Преступность в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 20:38, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Сегодня в российском обществе проблема преступности привлекает к себе большое внимание, как ученых, так и общество в целом. Это объясняется тем, что одним из следствий системного кризиса общества, вызванного деструктивными социально-экономическими и политическими изменениями последних десятилетий, стала практически неконтролируемая эскалация преступности. Масштабы и темпы роста преступности превратили её в одну из самых серьёзных угроз не только безопасности отдельной личности, но и стабильности и устойчивости российского государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Криминализация российского общества…………………………..7
1.1. Причины эскалации преступности в современной России………………..7
1.2. Анализ современного состояния и динамики
преступности в современной России…………………………………………...13

Глава 2. Проблемы осуществления социального контроля
над преступностью в Российской Федерации……………………………30

2.1. Создание социального порядка как стратегическая задача
государства в обеспечении эффективного социального контроля
над преступностью……………………………………………………….......30

2.2. Совершенствование законодательства и
правоохранительной системы России……………………………………...50

Заключение…………………………………………………………………..64
Литература……………………………………

Файлы: 1 файл

ВКР Магомедов.docx

— 113.36 Кб (Скачать файл)

На основании перспективных создаются комплексные планы или долгосрочные мероприятия по борьбе с преступностью, входящие составной частью в планы социального развития на тот же срок.

Эффективность системы планирования зависит и от ее гибкости, т. е. от возможности реагировать на всякие непредвиденные обстоятельства и изменения в состоянии преступности, оперативно устранять помехи и тем самым обеспечивать выполнение поставленных задач. Эту роль выполняет текущее планирование, которое призвано с учетом конкретной обстановки предусматривать меры, обеспечивающие в течение небольшого времени оптимальное решение вопросов, поставленных перспективным планом.

Текущие планы по содержанию мероприятий должны быть всегда строго индивидуализированы. Они разрабатываются с учетом краткосрочных прогнозов. Непрерывность, преемственность, взаимосвязь и интеграция планов – вот те требования, которые обеспечивают результативность планирования. Разработка планов складывается из трех взаимосвязанных этапов:

1) распределение сил по  выполнению программ в целом  и отдельных мероприятий в  строго установленные сроки.

2) разработка и координация  программ мероприятий в целях  более эффективного решения этих  задач;

3) определение задач, которые  предстоит решить в определенный  период времени;

Первому этапу, как уже сказано, предшествуют анализ и прогноз преступности. Анализ проводится по заранее разработанной программе. В ней предусматривается: цель изучения, вопросы, подлежащие выяснению; источники получения необходимой информации; методы получения и обработки собранной информации, в том числе обсчет количественных показателей; определение основных тенденций преступности; дача оценки эффективности мер борьбы с ней; определение задач плана и внесение предложений по их разрешению41.

В зависимости от вида плана, масштабов его реализации, характеристики объекта, для которого он предназначен, содержание программы конкретизируется.

Кроме анализа состояния борьбы с преступностью, изучается и результативность мероприятий, осуществлявшихся в анализируемый период.

Как только сформулированы задачи, начинается второй этап планирования – составление программы мероприятий по их выполнению.

Программы комплектуются по соответствующим разделам плана, в которых каждая задача конкретизируется в перечне конкретных мер их выполнения. Программы составляются с учетом актуальности заданий, решаемых в установленный срок. Одновременное и интенсивное решение всех вопросов борьбы с преступностью невозможно. Среди них следует выделять наиболее важные и намечать меры по их первоочередному разрешению, что способствует концентрации сил и средств на решении узловых вопросов.

Методические требования криминологического планирования, вытекающие из природы самой преступности, состоят в необходимости применения комплекса экономических, организационно-управленческих, воспитательных, правовых и других средств в борьбе с ней.

Третий этап - это распределение сил и установление времени исполнения мероприятий, предусмотренных планом.

В данном случае полагается соблюдать два требования. Первое состоит в том, что конкретные мероприятия должны исполняться только теми государственными, хозяйственными и общественными объединениями, к компетенции которых они относятся.

Второе требование заключается в том, чтобы различные мероприятия в пределах раздела-задания были скоординированы по времени и месту их выполнения. Необходимо также определить ответственных за исполнение и тех, на кого возложен контроль за своевременной и полной реализацией данного плана.

После составления плана начинается текущая работа по его исполнению. Но как бы ни был точен план и обоснованы мероприятия по его осуществлению, действительность вносит свои поправки в плановом решении. Отсюда очевидна необходимость постоянной организаторской работы сообразно конкретной обстановке борьбы с преступлениями.

По истечении срока выполнения планов возможно проведение контрольного криминологического анализа.

Его целью является выяснение следующих обстоятельств: какие изменения произошли в состоянии, динамике и структуре преступности, какие причины и условия, способствующие совершению преступлений и правонарушений, удалось устранить в результате осуществления мероприятий, предусмотренных тем или иным планом, какие из них оказались наиболее эффективными и какие не сработали, какие криминогенные факторы продолжают действовать, какие появились новые и что нужно осуществить для их устранения.

Такого рода криминологический анализ служит не только формой контроля, но и основанием для составления очередного плана профилактики преступлений.

Ресурсное обеспечение профилактики преступлений. Прежде всего нужны специализированные криминологические службы со своими профессионально подготовленными кадрами, системой материально-технического снабжения. Пока такие службы имеются лишь в органах МВД и то в зачаточном состоянии, а также при некоторых местных органах власти. Но и эти службы укомплектованы в значительной степени людьми, не имеющими профессиональной криминологической подготовки. В лучшем случае - кадры с юридическим или педагогическим образованием. Ждать эффективной работы от людей, не имеющих необходимой подготовки, по меньшей мере наивно. И получается, что людских ресурсов в предупреждении преступлений задействовано немало, а эффективность работы вследствие их неподготовленности низка.

Поэтому вопрос о подготовке в стране кадров, могущих осуществлять профилактику преступлений, проблематичен. Отсюда – и результаты.

Система профилактики нуждается в компьютерном обеспечении. Отсутствие такового сдерживает развитие специализированных профилактических служб там, где они существуют.

За истину можно принять положение, что предупреждать преступления выгоднее, чем затем наказывать за них.

Однако материально-техническое обеспечение профилактики ведется только в рамках раскрытия преступлений и наказания за них. Собственно предупредительная деятельность финансируется значительно хуже, да и организация ее ведется в рамках выполнения других задач. В результате на нее не остается ни времени, ни необходимого ресурсного обеспечения.

Предупреждение преступлений в большей или меньшей степени связано с вторжением в личную жизнь человека. В ряде случаев решение задач предупреждения преступлений требует ограничения каких-то прав и свобод человека.

Применение таких ограничительно-профилактических мер возможно на основе закона и лишь в пределах, строго определенных им.

Каждый субъект профилактики не может действовать произвольно, а только в рамках своей компетенции, установленной законом или в развитие его положений другим правовым актом.

Меры профилактики не могут унижать честь и достоинство человека, причинять ему физические и моральные страдания.

Таким образом, правовые гарантии – необходимое условие для реализации принципа законности в предупредительной деятельности.  

Принцип, что предупреждение преступлений есть истинная юриспруденция, должен лечь в основу формирования демократического, гуманного правового государства.

 

 

Заключение

Проведенный в рамках дипломного исследования комплексный социологический анализ преступности в современной России позволяет, на наш взгляд, сделать ряд выводов.

На фоне системного кризиса российского общества, вызванного глубинной негативной трансформацией всех общественных отношений, наблюдается обострение противоречий социально-экономического, политического и духовно-нравственного характера, детерминирующих эскалацию криминального поведения в России. Наиболее криминогенными из них, входящими в причинный комплекс преступности, являются:

- резкая поляризация населения  по доходам, бедственное социально-экономическое  положение значительной части населения страны;

- рассогласованность социальной  сферы и превалирование негативных социальных отношений;

- распространение таких  социальных патологий, как проституция, наркомания, алкоголизм, бродяжничество, беспризорность;

- большие объёмы криминального  и неформального секторов теневой  экономики и их устойчивое воспроизводство;

- высокая степень коррумпированности властных структур;

- прогрессирующая нравственная  деградация и общее духовное обнищание России;

- сильная интегрированность  преступной субкультуры в социальную  структуру общества и высокая степень терпимости к ней.

Проведенный анализ состояния и динамики преступности в России, позволяет, наряду с запредельно высоким уровнем и высокой общественной опасностью, зафиксировать некоторые негативные качественные изменения преступности, такие как: рост преступности несовершеннолетних и снижение возраста лиц, вовлеченных в криминальную деятельность; рост рецидивности преступности; высокий уровень интеллектуализированности и профессионализма преступности; социологизированность, институализированность, политизированность и технологизированность организованной преступности; публичное демонстрирование крайнего неуважения к правопорядку и прямое игнорирование интересов общественной и государственной безопасности.

Анализируя пути выхода из сложившейся криминальной ситуации необходимо отметить, прежде всего, следующее. Поскольку криминогенная обстановка в России в последнее десятилетие формировалась и развивалась под влиянием политических, социально-экономических и духовно-нравственных процессов, то любая попытка разработки путей выхода из сложившейся ситуации вне связи с этими процессами или анализ, основанный сугубо на изучении тенденций самой преступности и борьбы с ней исключительно правоохранительных органов и спецслужб, неизбежно ведет к односторонности выводов и рекомендаций, а, следовательно, их малоэффективности.

Исходя из вышеобозначенных составляющих причинного комплекса преступности и её качественных характеристик, возможность эффективного противостояния эскалации криминального поведения со стороны российского государства и общества, видится в эффективном использовании таких средств социального контроля над преступностью, как профилактика и наказание.

Реализация профилактической составляющей видится в самом оздоровлении общества и реанимации конструктивных общественных отношений, во внесении конструктивных изменений в социальную, духовную, экономическую сферы общества, а именно:

• в экономической сфере:

- в ликвидации опасных  объемов теневой экономики и  соответствующей системы коррупционных связей;

- в урегулировании вопросов  собственности, в создании многообразия  форм собственности на средства производства

- в регламентированности хозяйственной деятельности со стороны государства;

• в социальной сфере:

- в выработке эффективного  механизма оказания социальной  помощи обездоленным слоям населения, адресной социальной помощи, снижении  имущественного расслоения, бедности;

- в создании условий  для формирования и развития  среднего класса как основы  стабильного развития общества, традиционно носителя таких ценностей, как согласие, порядок и законность;

- в поддержке семьи  как важнейшей социальной группы, обеспечивающей социализацию индивида, направленной на предотвращение  такой крайней формы социальной  дезадаптации детей, как беспризорность, восстановление системы внешкольной занятости детей и подростков;

- в разработке программ  профилактики таких форм девиантного поведения, как проституция, алкоголизм и наркомания;

- в проведении взвешенной  антиалкогольной политике государства, борьбе с алкоголизацией и  наркотизацией населения России;

• в духовно-нравственной сфере:

- в сохранении и приумножении  истинного культурного потенциала России;

- в культивировании норм  общечеловеческой морали и ценностных  ориентаций, нетерпимости и общественного  порицания преступности и других  негативных форм девиантного поведения;

- в восстановлении высокой  социальной ценности продуктивного, созидательного труда как источника  благополучия и главного средства самореализации личности;

- в общественном контроле  содержания СМИ: недопустимость  пропаганды культа откровенного  насилия, жестокости, наживы;

Совершенствование законодательства и правоохранительной систем, по направлениям, обозначенным в работе, привидение их в адекватное нынешним криминальным реалиям, состояние, этом свете, направлено на обеспечение принципов неотвратимости наказания, его справедливости, как важнейшего условия эффективной работы социального контроля над преступностью.

Вместе с этим необходимо отметить тот факт, что было бы в значительной степени ошибочным рассчитывать на быстрое и существенное снижение уровня преступности в существующих реалиях. В этом свете объективной представляется необходимость наличия политической воли и решительности у властей государства предварять в жизнь вышеназванные конструктивные изменения, готовности взаимодействовать с созидательными силами общества. В этом свете главной задачей государства является создание концепции стратегического развития страны, отражающей интересы всего общества, изменение направления социально-экономического развития России, преодоление системного кризиса, и, как следствие, эскалации преступности.

Информация о работе Преступность в современной России