Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 16:49, курсовая работа
Тема дипломной работы актуальна, прежде всего, потому, что ей затрагивается вопрос применения закона. Закона, которым определяется наказание, общественная опасность действий того или иного лица. Ошибочное же применение уголовного закона, может привести к ошибкам в уголовном процессе и неверном наказании лиц, что просто недопустимо.
Проанализировать их работу я и попытаюсь в своем исследовании уголовного закона Республики Беларусь.
Задачами данной работы является анализ и исследование уголовного закона Республики Беларусь.
Научное (доктринальное) толкование - это толкование закона, даваемое научными и учебными юридическими учреждениями, отдельными учеными и практиками в монографиях, учебниках, учебных пособиях, статьях, научно-практических комментариях. Это толкование не имеет обязательной силы, но играет заметную роль в развитии науки уголовного права, уяснении содержания действующего уголовного законодательства и его правильного применения, а также в подготовке нового уголовного законодательства.
Приемы (способы) толкования уголовного закона могут быть различными. Наиболее важными из них являются грамматическое, систематическое и историческое толкование.
Грамматическое (или филологическое) толкование состоит в уяснении содержания уголовного закона путем этимологического или синтаксического анализа его текста, а также выяснения значения и смысла слов, терминов, понятий, употребляемых в законе.
Систематическое толкование состоит в уяснении содержания закона, его отдельных положений путем сопоставления с другими положениями этого же или иного закона. Наиболее часто сопоставляются положения различных норм Уголовного кодекса. Нередко толкуемая норма уголовного закона сопоставляется с нормами уголовно-процессуального, административного, гражданского, трудового законодательства.
Историческое толкование закона заключается в выяснении условий, причин, социальных факторов, предопределивших его принятие, обращении к аналогичным уголовным законам, действовавшим ранее. Иногда для раскрытия смысла закона знакомятся с его проектом, пояснительными записками, материалами обсуждения проекта, мнениями отдельных ученых, участвовавших в разработке закона. Этот прием толкования применяется, как правило, научными работниками при исследовании уголовного законодательства. Историческое толкование дает возможность более точно уяснить задачи, которые ставил законодатель, принимая закон.
Толкование уголовного закона по объему (результату) может быть буквальным, ограничительным и распространительным.
Буквальным (или адекватным) называется толкование в соответствии с которым действительное содержание уголовного закона точно (буквально) соответствует его текстуальному выражению. Такое толкование имеет место в случаях, когда содержание закона совпадает с его словесным изложением. Как правило, буквально толкуются санкции норм Особенной части Уголовного кодекса.
Ограничительное толкование дает основание применять закон к более узкому кругу случаев, чем это следует из его текста. Например, уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность. По тексту статьи Уголовного кодекса уголовная ответственность за это преступление может иметь место, если лицо достигло шестнадцатилетнего возраста. Хотя никаких исключений из этого положения нет, однако очевидно, что закон в имел в виду случаи вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность взрослыми, т.е. лицами, достигшими восемнадцатилетнего возраста.
Распространительное толкование - придает уголовному закону более широкий смысл и позволяет применять его к более широкому кругу случаев, чем это буквально указано в самом тексте закона. Например, покушение - это умышленное действие, непосредственно направленное на совершение преступления. Однако, по мнению специалистов, толкующих это положение, закон подразумевает здесь и бездействие. Поэтому отказ матери от кормления ребенка с целью умерщвления последнего рассматривается как покушение на убийство, если ребенка, вопреки желанию матери, удалось спасти усилиями врачей.
Ограничительное и распространительное толкование не “сужает” и не “расширяет” содержание закона, а лишь выявляет его действительный смысл, который может быть или более узким, или более широким по сравнению с текстом этого закона, его словесным выражением.
Распространительное толкование уголовного закона следует отличать от внешне похожего на него применения закона по аналогии. Под аналогией закона понимают применение к общественно опасному деянию, которое прямо не предусмотрено законом в момент его совершения, уголовного закона, устанавливающего ответственность за наиболее сходное по важности и характеру преступление. До 1958 г. аналогия закона допускалась уголовным законодательством бывшего СССР. В отличие от аналогии закона распространительное толкование основано на существовании в Уголовном кодексе уголовно-правовых норм, в которых признаки преступления описаны или общим образом, или недостаточно ясно, или противоречиво. Истолкование этих признаков, установление их содержания отвечает действительному смыслу конкретной нормы, т.е. законодатель “имел в виду” именно такое ее содержание. Следовательно, распространительное толкование ничего к закону не добавляет, а лишь более точно раскрывает его смысл. Аналогия же имеет место тогда, когда данное деяние как преступное в законе не предусмотрено. Уголовный кодекс запрещает применение закона по аналогии. Уголовная ответственность по Уголовному кодексу возможна только за совершение общественно опасного деяния, предусмотренного статьей Особенной части кодекса, где содержится исчерпывающий перечень преступлений[12,с.47].
Закон является фундаментом правового государства, защитником свободы и равенства граждан, порядка и организованности в обществе, гарантом принципа социальной справедливости.
Вместе с тем, необходимо помнить, что юридические законы в отличие от естественных законов природы и общества, не зависящих от сознания и воли людей, создаются и устанавливаются людьми, и поэтому целесообразность их разработки и принятия, содержание и целенаправленность зависят целиком от воли законодателя, который, прежде чем принять закон, должен глубоко изучить и четко представлять интересы и потребности современного общества.
Содержание законов, в том числе и уголовных, определяется в конечном счете материальными условиями жизни общества, его интересами и потребностями. Отсюда большое значение приобретает улучшение законодательной деятельности высших органов власти Республики Беларусь, направленной на укрепление конституционного режима в стране и решительное повышение роли законов, регулирующих важнейшие области общественных отношений.
Уголовное законодательство основывается на принципах законности, неотвратимости ответственности, личной и виновной ответственности, справедливости, демократизма и гуманизма.
В соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь уголовной ответственности подлежит лишь лицо, совершившее деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренные УК. В связи с этим уголовный закон есть незыблемое основание для осуществления правосудия по уголовным делам. Правосудие в Республике Беларусь осуществляется только судом. Виновность лица в совершении преступления может быть установлена только вступившим в законную силу приговором суда. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Вместе с тем в реализации уголовного закона важное место принадлежит следователю, органу дознания и прокурору.
Деятельность этих органов и должностных лиц непосредственно, напрямую связана с применением уголовного закона. И дознание, и предварительное следствие по поводу совершенных преступлений должно быть основано на нормах уголовного права, т.к. определение круга общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями, установление уголовной ответственности и оснований освобождения от нее - прерогатива только уголовного закона. И поэтому уголовный закон является краеугольным камнем этой деятельности.
Применение уголовного закона предполагает его неукоснительное исполнение в точном соответствии с его буквой и смыслом всеми органами государства, должностными лицами и простыми гражданами.
Уголовный закон является единственным источником уголовного права. Никакие другие акты органов государства не могут содержать норм уголовно - правового характера. Это вытекает из принципа верховенства уголовного закона в области уголовно - правотворческой и уголовно - пpименительной деятельности.
Отсюда следует, что в качестве источников уголовного права не могут признаваться ни обычаи, ни правила общежития, ни судебный прецедент, ни постановления (разъяснения) Пленума Верховного Суда РБ. Последние лишь раскрывают сущность и смысл уголовно - правовых норм, содержащихся в уголовном законе, но не создают новых норм.
Уголовный закон - исторически изменчивая категория, поскольку непрерывное развитие общественного производства, совершенствование производственных и иных общественных отношений, изменение социально - экономических, политических и идеологических условий жизни общества естественно требуют соответствующего изменения и дополнения уголовного законодательства.
Все изложенное выше позволяет достаточно кратко сформулировать основные черты и значение уголовного закона:
- основополагающая
черта (свойство) уголовного закона
как правового акта высшего
органа государственной власти
вытекает из его назначения
и состоит в обеспечении
- уголовный
закон основывается на
- уголовный
закон является единственным
источником уголовного права, поскольку
нормы уголовного права
- уголовный
закон в правовом государстве
служит его орудием в
- уголовный
закон закрепляет основания и
принципы уголовной
- уголовный
закон определяет, какие общественно
опасные деяния (действия и бездействие)
являются преступлениями, и устанавливает
наказания, которые могут быть
применены к лицам, совершившим
преступление, либо в определенных
случаях указывает условия
- уголовный
закон соответствует социально -
экономическим, политическим и идеологическим
условиям жизни общества, его
интересам и потребностям, а в
случае утраты такого
- уголовный
закон самим фактом его
Информация о работе Принципы уголовного закона Республики Беларусь