Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 20:38, дипломная работа
Актуальность темы. Сегодня в российском обществе проблема преступности привлекает к себе большое внимание, как ученых, так и общество в целом. Это объясняется тем, что одним из следствий системного кризиса общества, вызванного деструктивными социально-экономическими и политическими изменениями последних десятилетий, стала практически неконтролируемая эскалация преступности. Масштабы и темпы роста преступности превратили её в одну из самых серьёзных угроз не только безопасности отдельной личности, но и стабильности и устойчивости российского государства.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Криминализация российского общества…………………………..7
1.1. Причины эскалации преступности в современной России………………..7
1.2. Анализ современного состояния и динамики
преступности в современной России…………………………………………...13
Глава 2. Проблемы осуществления социального контроля
над преступностью в Российской Федерации……………………………30
2.1. Создание социального порядка как стратегическая задача
государства в обеспечении эффективного социального контроля
над преступностью……………………………………………………….......30
2.2. Совершенствование законодательства и
правоохранительной системы России……………………………………...50
Заключение…………………………………………………………………..64
Литература……………………………………
Социальный кризис в России выразился в интенсивном развитии криминогенных факторов: падение уровня производства привело к появлению безработицы, снижению уровня жизни большинства населения, распространению наркомании, пьянства. Недостаточность финансирования органов государственного управления, в том числе правоохранительных, в свою очередь, повлекло снижение эффективности работы милиции и прокуратуры, отток из органов опытных, энергичных кадров, ухудшение условий содержания заключенных.
Анализ структуры имеет большое практическое значение в разрезе сфер социальной жизни (бытовая, преступность в сфере досуга, преступность в различных отраслях хозяйства, на транспорте и т.д.)
Структура как показатель преступности может существенно влиять на оценку криминальной ситуации, основанную на одних лишь количественных признаках.
Показатели зарегистрированной преступности не в полной мере соответствуют действительному положению дел, поскольку не все преступления и лица, их совершившие, получают отражение в уголовной статистике. В связи с этим исключительно важной является проблема латентной преступности.
Латентная преступность может быть охарактеризована теми же количественными и качественными показателями, что и зарегистрированная. Большая часть латентной преступности включает преступления, не представляющие высокой общественной опасности.
По механизму «вхождения» преступлений в число латентных различают три вида латентности.
Естественная латентность состоит из преступлений, которые не регистрируются потому, что они не обнаружены правоохранительными органами.
При латентности «пограничных ситуаций» преступления не регистрируются из-за их неправильной уголовно-правовой оценки правоохранительными органами.
Искусственная латентность представлена преступлениями, которые обнаруживаются и правильно оцениваются сотрудниками правоохранительных органов, однако сознательно не регистрируются по различным причинам.
Выявление и оценка латентной преступности происходит по двум направлениям. Во-первых, устанавливается общий уровень латентной преступности. Это делается при помощи формул на основе имеющихся статистических данных о преступности, опроса населения, анкетирования, обзоров виктимизации населения и экспертных оценок специалистов. Во-вторых, выявляются конкретные преступления, которые по различным причинам оказались незарегистрированными. В этом случае применяются методы оперативной работы, анализ документов, контент-анализ информации, поступающей в СМИ. Точно измерить уровень латентной преступности практически невозможно.
Помимо состояния, динамики и структуры преступности в криминологии выделяется также понятие «географии» преступности. Она показывает распределение преступности по регионам (областям, районам, городам) страны, концентрацию по отдельным территориям, ее взаимосвязь с социальными процессами и состоянием профилактики на определенной территории.
Криминологическая классификация преступности подчинена интересам ее предупреждения. При этом целое расчленяется на виды, группы по различным основаниям и признакам. Так, например, по форме вины преступность делится на умышленную и неосторожную. В свою очередь, умышленная преступность подразделяется по родовому объекту посягательства на насильственную, экономическую, экологическую, связанную с незаконным оборотом наркотических средств, посягающую на интересы государства, против собственности. По особенностям контингента преступников подразделяется на профессиональную, рецидивную, организованную, коррупционную, преступность несовершеннолетних, воинскую, женскую.
В других случаях решающее значение для группировки преступлений имеют признаки повторности совершения преступления (рецидивная и связанная с нею профессиональная преступность), совершение преступления группой лиц или преступным сообществом (групповая и организованная преступность). Во всех случаях при криминологической классификации учитывается специфика детерминации выделенных видов преступлений, что особенно важно для выбора методов по их предупреждению.
Данная классификация отнюдь не является единственно возможной и всеобъемлющей, поскольку не охватывает всех преступлений. Необходимо отметить, что между выделенными видами преступлений нет четких границ, они могут частично совпадать, взаимно перекрещиваться. Так, несовершеннолетний может входить в преступное сообщество, женщина — быть признанной в совершении преступления против личности либо против собственности и т. д.
Характеристика преступности как негативного социально-правового явления была бы неполной без рассмотрения ее последствий. Социальные последствия преступности — это реальный вред, причиняемый преступностью интересам общества. Он выражается в совокупности прямых и косвенных последствий, связанных с совершенными преступлениями, непосредственными и опосредованными негативными изменениями, которым подвергаются социальные ценности, а также совокупность экономических и иных издержек общества, связанных с борьбой с преступностью и социальной профилактикой.
Для определения реальных последствий преступности учитывается число лиц, погибших в результате любых преступлений — не только умышленных, но и неосторожных убийств, нарушений правил безопасности на производстве, транспорте и т. д. Кроме того, принимается в расчет число лиц, которым преступлениями причинен вред здоровью, ставших жертвами сексуальных преступлений, потерпевших от имущественных преступлений, а также сумма материального ущерба от преступных посягательств на все виды (формы) собственности.
Глава 2. Проблемы осуществления социального контроля над преступностью в Российской Федерации
2.1. Создание социального
порядка как стратегическая
государства в обеспечении эффективного социального контроля
над преступностью
Криминальная ситуация, складывающаяся в современном российском обществе, в последние годы продолжает оставаться достаточно тяжелой. Это объясняется тем, что на преступность, связанную тесно со всем укладом общественной жизни (экономикой, культурой, политикой, нравственно-психологической обстановкой и другими условиями жизнедеятельности), оказывают негативное влияние существующие в нем противоречия, приводящие к тяжелым криминогенным последствиям.
Будучи неотъемлемой частью социальной обстановки в стране, криминальная ситуация одновременно оказывает негативное воздействие на все эти сферы общественного развития.
Социально-экономические и политические преобразования в России, затронувшие все стороны общественной жизни, к сожалению, в силу ряда объективных и субъективных причин не привели к практически ощутимым результатам в деле преодоления социальных предпосылок преступности и ослабления криминогенной напряженности15.
По данным Министерства Внутренних Дел Российской Федерации за январь - декабрь 2014 года прослеживается следующая статистика:
1.В январе - декабре 2014 года
органами внутренних дел
2. В январе - декабре 2014 года зарегистрировано 2166,4 тыс. преступлений, или на 1,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 33 субъектах Российской Федерации, снижение – в 50 субъектах.
3. Значительная часть (43,1%) преступлений регистрируется в республиканских, краевых и областных центрах – всего 934,39 тыс., пятая часть (21,1%) – в сельской местности, где зарегистрировано 458,1 тыс. преступлений, что на 1,8% меньше, чем за январь - декабрь 2013 года.
4. 88,9% всех зарегистрированных
преступлений выявляется
5. В результате преступных посягательств погибло 35 тыс. человек (‑4,6%), причинен тяжкий вред здоровью 52,6 тыс. человек (‑0,4%). На сельскую местность приходится 41,8% погибших (14,6 тыс. чел.), на города и поселки, не являющиеся центрами субъектов федерации, - 34,6% лиц, здоровью которых причинен тяжкий вред (18,2 тыс. чел.)18.
6. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе зарегистрированных сократился с 24,4% в январе - декабре 2013 года до 24,3%19.
7. Ущерб от преступлений
(по оконченным и
8. Почти половину всех
зарегистрированных
Каждое двадцать восьмое (3,6%) зарегистрированное преступление – квартирная кража. В январе - декабре 2014 года их число сократилось на 10,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года20.
9. Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с январем - декабрем 2013 года уменьшилось на 2,8% и составило 26,2 тыс., количество выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств сократилось на 8,5% (1,4 тыс. фактов).
В январе - декабре 2014 года с использованием оружия совершено 7,2 тыс. преступлений (‑4,6%). Наибольшее количество зарегистрированных преступлений данной категории отмечается в Республике Дагестан (480), Московской (432), Свердловской (363) областях, г. Москве (359), г. Санкт-Петербурге (330)21.
10. По сравнению с январем
- декабрем 2013 года на 24,0% сократилось
число преступлений
11. В январе - декабре 2014 года
зарегистрировано 25,53 тыс. экологических
преступлений, что на 3,2% больше, чем
за аналогичный период
Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 194,56 млрд. руб.
Подразделениями органов внутренних дел выявлено 96,6 тыс. преступлений экономической направленности, их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 90,0%.
Тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 61,0%23.
12. В январе - декабре 2014 года
выявлено 253,5 тыс. преступлений, связанных
с незаконным оборотом
13. В общественных местах зарегистрировано 785,4 тыс. преступлений (+8,5%).
14. В январе - декабре 2014 года зарегистрировано 1127 преступлений террористического характера (+70,5%) и 1024 преступления экстремистской направленности (+14,3%).
На дорогах и трассах вне населенных пунктов совершено 170 разбойных нападений (‑14,6%), 364 грабежа (‑6,9%), выявлено 145 фактов незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, его основных частей, боеприпасов.
На улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 480,9 тыс. (+3,7%) преступлений, в том числе: 42,1 тыс. (‑18,8%) грабежей, 201,2 тыс. (‑1,6%) краж, 5,4 тыс. (‑18,3%) разбойных нападений.
15. В январе - декабре 2014 года раскрыто 1176,4 тыс. преступлений (‑5,0%), в том числе 549,4 тыс. – следствие по которым обязательно (‑7,2%) и 627 тыс. – следствие по которым необязательно (‑2,9%)25.
Сотрудниками органов внутренних дел предварительно расследовано 887,8 тыс. преступлений (‑3,7%), что составляет 75,5% всего массива предварительно расследованных преступлений, сотрудниками следственных органов Следственного комитета Российской Федерации – 156,4 тыс. преступлений (‑3,4%), что составляет 13,3% всего массива, сотрудниками органов наркоконтроля соответственно 44 тыс. (‑4,4%), службы судебных приставов – 73,4 тыс. (+7,2%)26.
16. Не раскрыто 948,6 тыс. преступлений,
что на 0,2% меньше аналогичного
показателя за январь - декабрь 2013
года. Из этого количества на
тяжкие и особо тяжкие
925,3 тыс. преступлений (‑0,2%) остались нераскрытыми в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.