Проблемы международного сотрудничества в борьбе с преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучение проблем международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи решить которые планируется в процессе написания курсовой работы:
1. изучить правовую основу международного сотрудничества по борьбе с преступностью;
2. проанализировать виды международного сотрудничества в борьбе с преступностью;
3. рассмотреть вроведение совместных профилактических мероприятий в рамках международного сотрудничества по борьбе с преступностью.

Содержание работы

Введение 3
1. Правовая основа международного сотрудничества по борьбе с преступностью 6
1.1 Заключение международных договоров о сотрудничестве по борьбе с преступностью 6
1.2 Участие государств в международных организациях, специализирующихся на борьбе с преступностью 10
2. Виды международного сотрудничества в борьбе с преступностью 16
2.1 Выдача преступников 16
2.2 Передача осужденных для отбывания наказания в страны их гражданства 18
2.3 Защита прав своих граждан при уголовном преследовании их в другом государстве 20
3. Проведение совместных профилактических мероприятий в рамках международного сотрудничества по борьбе с преступностью 21
Заключение 31
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Курсовая_Межданродное сотрудничество в борьбе с преступностью.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

УПК РК в качестве условий  передачи называет осуждение к лишению свободы и ходатайство осужденного либо его представителя, а также просьбу компетентного органа государства с согласия осужденного.

Договора заключенные  Казахстаном с другими странами не предусматривают оснований для  отказа в передаче осужденного для отбывания наказания в стране их гражданства. Данные вопросы решаются в частном порядке.

2.3 Защита прав своих граждан  при уголовном преследовании  их в другом государстве

 

Граждане Республики Казахстан, совершившие  преступление за пределами Республики Казахстан, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в другом государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом того государства, на территории которого было совершено преступление. На тех же основаниях несут ответственность и лица без гражданства.

В свою очередь Республика Казахстан в соответствии с Конституцией которая предполагает защиту прав граждан на территории других стран, берет на себя обязанности по защите прав своих граждан при уголовном преследовании.

 

 

3. Проведение совместных  профилактических мероприятий в  рамках международного сотрудничества по борьбе с преступностью

 

При всей значимости сотрудничества Республики Казахстан в области  борьбы с преступностью с ООН, Советом Европы, иными континентальными и межконтинентальными межгосударственными  сообществами и организациями в настоящее время особую актуальность приобретают вопросы взаимодействия правоохранительных органов нашей страны с правоохранительными органами со странами СНГ.

Уголовная среда, используя  правовые, экономические, политические, организационные промахи в работе правоохранительных органов, органов государственной власти и управления стран СНГ, создала свое единое криминальное поле, интернационализировалась и консолидировалась, обрела профессионализм, фактически взяла под контроль значительную часть экономических структур. На протяжении последних нескольких лет в динамике и структуре преступности стран СНГ отмечаются сходные тенденции, реально угрожающие их экономическому развитию и национальной безопасности. Из года в год растет число транснациональных преступлений, где преобладают бандитизм, убийства по найму, незаконные операции с оружием и наркотиками, контрабанда сырьевых ресурсов, финансовые аферы. Межнациональные преступные контакты приобрели характер устойчивой закономерности. [5, c.122]

Органы государственной власти и управления стран СНГ, межправительственные и межгосударственные организации этих государств не предпринимают меры противодействию преступности. С момента создания СНГ борьба с преступностью, а особенно с преступностью в экономике, была отнесена к сфере совместной деятельности государств, входящих в СНГ, и это нашло законодательное закрепление в Вискулевском соглашении и в Уставе Содружества. 12 марта 1993 г. в Москве Совет глав правительств СНГ утвердил Программу совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ. В Программе отмечалось, что правовой основой для сотрудничества и взаимодействия органов внутренних дел государств - участников Содружества должна служить Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная главами государств 22 января 1993 г. в г. Минске.

Программа включала две  группы вопросов: организационно-правовые и организационно-практические.

Организационно-правовые вопросы предусматривали:

– подготовку предложений  созданию в рамках СНГ постоянно  действующего органа (комиссии) по координации  борьбы с организованными и иными  наиболее опасными формами преступности для выполнения задач, связанных с формированием специализированного банка данных, содействия в осуществлении межгосударственного розыска участников преступных сообществ, лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования, обеспечения согласованных действий при проведении комплексных операций, затрагивающих интересы нескольких государств — участников Содружества, выработки рекомендаций по борьбе с транснациональной преступностью;

– подготовку предложений  о необходимости принятия законов  о борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о государственной службе, о борьбе с «отмыванием» доходов от преступной деятельности, поиске, изъятии и конфискации таких доходов, о защите работников правоохранительных органов и участников уголовного процесса, об оперативно-розыскной деятельности;

– разработку и заключение межгосударственных соглашений о сотрудничестве в сфере борьбы с ОПГ, незаконным обращением с оружием, взрывчатыми  и радиоактивными веществами, о порядке  взаимодействия следственно-оперативных групп на территории других государств, порядке взаимодействия ОВД, таможенных служб и пограничных войск, о сотрудничестве в сфере борьбы с терроризмом на воздушном транспорте и транспортных коммуникациях, в сфере борьбы с преступлениями в банковской системе, коммерческих структурах и в сфере внешнеэкономической деятельности, а также о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Предусмотренные программой организационно-практические мероприятия  были направлены на:

– борьбу с бандитизмом и вооруженной преступностью (определение лидеров, сферы влияния, выявление источников поступления оружия, проведение анализа данных о действующих на территории государств - участников Содружества вооруженных преступных групп бандитской направленности, занимающихся разбойными нападениями и вымогательством);

– разработку и проведение скоординированных комплексных  операций (выявление и пресечение деятельности организованных групп  преступников-гастролеров. выявление  и изобличение бандитских группировок, действующих на магистральных автомобильных дорогах, выявление и пресечение вооруженных преступных группировок, занимающихся хищением на объектах железнодорожного транспорта);

– разработку и реализацию совместных мер по выявлению и  пресечению незаконной продажи и хищений оружия;

– обеспечение совместного  контроля за раскрытием серийных тяжких преступлений;

– осуществление комплекса  согласованных мер, по пресечению деятельности группировок, специализирующихся на хищениях автомобилей;

– борьбу с наркобизнесом;

– борьбу с преступностью в сфере экономики (усиление контроля за внешнеэкономической деятельностью организаций и предприятий, вывозящих строительное сырье и материалы, пресечение незаконных сделок в отношении нефтепродуктов, цветных и редкоземельных металлов);

– выработку механизма  совместных оперативно-поисковых действий по пресечению незаконных каналов вывоза из государств - участников Содружества  энергоносителей, культурных ценностей  и валютных средств;

– обобщение материалов о деятельности устойчивых преступных формирований, занимающихся мошенническими операциями в банковской системе, и проведение скоординированных ОРМ в странах СНГ по изобличению организаторов этих преступлений;

– разработку системы  банковского контроля за межгосударственным перемещением денег.

Концепция совместной деятельности по борьбе с преступностью исходит  из того, что:

  • преступность в странах Содружества все более приобретает транснациональный характер и реально противодействует проводимым социально-экономическим реформам, посягает на безопасность как отдельных государств, так и Содружества в целом, подрывает веру граждан в способность государственных структур обеспечить соблюдение их прав и свобод;
  • наиболее опасные виды преступных проявлений и тенденции преступности в государствах СНГ во многом схожи;
  • существовавшее на территории государств Содружества единое криминальное пространство продолжает сохраняться;
  • консолидируясь на территориальном, межрегиональном и международном уровнях, преступные сообщества активно используют территорию стран СНГ для наркобизнеса, легализации преступных доходов, разграбления национальных богатств и иной криминальной экспансии;
  • эффективную борьбу с преступностью можно обеспечить лишь на основе более тесного взаимодействия правоохранительных органов государств — участников СНГ;
  • задачи, функции, полномочия, структура правоохранительных органов государств Содружества при некоторых различиях в основном совпадают.

Концепция - базовый документ, с учетом положений которого могут  разрабатываться и заключаться  двусторонние и многосторонние соглашения и договоры о взаимодействии правоохранительных органов стран СНГ в борьбе с преступностью.

Концепция провозгласила, что взаимодействие правоохранительных органов в борьбе с преступностью  осуществляется на основе принципов:

  • уважения суверенитета государств и неукоснительного соблюдения национального законодательства и норм международного права;
  • всемерного расширения и углубления сотрудничества и доверия между правоохранительными органами стран Содружества;
  • приоритета защиты прав и свобод граждан стран СНГ, а также общепризнанных норм международного права;
  • равноправия сторон.

Взаимодействие правоохранительных органов стран СНГ осуществляется в целях обеспечения эффективности  их деятельности по предупреждению, раскрытию  и расследованию преступлений, розыску преступников, возмещению причиненного преступлениями ущерба, исполнению наказаний, а также совершенствования международно-правовых норм и национального законодательства в сфере борьбы с преступностью.

Приоритетное значение приобретают совместные усилия правоохранительных органов по борьбе с организованной и транснациональной преступностью, представляющей особую угрозу безопасности стран СНГ.[5, c.129]

В социальном плане организованная и транснациональная преступность опасна в связи с тем, что она способствует:

  • вовлечению в преступную деятельность все большего числа людей и прежде всего из молодежной среды;
  • созданию в обществе атмосферы страха и неуверенности;
  • стимулированию роста социальной напряженности;
  • возрастанию вреда, причиняемого экологическими преступлениями, фальсифицированием продуктов и алкогольных напитков.

В экономической сфере  организованная и транснациональная  преступность способствует:

  • глобальной криминализации экономических отношений и упрочению позиций криминального капитала;
  • росту теневой экономики, подрывающей социально-экономические основы государств — участников СНГ;
  • снижению уровня международного доверия к усилиям государств СНГ в инвестиционной политике, внешнеэкономической, кредитно-финансовой деятельности и других сферах экономики;

Организованная и транснациональная  преступность представляет угрозу и  политическим интересам стран Содружества, поскольку создает условия для:

  • вторжения криминальных структур, располагающих крупными капиталами, в политическую жизнь государств, лоббирования своих интересов во властных структурах путем формирования выгодного общественного мнения через подконтрольные средства массовой информации, а также путем принятия выгодных им законодательных и иных нормативных актов;
  • подкупа коррумпированных государственных служащих;
  • провоцирования в корыстных целях межнациональных конфликтов и политических скандалов.

Важнейшими направлениями  согласованной деятельности правоохранительных органов стран СНГ является борьба с:

  • терроризмом, бандитизмом, захватом заложников;
  • «заказными» и серийными убийствами;
  • похищениями и торговлей людьми, органами или тканями человека для трансплантации;
  • наемничеством, незаконным производством или распространением оружия массового поражения, нападениями на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой, и другими преступлениями против мира и безопасности человечества;
  • проникновением через границы стран СНГ нарушителей границы, террористических групп и других преступных элементов;
  • нарушениями правил несения пограничной службы, дезертирством и другими преступлениями против военной службы, если они посягают на нормальное функционирование СНГ;
  • незаконной миграцией;
  • фальшивомонетничеством, контрабандой, легализацией средств и имущества, приобретенных незаконным путем, налоговыми и другими преступлениями в экономике, наносящими ущерб странам СНГ;
  • преступлениями, связанными с незаконным оборотом оружия, радиоактивных материалов, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, взрывных устройств;
  • незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • преступлениями в сфере компьютерной информации;
  • взяточничеством, коммерческим подкупом в области межгосударственных, экономических и других отношений стран СНГ;
  • нарушениями законодательства об охране окружающей среды, загрязнением вод, атмосферы, морской среды и другими экологическими преступлениями, затрагивающими интересы стран СНГ;
  • преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта, наносящими ущерб странам СНГ;
  • преступлениями, совершаемыми против лиц из состава коллективных миротворческих сил;
  • нелегальным алкогольным, антикварным, игорным, порно-графическим бизнесом и проституцией;
  • любыми преступлениями, совершаемыми преступниками-«гастролерами», действующими на территории стран СНГ, либо лицами, имеющими транснациональные преступные связи в пределах СНГ;
  • преступными посягательствами на автотранспортные средства.

Информация о работе Проблемы международного сотрудничества в борьбе с преступность