Профилактика правонарушений среди осужденных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 17:22, дипломная работа

Описание работы

Лишение свободы занимает значительное место в системе уголовных наказаний и заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию - поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима (ч.1 ст. 56 УК РФ).

Содержание работы

Введение 3

Глава I. Обеспечение правопорядка в местах лишения
свободы как основа уголовно- исполнительной
политики государства 6

Глава II. Структура правонарушений в местах
лишения свободы 29
а) Нарушение и злостное нарушение требований
режима в местах лишения свободы 29
б) Состояние преступности в местах лишения свободы 34

Глава III. Меры по предупреждению правонарушений
в местах лишения свободы 42

Заключение 68

Библиографический список 70

Файлы: 1 файл

Исправленный реферат.docx

— 148.08 Кб (Скачать файл)
  1. взаимоотношениях между соучастниками преступления;

  1. отношениях спецконтингента к представителям администрации;

  1. намерениях осужденных на период отбывания наказания, их склонностях к азартным играм, побегам и т. д.;

  1. выявлении осужденных, представляющих оперативный интерес,  и т. п.

Полученная информация ложится в основу дел оперативного учета или является основанием для постановки спецконтингента на профилактический учет.

Далее, при этапировании осужденного, представляющего оперативный интерес, из СИЗО в исправительное учреждение, к личному делу приобщается справка-ориентировка, содержащая указанные и прочие характеризующие его сведения. Дела оперативного учета также направляются по месту дальнейшего отбывания наказания. По прибытии осужденного данной категории в исправительное учреждение его ставят на профилактический учет.

Методы и формы работы с подучетными лицами, а также организация взаимодействия различных частей и служб учреждений УИС в работе по профилактике преступлений среди спецконтингента предусмотрены Инструкцией, объявленной приказом ГУИН Минюста России от 27 мая 2002 г. № 117 «О порядке проведения профилактики правонарушений, замышляемых и подготавливаемых лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации»48.

В настоящее время на профилактическом учете в исправительных учреждениях области состоят 1710 осужденных. Согласно данной Инструкции на профилактический учет в учреждениях УИН по Тверской области взяты следующие лица:

  1. готовящиеся совершить побег, ранее их совершавшие (143 осужденных);

  1. лидеры группировок отрицательной направленности (8 осужденных);

  1. организующие и провоцирующие групповые эксцессы (98);

  1. склонные к употреблению, сбыту или приобретению наркотических веществ, сильнодействующих медицинских препаратов (615);

  1. признанные судом нуждающимися в лечении от алкоголизма (170);

  1. занимающиеся поборами и притесняющие других осужденных (65);

  1. организующие или активно участвующие в картежных либо других азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды (125);

  1. склонные к мужеложству (лесбиянству) (329);

  1. имеющие психические расстройства (89);

  1. отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений (1);

  1. склонные к нападению на представителей администрации (21).

Программой предусмотрено выполнение следующих мероприятий:

  1. исключать случаи направления в одно исправительное учреждение лиц, проходящих по одному уголовному делу и имеющих неприязненные отношения;

  1. назначать наиболее подготовленных сотрудников для работы с лицами, содержащимися в карантине, на строгих условиях отбывания наказания, в отрядах хозяйственного обслуживания ПК, а также с осужденными, пользующимися правом передвижения без конвоя;

  1. в следственных изоляторах области и областной больнице УИН проводить ОРМ с целью получения информации об оперативной обстановке в ИК, СИЗО области;

  1. в период нахождения осужденных в карантине выявлять лиц, стремящихся занять лидирующее положение в колонии, придерживающихся "воровских традиций”, принимать меры к их развенчиванию и привлечению к общественно полезному труду;

  1. целенаправленно работать по компрометации лидеров и авторитетов, оказывающих противодействие администрации, нейтрализации их влияния на основную массу осужденных, изолировать таких лиц в ПКТ и ЕПКТ, переводить на строгие условия содержания, направлять на тюремный режим;

  1. обеспечивать надежное оперативное прикрытием лидеров, лиц, состоящих на профилактических и оперативных учетах, осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя, брать на особый контроль их входящую и исходящую переписку. Результаты этой работы рассматривать ежемесячно на оперативных совещаниях;

  1. проводить мероприятия по выявлению, проведению профилактической работы и изоляции организаторов азартных игр.

В работе, направленной на предупреждение преступлений, используются различные методы гласного сотрудничества, такие как получение информации от начальников отрядов, сотрудников отделов безопасности, отделов специального учета, производственных и других служб, информация, получаемая при проведении личных приемов осужденных.

В работе по профилактике правонарушений нельзя не учитывать влияние неформальных лидеров спецконтингента на основную массу осужденных.

В случае негативного влияния лидера на других осужденных к нему принимаются меры превентивного характера, направленные на его развенчание, изоляцию, перевод в другое подразделение и т. п.

Например, при проведении длительных и краткосрочных свидании данной категории лиц осуществляются оперативно-технические мероприятия. При необходимости такие мероприятия проводят при водворении данных осужденных в ШИЗО, ПКТ и ЕПКТ.

В обязательном порядке на всех “лидеров” ведутся дела оперативного учета.

Немаловажное значение для профилактики правонарушений имеет создание баз данных на различные категории лиц, представляющих оперативный интерес. В УИН создана компьютерная программа “Лидер", разработанная ЦНИР ГУИН Минюста России, в которую внесены данные на лидеров отрицательной направленности и лиц, осужденных по ст. 209 УК РФ.

Для обмена информацией между учреждениями УИС и органами внутренних дел сведения на осужденных лидеров отрицательной направленности, содержащихся в подразделениях области, своевременно вносятся в автоматизированную базу данных “Кронос” УБОП при УВД.

В подразделениях ведутся алфавитно-справочные картотеки на лиц, склонных к различным противоправным проявлениям. За данной категорией осужденных установлен гласный и негласный надзор.

Своевременно проводятся мероприятия по обеспечению безопасности осужденных при выявлении конфликтных ситуаций (помещение в безопасное место в соответствии со ст. 13 УПК РФ (в 2002 году - 53 человека). Положительно сказалась на динамике преступности введенная новым УИК РФ норма, предусматривающая перевод осужденных, которые являются злостными нарушителями режима содержания, на строгие условия.

Роль индивидуальной воспитательной работы в профилактике преступлений и правонарушений

Важную роль в профилактике преступлений и правонарушений играет индивидуальная воспитательная работа с осужденными, которую проводят 109 начальников отрядов и 765 членов советов воспитателей, шефствующих над 1 710 осужденными, поставленными на профилактический учет. Активно проводится работа по стимулированию правопослушного поведения осужденных: 1 561 человек содержится на облегченных условиях содержания, освобождены условно-досрочно 1 440 осужденных, 188 - переведены в колонию-поселение.

Из года в год увеличивается численность членов самодеятельных организаций, которая за три последних года выросла с 46,5 до 64,6%. Обобщен, распространен и внедряется опыт ЛИУ-8 по созданию отрядных общественных фондов и практике привлечения осужденных и их денежных средств к благоустройству отрядов (в течение двух лет произведен качественный ремонт всех жилых и бытовых помещений отрядов).

Большое значение придается вопросам получения осужденными основного общего образования и специальности. Во всех ИК области и СИЗО-1 работают шесть вечерних (сменных) общеобразовательных школ и четыре УКП. В соответствии с постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 30 октября 2001 г. № 590-П-2 «Об областной целевой Программе по усилению борьбы с преступностью в Тверской области на 2001-2003 годы» - в 2001 году восстановлены три УКП, в 2002 году открыта средняя школа в женской колонии. Администрация области в 2001-2003 годах выделила на их организацию и оснащение 300 тыс. рублей49.

Уделяется большое внимание религиозно-нравственному воспитанию спецконтингента. За каждым подразделением закреплен православный священнослужитель. Руками осужденных построены два храма и десять домовых церквей. В 2002 году священнослужители провели 278 обрядов крещения, 263 вероисповедания, 176 причащений. Отмечено, что верующие осужденные, доля которых составляет 10-15% от общей численности, не допускают нарушения режима содержания.

Особо важен вопрос организации свободного времени осужденных и их досуга. Во всех подразделениях проведены зимняя и летняя спартакиады. В рамках областной спартакиады, посвященной 200-летию образования Министерства юстиции, проведен областной турнир по мини-футболу. Команда-победитель ЛИУ-8 награждена переходящим кубком, а каждый ее игрок - именной медалью областного спорткомитета.

Проведен областной смотр-конкурс самодеятельного народного творчества осужденных, посвященный 123-й годовщине образования УИС. В рамках Всероссийского конкурса “Калина красная” прошел областной смотр-конкурс художественной самодеятельности среди осужденных всех видов режима, посвященный 200-летию образования Минюста России.

Большинство культурно-массовых и спортивных мероприятий были организованы при поддержке Комитета по делам молодежи администрации Тверской области. После их проведения появилась мысль о создании целевой областной программы воспитательного воздействия на лиц, находящихся в местах лишения свободы, и их реабилитации после освобождения. Эту идею поддержал губернатор Тверской области. В ноябре 2002 года была утверждена областная целевая программа “Молодежь Верхневолжья. 2002-2004 годы”, которая включает раздел “Воспитательная работа с молодежью, находящейся в местах лишения свободы, и создание условий для ее реабилитации после освобождения”. Для этих целей из областного бюджета предусмотрено выделить в 2003-2004 годах 1 605 тыс. рублей.

Результаты проводимых профилактических мероприятий

Реализация перечисленных мероприятий позволила значительно сократить уровень преступности и правонарушений в учреждениях УИН Минюста России по Тверской области.

Для наглядности сравним статистические данные. В 1995 году было допущено 20 преступлений (общий уровень преступности -2,32), особоучитываемых - 7 (уровень ОУП - 0,93), из них тяжких против личности (ст. 111 УК РФ) - 3, побегов (ст. 313 УК РФ) - 4 (3 - из-под охраны, 1 - из-под надзора).

В 1996 году, после принятия “Программы оперативно-режимных и воспитательных мероприятий по профилактике преступлений среди спецконтингента", осужденными было совершено 15 преступлений, особо учитываемых - 6, из них тяжких против личности (ст. ст. 105, 111 УК РФ) - 4, побегов (ст. 313 УК РФ) - 2 (1 - из-под охраны, 1 - из-под надзора).

В 1997 году в исправительных учреждениях допущено 6 преступлений, особо учитываемых - 2 (уровень ОУП - 0,23), все случаи связаны с причинением тяжкого вреда здоровью.

В 1998 году было допущено 1 преступление, в 1999-2000 годах - по 3, в 2001 году - 2, в 2002 году - 4 преступления.

За последние 5 лет в учреждениях области не было зафиксировано тяжких, особо тяжких преступлений и побегов.

Количество злостных нарушений в расчете на 1000 осужденных сократилось на 22% и составило 52 случая. Употребление спиртных напитков уменьшилось на 30% (21 случай).

В ИК, СИЗО области за 2002 год предотвращено всего 1 082 преступления, из них 51 побег.

Данная линия работы остается приоритетной для всех частей и служб УИС области.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что на законодательном уровне порядок отбывания лишения свободы, разработанность видов мест лишения свободы, защищенность как работников учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, так и самих заключенных относительно улучшились.

Лишение свободы, как и любое другое наказание, предусмотренное УК РФ применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Однако в реальности, на практике все выглядит немного иначе. Нестабильное экономическое положение нашего государства не позволяет надлежащим образом обеспечивать материальными ресурсами и поддерживать в надлежащем состоянии места отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы.

В настоящее время практически полностью изношена материальная база 40% колоний; каждый шестой следственный изолятор находится в аварийном состоянии; более половины переполнены в два-три раза. По состоянию на 1 января 2003 г. в 185 следственных изоляторах содержался – 134 941 человек (на 65 798 человек меньше, чем 01.01.02) или 117,1 % от установленного лимита наполнения

Информация о работе Профилактика правонарушений среди осужденных