Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

В процессе написания курсовой автор использовал:
- нормы уголовного законодательства
- нормы конституционного права
- нормы гражданского права
- работы по уголовному праву профессора А.И. Рарога, доктора юридических наук, профессора А.Н. Игнатова и доктора юридических наук, профессора Ю.А. Красикова, а также кандидата юридических наук, доцента С.В. Векленко и других авторов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА 6
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ГЛАВЫ 29 УК «ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА» 11
2.1. Характеристика основ конституционного строя 15
3. ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ 29
3.1. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля 29
3.2. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти 31
3.3. Вооруженный мятеж 34
3.4. Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ 37
3.5. Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

Курсовик по уголовному праву.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

Эта статья особенно важна потому, что в ней определяется место Конституции в системе нормативных правовых актов страны. Конституция формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.

Иерархический порядок расположения актов указывает на особую юридическую силу Конституции. Это означает, что она обладает верховенством над законами и иными правовыми актами; последние должны исходить из Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. Причем соответствовать Конституции должны не только акты федерального законодательства, но и акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Конституция, распространяя свое действие на всю территорию Российской Федерации, олицетворяет собой государственную целостность, единство системы государственной власти.

Следует отметить, что действие Конституции и законов РФ распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на её территории (за исключениями, установленными действующим законодательством).


3.              Преступления, посягающие на основы конституционного строя

3.1. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

Статья 277 УК предусматривает ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (террористический акт)[18].

Объект преступления. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля уголовный закон рассматривает как террористический акт, т. е. деяние, посягающее на политическую систему России, а также на жизнь и здоровье потерпевших. Теракт выступает составной частью более общего, массового и опасного явления, — терроризма.

Потерпевшими при теракте могут выступать только государственные или общественные деятели, т. е. лица, проявившие себя в какой-либо области общественной или государственной деятельности[19].

Государственным деятелем следует считать ответственных лиц высших эшелонов государственной власти, непосредственно определяющих и направляющих государственную политику в различных областях государственной, экономической, социальной деятельности государства в целом и его суверенных республик, а равно краев и областей на уровне руководящего звена этих регионов.

Таким образом, к государственным деятелям следует отнести высшее руководство страны: Президента России, президентов автономных республик, вице-президентов, если таковые предусмотрены конституцией существующей федерации, губернаторов различных регионов, осуществляющих политическое и экономическое руководство регионов, высших должностных лиц Правительства России и правительств ее суверенных регионов.

Кроме того, это депутаты Государственной Думы и Федерального Собрания, республик, краев и областей, поскольку они имеют непосредственное отношение к законодательной деятельности. К государственным деятелям также относятся и чины высшей судебной власти: Верховного Суда России, Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Верховных судов республик, Генеральной прокуратуры России и автономных республик, а равно высших должностных лиц ФСБ, Совета Безопасности и других высших органов при Президенте России, разумеется, если террористический акт совершен не в связи с конкретным случаем, затрагивающим чьи-то интересы, а с генеральным направлением государственной политики в той области, в которой данное должностное лицо является руководителем или принимает самостоятельно решения государственной важности.

К общественным деятелям следует отнести лиц, осуществляющих в тех или иных общественных организациях руководящую деятельность, связанную с политикой, экономикой или социальной сферой, а равно военной политикой.

По нашему мнению, объектом рассматриваемого преступления может быть и жизнь иностранного государственного или общественного деятеля, в связи с его государственной или общественной деятельностью, направленной на укрепление дружеских связей и отношений России с ее субъектами.

Объективная сторона преступления в законе определяется как посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. Под посягательством следует понимать любые виды покушения на убийство, а также само убийство. Способы и средства, используемые виновным, для квалификации значения не имеют. Они могут быть учтены в рамках смягчающих или отягчающих обстоятельств. Состав данного преступления усеченный. Преступление считается оконченным с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение потерпевшего жизни. Покушение (неоконченное покушение) возможно в случае, когда преступник не осуществил до конца действия, совершаемые им с целью убийства, по независящим от него обстоятельствам; если же он пытался, например, выстрелить в государственного или общественного деятеля, но был вовремя обезоружен, выстрелил и промахнулся, то в данном составе налицо оконченное преступление.

Приготовление же к террористическому акту наказывается по правилам, указанным в ст. 30 УК.

Если имело место убийство с признаками объективной стороны, предусмотренными в ст. 105 УК, то совокупности не требуется, но отягчающие обстоятельства должны быть учтены при назначении наказания.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, т. е. субъект сознает общественно опасный характер посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля и желает его совершить. Обязательными признаками субъективной стороны при этом являются либо наличие цели — прекратить государственную или иную политическую деятельность потерпевшего, либо наличие мотива мести за такую деятельность. Следовательно, террористический акт выступает "ответной мерой" за ту активную гoсударственную и политическую деятельность, которую проводит потерпевший; либо местью за ее осуществление.

Субъектом теракта может быть гражданин России, иностранный гражданин либо лицо без гражданства, достигшие 16 лет.

3.2. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Статья 278 УК предусматривает ответственность за действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации[20].

Объектом данного преступления являются основы конституционного строя России, которые закрепляют принципы, порядок формирования и функционирования государственной власти. Под действиями, предусмотренными в ст. 278 УК, следует понимать любые действия, направленные на то, чтобы захватить власть, совершенные путем насилия, примененного к представителям государственной власти с целью смещения их с постов помимо их воли. В этом случае имеются в виду любые формы насилия— убийство, причинение вреда здоровью, незаконный арест или задержание; возможно и психическое воздействие как угроза приме- нить названные формы физического насилия.

Объективная сторона преступления выражается в трех видах действий, направленных на:

1) насильственный захват власти;

2) насильственное удержание власти;

3) насильственное изменение конституционного строя

Действия, направленные на насильственный захват власти, могут выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих законно властные полномочия, либо их принудительной изоляции и самопровозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия.

Действия могут носить локальный характер, связанный с захватом позиций одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной) либо широкомасштабный, и быть направленными на всех субъектов власти. Они могут относиться к центральным органам власти либо к органам власти субъектов Федерации.

Захват власти может сопровождаться прямым блокированием работы представительных и иных органов власти (изоляция депутатов, недопущение их входа в рабочие помещения, угроза физической расправы, предъявление ультиматумов и т. п.).

Преступление признается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват власти, независимо от того, привели или не привели они к фактическому обладанию властью.

Следует отметить, что насильственные действия  могут касаться и членов семьи представителя власти либо его близких, если они  направлены на то, чтобы данное лицо само уступило свои полномочия другому субъекту.

Действия, направленные на насильственное удержание власти, означают, что лицо, обладавшее властью на законных основаниях, не передает ее после истечения срока законных властных полномочий. Таким образом, новые субъекты законной власти лишены возможности осуществлять свои функции, а те, кто ее незаконно удерживает, контролирует принятие и исполнение своих решений насильственными методами и средствами.

К действиям, направленным на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, следует отнести применение насилия как в отношении самих государственных деятелей и представителей власти, так и в отношении их родственников и близких. Насильственное изменение строя может распространяться на саму основу этого строя, т. е. на изменение полномочий высших органов власти, Президента или парламента, взаимоотношений парламента, Президента и исполнительных органов власти. Если подобные действия были совершены в отношении органов, организаций, учреждений и предприятий, не указанных в Конституции или созданных не в рамках прав и полномочий указанных органов и представителей власти, то они могут быть квалифицированы по другим статьям Уголовного кодекса (например, ст. 286 УК).

Состав анализируемого преступления можно назвать усеченным, так как окончание преступления совпадает с совершением насильственных действий и не требует действительного захвата,  удержания власти или изменения конституционного строя Российской Федерации

Субъектами этого преступления могут быть как государственные деятели любого ранга, так и лидеры различных политических партий, члены этих партий, а также просто граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, организующие или участвующие в насильственных действиях, образующих объективную сторону рассматриваемого преступления.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, т. е. виновный сознает общественную опасность действий, направленных на насильственный захват или удержание власти, а равно на насильственное изменение конституционного строя России, и желает совершения этих действий.

Мотивами могут выступать побуждения, основанные на идейном неприятии существующего конституционного строя либо прямой ненависти к нему. Если указанные действия, например по корыстным мотивам, совершает гражданин России по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей, то они квалифицируются по совокупности с государственной изменой (ст. 275 УК).

Цель данного преступления, как видно из диспозиции статьи, логически связана с направленностью совершаемых лицом действий — насильственно захватить или удержать власть либо изменить конституционный строй Российской Федерации.

На данное преступление распространяется действие поощрительной нормы, указанной в примечании к ст. 275 УК РФ «Государственная измена».

3.3. Вооруженный мятеж

Статья 279 УК гласит: организация, вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации — наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет[21].

Мятеж — это локальный бунт вооруженной толпы, организованный и поднятый с целью свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, либо нарушения ее территориальной целостности. Вооруженный мятеж представляет, таким образом, очаг гражданской войны в каком-либо регионе. Его общественная опасность велика, так как он сопряжен с убийствами, погромами, поджогами, уничтожением имущества и влечет массовую гибель не только защитников существующего порядка в стране, но и мирных жителей.

Объектом преступления являются основы конституционного строя, а также территориальная целостность России. Насильственные действия в ходе вооруженного мятежа ставят под угрозу также жизнь и здоровье граждан.

Объективная сторона преступления выражается в двух видах деяний: а) организация вооруженного мятежа; б)активном участие в мятеже.

Организация вооруженного мятежа означает деятельность организатора по объединению усилий значительного числа вооруженных лиц для выступления против конституционных opгaнов власти. Масштабы вооруженного мятежа могут быть различными и зависеть от множества факторов (региональных, ориентированных на определенную категорию лиц по профессии, социальному положению, национальному или этническому составу и т.д.).

Действия организатора выражаются в разработке плана вооруженного выступления против властей, подготовке программных документов, призванных объединить людей, создании организационных структур для вооруженных действий и вовлечения (вербовки) в них граждан, руководстве вооруженным контингентом в ходе осуществления плана по свержению или насильственному изменению конституционного строя России либо отторжению части территории Российской Федерации и т. д.

Информация о работе Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства