Нормативные правовые
акты первой группы принимаются по текущим
вопросам деятельности учреждений и органов,
исполняющих уголовные наказания, когда
требуется решение проблемы на правительственном
уровне. Много таких проблем возникло
с передачей УИС в Министерство юстиции.
Председатель Правительства России в
выступлении на Всероссийском совещании
руководителей органов юстиции в декабре
1997 года отмечал: "Мы обязаны сохранить
кадровый потенциал УИС, а это 300 с лишним
тыс. сотрудников, гарантировать им в будущем
все льготы и привилегии, которыми они
пользуются сегодня. Исключительно важно
не растерять по дороге из МВД в Минюст
материально-техническую базу системы"11. Для того чтобы этого
не произошло, следовало найти наиболее
эффективные решения, и об этом свидетельствует
Постановление Правительства РФ от 30 октября
1998 г. N 1254 "Вопросы уголовно-исполнительной
системы Министерства юстиции РФ"12, распространившее
действие нормативных правовых актов
Правительства России, регулирующих деятельность
учреждений, органов, предприятий и подразделений
уголовно-исполнительной системы МВД
РФ, на УИС Минюста. Выполнение данного Постановления,
безусловно, сыграло роль стабилизирующего
фактора в сложный для системы исполнения
уголовных наказаний период. В связи с
возложением на учреждения и органы, исполняющие
уголовные наказания, функции конвоирования
осужденных и лиц, заключенных под стражу,
Правительство РФ 5 апреля 1999 г. приняло
соответствующее Постановление13, которое определило порядок
и условия выполнения этой новой для уголовно-исполнительной
системы задачи.
29 августа 2001 г. Правительство
РФ утвердило Федеральную целевую
программу "Реформирование уголовно-исполнительной
системы Министерства юстиции Российской
Федерации на 2002 - 2006 годы". Выполнение
этой программы должно дополнительно
ввести 45,7 тыс. мест для подозреваемых
и обвиняемых в следственных изоляторах,
1863 места в исправительных колониях, 215
тыс. кв. м жилой площади для сотрудников
УИС, привлечь к труду не менее 40 тысяч
неработающих осужденных14.
Особое значение в
период передачи УИС из МВД
в Минюст России имели совместные
нормативные правовые акты этих
министерств. Общий Приказ
N 495/90 от 30 июля 1998 г. обязывал руководителей
всех уровней на этапе передачи обеспечить
надлежащий правопорядок, не допустить
массовых беспорядков, групповых эксцессов,
роста тяжких преступлений в местах лишения
свободы. С этой целью была разработана
и введена в действие инструкция МВД и
Минюста об организации взаимодействия
в сфере оперативно-розыскной деятельности.
Утверждены приказы о порядке использования
систем связи, автоматизированной обработки
и передачи информации МВД и уголовно-исполнительной
системы Минюста, о совместном использовании
архивов и о реорганизации деятельности
уголовно-исполнительных инспекций.
В связи с ухудшением санитарно-эпидемиологической
обстановки в исправительных учреждениях,
необходимостью принятия более эффективных
мер по охране здоровья осужденных принят
ряд совместных нормативных правовых
актов Министерства здравоохранения РФ
и Министерства юстиции РФ. Среди них:
Приказ об утверждении перечня медицинских
противопоказаний к отбыванию наказания
в виде лишения свободы в отдельных местностях
Российской Федерации осужденными к лишению
свободы15 и очень важный с точки зрения
гуманности и целесообразности исполнения
лишения свободы в отношении больных осужденных
Приказ об их освобождении от отбывания
наказания в связи с тяжелой болезнью16. Последний нормативный акт
в качестве приложений содержит Перечень
заболеваний, препятствующих отбыванию
наказания, и Порядок медицинского освидетельствования
осужденных, представляемых к освобождению
от отбывания наказания в связи с болезнью.
Учитывая важность указанных документов
для соблюдения прав осужденных, для преодоления
ведомственных интересов в вопросах освобождения
осужденных от отбывания наказания в виде
лишения свободы в связи с тяжелой болезнью
в соответствии с ч. 8 ст. 175 УИК РФ17 предусмотрено их утверждение
Правительством Российской Федерации.
По сравнению с ранее действовавшим Исправительно-трудовым
кодексом РСФСР новый Уголовно-исполнительный
кодекс РФ внес весьма существенные изменения
в режим исполнения и отбывания наказания
в виде лишения свободы.
Что же представляет
из себя режим в современных исправительных
учреждениях России и каковы его основные
требования?
Ответ на
этот вопрос находится в ст. 82 Уголовно-исполнительного
кодекса РФ, где говорится, что режим в
исправительных учреждениях, установленный
законом и соответствующими закону нормативными
правовыми актами, – это порядок исполнения
и отбывания лишения свободы, обеспечивающий
охрану и изоляцию осужденных, постоянный
надзор за ними, исполнение возложенных
на них обязанностей, реализацию их прав
и законных интересов, личную безопасность
осужденных и персонала, раздельное содержание
разных категорий осужденных, различные
условия содержания в зависимости от вида
исправительного учреждения, назначенного
судом, изменение условий отбывания наказаний18.
Закон возлагает на осужденных строго
определенные обязанности, органически
вытекающие из требований режима.
Неисполнение
осужденными возложенных на них обязанностей,
а также невыполнение законных требований
администрации исправительных учреждений
влекут установленную законом ответственность.
Перечень мер взыскания, которые в этом
случае могут применяться к нарушителям,
четко определен законом.
Наряду
с этим уголовно-исполнительный закон
наделяет осужденных довольно широким
спектром прав.
Сегодня
можно констатировать, что в основном
исполняется такое требование уголовно-исполнительного
законодательства, как отбывание наказания
осужденными в пределах территории субъекта
Российской Федерации, где они проживали
до осуждения или были осуждены, что в
значительной мере позволяет регулярному,
в рамках закона, общению лиц, отбывающих
лишение свободы, со своими родственниками.
Выработалась
и закрепляется на практике тактика дифференцированного
подхода к исправлению различных категорий
осужденных, при которой правонарушители,
пытающиеся противостоять администрации,
сохранить паразитический образ жизни
в колонии, отрицательно влияющие на основную
массу осужденных, максимально изолируются
от нее и в отношении них значительно сужается
круг льгот, предусмотренных законом.
Для изоляции таких лиц используются возможности
запираемых помещений, штрафных изоляторов,
помещений камерного типа, одиночных камер
и т.д. Для тех же, кто осознал несостоятельность
этой линии поведения, предоставляются
все предусмотренные законом льготы, обеспечивается
защита от отрицательного влияния нарушителей
установленного законом порядка исполнения
и отбывания наказания.
Принимаются меры по созданию необходимых
условий для осужденных, которым в целях
успешной социальной адаптации, за шесть
месяцев до освобождения может быть предоставлено
право проживать и работать под надзором
администрации за пределами исправительной
колонии.
Широко
практикуется предоставление осужденным
выездов за пределы исправительных учреждений,
а осужденным, отбывающим наказание в
колониях-поселениях, – проведение вне
этих учреждений выходных и праздничных
дней.
Аналогичное
положение отмечается и в выполнении других
нововведений уголовно-исполнительного
законодательства России.
Следует
отметить, что введение и правильное применение
прогрессивных норм в значительной мере
оздоровило обстановку в исправительных
учреждениях, положительно повлияло на
состояние социально-психологического
климата среди осужденных, на взаимоотношения
последних с персоналом пенитенциарных
учреждений.
Четкие
перспективы, обозначенные в законе, его
демократичность дают понять каждому
осужденному, что условия, в которых он
будет отбывать наказание, и в конечном
итоге срок его пребывания в исправительном
учреждении во многом зависят от него
самого, от его правопослушности и степени
исправления.
Следует
отметить, что в течение последних лет
не снижается активность уголовно-преступного
элемента по противодействию персоналу
пенитенциарных учреждений в обеспечении
установленного порядка исполнения наказаний.
Попытки подкупа, шантажа и запугивания
нередко перерастают в угрозы и акты физического
воздействия на сотрудников ИУ, активно участвующих в
обеспечении правопорядка, и членов их
семей. В отношении персонала уголовно-исполнительной
системы продолжают совершаться дерзкие
преступления. Только в исправительных
колониях за 2001 год совершено 52 нападения
на сотрудников19.
При явном неповиновении осужденных
сотрудники ИУ в соответствии с Законом
РФ20 «Об учреждениях и органах,
исполняющих уголовные наказания в виде
лишения свободы» 10573 раза применяли спецсредства
против нарушителей. Однако количество
таких случаев сократилось на 11,2%, в том
числе применение средств типа «Сирень»
- на 20,1%.
Вместе
с тем, несмотря на наметившиеся положительные
тенденции, в деятельности отдельных территориальных
органов УИС имеются существенные недостатки
в части комплектования служб безопасности,
обеспечения правопорядка и организации
надлежащего режима. Прежде всего следует
иметь в виду, что различаются, хотя и тесно
взаимосвязаны, особенные общесоциальные
причины и условия наказательной преступности
в целом; факторы, влияющие на территориальные
и временные различия преступности в ИУ,
и причины, условия преступного поведения
в местах лишения свободы, действующие,
как уже отмечалось, на личностно-микросредовом
уровне.
Государство,
проводя свою уголовно-исполнительную
политику и стремящееся к обеспечению
правопорядка в местах лишения свободы,
прежде всего должно выявлять причины
и условия способствующие совершению
преступлений. В целом причины и условия
преступлений можно разделить на внутренние
и внешние. Поэтому факторы, воздействующие
на состояние преступности в местах лишения
свободы, в ряде случаев могут быть отнесены
к внешним условиям преступного поведения.
Сюда же относятся факторы, влияющие на
различия, порой весьма существенные,
в структуре и динамике преступности в
зависимости от вида колонии, содержания
производства, места ее расположения и
др.
Причины
и условия преступного поведения в местах
лишения свободы можно разделить, как
известно, на внутренние и внешние. Подобное
деление означает: внутреннее - это внутри
личности преступника, внешнее - значит
вне его, т. е. все формы воздействия
на преступника извне.
Внутренней причиной преступного поведения
является криминогенная мотивация, прежде
всего поддержание престижа и завоевание
авторитета среди осужденных, переходящая
в ряде случаев в насильственную, корыстную
и т. п. мотивацию типа преступного поведения.
В местах
лишения свободы и при исполнении других
видов уголовных наказаний основное значение
имеет стремление уклониться от их исполнения.
Кроме того, выделяется мотивация желания
завоевать лидерство, проявляющееся в
стремлении продемонстрировать силу,
навязать свою волю другим, используя
прежде всего свои организаторские способности
(что может привести к совершению насильственных
преступлений, хулиганству, организации
групповых эксцессов и т. п.).
В ценностной
ориентации, приводящей к совершению преступлений
в ИУ, особую специфику имеет отношение
к ряду ценностей. Это:
отрицательный настрой на соблюдение
режима (около 2/3 привлеченных к уголовной
ответственности - нарушители режима,
причем большинство из них - злостные);
- негативное отношение к труду, выражающееся
или в открытом отказе от работы, или в
скрытом, когда осужденный выходит на
работу, но фактически ничего не делает
(например, 69,6% осужденных за убийство
недобросовестно относились к труду)21.
Это связано с вынужденностью труда в
местах лишения свободы, с отсутствием
в его содержании творческого начала и
т. п.;
отрицательное отношение к общеобразовательному
и профессионально-техническому
обучению, поскольку эти ценности связаны
прежде всего со свободой,
а нереальность ее получения в ближайшее
время приводит к обесцениванию учебы,
кроме того, учеба воспринимается как
вынужденная;
неприятие любых форм воспитательной
работы, связанное главным образом с их
формальным и неумелым проведением; в частности,
любой воспитатель, в особенности в ИУ, должен обладать ораторских искусством;
лояльное отношение к осужденным, вновь
совершающим преступления в местах
лишения свободы, если этот тип преступного поведения
соответствует обычаям,
традициям преступной среды;
принятие и соблюдение преступной субкультуры.
Таково
отношение рецидивистов к основным ценностям
в местах лишения свободы.
Кроме того,
в основе процесса мотивации лежат потребности,
у преступников извращенные. В условиях
лишения свободы у лица продолжает действовать
потребность в половом общении, но поскольку
ее удовлетворение ограничено условиями
изоляции, однополовым составом осужденных,
предоставлением определенного количества
длительных свиданий, что, кстати, является
внешними условиями половых извращений
в ИУ, то на основе негативной ценностно-ориентационной
направленности, крайнего примитивизма,
цинизма и бездуховности осужденного
эта естественная половая потребность
может трансформироваться в аномальную
и привести к совершению ряда половых
эксцессов в ИУ.
В местах
лишения свободы большое значение имеет
также отношение осужденных к таким ценностям,
как свобода, справедливость, наказание,
нормы уголовного права и т. п.
Внутренними условиями преступного поведения, как мы полагаем,
являются особенности психофизиологической
и психологической среды осужденных, вновь
совершающих преступления в ИУ, воздействующие
на: а) скорость протекания криминогенной
мотивации; б) тождественность восприятия
криминогенной ситуации, самого себя;
в) адекватность отреагирования на ситуацию.