Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение такого понятия, как преступления в сфере экономической деятельности, их стороны, виды и ответственность за совершение. Для достижения поставленных целей необходима реализация таких задач, как:
- рассмотрение общей характеристики преступлений в сфере экономической деятельности;
- рассмотреть понятие и систему данных преступлений, ответственность за их совершение;
- более детально изучить рассматриваемый вопрос на примере преступлений в сфере банкротства.
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Основные понятия преступлений в сфере экономической деятельности …………………………………………………………………..…5
1.1 Основные понятия преступлений в сфере экономической деятельности...5
1.2 Классификация преступлений в сфере экономической деятельности……6
1.3 Мотивация и квалификация преступлений в сфере экономической деятельности………………………………………………………………………9
Глава 2. Преступления в сфере несостоятельности (банкротства).…………………………………………………………………….12
2.1 Основные понятия преступлений в сфере несостоятельности…………..12
2.2 Фиктивное и преднамеренное банкротство в Российской Федерации и за рубежом………………………………………………………………………….13
2.3 Механизм проведения незаконного банкротства………………………..17
Глава 3 Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности.…………………………………………………………………….21
3.1 Особенности предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности…………………………………………………………………….21
3.2 Предотвращение преступлений в сфере несостоятельности (банкротства)……………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………………….34
Схема преступлений у всех предприятий одна: выводится «безвозмездно» ликвидное имущество (Активы) предприятия в аффилированные (вновь созданные) общества с теми же участниками, руководителями или их родственниками. Активы (имущество) списываются с баланса должника (ввиду отсутствия оплаты) в непокрытый убыток или за счет добавочного капитала общества, то есть за счет собственных средств предприятия. Зачастую делается зачет переданного имущества (основных средств) в одностороннем порядке в счет оплаты долга вновь созданному должником «дружественному» кредитору. Долги общества при этом остаются, и, чтобы «избавиться» от них, приглашают «своего» арбитражного управляющего, который и анализ финансовой деятельности проведет какой нужно – без выявления признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, и опротестовывать сделки не будет по ст.61 ФЗ №127, и дебиторскую задолженность реальную спишет как «нереальную к взысканию в связи с отсутствием первичных документов» и с истечением срока исковой давности – ну кто же это проверит? Наш уполномоченный орган ведь только «наказывает» и отстраняет арбитражного управляющего, а не проводит проверки должника-банкрота. Так, например, исчезли «валютные денежные средства» с расчетного счета ОАО «Корунд» и ОАО «Оргстекло» в сумме по 25 млн.долларов с каждого общества, которые в бухгалтерском учете были списаны как нереальная дебиторская задолженность на убытки общества, а фактически были переведены в «РАТО-БАНК» (Москва) и далее по назначению. Последствием выявления этих фактов и признаков преднамеренного банкротства послужило убийство сотрудника службы безопасности ОАО «Корунд», нападение в подъезде своего дома на главного бухгалтера общества, преследование аудитора общества и вынужденный уход внешнего управляющего. Уголовное дело возбуждено не было в связи с отсутствием состава преступления. Такая же ситуация сложилась и на «Божественных источниках Сарова» (г.Саров). Весь бизнес в сумме 120,5 млн.рублей «безвозмездно» был выведен по простому векселю юридического лица, находящегося также в стадии банкротства. Документы, приложенные к финансовому анализу, были переданы временному управляющему и в УФНС по Нижегородской области с доказательством факта незаконных сделок и признаков преднамеренного банкротства, однако уголовное дело не возбудили. Для управления процедурой банкротства создаются так называемые «дружественные кредиторы», ради чего вносятся изменения аж за последние три года в бухгалтерскую программу «1С» (по имуществу, кредиторам и дебиторам). Так, например, было на ОАО «Нижегородский сахарный комбинат» (г.Сергач). Образовавшаяся кредиторская задолженность по займам и кредитам почти 1 млрд.рублей по одному «дружественному кредитору» позволила увести бизнес в г.Казань и решить судьбу предприятия единолично. Итог – кредитор «Холдинг АК БАРС–банк», затем «АВ-1» (Москва) – 99 процентов, решают судьбу предприятия и проводят необходимые мероприятия по захвату бизнеса. Признаки преднамеренного банкротства и незаконных сделок были выявлены в процедуре наблюдения, материалы направлены в ОБЭП и УФНС по Нижегородской области, однако дело не возбудили.15
Из рассмотренного в данной главе материала следует сделать вывод, что преступления в сфере банкротства могут коснуться любого хозяйствующего субъекта, как со стороны возможного кредитора, так и самого объекта банкротства. В связи с этим, на высоком уровне остается вопрос о предотвращении подобных преступлений и всевозможное их избежание.
Глава 3. Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности.
3.1 Особенности
предупреждения преступлений в
сфере экономической
Анализ состояния
и динамики экономической преступности, личности преступников,
причинного комплекса не является самоцелью,
а выступает необходимым условием целенаправленного
предупреждения преступлений в сфере
экономической деятельности. Такое предупреждение
по своей сути состоит в воздействии на
негативные факторы, обусловливающие
появление и воспроизводство преступлений,
способствующие их совершению, нейтрализации
влияния указанных факторов или их устранения.
Учитывая общественную опасность экономических
преступлений, которые захлестнули практически
все сферы хозяйствования, их предупреждение,
нейтрализация криминогенной ситуации
в сфере экономической деятельности должны
стать стратегическим, приоритетным направлением
государственной политики в области борьбы
с преступностью.
Предупреждение экономических преступлений
представляет собой сложный, многогранный
процесс, включающий применение экономических,
финансовых, организационно-управленческих,
правовых, технических, культурно-воспитательных
и других мер. При этом предупреждение
может быть успешным только при комплексном
воздействии на причины экономической
преступности и условия, ее порождающие.
Деятельность по предупреждению экономических преступлений может осуществляться в различных масштабах. Она может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на отдельных предприятиях, в учреждениях и организациях, в отношении отдельных граждан (индивидуальных предпринимателей, руководителей или работников коммерческих организаций). В этой связи различают общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения. Общесоциальные меры предупреждения предполагают проведение государством экономической политики, свободной от криминальных издержек, сужающей возможности "теневой" экономики. Эти меры направлены на разрешение глобальных экономических проблем, порождающих "теневую" экономику и связанную с ней преступность. При этом, как справедливо отмечает А.И. Алексеев, необходимо обеспечить разумное дистанцирование государственного и частного секторов экономики, нейтрализовать условия, способствующие перекачке с корыстной целью государственных средств в частнопредпринимательские структуры; стимулировать предпринимательское поведение, соответствующее интересам потребителей; установить жесткие меры ответственности за использование недобросовестной конкуренции, дискредитацию экономических и финансовых партнеров, за клановые проявления монополизма, связанные с коррупцией; создать условия для постепенного вытеснения из сферы производства и распределения криминальных методов регулирования экономических отношений.16 Усиление государственно-правовой защиты всех форм правомерно приобретенной собственности необходимо сочетать с методами по недопущению получения сверхприбылей противоправными способами, повышению ответственности за невыполнение экономических обязательств, несоблюдение финансово-кредитной, платежной и договорной дисциплины.
Таким образом,
определяющая роль в предупреждении
преступлений в сфере экономической
деятельности принадлежит
В систему общесоциальных мер входит и
криминологический прогноз, который позволяет
предсказать возможные криминогенные
последствия определенной экономической
политики и выработать стратегию по их
устранению, локализации или нейтрализации.
В основе такого прогноза лежит осуществляемая
криминологами экспертиза нормативно-правовых
актов с точки зрения их воздействия на
преступность, ее детерминанты, систему
мер борьбы с ней.
Не менее
существенное значение имеют и меры,
способствующие оздоровлению отношений
в духовно-нравственной сфере, т.е. меры, направленные на формирование
культуры и моральных норм, чувства гражданственности
и позитивных интересов. Без этого вряд
ли можно рассчитывать на успех профилактики.
Значительным потенциалом при этом обладает
и виктимологический аспект профилактической
деятельности. В данном случае имеется
в виду, что часть населения в силу низкой
осведомленности о правилах и процедурах
совершения сделок и других хозяйственных
операций часто становится жертвой обмана.
Однако, к сожалению, обращение к потенциальным
жертвам в целях профилактики совершаемых
в отношении них преступлений пока используется
не часто.
Сознавая важность и значимость мер общесоциального
характера в предупреждении преступлений
в сфере экономической деятельности, следует
учитывать сегодняшние реалии - говорить
о широкомасштабных позитивных воздействиях
на социальные процессы сейчас крайне
затруднительно.
В этих условиях
особое значение приобретают специально-
Субъектами
предупреждения экономической преступности
являются:
федеральные органы государственной
власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления, действующие
в пределах своей компетенции как непосредственно,
так и через подведомственные им структуры;
органы государственного контроля (органы
валютного и экспортного контроля, налоговая
и таможенная службы, Контрольное управление
при Администрации Президента РФ, Счетная
палата, органы Федеральной антимонопольной
службы и Федерального казначейства, Центральный
банк РФ, Государственная инспекция по
торговле, качеству товаров и защите прав
потребителей и др.);
органы независимого вневедомственного
финансового контроля (частные аудиторы,
аудиторские фирмы); правоохранительные
органы (органы прокуратуры, специальные
подразделения по обеспечению экономической
безопасности МВД, ФСБ, ФТС); общественные
организации (объединения), коллективы
и граждане, которые целенаправленно осуществляют
на различных уровнях и в различных масштабах
профилактическую деятельность по предупреждению
различных видов экономических преступлений,
наделены в связи с этим определенными
правами и обязанностями и несут ответственность
за их реализацию (ассоциация российских
банков, общества по защите прав потребителей,
фонды помощи правоохранительным органам
и др.).
Так, Государственная
налоговая служба осуществляет контроль
за соблюдением законодательства о
налогах, правильностью их исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующие бюджеты
Центральный банк
РФ осуществляет надзор за деятельностью
коммерческих банков и других кредитных
учреждений.
Органы Федеральной антимонопольной
службы осуществляют государственный
контроль за соблюдением антимонопольного
законодательства и принимают меры по
предупреждению монополистической деятельности
и недобросовестной конкуренции.
Органы Федерального казначейства проводят
проверки денежных документов, отчетов,
планов, смет и иных документов, связанных
с зачислением, перечислением и использованием
средств республиканского бюджета в министерствах,
ведомствах, на предприятиях и учреждениях,
в организациях, банках и иных финансово-кредитных
учреждениях, основанных на любых формах
собственности.
Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей принимает меры к предупреждению выпуска и продажи товаров, опасных для жизни и здоровья граждан.
Аудиторы по поручению государственных
органов или по инициативе самих хозяйствующих
субъектов проверяют отчетность, платежно-расчетную
документацию, налоговые декларации и
другие финансовые обязательства и требования
экономических субъектов.
Предупреждением преступлений в сфере
экономической деятельности занимаются
и правоохранительные органы (прокуратура,
органы внутренних дел, Федеральной службы
безопасности), способные принять соответствующие
меры в рамках своей компетенции как на
ранних стадиях совершения экономических
правонарушений, так и в ходе расследования
преступлений.
Хотя функция предупреждения экономических преступлений возложена на различные элементы правоохранительной системы, органы внутренних дел среди них занимают наиболее важное место, поскольку именно они имеют специализированные подразделения по обеспечению экономической безопасности. В системе МВД сосредоточен основной банк информации о динамике, структуре преступности в сфере экономики.
Деятельность этих подразделений направлена на: выявление причин и условий совершения преступлений в сфере экономики; информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической направленности; проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступление в сфере экономики, и принятие к ним соответствующих мер предупреждения и пресечения; выявление и разобщение организованных преступных групп, действующих в сфере экономики.
Главное в профилактике
- своевременность, а она возможна
лишь тогда, когда имеется соответствующая
информация, помогающая:
выявить, нейтрализовать и устранить причины
и условия, способствующие совершению преступлений
в сфере экономической деятельности;
установить лиц, замышляющих (подготавливающих)
совершение преступления; обеспечить
максимально результативное раскрытие
преступлений.
Указанные меры
должны базироваться на соответствующей кадровой, материально-технической
обеспеченности правоохранительных органов,
надежной правовой и социальной защищенности
их работников.
Предупреждение преступлений в сфере
экономической деятельности требует от
правоохранительных органов высокого
уровня взаимодействия. Одной из его форм
является четко отлаженный, интенсивный
обмен информацией. Оперативность информационного
взаимодействия между правоохранительными
органами - важный показатель успешной
борьбы с преступностью в сфере экономической
деятельности. Координация деятельности
органов государственной власти и органов
местного самоуправления, контролирующих
и правоохранительных органов, общественных
организаций по ключевым направлениям
предупреждения экономических преступлений
осуществляется на основе целевых государственных
программ борьбы с преступностью в Российской
Федерации. Эти программы предусматривают
осуществление комплекса соответствующих
взаимосвязанных мер экономического,
организационного, технического, правового
и воспитательного характера. В то же время
с учетом сложности решения экономических
проблем представляется целесообразным
сформировать и в дальнейшем реализовывать
специальную долгосрочную федеральную
программу борьбы с экономической преступностью.
Среди основных направлений такой программы,
на наш взгляд, необходимо выделить: совершенствование
правового регулирования борьбы с экономическими
преступлениями и мобилизацию правоохранительных
органов на ее осуществление.
Информация о работе Преступления в сфере экономической деятельности