взаимоотношениях
между соучастниками преступления;
отношениях
спецконтингента к представителям администрации;
намерениях
осужденных на период отбывания наказания,
их склонностях к азартным играм, побегам
и т. д.;
выявлении осужденных,
представляющих
оперативный интерес, и т. п.
Полученная информация ложится в основу
дел оперативного учета или является основанием
для постановки спецконтингента на профилактический
учет.
Далее, при этапировании осужденного,
представляющего оперативный интерес,
из СИЗО в исправительное учреждение,
к личному делу приобщается справка-ориентировка,
содержащая указанные и прочие характеризующие
его сведения. Дела оперативного учета
также направляются по месту дальнейшего
отбывания наказания. По прибытии осужденного
данной категории в исправительное учреждение
его ставят на профилактический учет.
Методы и формы работы с подучетными
лицами, а также организация взаимодействия
различных частей и служб учреждений УИС
в работе по профилактике преступлений
среди спецконтингента предусмотрены
Инструкцией, объявленной приказом ГУИН
Минюста России от 27 мая 2002 г. № 117 «О порядке
проведения профилактики правонарушений,
замышляемых и подготавливаемых лицами,
содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной
системы Министерства юстиции Российской
Федерации»48.
В настоящее время на профилактическом
учете в исправительных учреждениях области
состоят 1710 осужденных. Согласно данной
Инструкции на профилактический учет
в учреждениях УИН по Тверской области
взяты следующие лица:
готовящиеся
совершить побег, ранее их совершавшие (143 осужденных);
лидеры группировок
отрицательной направленности (8 осужденных);
организующие
и провоцирующие групповые эксцессы (98);
склонные к
употреблению, сбыту или приобретению
наркотических веществ,
сильнодействующих медицинских препаратов (615);
признанные
судом нуждающимися в лечении от алкоголизма (170);
занимающиеся
поборами и притесняющие других осужденных (65);
организующие
или активно участвующие в картежных либо
других азартных играх с целью извлечения
материальной или иной выгоды (125);
склонные к
мужеложству (лесбиянству) (329);
имеющие психические
расстройства
(89);
отбывающие
наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных
учреждений
(1);
склонные к
нападению на представителей администрации
(21).
Программой предусмотрено
выполнение следующих мероприятий:
исключать случаи
направления в одно исправительное учреждение лиц, проходящих по одному уголовному
делу и имеющих неприязненные отношения;
назначать наиболее
подготовленных сотрудников для работы с лицами,
содержащимися в карантине, на строгих условиях отбывания наказания,
в отрядах хозяйственного
обслуживания ПК, а также с осужденными,
пользующимися правом передвижения без конвоя;
в следственных
изоляторах области и областной больнице
УИН проводить
ОРМ с целью получения информации об оперативной обстановке в ИК, СИЗО
области;
в период нахождения
осужденных
в карантине выявлять лиц, стремящихся занять лидирующее положение в колонии, придерживающихся
"воровских традиций”, принимать меры
к их развенчиванию и привлечению к общественно
полезному труду;
целенаправленно
работать по компрометации лидеров и авторитетов, оказывающих
противодействие администрации, нейтрализации их влияния на основную массу
осужденных, изолировать таких лиц в ПКТ и ЕПКТ, переводить
на строгие условия содержания, направлять
на тюремный
режим;
обеспечивать
надежное оперативное прикрытием лидеров, лиц, состоящих на профилактических и оперативных учетах, осужденных,
пользующихся правом передвижения без конвоя, брать на
особый контроль их входящую и исходящую
переписку. Результаты этой работы рассматривать
ежемесячно на оперативных совещаниях;
проводить мероприятия
по выявлению, проведению профилактической
работы и изоляции организаторов азартных
игр.
В работе, направленной на предупреждение
преступлений, используются различные
методы гласного сотрудничества, такие
как получение информации от начальников
отрядов, сотрудников отделов безопасности,
отделов специального учета, производственных
и других служб, информация, получаемая
при проведении личных приемов осужденных.
В работе по профилактике правонарушений
нельзя не учитывать влияние неформальных
лидеров спецконтингента на основную
массу осужденных.
В случае негативного влияния лидера
на других осужденных к нему принимаются
меры превентивного характера, направленные
на его развенчание, изоляцию, перевод
в другое подразделение и т. п.
Например, при проведении длительных
и краткосрочных свидании данной категории
лиц осуществляются оперативно-технические
мероприятия. При необходимости такие
мероприятия проводят при водворении
данных осужденных в ШИЗО, ПКТ и ЕПКТ.
В обязательном порядке на всех “лидеров”
ведутся дела оперативного учета.
Немаловажное значение для профилактики
правонарушений имеет создание баз данных
на различные категории лиц, представляющих
оперативный интерес. В УИН создана компьютерная
программа “Лидер", разработанная ЦНИР
ГУИН Минюста России, в которую внесены
данные на лидеров отрицательной направленности
и лиц, осужденных по ст. 209 УК РФ.
Для обмена информацией между
учреждениями УИС и органами внутренних
дел сведения на осужденных лидеров отрицательной
направленности, содержащихся в подразделениях
области, своевременно вносятся в автоматизированную
базу данных “Кронос” УБОП при УВД.
В подразделениях ведутся алфавитно-справочные
картотеки на лиц, склонных к различным
противоправным проявлениям. За данной
категорией осужденных установлен гласный
и негласный надзор.
Своевременно проводятся мероприятия
по обеспечению безопасности осужденных
при выявлении конфликтных ситуаций (помещение
в безопасное место в соответствии со
ст. 13 УПК РФ (в 2002 году - 53 человека). Положительно
сказалась на динамике преступности введенная
новым УИК РФ норма, предусматривающая
перевод осужденных, которые являются
злостными нарушителями режима содержания,
на строгие условия.
Роль индивидуальной воспитательной
работы в профилактике преступлений и
правонарушений
Важную роль в профилактике преступлений
и правонарушений играет индивидуальная
воспитательная работа с осужденными,
которую проводят 109 начальников отрядов и 765 членов
советов воспитателей, шефствующих над
1 710 осужденными, поставленными на профилактический
учет. Активно проводится работа по
стимулированию правопослушного поведения
осужденных: 1 561 человек содержится на облегченных
условиях содержания, освобождены условно-досрочно
1 440 осужденных, 188 - переведены в колонию-поселение.
Из года в год увеличивается
численность членов самодеятельных организаций,
которая за три последних года выросла
с 46,5 до 64,6%. Обобщен, распространен и внедряется
опыт ЛИУ-8 по созданию отрядных общественных
фондов и практике привлечения осужденных
и их денежных средств к благоустройству
отрядов (в течение двух лет произведен
качественный ремонт всех жилых и бытовых
помещений отрядов).
Большое значение придается
вопросам получения осужденными основного
общего образования и специальности. Во
всех ИК области и СИЗО-1 работают шесть
вечерних (сменных) общеобразовательных
школ и четыре УКП. В соответствии с постановлением
Законодательного Собрания Тверской области
от 30 октября 2001 г. № 590-П-2 «Об областной
целевой Программе по усилению борьбы
с преступностью в Тверской области на
2001-2003 годы» - в 2001 году восстановлены три
УКП, в 2002 году открыта средняя школа в
женской колонии. Администрация области
в 2001-2003 годах выделила на их организацию
и оснащение 300 тыс. рублей49.
Уделяется большое внимание религиозно-нравственному
воспитанию спецконтингента. За каждым
подразделением закреплен православный
священнослужитель. Руками осужденных
построены два храма и десять домовых
церквей. В 2002 году священнослужители провели
278 обрядов крещения, 263 вероисповедания,
176 причащений. Отмечено, что верующие
осужденные, доля которых составляет 10-15%
от общей численности, не допускают нарушения
режима содержания.
Особо важен вопрос организации
свободного времени осужденных и их досуга.
Во всех подразделениях проведены зимняя
и летняя спартакиады. В рамках областной
спартакиады, посвященной 200-летию образования
Министерства юстиции, проведен областной
турнир по мини-футболу. Команда-победитель
ЛИУ-8 награждена переходящим кубком, а
каждый ее игрок - именной медалью областного
спорткомитета.
Проведен областной смотр-конкурс
самодеятельного народного творчества
осужденных, посвященный 123-й годовщине
образования УИС. В рамках Всероссийского
конкурса “Калина красная” прошел областной
смотр-конкурс художественной самодеятельности
среди осужденных всех видов режима, посвященный
200-летию образования Минюста России.
Большинство культурно-массовых
и спортивных мероприятий были организованы
при поддержке Комитета по делам молодежи
администрации Тверской области. После
их проведения появилась мысль о создании
целевой областной программы воспитательного
воздействия на лиц, находящихся в местах
лишения свободы, и их реабилитации после
освобождения. Эту идею поддержал губернатор
Тверской области. В ноябре 2002 года была
утверждена областная целевая программа
“Молодежь Верхневолжья. 2002-2004 годы”,
которая включает раздел “Воспитательная
работа с молодежью, находящейся в местах
лишения свободы, и создание условий для
ее реабилитации после освобождения”.
Для этих целей из областного бюджета
предусмотрено выделить в 2003-2004 годах
1 605 тыс. рублей.
Результаты проводимых профилактических
мероприятий
Реализация перечисленных мероприятий
позволила значительно сократить уровень
преступности и правонарушений в учреждениях
УИН Минюста России по Тверской области.
Для наглядности сравним статистические
данные. В 1995 году было допущено 20 преступлений
(общий уровень преступности -2,32), особоучитываемых
- 7 (уровень ОУП - 0,93), из них тяжких против
личности (ст. 111 УК РФ) - 3, побегов (ст. 313
УК РФ) - 4 (3 - из-под охраны, 1 - из-под надзора).
В 1996 году, после принятия “Программы
оперативно-режимных и воспитательных
мероприятий по профилактике преступлений
среди спецконтингента", осужденными
было совершено 15 преступлений, особо
учитываемых - 6, из них тяжких против личности
(ст. ст. 105, 111 УК РФ) - 4, побегов (ст.
313 УК РФ) - 2 (1 - из-под охраны, 1 - из-под надзора).
В 1997 году в исправительных учреждениях
допущено 6 преступлений, особо учитываемых
- 2 (уровень ОУП - 0,23), все случаи связаны
с причинением тяжкого вреда здоровью.
В 1998 году было допущено 1 преступление,
в 1999-2000 годах - по 3, в 2001 году - 2, в 2002 году
- 4 преступления.
За последние 5 лет в учреждениях
области не было зафиксировано тяжких,
особо тяжких преступлений и побегов.
Количество злостных нарушений
в расчете на 1000 осужденных сократилось
на 22% и составило 52 случая. Употребление
спиртных напитков уменьшилось на 30% (21
случай).
В ИК, СИЗО области за 2002 год
предотвращено всего 1 082 преступления,
из них 51 побег.
Данная линия работы остается
приоритетной для всех частей и служб
УИС области.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проведенное
исследование позволяет сделать вывод
о том, что на законодательном уровне порядок
отбывания лишения свободы, разработанность
видов мест лишения свободы, защищенность
как работников учреждений, исполняющих
наказание в виде лишения свободы, так
и самих заключенных относительно улучшились.
Лишение свободы, как и любое другое наказание,
предусмотренное УК РФ применяется в целях
восстановления социальной справедливости,
а также в целях исправления осужденного
и предупреждения совершения новых преступлений.
Однако в реальности, на практике все
выглядит немного иначе. Нестабильное
экономическое положение нашего государства
не позволяет надлежащим образом обеспечивать
материальными ресурсами и поддерживать
в надлежащем состоянии места отбывания
уголовного наказания в виде лишения свободы.
В настоящее время практически
полностью изношена материальная база
40% колоний; каждый шестой следственный
изолятор находится в аварийном состоянии;
более половины переполнены в два-три
раза. По состоянию на 1 января 2003 г. в 185
следственных изоляторах содержался –
134 941 человек (на 65 798 человек меньше, чем
01.01.02) или 117,1 % от установленного лимита
наполнения