Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 16:49, курсовая работа
Тема дипломной работы актуальна, прежде всего, потому, что ей затрагивается вопрос применения закона. Закона, которым определяется наказание, общественная опасность действий того или иного лица. Ошибочное же применение уголовного закона, может привести к ошибкам в уголовном процессе и неверном наказании лиц, что просто недопустимо.
Проанализировать их работу я и попытаюсь в своем исследовании уголовного закона Республики Беларусь.
Задачами данной работы является анализ и исследование уголовного закона Республики Беларусь.
Однако в уголовном законодательстве есть статьи, по которым к преступлению, совершенному до введения в действие закона, которым руководствуются на данный момент суд, последний должен применить закон, действовавший в момент совершения преступления, т.е. старый закон.
Получается, что в период действия нового закона суд применяет отмененный, недействовавший закон. Вследствие распоряжения законодателя как бы продляется жизнь старого закона. Поэтому такое действие закона называют переживанием старого закона или его ультраактивностью.
Наконец, когда в качестве исключения из общего правила к деянию, совершенному в период действия старого закона, применяется новый закон, такое действие называют его обратным действием (обратной силой) или его ретроактивностью [8,с.56].
Общий принцип, принятый в уголовном праве современных правовых государств, означает, что применяется тот уголовный закон, который действовал во времени совершения преступления. В Конституции Республики Беларусь этот принцип нашел отражение: никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Такое законодательное установление запрещает применять новый уголовный закон к деяниям, совершенным в период, когда этого закона не было, что соответствует принципам справедливости и гуманизма.
Для определения времени действия закона важно знать, когда новый закон вступает в силу и может применяться и когда он утрачивает силу.
Вступление закона в силу означает, то с этого момента им должны руководствоваться, исполнять его и соблюдать все организации, должностные лица и граждане. Естественно, до этого момента он не является обязательным. Более того, поскольку до вступления нового закона в силу действует старый закон, новым законом руководствоваться нельзя. Например в 1993-1996 гг. был предъявлен на рассмотрение граждан Украины проект конституции, но все время до его принятия действовал Конституционный договор и конституция, вступившая в силу в 1978г., включающая в себя все изменения и дополнения, принятые во временном отрезке с 1978 по 1993г. Поведение в соответствие с нормой, не вошедшей еще в законную силу (хотя государство, создавая новую норму, тем самым явно признало неудовлетворительность старой), будет нарушением действующей нормы. В связи с этим, определение момента вступления закона в силу – важный элемент в законодательстве и в применении законов[9,с.51].
Для определения времени действия уголовного закона важно знать, когда новый закон вступает в силу и может применяться и когда он утрачивает силу.
Время вступления закона в силу может быть указано в самом законе, например с момента опубликования или с точно указанной даты. В соответствии с законодательным актом на территории Республики Беларусь применяются только те законы, которые официально опубликованы. Это является значительным демократическим достижением Беларуси. В прошлом имела место практика применения уголовных законов, которые не публиковались.
Разрыв во времени между моментом официального опубликования закона и его вступлением в силу необходим для того, чтобы ознакомить население с его содержанием, а также для того, чтобы должностные лица правоприменительных органов могли изучить закон и точно уяснить его смысл и содержание.
Чем сложнее закон, тем более длительный срок требуется для его изучения. Поэтому новый Уголовный кодекс, принятый в 1999 г., вступил в силу с 1 января 2001 г.
Действие уголовного закона прекращается в следующих случаях: а) в результате его отмены; б) в случае его замены другим законом; в) по истечении срока, указанного в законе, или в связи с изменением условий или обстоятельств, в соответствии с которыми этот закон был принят.
Частью шестой статьи 104 Конституции Республики Беларусь закреплено, что закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.
В пункте 1 статьи 15 Международного пакта о гражданских и политических правах предусмотрено, что если после совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника[10,с.43].
Уголовный кодекс Республики Беларусь основывается на Конституции Республики Беларусь и общепризнанных принципах и нормах международного права [3,с.8].
Согласно части второй статьи 9 Уголовного кодекса закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе и на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Если новый уголовный закон смягчает наказуемость деяния, за которое лицо отбывает наказание, суд назначает наказание в соответствии с санкцией нового уголовного закона, руководствуясь статьей 62 Уголовного кодекса[3,с.14].
Таким образом, согласно статье 9 Уголовного кодекса- более мягким уголовный закон признается в случаях, если он устраняет преступность деяния, смягчает наказуемость деяния или иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление[3,с.14].
В соответствии со статьей 5 Закона от 18 июля 2000 г. "О введении в действие Уголовного кодекса Республики Беларусь" приговоры, по которым лица, осужденные по Уголовному кодексу Республики Беларусь 1960 года, не отбыли наказания, подлежат пересмотру в тех случаях, когда назначенное судом наказание является более строгим, чем установлено верхним пределом санкции соответствующей статьи Уголовного кодекса.
Согласно статье 16 указанного Закона : приговоры, определения или постановления судов подлежат пересмотру в случаях, когда Уголовный кодекс Республики Беларусь иным образом, чем предусмотрено настоящим Законом, улучшает положение лиц, совершивших преступления, в том числе лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.
Пунктом 2 статьи 4 Закона от 22 июля 2003 г. "О внесении дополнений и изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь" предусмотрено, что приговоры, по которым осужденные лица не отбыли наказания, подлежат пересмотру в тех случаях, когда назначенное судом наказание является более строгим, чем установлено верхним пределом санкции соответствующей статьи Уголовного кодекса Республики Беларусь в редакции настоящего Закона, а также в случаях, когда нормы настоящего Закона иным образом улучшают положение лиц, совершивших преступления, в том числе лиц, отбывших наказание, но имеющих судимость.
На практике вследствие некоторой противоречивости статей 5 и 16 Закона от 18 июля 2000 г. и положений пункта 2 статьи 4 Закона от 22 июля 2003 г., а также ввиду отсутствия в Уголовном кодексе определения закона, смягчающего наказуемость деяния, имело место ограничение применения правила об обратной силе уголовного закона. Смягчение наказуемости деяния признается лишь в том случае, если назначенное ранее наказание является более строгим, чем установлено верхним пределом санкции соответствующей статьи Уголовного кодекса, измененной новым законом. Именно в таком направлении развивается судебная практика, основывающаяся в том числе и на разъяснениях, содержащихся в рекомендациях судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда по пересмотру приговоров в соответствии со статьей 9 Уголовного кодекса, на основании положений Закона Республики Беларусь "О внесении дополнений и изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь". В тех же случаях, когда в санкции соответствующей статьи Уголовного кодекса снижен минимальный предел наказания, назначенного по ранее действовавшему закону, приговоры не пересматриваются. К указанным случаям суды не применяют и нормы, содержащиеся в части второй статьи 9 Уголовного кодекса.
Не пересматриваются приговоры и в тех случаях, если санкция статьи кодекса, по которой лицо было осуждено, дополнена более мягким наказанием, а также в других случаях изменения соответствующей санкции в сторону смягчения наказуемости деяния. Например, если наказание назначено в пределах санкции нового, более мягкого закона, но нижний и верхний пределы санкции снижены по сравнению с ранее действовавшим законом, в соответствии с которым было назначено наказание.
Снижая минимальный предел установленного за преступление наказания либо иным образом изменяя санкцию статьи Уголовного кодекса в сторону смягчения наказуемости деяния, законодатель, по существу, изменяет оценку характера и степени общественной опасности содеянного, давая возможность судам, руководствуясь общими началами назначения наказания, закрепленными в статье 62 Уголовного кодекса, избрать справедливую меру наказания, соответствующую тяжести совершенного преступления. Отказ от пересмотра приговоров в таких случаях исключает возможность объективной, в соответствии с новым законом и на основе принципа равенства, оценки общественной опасности преступления и назначения справедливого наказания виновному лицу.
Установив принципиальное положение, что новый уголовный закон, каким-либо образом ухудшающий положение лиц, ранее совершивших преступление, обратной силы не имеет, необходимо выяснить, как определять сроки лишения свободы при смягчении или ужесточении наказания. Например, старый уголовный закон предусматривал наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 10 лет, а новый закон за это же преступление устанавливает санкцию в виде лишения свободы на срок от 3 до 8 лет. Какой закон является более мягким? В доктрине уголовного права высказывались мнения, что более мягкий закон - это закон с более низким минимальным сроком наказания (М.И. Блум) и, наоборот, сопоставлять строгость законов следует по высшему, а не по низшему пределу их санкции (И.И. Солодкин) [11,с.64].
Таким образом, новый уголовный закон считается более мягким, если он: 1) сокращает минимум или максимум наказания; 2)исключает из альтернативной санкции более строгое наказание; 3) включает в санкцию статьи менее строгое наказание; 4) исключает из санкции дополнительное наказание или вводит более мягкий вид дополнительного наказания.
В случаях, когда новый закон создает новый состав преступления, в то время как ранее такие деяния подпадали под действие более общей нормы и влекли уголовную ответственность, необходимо сравнить санкции общей и специальной (новой) нормы. Если санкция за выделенное из общей нормы деяние мягче санкции закона, по которому квалифицировались аналогичные действия в прошлом, то новый закон имеет обратную силу, если же санкция специальной нормы более строгая, такой закон обратной силы не имеет.
В случае совершения длящихся преступлений, т.е. когда преступное состояние продолжается непрерывно, например дезертирство или незаконное хранение оружия, при изменении уголовного закона применяется новый закон, поскольку преступное деяние продолжается и после вступления этого закона в силу. Также должен решаться вопрос и при совершении продолжаемых преступлений, когда преступное деяние, направленное к одной цели и посягающее на один объект, состоит из ряда отдельных тождественных актов. Если после вступления нового закона в силу был совершен хотя бы один акт продолжаемого преступления, то применяется новый закон.
Таким образом, применение нового уголовного закона должно быть наиболее благоприятным для осужденного. Именно в этом заключается смысл обратной силы уголовного закона.
Толкование уголовного закона состоит в уяснении и всестороннем раскрытии содержания закона в целях его точного применения. Толкование не может быть произвольным, выходящим за пределы воли законодателя, выраженной в тексте закона.
Толкование уголовного закона подразделяется на виды в зависимости от субъекта толкования, приемов и объема толкования.
В зависимости от субъекта, разъясняющего закон, различают легальное (или официальное), судебное (или казуальное) и научное (или доктринальное) толкование.
Легальным называется толкование, производимое органом государственной власти, уполномоченным на то законом. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 97 Конституции Республики Беларусь, правом официального толкования законов, в том числе уголовных, наделена Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь. Акт легального толкования отличается от толкуемого закона только по форме. В содержании соответствующего акта возможно присутствие элементов развития законодательства. Положения, даваемые в акте легального толкования, являются обязательными к исполнению на территории Республики Беларусь, окончательными и не могут быть обжалованы.
Судебное (казуальное) толкование - это наиболее распространенное и чаще всего применяемое толкование уголовного закона. Оно имеет две разновидности:
а) толкование, даваемое судами при рассмотрении конкретного уголовного дела. Этот вид толкования осуществляет суд любой инстанции. Такое толкование обязательно только по тому делу, в связи с которым оно было произведено. Поскольку судебное толкование может исходить от высших судебных органов, то одновременно оно может служить образцом правильного применения закона для нижестоящих судов при рассмотрении аналогичных дел;
б) толкование, даваемое Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь. Кроме толкования, даваемого судами при рассмотрении конкретного дела, большое практическое значение имеет толкование уголовных законов, даваемое в руководящих постановлениях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь. В результате изучения и обобщения судебной практики, а также в ответ на запросы судебных органов и прокуратуры Пленум Верховного Суда Республики Беларусь имеет право давать руководящие разъяснения судам о правильности применения того или иного закона в судебной практике. Такие руководящие указания обязательны для всех судов Республики Беларусь при рассмотрении ими уголовных дел, по которым даны указания. Однако такие разъяснения или указания не могут подменять закон. Пленум Верховного Суда Республики Беларусь - не законодательный орган. Он только дает на основании закона толкование, которое должно быть основано на законе, следовать из его содержания, а иногда устранять выявленные практикой неясности, разночтения действующего законодательства.
Информация о работе Принципы уголовного закона Республики Беларусь