Таким образом,
внутренние причины преступного поведения
в ИУ заключаются в криминогенной мотивации
поддержания престижа в среде осужденных,
внутренние условия - в особенностях психической
и психофизиологической среды осужденных,
прежде всего в их тревожности, интровертированности,
эмоциональной нестабильности и т. п.,
внешние причины - в конфликтной криминогенной
ситуации между осужденными, администрацией
и другими субъектами, а внешние условия
- в особенностях микросреды исполнения
наказания при изоляции.
Изучение
причин и условий побегов из-под надзора
свидетельствует о том, что они совершаются,
как правило, в результате отсутствия
контроля за деятельностью подчиненных
учреждений со стороны аппаратов территориальных
органов УИС, формального или халатного
отношения некоторых руководителей и
их подчиненных к выполнению своих служебных
обязанностей, игнорирования требований
нормативных актов, низкого уровня организации
и несения службы сотрудниками отделов
безопасности, отсутствия комплексного
подхода к осуществлению постоянного
контроля за осужденными, упущений в организации
их трудовой занятости и неудовлетворительного
коммунально-бытового обеспечения спецконтингента.
Служебные
расследования по фактам побегов иногда
проводятся на крайне низком профессиональном
уровне. В заключениях не дается полная
и объективная информация о личностных
характеристиках осужденных, их совершивших,
не называются конкретные причины, способствующие
побегу. Все объяснения сводятся к стандартным
фразам о плохом надзоре и контроле за
осужденными и об отсутствии оперативной
информации. В итоге, как правило, предлагается
наказать сотрудников, виновных в их допущении.
Меры по устранению причин и условий, способствующих
совершению побега, не принимаются.
Отрицательно
влияет на эффективность работы оперативно-режимных
служб их низкая техническая оснащенность.
В свою очередь, это осложняет принятие
своевременных мер по обнаружению отсутствия
осужденных и организации их розыска. Обеспеченность
носимыми радиостанциями составляет 60%,
изделиями ПР-73 - 62,2%, специальными средствами
типа «Сирень» - 54,6%. При этом более трети
имеющейся техники подлежит списанию. Менее чем на
четверть укомплектованы отделы безопасности
ИК ручными металлообнаружителями типа
«Гамма». Наиболее сложная ситуация с
технической оснащенностью отмечается
в ИК Ныробского, Красноярского, Усольского
УЛИУ. Почти во всех колониях нет аудиовизуальных
средств надзора, из-за чего значительно
снижается эффективность профилактических
мероприятий24.
В целях
дальнейшего укрепления правопорядка
в ИУ и совершенствования оперативно-служебной
деятельности службы безопасности необходимо
осуществить комплекс мер, направленных
на неуклонное исполнение уголовно-исполнительного
законодательства, ведомственных нормативных
правовых актов, регламентирующих вопросы
режима и надзора.
В первую очередь
это:
приведение порядка и условий отбывания
наказаний осужденными в ИУ в строгое
соответствие с действующим законодательством;
обеспечение надежной профилактики преступлений и иных правонарушений со
стороны осужденных;
изоляция лидеров преступной среды от
основной массы спецконтингента, дифференцированный подход
к осужденным в зависимости от их поведения и социально-нравственной
запущенности;
комплектование и оснащение службы безопасности,
совершенствование системы первоначального обучения
и профессиональной подготовки личного
состава;
усиление требований к организации службы
по надзору и дальнейшее совершенствование
взаимодействия всех служб ИУ по предотвращению побегов
и других правонарушений;
принятие мер по организации ЕПКТ в каждом
территориальном органе УИС;
обеспечение выполнения режимных требований
на территориях, прилегающих
к ИК.
Особое внимание с учетом реально складывающейся
оперативной обстановки следует уделить
реализации Федерального закона от 9 марта
2001 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений
в Уголовный кодекс Российской Федерации,
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР,
Уголовно-исполнительный кодекс Российской
Федерации и другие законодательные акты
Российской Федерации» и в первую очередь
обеспечению постоянного наблюдения и
контроля за осужденными за счет правильного
перераспределения имеющейся численности
персонала надзора в исправительных учреждениях25.
Хотелось
бы отметить что, несмотря на возникающие
трудности, такие общеевропейские принципы
деятельности пенитенциарных учреждений,
как нормализация, открытость, ответственность,
безопасность, адекватное реагирование
и оптимальное использование ресурсов,
все больше и больше находят свое применение
в работе исправительных учреждений России.
2 СТРУКТУРА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В
МЕСТАХ
ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
2.1 Нарушение и злостное нарушение
требований режима
в местах лишения свободы
В принятом
в декабре 1996 г. Уголовно-исполнительном
кодексе РФ перечислены нарушения порядка
отбывания наказания (режима), относящиеся
к категории злостных. В соответствии с ч. 1 ст. 116 УИК
к ним относятся: употребление наркотиков;
мелкое хулиганство; угроза, неповиновение
представителям администрации исправительного
учреждения или их оскорбление; мужеложство;
лесбиянство; организация забастовок
или, иных групповых неповиновений, а равно
активное участие в них; организация группировок
осужденных, направленных на совершение
указанных нарушений или активное участие
в них26.
Употребление осужденным наркотиков
– является нарушением только в том случае,
если данный факт имел место без назначения
врача. Следует обратить внимание практических
работников на необходимость медицинского
освидетельствования осужденного, в отношении
которого имеются достаточные основания
полагать, что он находится в состоянии
наркотического опьянения. К обследованию
целесообразно привлекать специалиста-нарколога.
В случае невозможности провести освидетельствование
при доставлении (обнаружении) нарушителя
(например, ночное время) его необходимо
провести в самое ближайшее время. Полученные
результаты приобщаются к материалам
проверки по факту нарушения.
Если действия
осужденного содержат признаки мелкого
хулиганства, необходимо иметь в виду
диспозицию ст. 20.1 КоАП РФ, определяющую
указанное правонарушение как нецензурную
брань в общественных местах, оскорбительное
приставание к гражданам и другие подобные
действия, нарушающие общественный порядок,
и спокойствие граждан. На первый взгляд
складывается впечатление об отсутствии
в исправительных учреждениях такого
объекта посягательства мелкого хулиганства,
как общественный порядок. Однако его
анализ как системы общественных отношений,
урегулированных правовыми и моральными
нормами, позволяет сделать вывод о наличии
указанного объекта правонарушения в
учреждениях, исполняющих уголовные наказания.
По общему правилу, каждая из указанных
форм объективной стороны мелкого хулиганства
образует самостоятельный состав правонарушения.
Если вопрос, связанный с квалификацией
нецензурной брани, представляется ясным,
то квалификация иных форм мелкого хулиганства
нуждается в пояснениях.
Принимая
во внимание специфику взаимоотношений
между, осужденными (деление на "касты"
и т.п.), отмечу, что оскорбительное приставание
может, например, выражаться в требовании
одного заключенного к другому совершить
акт мужеложства, лесбиянства, оказать
различного рода услуги (как правило, незаконные)
вопреки желанию осужденного, к которому
обращено требование, совершить те или
иные действия в пользу другого осужденного.
Внешними проявлениями, "других подобных
действий" являются азартные игре в
камерах во время отдыха других осужденных,
просмотра телепередач и т.д.
При квалификации
указанных действий как хулиганства следует
иметь в виду, что отдых может иметь место
не только в ночное, но и в дневное время,
если бригада работала в ночную смену.
Здесь необходимо принять во внимание
требования распорядка дня, который составляется
в каждом исправительном учреждении исходя
из местных условий, продолжительности
светового дня, времени года27.
Игра в карты
и другие азартные игры образуют самостоятельное
нарушение. Картежная игра во время, отведенное
для отдыха, должна квалифицироваться,
во-первых, как самостоятельное нарушение,
не относящееся к категории злостных,
во-вторых, как мелкое хулиганство, т.е.
злостное нарушение режима. Соответственно,
за каждое нарушение на осужденного налагается
отдельное дисциплинарное взыскание (например,
выговор за картежную игру и штраф за мелкое
хулиганство); принцип поглощения или
сложения здесь не применяется.
Анализ
нарушения, связанного с угрозой представителям
администрации учреждения, позволяет
вести речь о конкуренции ч. 1 ст. 116 УИК
со ст. 321 УК, устанавливающей уголовную
ответственность за дезорганизацию нормальной
деятельности учреждений, обеспечивающих
изоляцию от общества.
Данный
вывод основан, во-первых, на грамматическом
толковании ч. 1 ст. 321 УК, предусматривающей
ответственность, за угрозу применения
насилия в отношении сотрудника места
лишения свободы, во-вторых, на, изучении
судебной практики. Так, из определений
Судебной коллегии по уголовным делам
Верховного Суда РФ по делам о преступлениях,
связанных с угрозами по поводу осуществления
правосудия, усматривается, что целью
угрозы является месть за правоприменительную
деятельность или оказание психологического
давления с целью воздействия на принятие
решений, «…в которых заинтересовано
данное лицо». При этом необходимо, чтобы
должностное лицо, в отношении которого
имела место угроза, воспринимало ее как
реальную28.
Возникает
вопрос отграничения угрозы, наказуемой
в дисциплинарном порядке, от уголовно
наказуемой. Вновь обратимся к материалам
судебной практики. В определений Судебной
коллегии по уголовным делам верховного
Суда РФ от 30 сентября 1998г. отмечается:
«…высказывание осужденного во время
совершения хулиганства, что он всех порежет,
в том числе и себя, не свидетельствует
о прямом умысле на убийство, поскольку
кому-либо убийством он не угрожал»29. Приведенная
выдержка из судебного решения дает основание
для вывода, о том, что если угроза представителям
администрации исправительного учреждения
носила абстрактный характер, то за ее
высказывание наступает дисциплинарная
ответственность в соответствии с положениями
уголовно-исполнительного законодательства.
Угроза, высказанная адрес конкретного
сотрудника уголовно-исправительной системы,
подлежит квалификаций по ст. 321 УК.
Аналогично,
на наш взгляд, должен решаться вопрос
и об ответственности за оскорбление представителя
администрации. Умышленное унижение чести
и достоинства, выраженное публично в
отношении конкретного представителя
администрации, подпадает под признаки
преступления, предусмотренного
ст. 319 УК. Отсутствие конкретики при оскорблении
расценивается как дисциплинарный проступок
и наказывается в соответствии со ст. 116
УИК.
Под неповиновением
представителям администрации (по аналогии
с неповиновением сотруднику милиции) следует понимать открытый отказ от
выполнения законных требований указанных
лиц. Если же неповиновение вызвано неправомерными
действиями сотрудников исправительного
учреждения, то осужденный не несет дисциплинарную
ответственность.
В колониях-поселениях осужденными
в 2002 году совершено 10 684 злостных нарушений,
т.е. каждое третье (33,8%) - злостное нарушение,
хотя количество лиц, содержащихся в этих
учреждениях, составило лишь 5,7% от общей
численности осужденных в местах лишения
свободы. Уровень злостных нарушений на
1000 человек в колониях-поселениях составил
337,9 и превысил средний по России в 7,2 раза.
Уровень злостных нарушений
среди лиц, которым предоставлено право
передвижения без конвоя, в расчете на
1000 человек превышает средний по России
в 1,7 раза и составляет 80,9. Доля употребления
спиртных напитков в структуре злостных
нарушений, допущенных данной категорией
осужденных, сократилась по сравнению
с аналогичным периодом прошлого года
на 19%, но осталась еще высокой и составляет
78%.
В соответствии
с Федеральным Законом "О порядке разрешения
коллективных трудовых споров" под
забастовкой понимается временный добровольный
отказ работников от выполнения трудовых
обязанностей (полностью или частично)
в целях разрешения коллективного трудового
спора30. Принимая во
внимание, что ч. I ст. 103 и ч. 1 ст. 106 УИК обязывают
осужденных трудиться, можно сделать вывод,
что осужденные лишены права на забастовку.
Поэтому организация или активное участие
в забастовках наказываются в дисциплинарном
порядке.
Под организацией
забастовки или иного группового неповиновения
следует понимать выработку противоправных
решений, подбор соучастников, распределение
ролей и т.д. Активное участие в совершении
указанных нарушений может выражаться
в подстрекательстве осужденных, поддержании
связи между организатором и другими участниками,
сборе информации для "лидеров" и
иных подобных действиях, направленных
на доведение правонарушения до логического
конца. Аналогично следует решать вопрос
о квалификации организации группировок
осужденных, направленных на совершение
указанных нарушений или активное участие
в таких группировках.
В перечне злостных нарушений режима
отсутствуют такие правонарушения, как
употребление осужденными спиртных напитков,
а также веществ, обладающих одурманивающим
действием, тогда как ст. 166 УПК РФ относит
эти нарушения к категории злостных. Принимая
во внимание опасность совершения осужденными
такого рода действий, считаю необходимым
внести в ныне действующий перечень злостных
нарушений режима соответствующие дополнения.
Осужденные,
не достигшие шестнадцати лет, подлежащие
дисциплинарной ответственности за мелкое
хулиганство, а также за оказание неповиновения,
т.е. по существу за административные правонарушения,
поставлены в несправедливое положение
по сравнению с их сверстниками, находящимися
на свободе. Последние в соответствии
со ст. 2.3 КоАП РФ не несут ответственности
за административные проступки. Нe настаивая
на исключении этих проступков из числа
злостных нарушений в отношении указанной
категории осужденных, представляется
целесообразным сделать в УИК специальную
оговорку относительно исключения мелкого
хулиганства и оказания неповиновения
осужденными, не достигшими шестнадцати
лет, из категории злостных нарушений.