Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 17:22, дипломная работа
Описание работы
Лишение свободы занимает значительное место в системе уголовных наказаний и заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию - поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима (ч.1 ст. 56 УК РФ).
Содержание работы
Введение 3
Глава I. Обеспечение правопорядка в местах лишения свободы как основа уголовно- исполнительной политики государства 6
Глава II. Структура правонарушений в местах лишения свободы 29 а) Нарушение и злостное нарушение требований режима в местах лишения свободы 29 б) Состояние преступности в местах лишения свободы 34
Глава III. Меры по предупреждению правонарушений в местах лишения свободы 42
контроль за деятельностью актива со стороны администрации и самих осужденных;
дальнейшая дифференциация осужденных, в частности, по типам мотивации
- агрессивной и корыстной;
5) изучение
в карантине вновь прибывших
осужденных и их распределение
по отрядам и бригадам;
разложение отрицательных группировок осужденных как неустойчивых,
так и устойчивых. Неустойчивые разлагаются
путем
развенчания лидера, авторитета;
перераспределения осужденных как внутри колонии, так и в другие
учреждения, а также
применение иных приемов. Устойчивые группировки
можно разложить
путем сосредоточения с максимальной
концентрацией
различных «воров в законе», авторитетов,
лидеров в одной колонии, едином помещении
камерного типа, в тюрьме, например так
называемый «Белый лебедь»42; постоянного их этапирования,
смены мест отбывания наказания;
организация оперативных игр с группировками осужденных с целью управления ими, решения ряда проблем колонии и пр.;
поддержка, развитие и использование существующих группировок осужденных
положительной направленности, «семей»;
создание «режимных» отрядов и бригад колоний из злостных нарушителей;
социотехника: а) «рассечение» малой группы, создающей очаг напряженности;
б) «прививка» — введение в состав группы
осужденного, способного предотвратить
возможные разногласия ее членов; в) объединение двух противостоящих групп путем постановки общей цели,
для достижения которой не обходимо взаимодействие.
создание ситуации, в которой лица, не пользовавшиеся авторитетом, могли
бы проявить качества, способствующие
формированию
уважительного к ним отношения.
Методы
разрешения конфликтных криминогенных
ситуаций в ИУ путем внедрения в качестве
субъекта43:
переориентирование субъектов ситуации путем информирования о
действительном
положении дел, беседа с субъектами ситуации;
сдерживание субъектов ситуации под угрозой принуждения к обоим;
разобщение субъектов ситуации - это ограничение или лишение возможности
общения путем: а) перевода на отдаленные рабочие
и спальные места, другое
звено, бригаду, от ряд; б) изоляции в штрафной изолятор или помещение камерного типа;
в) этапирования в другое ИУ.
Рассмотрим
методы индивидуальной профилактики преступлений
в ИУ, которые можно разделить на методы:
изучения осужденных, выявления «отклоняющихся»
от определенных, принятых в ИУ норм осужденных,
учета, контроля и воздействия на них44.
Методы изучения осужденных - это различные исследовательские приемы,
имеющие определенную специфику приложения:
а) анализ документов - уголовных и личных
дел, переписки; б) опрос лиц, хорошо знающих
осужденного; в) наблюдение
окружающей микросреды, группировки, в
которую он входит; г)
тестирование; д) эксперимент; е) беседа
с иными осужденными и др.
Методы выявления «отклоняющихся» осужденных
можно подразделить на: а) оперативные
способы, б) приемы изучения окружающей
микросреды, в) средства проведения
криминально-психологического, криминопенологического
исследования и др.
Они направлены на выявление, постановку
на учет, контроль за поведением осужденных:
склонных к совершению побегов и иных
уклонений; совершивших преступления
в ИУ; систематически или злостно нарушающих
режим отбывания наказания; подпадающих
под административный надзор; имеющих
психические аномалии; склонных к употреблению
спиртного, наркотиков, токсических веществ;
склонных к азартным играм; не занимавшихся
до осуждения трудом, не имевших постоянного
места жительства; переведенных в ИК из
ВК; проявляющих к администрации ИУ и другим
осужденным агрессивный стереотип поведения,
вообще склонных к насилию; гомосексуалистов
и др.
Методы учета «отклоняющихся» от норм осужденных
в исправительных учреждениях можно подразделить
на картотечный, встречающийся еще во
многих учреждениях, особенно с особыми
условиями хозяйственной деятельности
(лесных), в связи с недостатками госбюджетного
финансирования, разорения колоний и пр.;
компьютерный учет, заключающийся в собрании
всей информации на «отклоняющихся» в
исправительном учреждении осужденных,
который внедрен в экспериментальных
учреждениях, а также в тех колониях, которые
нашли свое место в новой экономической
системе и могут позволить себе приобретение
компьютеров для этих целей; перфорационный
учет в наше время в колониях практически
уже не встречается.
Распространенные методы контроля над осужденными, стоящими
на учете:
контроль при помощи оперативных приемов;
монографическое, лонгитюдное, повторяющееся обследование на протяжении
длительного периода времени одними и
теми же методами «отклоняющихся»
от норм осужденных при работе в колонии
какой-либо исследовательской группы или осуществляемого
по специальному заказу, например в колониях для
пожизненно осужденных;
осмотр, обыск, перлюстрация корреспонденции,
проверка посылок и передач,
прослушивание телефонных переговоров осужденных,
которые осуществляются
в обязательном порядке относительно
всех осужденных независимо от их поведения;
беседа, опрос иных осужденных, сотрудников,
интервью и др.
Рассмотрим
некоторые методы воздействия (коррекции)
на осужденных:
1) аудио-
и видеозапись индивидуального
приема осужденного с выдачей ему кассеты
для работы над собой;
внушение, гипноз, аутотренинг под руководством психолога учреждения, направленное самовоспитание;
индивидуальные спортивные занятия под руководством тренера, обычно реализуемые только в некоторых воспитательных колониях для несовершеннолетних мужского и женского пола;
«хобби» в процессе производства и досуга с целью снятия тревожности.
Занятия в колониях весьма распространены, ибо
это еще и путь заработка, занятия какого-либо
привилегированного положения в колонии.
приобщение к творческим занятиям путем издания газет, журналов
осужденных, проведения
конкурсов авторской песни, чтения собственных стихов
и др. Во многих колониях сейчас возродилось
издание газет и журналов осужденных;
беседы;
перевод в другой отряд, бригаду, место исполнения наказания;
помещение в штрафной изолятор, помещение камерного типа и другие средства взыскания;
задержание и применение специальных средств (наручники, дубинка, газовое
воздействие и др.);
просмотр специально ориентированных видеозаписей со встроенными кадрами, визуально невоспринимаемыми;
использование общественного мнения осужденных с целью
выдвижения кого-нибудь или, наоборот,
для дискредитации и др.
Таким образом,
методы профилактического воздействия
на осужденных в местах лишения свободы
весьма разнообразны и необходимо четко
различать методы микросредовой профилактики,
например по выявлению внешних условий
преступлений (проверки, инспекция, надзор
и т. п.), их устранения и компенсации (комплексные
профилактические операции, внедрение
современных достижений спецтехники и
др.). Кроме того, методы групповой профилактики
(групповая психотерапия, упражнения,
игры, проповедь и т. п.) и индивидуальной,
разделяемые на методы выявления (анализ
документов, опросы и т. п.), изучения (тестирование,
наблюдение и т. д.), учета (компьютерный,
перфорация и др.), контроля (перлюстрация
корреспонденции, обыски и т. п.), воздействия
(средства поощрения и взыскания, приобщение
к творческим занятиям и т. д.).
Организация
взаимодействия структурных подразделений
исправительных колоний (ИК) и его осуществление
всегда занимали важное место в управленческой
деятельности любого подразделения. Ряд
приказов и других нормативных правовых
актов Минюста России ориентированы на
необходимость обеспечения качественного
улучшения взаимодействия всех без исключения
служб учреждений и органов уголовно-исполнительной
системы в исполнении наказаний в виде
лишения свободы, профилактики совершения
преступлений и других правонарушений
осужденными. Главной целью и основной
задачей подобной профилактики является
разработка путей и способов планомерного
воздействия на причины и условия, способствующие
их совершению, а также искоренение этих
причин и условий. Отсюда определяется
основная задача непосредственно самого
взаимодействия, а именно взаимодополнение
тех сторон деятельности различных отделов
и служб, которые ограничивают свое воздействие
спецификой своего назначения. Решение
этой задачи позволит создавать последовательное
осуществление профилактической деятельности
по «цепочке воздействий», в сумме составляющих
комплекс45.
Кроме того,
следует констатировать, что взаимодействие
- есть деятельность на основе объединения
сил, средств и методов работы не подчиненных
друг другу различных отделов и служб,
направленная на эффективное и рациональное
разрешение в соответствии с действующими
нормативными актами комплексных проблем
по профилактике и пресечению преступлений
и других правонарушений со стороны лиц,
отбывающих наказание.
Из определения
взаимодействия видно, что работа по профилактике
преступлений и различных правонарушений
может быть эффективной и достичь определенных
положительных результатов лишь при тесном
контакте между всеми службами подразделения.
Необходимо
подчеркнуть, что отделам и службам исправительных
колоний предопределено взаимодействие,
ибо вся их практическая деятельность
направлена на выполнение главной цели
- исправление осужденных и предупреждение
новых преступлений как осужденными, так
и иными лицами.
К сожалению,
совершение преступлений в местах лишения
свободы еще не редкость. Так, в ИК Новосибирской
области из-за отсутствия надлежащего
взаимодействия между службами по профилактике
правонарушений стало возможным подготовить
и осуществить побег группы осужденных
через прорытый ими 43-метровый подкоп46.
В помещении карантина ИК Свердловской
области были убиты трое осужденных. Орудием
убийства послужил топор, украденный накануне
со стройплощадки.
И таких примеров можно привести достаточно
много. Только за 2002 год в исправительных
колониях зарегистрировано 1003 преступления,
в том числе: дезорганизация нормальной
деятельности учреждений, обеспечивающих
изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ) - 84, захват
заложников (ст. 206 УК РФ) - 2, убийства и
покушения на убийство (ст. 105 УК РФ) - 23,
умышленные причинения тяжкого вреда
здоровью (ст. 111 УК РФ) - 42, побеги из мест
лишения свободы (ст. 313 УК РФ) - 322, уклонения
от отбывания наказания в виде лишения
свободы (ст. 314 УК РФ) - 87, хулиганство (ст.
213 УК РФ) - 31.
Следует
отметить, что в тех регионах, где организации
взаимодействия отделов и служб ИК по
профилактике правонарушений уделяется
должное внимание, количество преступлений
со стороны осужденных из года в год остается
незначительным. Это относится к исправительным
учреждениям Краснодарского и Ставропольского
краев, Астраханской, Белгородской, Владимирской,
Омской, Ростовской, Самарской и Саратовской
областей.
Первооснова
эффективного взаимодействия - это, с одной
стороны, четкое распределение и правовое
закрепление за каждой службой зон ответственности,
с другой - определение круга проблем,
требующих объединения усилий, согласованных
и скоординированных действий по их решению.
Нарушение баланса между этими составляющими
способно привести к снижению опроса за
положение дел на том или ином направлении
служебной деятельности, перекладыванию
ответственности друг на друга. Все это
в конечном счете приводит к ослаблению
служебной активности в решении как частных,
так и общих задач, что влечет за собой
совершение осужденными различных преступлений
и правонарушений, создание групп отрицательной
направленности и вовлечение в них других
осужденных. Так как профилактическая
работа по предупреждению преступлений
и правонарушений в учреждениях предусматривает
объединение усилий оперативно-режимных
аппаратов, инженерно-технического персонала,
воспитательной, и других служб, организовывать
данную деятельность должен непосредственно
сам руководитель подразделения. Эта работа
предполагает строго рассчитанную систему
мер по устранению обстоятельств, способствующих
совершению преступлений и правонарушений
осужденными, целесообразность которых
обусловлена состоянием, структурой и
динамикой преступности, спецификой
контингента и конкретными условиями
деятельности учреждения.