Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 16:49, курсовая работа
Тема дипломной работы актуальна, прежде всего, потому, что ей затрагивается вопрос применения закона. Закона, которым определяется наказание, общественная опасность действий того или иного лица. Ошибочное же применение уголовного закона, может привести к ошибкам в уголовном процессе и неверном наказании лиц, что просто недопустимо.
Проанализировать их работу я и попытаюсь в своем исследовании уголовного закона Республики Беларусь.
Задачами данной работы является анализ и исследование уголовного закона Республики Беларусь.
В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в следующих случаях, когда:
В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом, в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах.
Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий:
Первое - преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник (принцип тождественности).
Второе - если по законам страны, требующей выдачи, за преступление предусмотрена смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, о том, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.
Требование о выдаче преступника может иметь место для привлечения его к ответственности, и в этом случае государство, обратившееся с требованием о выдаче, должно представить убедительные доказательства совершенного преступления.
Выдача преступника может преследовать цель и применения к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит вынесенный и вступивший в силу приговор суда.
Возможна также выдача преступника, осужденного в одном государстве, другому, гражданином которого он является, для отбывания наказания.
В соответствии с нормами международного права выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или подвергаться заключению с целью осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо иному ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу. Таким образом, следственные и судебные органы государства, запросившего выдачу лица, связаны формулой обвинения, которая служила основанием выдачи этого лица.
Принцип гражданства
Принцип гражданства (персональный) состоит в распространении уголовной юрисдикции государства на деяния своих граждан, совершенные на территории иностранного государства, в соответствии с международным правом. Этот принцип большинство государств применяет и к лицам без гражданства (апатридам), постоянно проживающим на территории государства.
Данный принцип нашёл отражение в ч.1 ст. 6 УК Республики Беларусь. Так исходя из вышеуказанной статьи гражданин Республики Беларусь или постоянно проживающее в республике лицо без гражданства, совершившие преступления вне пределов Республики Беларусь, подлежат ответственности по настоящему Кодексу, если совершенные ими деяния признаны преступлениями в государстве, на территории которого они были совершены, и если они не понесли уголовную ответственность в этом государстве. При осуждении указанных лиц наказание назначается в пределах санкции статьи настоящего Кодекса, но не должно превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом государства, на территории которого было совершено преступление.
Принцип основан на верховенстве и суверенитете государственной власти, согласно которому государство, в частности, как защищает интересы своих граждан, так и предписывает им соблюдение определенных правил, где бы они ни находились, а в случае нарушениями ими этих правил вправе требовать от них ответа за несоблюдение предписаний.
Для привлечения к уголовной ответственности по УК РБ необходимо, чтобы совершенное лицом общественно опасное деяние признавалось преступлением как по УК Республики Беларусь, так и по уголовному закону государства места совершения преступления, т.е. имелась двойная преступность (двойная криминальность).
Принцип гражданства Республики Беларусь конкурирует с территориальным принципом действия закона государства, на территории которого совершено преступление. УК РБ эту конкуренцию решает в соответствии с общепринятыми международно-правовыми нормами в пользу уголовного закона государства места совершения преступления гражданином Республики Беларусь. Белорусский гражданин будет привлекаться к уголовной ответственности правоохранительными органами государства места совершения преступления по его УК.
Если же в силу разных причин (виновный скрылся, например) белорусский гражданин не был предан суду и осужден в иностранном государстве за преступление, совершенное на его территории, и не был осужден (оправдан) в любом третьем государстве за это преступление, то такого гражданина Республики Беларусь есть все основания привлечь к уголовной ответственности по УК РБ.
Возможность уголовного преследования белорусского гражданина по уголовному законодательству Республики Беларусь имеется только в случае, если такой гражданин не осуждался (был оправдан) за преступление в любом другом государстве (как в государстве места совершения преступления, так и в третьем, на территории которого его задержали).
Например, белорусский турист в Латвии совершил убийство с особой жестокостью. В Латвии его не успели привлечь к ответственности, так как ко времени установления личности виновного белорусский турист уже вернулся на родину. Гражданина Беларуси следует привлечь к ответственности по п.6 ч.2 ст.139 УК РБ, в санкции которой предусмотрена смертная казнь, а максимальный срок лишения свободы равен 25 годам. При этом его нельзя осудить к наказанию, превышающему верхний предел санкции, предусмотренной латвийским законом. Согласно ст. 117 УК Латвии за аналогичное убийство не устанавливает смертной казни, а максимальный срок лишения свободы равен 20 годам.
По существу, положение о двойной криминальности весьма демократично. Оно свидетельствует о том, что деяние действительно общественно опасно, что подтверждается запретом его совершения законами, по крайней мере, двух государств. Одновременно двойная криминальность говорит об определенном взаимодействии принципов территориального и гражданства1.
Хочется отметить о существовании проблемы, которая относится к правилам назначения наказания по совокупности приговоров.
Эта проблема возникает тогда, когда осужденное лицо по приговору суда иностранного государства, не отбыв назначенное ему наказание либо в течение не отбытого срока наказания при условно-досрочном освобождении от наказания или в период испытательного срока при условном неприменении назначенного наказания либо в период срока отсрочки исполнения наказания, вновь совершает преступление на территории Республики Беларусь.
Например, гражданин Республики Беларусь, осужденный судом Латвийской Республики за совершенное на ее территории преступление, был условно-досрочно освобожден и во время не отбытой части наказания он совершил новое преступление на территории Республики Беларусь. Может ли суд Республики Беларусь в случае осуждения его к лишению свободы назначить наказание по правилам ст. 73 УК? Полагаю, что на поставленный вопрос следует согласиться с мнением Э.А. Саркисовой и А.В. Шидавского2 о том, что он должен иметь положительный ответ. Такое решение на уровне международных соглашений о правовой помощи по уголовным делам обеспечит назначение наказания с учетом реальной степени опасности личности виновного для общества.
В этих случаях к наказанию, назначенному по новому приговору, суд Республики Беларусь в соответствии с ч. 1 ст. 73 УК полностью или частично присоединяет не отбытую часть наказания по предыдущему приговору. Поскольку не отбытая часть наказания принадлежит приговору иностранного государства, постольку обязательность применения правил назначения наказания по совокупности приговоров, предусмотренных в национальных уголовных законах, должна быть специально оговорена в международно-правовых документах о правовой помощи по уголовным делам.
При рассмотрении уголовных дел, в отличие от гражданских, суды всегда применяют законы своей страны и никогда не пользуются уголовными законами другой страны. Весьма широко распространено мнение, что «ни одно государство не может установить законов для чужой территории»3.
Более широкие пределы для действия уголовных законов предлагают те авторы и законодательства, которые исходят при определении сферы действия национальных уголовных законов не из того; кто совершил преступление (национальный принцип) и не из того, где совершено преступление (территориальный принцип), а из того, на чьи интересы преступление было направлено.
История знает реальный принцип ещё со средних веков. Уже в те годы в автономных городах Ломбардии возник вопрос о наказуемости преступлений, совершенных за стенами города против интересов города или его граждан. Действовавшее тогда право устанавливало, что преступники, совершившие преступление, должны быть преданы суду места ареста даже если это не было место их жительства, или место совершения преступления.
Уже в начале XX в. почти все государства европейского континента под влиянием Франции и Италии приняли смешанную систему принципов действия закона территориального и личного, которой юрисдикция в отношении преступлений, совершенных иностранцем за границей, допускалась как исключение. К этой группе стран относились также в основном и латинские государства Америки. Англия, родственные ей в правовом отношении страны вне Европы и США оставались верны территориальному принципу и допускали лишь, как исключение, юрисдикцию в отношении граждан.
Скандинавские государства и Голландия склонялись к реальному принципу; Россия и южноамериканские государства склонялись к этой системе с некоторыми оговорками, а в дальнейшем развитие шло в направлении все большего распространения в законодательстве реального принципа, и перед второй мировой войной реальный принцип действия уголовного закона был принят большинством законодательств.
Действующее советское уголовное законодательство полностью отказалось от применения советского уголовного закона в соответствии с реальным принципом, или принципом защиты государственных интересов, а также пассивного персонального принципа, или принципа защиты индивидуальных интересов. Начиная с 1924 г. ни в общесоюзном законодательстве, ни в уголовном законодательстве союзных республик реальный принцип действия уголовных законов в пространстве больше не был предусмотрен.
К сожалению, в теории советского уголовного права недостаточно исследован не только вопрос о служебной рели этого принципа, но и вопрос о причинах отказа советского законодателя от этого принципа4.
Из вышесказанного следует, что появление реального принципа действия в Уголовном кодеке Республики Беларусь является прогрессивным шагом для уголовного законодательства, т.к. следует отметить, что УК Беларуси 1960 г. не предусматривал подобного правила, что являлось существенным пробелом в уголовном законодательстве и затрудняло уголовно-правовую борьбу с особо опасными преступлениями, реально посягающими на интересы нашего государства.
Реальный принцип нашёл своё отражение в ч.2 ст. 6 УК РБ, из которой следует, что гражданин или не проживающее постоянно в Республики Беларусь лицо без гражданства подлежит ответственности по Уголовному Кодексу Республики Беларусь в случаях совершения вне пределов республики особо тяжкого преступления, направленного против интересов Республики Беларусь, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к ответственности на территории Республики Беларусь. В соответствии с этим правилом иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в нашей республике, будут отвечать по Уголовному кодексу Республики Беларусь за преступление, совершённое на территории иностранного государства, при наличии следующих условий: совершённое опасное деяние относится к категории особо тяжких преступлений по критериям ч.5 ст. 12 УК; это преступление направлено против интересов Республики Беларусь, т.е. посягает на гражданина Республики Беларусь, на интересы юридических лиц, зарегистрированных в Республике Беларусь, на государственные интересы, на государственные интересы Республики Беларусь; лицо, совершившее преступление, не было осуждено за него в иностранном государстве.
Действия уголовного закона в пространстве вытекает из необходимости борьбы с международными преступлениями, а также преступлениями международного характера. Государства мира объединяют свои усилия в борьбе с определёнными категориями преступлений, участвуя в международных конвенциях по борьбе с этими преступлениями. Присоединившись к конвенции, государство обязано привлекать к уголовной ответственности преступников даже тогда, когда преступление совершено вне пределов страны иностранными гражданами и не причинило данному государству реального вреда.
Среди теоретиков как уголовного, так и международного права появляется всё больше сторонников того, что «каждое государство вправе и обязано карать всегда и всякого за совершенное им злодеяние, без отношения к месту его совершения и подданству преступника, ибо всякое преступление есть посягательство на общий правовой порядок, обнимающий все государства», так называемый универсальный или космополитический принцип.
Информация о работе Принципы уголовного закона Республики Беларусь