279 и 208 УК.
Статья 280 УК предусматривает ответственность за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя Российской Феде рации[22].
В ранее действовавшем УК подобное преступление именовалось "антисоветская агитация или пропаганда"; его диспозиция была чрезмерно широко и неопределенно сформулирована, а санкция слишком жестока. Практически любые высказанные недовольства деятельностью отдельных органов советской власти можно было квалифицировать как антисоветскую агитацию или пропаганду (например, распространение антисоветских идей и взглядов, выражающих ненависть к советскому общественному и государственному строю и т. д.). Статья 280 УК существенным образом уточняет конкретные способы совершения преступления, четко очерчивает характер и направленность призывов, ограничивая их лишь публичными призывами и только к насильственному свержению или изменению конституционного строя Российской Федерации.
Объектом данного преступления выступают политическая система Российской Федерации, нормальное функционирование конституционных органов власти, ее законных представителей. Все высшие государственные органы Российской Федерации осуществляют свои полномочия в соответствии с законами, определяющими их структуру, прерогативы, ответственность должностных лиц, характер взаимоотношений между ними, иерархию подчиненности.
Объективную сторону преступления образуют три вида деяний:
а) публичные призывы к насильственному захвату власти;
б) публичные призывы к насильственному удержанию власти;
в) публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации.
Объективная сторона данного преступления корреспондирует с признаками состава преступления, предусмотренного ст. 278 УК, где речь идет о фактическом насильственном захвате или удержании власти либо насильственном изменении конституционного строя России. В рассматриваемом же преступлении речь идет о публичных призывах к совершению подобных действий.
Преступление окончено с момента осуществления публичных призывов указанного содержания, независимо от того, достигли они своей цели воздействия на граждан или нет.
Форма призывов может быть разнообразной: устной, письменной, с использованием технических средств (громкоговорителей, микрофонов и т. п.), если они не выступают атрибутом средств массовой информации.
Субъектом данного преступления может быть как должностное лицо (государственный деятель или другое лицо, занимающее какую-либо должность в государственном аппарате Российской Федерации, в республике или в администрации иных государственных территориальных образований), так и частные лица, достигшие 16-летнего возраста.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, т.е. субъект сознает, что он призывает, причем открыто, к употреблению насильственных средств, способных изменить конституционный строй Российской Федерации, например, с помощью вооруженных групп бунтовщиков разогнать парламент, насильственно лишить власти Президента, Правительство или Конституционный Суд.
Мотивы могут быть различными: месть, корысть, идейное неприятие конституционного строя и т. д. Не влияя на квалификацию, они учитываются при оценке общественной опасности содеянного и вынесении меры наказания.
Цель преступления вытекает из направленности действий, указанных в диспозиции статьи, — побудить граждан к насильственному захвату власти, удержанию власти или изменению конституционного строя Российской Федерации.
Если действия, указанные в данной норме, совершаются гражданином России по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей, то содеянное квалифицируется по совокупности с государственной изменой (ст. 275 УК).
Статья 282 УК предусматривает ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации[23].
В государствах, население которых не составляет единое национальное целое или исповедует различные религии, национальные и религиозные распри и споры иногда переходят в открытую вражду и столкновения насильственного характера; проблема "мирного сосуществования" наций, рас и отдельных религиозных конфессий является государственной и требует законодательного регулирования, в том числе и нормами уголовного права.
Объектом этого преступления является национальное, расовое и религиозное равноправие и свобода исповедовать любую религию или быть атеистом. Такие права и свободы закреплены в конституциях всех демократических государств. Согласно п.2. ст.29 Конституции РФ "не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства"[24].
Объективная сторона преступления охватывает три вида деяний:
1) действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды;
2) действия, направленные на унижение национального достоинства;
3) пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии или расовой принадлежности.
Указанные деяния тесно связаны между собой и в конкретных обстоятельствах их квалифицирующие признаки выступают, как правило, в комплексном виде.
Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, выражаются в распространении различных идей и взглядов, которые подрывают доверие и уважение к определенной национальности или. расе либо религиозному вероисповеданию, вызывают неприязнь или чувство ненависти к образу жизни, культуре, традициям, религиозным обрядам граждан данной национальности или расы и т. п.
Действия, направленные на унижение национального достоинства, имеют локальную цель — унизить, оскорбить, т. е. показать ущербность, неполноценность, неприглядность, ограниченность людей конкретной национальности либо отдельного гражданина. Такие действия могут проявляться самостоятельно либо выступать составным элементом предшествующих деяний по разжиганию национальной вражды.
Преступление окончено с момента совершения указанных деяний (формальный состав). В силу особенностей объекта данного преступления оно не поглощает составы таких преступлений против чести и достоинства личности, как клевета и оскорбление (ст. 129, 130 УК).
Субъектом может быть вменяемое лицо, достигшее 16 лет; согласно п. "б" ч. 2 — занимающее служебное положение.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотивы чаще всего носят националистическую окраску. Цели вытекают из направленности рассматриваемых действий — разжечь национальную, расовую или религиозную вражду; унизить национальное достоинство; показать превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.
Квалифицирующие признаки:
применение насилия или угрозы его применения охватывает все виды причинения вреда здоровью, за исключением случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК), которые квалифицируются по совокупности с рассматриваемым преступлением.
угроза имеет квалифицирующее значение, если имелись основания опасаться ее осуществления (ст. 119 УК).
использование служебного положения при совершении данного преступления означает, что между фактом имеющихся возможностей, обусловленных служебным положением (властные функции, наличие технических средств и.т. п.), и фактом возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды имеется причинная связь.
преступление совершено организованной группой, т.е. группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
Завершая рассмотрение группы преступлений против основ конституционного строя, резюмируем следующее:
1. Формулирование уголовно-правовых запретов, объединенных в главу о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства, отличается значительной новизной. Во-первых, местом указанных преступлений в системе Особенной части УК в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. государственные преступления «открывали» Особенную часть Кодекса. Развитие демократических начал уголовного права привело к необходимости выстроить иную иерархию ценностей, охраняемых уголовным законом, — личность, общество, государство. Во-вторых, прежний УК в главе о государственных преступлениях объединял два раздела — об особо опасных государственных преступлениях и об иных государственных преступлениях. Фактически вторая группа преступлений посягала не на интересы государства как такового, а на основы государственного управления в различных сферах (например, в области железно- дорожного, водного и воздушного транспорта, денежной и кредит- ной системы, таможенного дела и т.п.). В связи с этим так называемые «иные государственные преступлениями справедливо рас- формированы по другим главам Особенной части УК (в зависимости от направленности их на тот или иной объект). В-третьих, формулировка статей об ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства лишена той идеологизированности, которая была присуще соответствующим формулировкам прежнего УК.
2. Основы конституционного строя Российской Федерации определены в главе 1 Конституции Российской Федерации, закрепляющей исходные принципы конституционного строя, экономических отношений, политической системы общества. Основы конституционного строя раскрывают совокупность защищаемых основным законом общественных отношений по установлению типа государства и формы его правления (ст. 1), при знанию человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2), а многонационального народа — носителем суверенитета и единственным источником власти (ст. 3), распространению суверенитета на всю территорию Российской Федерации (ст. 4), федеративному устройству государства (ст. 5), правовому закреплению гражданства Российской Федерации (ст. 6), социальной сущности государства, призванного обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7), защите всех форм собственности (ст. 8), охране земель и других природных ресурсов (ст. 9), разделению власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10) с закреплением носителей государственной власти в центре и в субъектах Российской Федерации (ст. 11), признанию и обеспечению гарантий местного самоуправления (ст. 12), идеологического многообразия (ст. 13), отделению религиозных объединений от государства (ст. 14), приданию Конституции высшей юридической силы и закреплению приоритета международного договора над внутренним законодательством (ст. 15), декларированию, что "никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации" (ст. 16).
3. В зависимости от представления непосредственных объектов преступлений существуют различные взгляды на классификацию преступлений главы 29 УК «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства». В работе представлены и обоснованы классификации а) А.В.Наумова, б)А.Н.Игнатова и Ю.А.Красикова; в)автора курсовой работы.
По мнению автора представленной курсовой работы, учитывая цель и тему настоящей работы, представляется целесообразным изложить классификацию преступлений главы 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» в виде 2 групп преступлений в зависимости от объекта преступного деяния:
преступления, посягающие на безопасность государства
преступления, посягающие на основы конституционного строя.
4. Объективная сторона преступлений против основ конституционного строя характеризуется двумя основными моментами. Во-первых, все они совершаются в форме действия. Во-вторых, это, как правило, формальные составы преступлений.
Субъективная сторона данной группы преступлений характеризуется прямым умыслом.
Информация о работе Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства