Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 20:38, дипломная работа
Актуальность темы. Сегодня в российском обществе проблема преступности привлекает к себе большое внимание, как ученых, так и общество в целом. Это объясняется тем, что одним из следствий системного кризиса общества, вызванного деструктивными социально-экономическими и политическими изменениями последних десятилетий, стала практически неконтролируемая эскалация преступности. Масштабы и темпы роста преступности превратили её в одну из самых серьёзных угроз не только безопасности отдельной личности, но и стабильности и устойчивости российского государства.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Криминализация российского общества…………………………..7
1.1. Причины эскалации преступности в современной России………………..7
1.2. Анализ современного состояния и динамики
преступности в современной России…………………………………………...13
Глава 2. Проблемы осуществления социального контроля
над преступностью в Российской Федерации……………………………30
2.1. Создание социального порядка как стратегическая задача
государства в обеспечении эффективного социального контроля
над преступностью……………………………………………………….......30
2.2. Совершенствование законодательства и
правоохранительной системы России……………………………………...50
Заключение…………………………………………………………………..64
Литература……………………………………
На основании перспективных создаются комплексные планы или долгосрочные мероприятия по борьбе с преступностью, входящие составной частью в планы социального развития на тот же срок.
Эффективность системы планирования зависит и от ее гибкости, т. е. от возможности реагировать на всякие непредвиденные обстоятельства и изменения в состоянии преступности, оперативно устранять помехи и тем самым обеспечивать выполнение поставленных задач. Эту роль выполняет текущее планирование, которое призвано с учетом конкретной обстановки предусматривать меры, обеспечивающие в течение небольшого времени оптимальное решение вопросов, поставленных перспективным планом.
Текущие планы по содержанию мероприятий должны быть всегда строго индивидуализированы. Они разрабатываются с учетом краткосрочных прогнозов. Непрерывность, преемственность, взаимосвязь и интеграция планов – вот те требования, которые обеспечивают результативность планирования. Разработка планов складывается из трех взаимосвязанных этапов:
1) распределение сил по выполнению программ в целом и отдельных мероприятий в строго установленные сроки.
2) разработка и координация
программ мероприятий в целях
более эффективного решения
3) определение задач, которые
предстоит решить в
Первому этапу, как уже сказано, предшествуют анализ и прогноз преступности. Анализ проводится по заранее разработанной программе. В ней предусматривается: цель изучения, вопросы, подлежащие выяснению; источники получения необходимой информации; методы получения и обработки собранной информации, в том числе обсчет количественных показателей; определение основных тенденций преступности; дача оценки эффективности мер борьбы с ней; определение задач плана и внесение предложений по их разрешению41.
В зависимости от вида плана, масштабов его реализации, характеристики объекта, для которого он предназначен, содержание программы конкретизируется.
Кроме анализа состояния борьбы с преступностью, изучается и результативность мероприятий, осуществлявшихся в анализируемый период.
Как только сформулированы задачи, начинается второй этап планирования – составление программы мероприятий по их выполнению.
Программы комплектуются по соответствующим разделам плана, в которых каждая задача конкретизируется в перечне конкретных мер их выполнения. Программы составляются с учетом актуальности заданий, решаемых в установленный срок. Одновременное и интенсивное решение всех вопросов борьбы с преступностью невозможно. Среди них следует выделять наиболее важные и намечать меры по их первоочередному разрешению, что способствует концентрации сил и средств на решении узловых вопросов.
Методические требования криминологического планирования, вытекающие из природы самой преступности, состоят в необходимости применения комплекса экономических, организационно-управленческих, воспитательных, правовых и других средств в борьбе с ней.
Третий этап - это распределение сил и установление времени исполнения мероприятий, предусмотренных планом.
В данном случае полагается соблюдать два требования. Первое состоит в том, что конкретные мероприятия должны исполняться только теми государственными, хозяйственными и общественными объединениями, к компетенции которых они относятся.
Второе требование заключается в том, чтобы различные мероприятия в пределах раздела-задания были скоординированы по времени и месту их выполнения. Необходимо также определить ответственных за исполнение и тех, на кого возложен контроль за своевременной и полной реализацией данного плана.
После составления плана начинается текущая работа по его исполнению. Но как бы ни был точен план и обоснованы мероприятия по его осуществлению, действительность вносит свои поправки в плановом решении. Отсюда очевидна необходимость постоянной организаторской работы сообразно конкретной обстановке борьбы с преступлениями.
По истечении срока выполнения планов возможно проведение контрольного криминологического анализа.
Его целью является выяснение следующих обстоятельств: какие изменения произошли в состоянии, динамике и структуре преступности, какие причины и условия, способствующие совершению преступлений и правонарушений, удалось устранить в результате осуществления мероприятий, предусмотренных тем или иным планом, какие из них оказались наиболее эффективными и какие не сработали, какие криминогенные факторы продолжают действовать, какие появились новые и что нужно осуществить для их устранения.
Такого рода криминологический анализ служит не только формой контроля, но и основанием для составления очередного плана профилактики преступлений.
Ресурсное обеспечение профилактики преступлений. Прежде всего нужны специализированные криминологические службы со своими профессионально подготовленными кадрами, системой материально-технического снабжения. Пока такие службы имеются лишь в органах МВД и то в зачаточном состоянии, а также при некоторых местных органах власти. Но и эти службы укомплектованы в значительной степени людьми, не имеющими профессиональной криминологической подготовки. В лучшем случае - кадры с юридическим или педагогическим образованием. Ждать эффективной работы от людей, не имеющих необходимой подготовки, по меньшей мере наивно. И получается, что людских ресурсов в предупреждении преступлений задействовано немало, а эффективность работы вследствие их неподготовленности низка.
Поэтому вопрос о подготовке в стране кадров, могущих осуществлять профилактику преступлений, проблематичен. Отсюда – и результаты.
Система профилактики нуждается в компьютерном обеспечении. Отсутствие такового сдерживает развитие специализированных профилактических служб там, где они существуют.
За истину можно принять положение, что предупреждать преступления выгоднее, чем затем наказывать за них.
Однако материально-техническое обеспечение профилактики ведется только в рамках раскрытия преступлений и наказания за них. Собственно предупредительная деятельность финансируется значительно хуже, да и организация ее ведется в рамках выполнения других задач. В результате на нее не остается ни времени, ни необходимого ресурсного обеспечения.
Предупреждение преступлений в большей или меньшей степени связано с вторжением в личную жизнь человека. В ряде случаев решение задач предупреждения преступлений требует ограничения каких-то прав и свобод человека.
Применение таких ограничительно-
Каждый субъект профилактики не может действовать произвольно, а только в рамках своей компетенции, установленной законом или в развитие его положений другим правовым актом.
Меры профилактики не могут унижать честь и достоинство человека, причинять ему физические и моральные страдания.
Таким образом, правовые гарантии – необходимое условие для реализации принципа законности в предупредительной деятельности.
Принцип, что предупреждение преступлений есть истинная юриспруденция, должен лечь в основу формирования демократического, гуманного правового государства.
Заключение
Проведенный в рамках дипломного исследования комплексный социологический анализ преступности в современной России позволяет, на наш взгляд, сделать ряд выводов.
На фоне системного кризиса российского общества, вызванного глубинной негативной трансформацией всех общественных отношений, наблюдается обострение противоречий социально-экономического, политического и духовно-нравственного характера, детерминирующих эскалацию криминального поведения в России. Наиболее криминогенными из них, входящими в причинный комплекс преступности, являются:
- резкая поляризация населения
по доходам, бедственное социально-
- рассогласованность социальной
сферы и превалирование
- распространение таких социальных патологий, как проституция, наркомания, алкоголизм, бродяжничество, беспризорность;
- большие объёмы криминального
и неформального секторов
- высокая степень
- прогрессирующая нравственная деградация и общее духовное обнищание России;
- сильная интегрированность
преступной субкультуры в
Проведенный анализ состояния и динамики преступности в России, позволяет, наряду с запредельно высоким уровнем и высокой общественной опасностью, зафиксировать некоторые негативные качественные изменения преступности, такие как: рост преступности несовершеннолетних и снижение возраста лиц, вовлеченных в криминальную деятельность; рост рецидивности преступности; высокий уровень интеллектуализированности и профессионализма преступности; социологизированность, институализированность, политизированность и технологизированность организованной преступности; публичное демонстрирование крайнего неуважения к правопорядку и прямое игнорирование интересов общественной и государственной безопасности.
Анализируя пути выхода из сложившейся криминальной ситуации необходимо отметить, прежде всего, следующее. Поскольку криминогенная обстановка в России в последнее десятилетие формировалась и развивалась под влиянием политических, социально-экономических и духовно-нравственных процессов, то любая попытка разработки путей выхода из сложившейся ситуации вне связи с этими процессами или анализ, основанный сугубо на изучении тенденций самой преступности и борьбы с ней исключительно правоохранительных органов и спецслужб, неизбежно ведет к односторонности выводов и рекомендаций, а, следовательно, их малоэффективности.
Исходя из вышеобозначенных составляющих причинного комплекса преступности и её качественных характеристик, возможность эффективного противостояния эскалации криминального поведения со стороны российского государства и общества, видится в эффективном использовании таких средств социального контроля над преступностью, как профилактика и наказание.
Реализация профилактической составляющей видится в самом оздоровлении общества и реанимации конструктивных общественных отношений, во внесении конструктивных изменений в социальную, духовную, экономическую сферы общества, а именно:
• в экономической сфере:
- в ликвидации опасных объемов теневой экономики и соответствующей системы коррупционных связей;
- в урегулировании вопросов собственности, в создании многообразия форм собственности на средства производства
- в регламентированности хозяйственной деятельности со стороны государства;
• в социальной сфере:
- в выработке эффективного
механизма оказания социальной
помощи обездоленным слоям
- в создании условий
для формирования и развития
среднего класса как основы
стабильного развития общества,
традиционно носителя таких
- в поддержке семьи
как важнейшей социальной
- в разработке программ
профилактики таких форм
- в проведении взвешенной
антиалкогольной политике
• в духовно-нравственной сфере:
- в сохранении и приумножении истинного культурного потенциала России;
- в культивировании норм
общечеловеческой морали и
- в восстановлении высокой
социальной ценности
- в общественном контроле
содержания СМИ: недопустимость
пропаганды культа
Совершенствование законодательства и правоохранительной систем, по направлениям, обозначенным в работе, привидение их в адекватное нынешним криминальным реалиям, состояние, этом свете, направлено на обеспечение принципов неотвратимости наказания, его справедливости, как важнейшего условия эффективной работы социального контроля над преступностью.
Вместе с этим необходимо отметить тот факт, что было бы в значительной степени ошибочным рассчитывать на быстрое и существенное снижение уровня преступности в существующих реалиях. В этом свете объективной представляется необходимость наличия политической воли и решительности у властей государства предварять в жизнь вышеназванные конструктивные изменения, готовности взаимодействовать с созидательными силами общества. В этом свете главной задачей государства является создание концепции стратегического развития страны, отражающей интересы всего общества, изменение направления социально-экономического развития России, преодоление системного кризиса, и, как следствие, эскалации преступности.