Проблемы реализации конституции Японии на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 20:25, реферат

Описание работы

Понятие «Конституция» сложилось и оформилось в ходе буржуазных революций. Сам термин применялся и в период феодализма, но он имел совершенно другое содержание. Первыми буржуазными конституциями в собственном смысле слова были Американская 1787 года и Французская 1791 года. В эту же эпоху возникает и институализируется концепция конституционализма, которая понимается как правление, ограниченное конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократической антитезой феодальной тирании.

Содержание работы

1. Понятие, сущность функции конституции зарубежных странах
2. Этапы развития конституций зарубежных стран. Содержание конституции. Предмет и пределы конституционного регулирования. Структура конституции
3. Современные концепции конституции.
4. Способы принятия конституции. Частичный и полный пересмотр конституции
5. Проблемы реализации конституции Японии на современном этапе

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)


Содержание:

 

 

 

 

1. Понятие, сущность функции конституции зарубежных странах

2. Этапы развития конституций зарубежных стран. Содержание конституции. Предмет и пределы конституционного регулирования. Структура конституции

3. Современные концепции конституции.

4. Способы принятия конституции. Частичный и полный пересмотр конституции

5. Проблемы реализации конституции Японии на современном этапе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие, сущность, функции конституции зарубежных странах

Понятие «Конституция» сложилось и оформилось в ходе буржуазных революций. Сам термин применялся и в период феодализма, но он имел совершенно другое содержание. Первыми буржуазными конституциями в собственном смысле слова были Американская 1787 года и Французская 1791 года. В эту же эпоху возникает и институализируется концепция конституционализма, которая понимается как правление, ограниченное конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократической антитезой феодальной тирании. Теоретики того времени учили, что конституция не только ограничивает пределы государственной власти, но и устанавливает процедуры осуществления властных функций. Иными словами, устанавливалась юридическая граница между сферой приложения верховной государственной власти и правами гражданина-собственника. Одновременно регламентировалось то, что американская конституция названа «надлежащей правовой процедурой». Объективно идеи конституционализма (конституционного государства, конституционного правления, господство права) были исторически прогрессивными, как и само буржуазное государство и буржуазная демократия.

Если определять конституцию самым общим образом, то можно сказать, что это система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством - с другой, а также основы организации самого государства. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных актах.

Конституция в материальном смысле представляет собой акт, совокупность актов или конституционных обычаев. Однако в этом смысле слово «конституция» употребляется редко. Чаще мы говорим о конституции в формальном смысле, то есть о законе или группе законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция в этом смысле - это в своем роде закон законов.

Материальное и формальное понимание конституций находятся в определенном соотношении. Все государства обладают конституцией в материальном смысле, но не у всех у них есть конституция в формальном смысле. Пример: Британская конституция существует в первом смысле, но не во втором: ее нормы могут быть изменены в том же порядке и теми же органами, которые создали действующие нормы. К конституции в материальном смысле относятся лишь те правовые нормы которые регулируют указанные выше общественные отношения. Конституции же в формальном смысле могут содержать такие нормы, которые, казалось бы, регулируют отношения, не имеющие конституционного характера, но обладающих важным политическим значением для своего времени.

Различают такие понятия как юридическая и фактическая конституции. Юридическая - это всегда определяющая система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Фактическая - это сами такие отношения, то есть то, что реально существует. Например, в конституции Итальянской республики 1947 года декларированными остаются такие нормы как регламентация права на забастовку (ст.40) организация президиума Совета Министров (ст. 95).

Расхождение между фактической и юридической конституцией - обычно результат изменение в соотношении политических сил, происходящего после принятия юридической конституции, а также это признак того, что часть норм юридической конституции стала фиктивной и нуждается в пересмотре, либо возлагать их в рамки юридической конституции.

Фиктивность конституции обычно характерна для стран с авторитарным и особенно тоталитарным политическим режимом.

Таким образом, в понятие «Конституция» вкладывается закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой (формально-юридическое значение).

К разрешению вопроса о сущности конституции необходимо подходить с двух позиций: юридической и социально-политической. С юридической позиции конституция обладает высшей юридической силой. Это в формальном смысле проявляется в том, что, во-первых, ее нормы всегда имеют перевес над положениями других законов, а тем более актов исполнительной власти. Во-вторых, законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной его процедуре. В материальном смысле высшая юридическая сила конституции состоит в том, что нижестоящие по уровню правовые нормы должны соответствовать по существу (либо не противоречить) нормам основного закона. Любой акт, противоречащий конституции либо по сущности, либо по форме, должен быть признан недействительным.

Иногда верховенство конституции обеспечивается ее собственными нормами.

Социально-политическая сущность проявляется в том, что конституция представляет собой как бы запись соотношения политических сил, существовавших на момент ее принятия. «...Действительная конституция страны, это фактические соотношения сил, существующих в стране; писанная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил». Каждый класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность защищает в политической борьбе свои социальные интересы. В конституции как раз и находит отражение форма согласованности этих интересов. Без согласованности интересов невозможен порядок в обществе.

Таким образом, социально-политическая сущность конституции выражается в том, что она отражает баланс социальных интересов. В результате этого достигается устойчивость общества как сложной системы.

Наиболее ярким примером в этом отношении является британская конституция, отразившая во времена Английской революции ХVII века компромисс между земледельческой аристократией и народившейся промышленной буржуазией (принцип выборности Палаты общин).

Под функциями конституции понимают ее общественное предназначение и способы реализации.

Первая функция конституции - юридическая. Она выражается в том, что это основной закон, закон законов. Конституция - главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования всех общественных отношений.

Вторая функция - политическая. Конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы. Все политические силы взаимодействуя между собой, конкурируя, борются, используя государственную власть на основе правил, определенных в конституции.

Третья функция - идеологическая. Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к признанным в обществе ценностям (права человека, собственность, демократия, семья и др.) и как бы убеждает человека: если тебе дороги эти ценности, следуй тому что написано в основном законе. И с другой стороны, если уважаешь закон, уважай и отраженные в нем общественные ценности.

2. Этапы развития конституций зарубежных стран. Содержание конституции. Предмет и пределы конституционного регулирования. Структура конституции

Общемировой процесс развития конституций прошел три этапа и сейчас находится на четвертом. На разных этапах их социальное и юридическое содержание изменялось. Первый этап длился от возникновения современных конституций в XVIII в. до Первой мировой войны и образования государств тоталитарного социализма.

Конституционный процесс на этом этапе охватывал в основном Европу, Северную и Южную Америку (исключение составляли африканская Либерия, Южная Африка и

Австралия). Объем конституционного регулирования был узким, он ограничивался преимущественно личными и некоторыми политическими правами граждан, а также вопросами организации и деятельности органов государственной власти. На втором этапе — между двумя мировыми войнами — конституционное регулирование распространилось, на некоторые вновь образованные государства Восточной Европы, единичные страны Азии и Африки

(в Африке это были преимущественно так называемые «колониальные конституции»). В связи с возросшей экономической и социальной ролью государства такое регулирование затронуло (и в старых, и в новых государствах) новые области общественных отношений, а в появившихся конституциях стран тоталитарного социализма оно приобрели почти всеобъемлющий характер, охватив сферу социально-экономических прав, идеологии, создание тоталитарной политической системы. На третьем этапе — после Второй мировой войны до рубежа 80—90-х гг. — конституционный процесс приобрел глобальный характер, распространившись на Азию, Африку, Океанию, поскольку в результате ликвидации колониальной зависимости возникло более

100 новых государств. Первые конституции, хотя и часто отменяемые монархами, появились в странах мусульманского фундаментализма (Бахрейн, Кувейт и др.). На этом этапе в разных группах государств действовали четыре модели конституции: либеральные конституции прошлого (США, Бельгии и др.), социально-либеральные конституции «второй волны» (Японии 1946 г., Италии 1947 г. и др.), этатистские конституции в странах тоталитарного социализма и ряде государств Азии и Африки как социалистической, так и капиталистической ориентации и либерально-этатистские конституции во многих развивающихся странах (включая Латинскую Америку). Под влиянием ранних социалистических конституций, массового демократического движения во многих основных законах капиталистических стран был существенно расширен объект конституционного регулирования: в них были включены социально-экономические положения, нормы о роли партий, принципы внешней политики, отчасти положения об общественных объединениях. Конституции тоталитарного социализма отрицали разделение властей и закрепляли принцип единства государственной власти в его специфическом понимании («Вся власть

Советам!»), провозглашали руководящую роль марксистско-ленинской партии в обществе и государстве, преимущества в правах для «трудящихся», обязательную идеологию. Основные законы тоталитарных стран социалистической ориентации открыто закрепляли вождизм и предписывали однопартийность. Они во многом копировали социалистическую конституционную модель, часто ухудшая ее (впрочем, они включали некоторые либеральные положения). Конституции государств капиталистической ориентации тяготели к западной модели, заимствуя вместе с тем отдельные положения основных законов тоталитарных социалистических государств (по национальному вопросу, о планировании, борьбе с эксплуатацией и др.). На этом этапе во многих странах особенно четко выявилось противоречие между юридической и фактической конституцией, многие позитивные нормы конституций нередко носили лишь декларативный характер (особенно и социалистических и развивающихся странах).

Четвертый этап, начавшийся в конце 80-х — начале 90-х гг., характеризуется крушением тоталитарных режимов в Европе, Азии, Африке. С конца 80-х гг. до 1999 г; принято более 190 новых конституций, в том числе в наиболее консервативных мусульманских странах (Саудовская Аравия в 1992 г., Оман в 1996 г.). Они отразили изменение ситуации и конституционных приоритетов, возрастание значения общечеловеческих ценностей (в какой-то мере это относится и к новым конституциям сохранившихся социалистических стран, к поправкам к ним), разрыв с тоталитаризмом, сближение различных правовых систем при более точном учете собственного опыта.

На этом этапе возникло новое явление: постсоциалистические конституции, принципиально отринувшие тоталитарное «старое», принявшее доминирующее «новое»: суверенитет и разделение властей, равенство и защита граждан, свободный доступ к правосудию и необратимость закона и многое другое, что явилось значительным шагом вперед в развитии демократических прав и свобод, законов и самого государства.

Содержание конституции — это совокупность норм, институтов и принципов основного закона, закрепляющих организацию государственной власти, взаимоотношение этой власти с институтами гражданского общества и гражданами. Объем и характер содержания конституции определяются историческими условиями ее принятия, политической культурой страны, ее традициями, особенностями национальной правовой системы, международно-правовым влиянием, политической обстановкой, сложившейся на момент принятия конституции, и др. Несмотря на отсутствие определенных стандартов в этом вопросе, в мировой конституционной теории и практике наблюдается тенденция к унификации содержания современной конституции. Модель такой конституции соответствует представлениям о демократическом устройстве государства. Поэтому все без исключения конституции нового поколения провозглашают своими основными задачами учреждение гарантий прав и свобод человека и гражданина; реализацию народного суверенитета, в особенности воплощаемого через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права; закрепление государственно-правовых механизмов, при которых действие принципа разделения властей обеспечивало бы демократическое устройство государственной власти, и т.п.

В содержании конституции выделяют два элемента: правовое содержание — нормативно-правовой материал, из которого состоят конституции (нормы, принципы, институты), и социальное содержание — предмет конституционного регулирования.

Предмет конституционного регулирования, как и в целом правового регулирования, - общественные отношения. Конституционные нормы воздействуют на участников (субъектов) отношений, устанавливая основы их статуса, предпосылки, а то и достаточно определенные правила функционирования.

Что, в каком объеме, каким образом и в какой последовательности отразить в конституции - сложный вопрос. По политическим целям конституция должна и отразить сегодняшнюю политическую организацию (политическую систему) страны, и стать основой ее дальнейшего развития. Но будучи документом юридическим, конституция достигает указанных целей специфическими средствами, присущими ей как правовому акту, закону.

Кроме того, важную роль играют соображения целесообразности в соотношении с природой конституции. Первое означает: политических целей у общества, по разумению тех, кто предлагает ему новую конституцию, может быть много, средств их реализации - еще больше. Значит, возникает проблема выбора, поскольку конституция обращена лишь к основному. А учитывая второе обстоятельство, конституция не может «растекаться мыслею по древу», она не является чересчур большим документом (хотя и такие бывают) и все должна отражать в концентрированной и лаконичной форме.

Информация о работе Проблемы реализации конституции Японии на современном этапе