Преступления против правосудия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Успешное выполнение такой роли, эффективность деятельности органов правосудия обусловлены рядом факторов, среди которых немаловажное место занимает уголовно-правовая охрана отношений, функционирующих в процессе осуществления правосудия. Правосудие, призванное охранять права и свободы граждан, интересы общества и государства от антисоциальных проявлений, само нередко становится объектом уголовно-правовой охраны.

Содержание работы

Введение


Понятие, общая характеристика, история


Преступления против правосудия, совершаемые лицами, работающими в органах правосудия.



Преступления против правосудия, совершаемые лицами, в отношении которых применены меры правового принуждения.



Преступления против правосудия, совершаемые лицами, обязанными по закону содействовать правосудию или не препятствовать его осуществлению.




Заключение


Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Преступления против правосудия особенности квалификации и назначения наказания.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление 

Введение  
 
Понятие, общая характеристика, история
 
 
Преступления  против правосудия, совершаемые лицами, работающими в органах правосудия.
 
 
 
Преступления  против правосудия, совершаемые лицами, в отношении которых применены  меры правового принуждения.
 
 
 
Преступления  против правосудия, совершаемые лицами, обязанными по закону содействовать  правосудию или не препятствовать его  осуществлению.
 
 
 
 
Заключение
 
 
Список  используемой литературы
 
   
   
   

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Курс на построение в России демократического правового государства и гражданского общества обусловил необходимость проведения реформ во всех сферах и, в первую очередь, в правовой. "Демократия невозможна без четко налаженной системы законов... Правовое же государство означает не просто формальную законность, а целостную функционирующую систему, основанную на признании и полном принятии человеческой личности как высшей ценности".

    Любая правовая система включает в себя не только отрасли права, которые  призваны регулировать те или иные общественные отношения посредством закрепления в правовых нормах определенных масштабов и рамок поведения их участников по поводу конкретных благ, но также и отрасли права, которые эти общественные отношения охраняют от нежелательной для личности, общества и государства деятельности. К числу таких отраслей права относится и уголовное законодательство, основной задачей которого является охрана от преступных посягательств личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства, собственности, природной среды, мира, безопасности, а также предупреждение преступлений, воспитание граждан в духе соблюдения конституции и законов республики.

    В случаях нарушения норм права  государство вынуждено применять  защитные меры в виде юридической  ответственности. Эта функция возложена как на судебную ветвь власти, так и на систему других правоохранительных органов, относящихся к исполнительной власти. Таким образом, основное предназначение системы правоохранительных органов и правосудия состоит в обеспечении в обществе и государстве правового порядка.

    Задачи, стоящие перед правосудием, вытекают из положений Конституции России, законов "О судах", "О прокуратуре" и ведомственных нормативных  документов. В числе основных задач  второго этапа процесса реформирования определилось совершенствование законодательной основы деятельности правоохранительных органов. Особо была подчеркнута необходимость "повышения авторитета суда, судебных работников. Это - третья ветвь власти. От соблюдения судебными органами, судьями норм закона, от соответствия их решений нормам справедливости зависит авторитет государства, авторитет общества"1.

    Успешное  выполнение такой роли, эффективность  деятельности органов правосудия обусловлены  рядом факторов, среди которых  немаловажное место занимает уголовно-правовая охрана отношений, функционирующих в процессе осуществления правосудия. Правосудие, призванное охранять права и свободы граждан, интересы общества и государства от антисоциальных проявлений, само нередко становится объектом уголовно-правовой охраны. 

Понятие, общая характеристика, история 

    Согласно  Конституции РФ правосудие в РФ осуществляется только судом, это понимание правосудия в узком смысле. Однако уголовный  закон понимает правосудие в широком  смысле - это суды, ФСБ, исправительные учреждения, следователи, прокуратура и т.д.

    Преступления  против правосудия - это преступления, посягающие на правильную деятельность суда по решению задач правосудия, а также на правильную деятельность органов, содействующих в этом суду.

    Общий объект данной категории преступлений - интересы правосудия, иными словами объектом является нормальная деятельность данных органов.

    Сами  органы правосудия, стоящие на защите интересов общества и государства, нуждаются в защите, т.к. на интересы правосудия посягают изнутри и извне. Изнутри - сами работники правосудия, извне - лица совершившие преступления, а также те лица, которые не хотят сотрудничать с государственными органами по борьбе с преступностью из-за страха, корысти и т.д.

    Общая характеристика органов правосудия. Здесь надо уделить внимание судебной реформе, которая началась с 1991-го года. Есть кое-какие улучшения: наладилось финансирование судов, создана служба судебных исполнителей, улучшилось исполнение судебных решений (если в 1994-ом исполнение было в районе 25%, то сейчас около 50%). Гражданских дел сейчас рассматривается более 5 миллионов в год, уголовных дел около 1 миллиона 300 тысяч.

    Сегодня в России 15 742 судьи. Но каждое третье дело рассматривается с нарушением процессуальных дел, т.к. количество судей за последние 10-ть лет увеличилось на 10%, а количество дел увеличилось в 2,5 раза (уголовных), и в три раза количество гражданских дел. За последние годы увеличилось и количество посягательств на судейский корпус - за два года посягательства увеличились в 22-а раза, количество угроз возросло - в 18-ть раз, количество фактической гибели судей - в 8-мь раз. Также сегодня судейский корпус очищается от случайных людей, так в прошлом году, 58-мь судей лишены судейских мантий, а в 1998 - 108 судей: 44% за совершение противозаконных действий, 30% за волокиту, 19% за прогулы и появление в нетрезвом состоянии, 7% за недостойное поведение в быту и т.д. Некоторые судьи привлекались к уголовной ответственности2.

    Примерно 70% преступлений из этой группы раскрываются. Если учесть, что статистика, как правило, отражает далеко не всю действительность, то в целом, результат не очень хорош.

    Характеристика  уголовно-исполнительной системы. Сейчас в уголовно-исполнительной системе  содержится примерно 950-т тысяч человек, это больше, чем 10-ть лет назад во всем СССР. В уголовно-исполнительной системе "содержатся" около 40-ка тысяч женщин. В среднем в России на одного человека в следственном изоляторе приходится 1,7 м2, в Москве - 0,9 м2. Каждый десятый заключенный болен туберкулезом, появилось много носителей СПИДа, появился лекарственно устойчивый туберкулез. Инспектора Совета Европы дали заключение о том, что следственные изоляторы в России являются местом пыток. Сейчас стали строить новые колонии, но государство не успевает.

    В следственные изоляторы ежегодно необоснованно  помещают около 120-ти тысяч человек, которым потом или меняют меру пресечения, или прекращают уголовное  дело.

    Примерно 60% заключенных совершили преступления против собственности, 25% против жизни и здоровья, 4% половые преступления.

    К женщинам чаще применяют наказания  несвязанные с лишением свободы. Из года в год наполняемость колоний  растет. Из подсудимых только 1/3 отправляется в места лишения свободы, остальным  дают условно и т.д., чтобы не загружать итак загруженные места лишения свободы (на это направлены и ежегодно принимаемые Государственной Думой РФ акты амнистии).

    История развития взглядов общества. Власти давно  осознали, что правосудие надо охранять, поэтому ложные доносы, клевета, лжесвидетельство были известны в судебниках ещё 15-16-х веков. В Уложении о наказаниях уже была целая глава для судейских чиновников, а другая для чиновников, ведущих следствие. В советских уголовных кодексах 22, 26 годов не было предусмотрено главы о преступлениях против правосудия, и только в кодексе 1960-го года вернулись к исторической традиции развития российского уголовного права. Согласно УК 1960-го года предусматривалось уголовное наказание за злостное неповиновение администрации исполнительного учреждения (могли дать до 3-х лет). Это вызвало резкую критику как внутри страны, так и за её пределами, т.к. эта статья, использую которую, можно было осужденного держать пожизненно в местах лишения свободы. Была установлена уголовная ответственность за передачу заключённым неразрешенных предметов. Существовало такое преступление, как недонесение о преступлении. Надо было бы и сегодня сохранить норму о недонесении о тяжких и особо тяжких преступлениях.

    В новом УК - новые составы преступления3:

  1. Посягательство на лицо, осуществляющее правосудие, ранее данное деяние рассматривалось как убийство при отягчающих обстоятельствах.
  2. За клевету и распространение порочащих сведений.
  3. Провокация взятки либо коммерческого подкупа. Это частный случай подстрекательства должностного лица. Особой необходимости в этом составе не было.

    Классификация преступлений этой группы профессором  Здавомысловым (делит по субъекту):

  1. Те, которые совершаются лицами, работающими в органах правосудия (ст.299, 300-303, 305 УК).
  2. Совершаемые лицами, в отношении которых применены меры правового принуждения (ст.313, 314 УК).
  3. Совершаемые лицами, обязанными по закону содействовать правосудию или не препятствовать его осуществлению (ст.294-298, 304 УК).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Преступления  против правосудия, совершаемые лицами, работающими в органах правосудия. 

    Ст.299 "Привлечение заведомо невиновного  к уголовной ответственности". За все время действия УК 1960-го года и нынешнего УК РФ, ни одного человека не привлекли к уголовной ответственности  за это преступление. Однако, такой состав нужен в УК, поскольку он имеет пропагандистское значение.

    Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, грубо нарушает конституционные  права граждан, интересы правосудия, оно способно причинить потерпевшему серьезный личный и имущественный ущерб. В отличие от прежнего УК, ст. 299 расширяет круг субъектов преступления: им может быть любое должностное лицо, обладающее правом привлечения к уголовной ответственности (судья, прокурор, следователь, дознаватель). Органы дознания перечислены в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

    Под привлечением к уголовной ответственности  понимается вынесение постановления (судебного определения) о привлечении  лица в качестве обвиняемого. Незаконное возбуждение уголовного дела не образует данного преступления; его нужно рассматривать как должностное преступление.

    Понятие заведомо невиновного вытекает из презумпции невиновности; им следует считать  лицо, относительно которого не собрано  никаких доказательств его виновности, и это известно субъекту, выносящему упомянутое постановление (определение). Преступление совершается умышленно; его мотивами могут быть служебные соображения (например, желание улучшить показатели раскрываемости преступлений, стремление запугать обвиняемого и получить от него признание и т. п.) или же личные отношения с потерпевшим (например, ревность или месть). Не образует данного преступления привлечение к уголовной ответственности в результате ошибки или неполноты следствия, в частности когда у субъекта, выносящего соответствующее постановление, существуют сомнения в виновности подозреваемого (обвиняемого), но заведомо невиновным он его не считает. При соответствующих условиях следственная или судебная ошибка при решении этого вопроса может квалифицироваться как халатное отношение к своим служебным обязанностям.

    Упомянутые  в ч. 2 термины "тяжкое" и "особо  тяжкое" преступления раскрываются в ст. 15 УК (см. комментарий).Объект преступления - нормальная деятельность органов прокуратуры, следствия, дознавателей. Судьи по этой статье не отвечают.

    Объективная сторона - привлечение к уголовной ответственности. В уголовном процессе это отдельная стадия, когда следователь выносит постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого. Когда состав считать оконченным, если с момента вынесения постановления возникает право применения мер пресечения, то это уже будет оконченное преступление.

    Субъективная  сторона - это преступление умышленное, но умыслом должно охватываться сознание невиновности лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Если прокурор, следователь, дознаватель считает лицо преступником, но надо время для собирания доказательств, чтобы точно доказать виновность, и поэтому привлекает лицо, то состава преступления не будет. Мотивы для квалификации значения не имеют.

Информация о работе Преступления против правосудия