Работа следователя с органами дознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 20:08, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящего исследования выступает выявление особенностей теоретических и практических проблем взаимодействия следователя с органами дознания.
Достижение указанной цели предполагается путем решения следующих задач:
– изучить и обобщить нормативную базу, научную юридическую литературу, касающуюся объекта исследования;
– выявить особенности, связанные с взаимодействием следователя с органами дознания в советский период;
– раскрыть понятие и основы взаимодействия следователя с органами дознания;
– проанализировать теоретические и практические проблемы взаимодействия следователя и органов дознания.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Общие положения взаимодействия следователя с органами дознания 5
1.1 Взаимодействие следователя с органами дознания в советский период 5
1.2 Понятие и основы взаимодействия следователя с органами дознания 13
Глава 2 Теоретические и практические проблемы взаимодействия следователя с органами дознания 20
2.1 Процессуальные аспекты взаимодействия при исполнении органами дознания поручений следователя о производстве розыскных действий 20
2.2 Начальник следственного подразделения и его роль в организации взаимодействия следователя с органами дознания27
Заключение 34
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

взаимодействие_следователя_с_органами_дознания_доработка_(номера_страниц).doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

 

ПЛАН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вВЕДЕНИЕ

 

Объединение совместных усилий различных служб правоохранительных органов в процессе раскрытия, рассмотрения и предупреждения преступлений основано на законе взаимодействия. И хотя термин "взаимодействие" не встречается в нормах уголовно-процессуального закона, он широко используется в судебно-следственной практике как понятие, означающее согласованную деятельность следствия, органов дознания, экспертов, специалистов и иных участников уголовного судопроизводства при расследовании преступлений. Успешное расследование большинства преступлений во многом зависит от эффективности взаимодействия следователя и органов дознания.

Указанные обстоятельства и обусловили выбор настоящей курсовой работы.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с взаимодействием следователя с органами дознания. Предметом исследования выступают юридическая доктрина и правовые нормы, регулирующие данный институт.

Целью настоящего исследования выступает выявление особенностей теоретических и практических проблем взаимодействия следователя с органами дознания.

Достижение указанной  цели предполагается путем решения  следующих задач:

– изучить и обобщить нормативную базу, научную юридическую  литературу, касающуюся объекта исследования;

– выявить особенности, связанные с взаимодействием следователя с органами дознания в советский период;

– раскрыть понятие и  основы взаимодействия следователя с органами дознания;

– проанализировать теоретические  и практические проблемы взаимодействия следователя и органов дознания.

 Проведение анализа литературных источников по теме работы, позволяет дать оценку ее разработанности в уголовно-процессуальном праве на современном этапе.

  С учетом актуальности, сложности и комплексности проблемы представляется необходимым изучить научные источники, законодательную и правоприменительную практику, позволяющие глубже постичь правовую природу, специфику существенных признаков и особенностей взаимодействия следователя с органами дознания.

Методологическую основу исследования составила система принципов, приемов и способов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития взаимодействия следователя с органами дознания. В частности, метод материалистической диалектики, в основе которого лежит объективный анализ реальной действительности, позволяющий рассматривать явления во взаимосвязи и взаимообусловленности, в их динамике и развитии.

Наряду с общими методами в работе использованы как обще-, так и частнонаучные методы исследования, в частности методы восхождения от частного к общему, от абстрактного к конкретному, структурно-функциональный метод и метод сравнительного анализа. В исследовании использованы специальные юридические методы: сравнительно-правовой, методы юридического моделирования, юридической логики и формально-юридический метод.

 

глава 1 
Общие положения взаимодействия следователя с органами дознания

1.1 Взаимодействие следователя  с органами дознания в советский  период

 

Система органов предварительного расследования подверглась серьезным  испытаниям в 1917 г., когда по идеологическим соображениям последовательно были упразднены сыскные отделения и корпус жандармов, а также Департамент полиции МВД. Последний был преобразован во Временное управление по делам общественной полиции, а позднее - в Главное управление по делам милиции1, которое фактически не имело полномочий по непосредственному управлению городской и уездной милицией, создание которой еще циркуляром МВД N 891-932 от 5 марта 1917 г. было отнесено к ведению местного самоуправления. Правда, позднее Временное правительство предпринимает попытки централизации власти, провозглашая главенство назначаемых им губернского и уездных комиссаров над органами местного самоуправления, что нашло свое закрепление в Положении о комиссарах, утвержденном правительством 19 сентября 1917 г.2.

Декретом Совета народных депутатов от 24 ноября 1917 г. упразднялись "доныне существовавшие общие судебные установления, а также доныне существовавшие институты судебных следователей"3. Расследование преступлений должны были осуществлять вновь организуемые при Советах следственные комиссии.

К концу 1917 г. уже функционировали  следственные комиссии при Петроградском  совете рабочих и солдатских депутатов, следственные органы при районных Советах  рабочих и солдатских депутатов, специальные следственные комиссии (Всероссийская следственная комиссия по борьбе с контрреволюцией при ЦИК Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов)4.

Дальнейшие реформы судопроизводства привели к образованию следственных комиссий окружных судов для расследования  дел об убийствах, бандитизме и других особо опасных деяниях. Общая тенденция к созданию следственных комиссий при судах привела к тому, что они были образованы и при фронтовых судах5.

Красная гвардия, милиция, войска и  исполнительные органы республики являлись системой органов, оказывающих следственным комиссиям помощь в расследовании. Так, Инструкция НКЮ "О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний" от 19 декабря 1917 г. наделяет следственные комиссии правом давать распоряжения этим органам6.

В октябре 1918 г. НКВД и наркомат юстиции  принимают совместную инструкцию "Об организации Рабоче-крестьянской милиции"7, где не только закрепляются ее полномочия по производству дознания, но и закладываются правовые основы взаимодействия со следственными органами. Милиция обязана была осуществлять розыски и дознания по уголовным делам под руководством и по указаниям народных судей и следственных комиссий (п. 1 ст. 28); выполнять поручения судебных и следственных органов по задержанию и доставке в суд или для допроса обвиняемых; производить задержание подозреваемых в преступлениях и препровождать их в местные народные суды или следственные комиссии по принадлежности, а также выполнять поручения по производству обысков, осмотров и выемок по соответствующим постановлениям (п. 2 ст. 28).

Впрочем, в случаях неотложности для пересечения сокрытия следов преступления работники милиции  могли и по своей инициативе производить  осмотры, выемки и обыски. Однако они  обязаны были немедленно поставить об этом в известность ближайший народный суд или следственную комиссию.

Положением о народном суде РСФСР, утвержденным Декретом ВЦИК от 21 октября 1920 г.8, вместо следственных комиссий был создан институт народных следователей и следователей по важнейшим делам, которые наделялись правом единолично расследовать уголовные дела.

Отказ от коллегиальной формы осуществления  следствия был воспринят и  первым Уголовно-процессуальным кодексом, утвержденным Постановлением третьей  сессии ВЦИК девятого созыва 25 мая 1922 г.9, в котором процессуальные нормы были приведены в систему. Понятием "следователь" в нем охватывались народные следователи, следователи, состоящие при Советах народных судей и революционных трибуналах, военные следователи и следователи по важнейшим делам при народном комиссариате юстиции (п. 5 ст. 23 УПК).

Органами дознания в соответствии со ст. 102 УПК являлись: органы милиции  и уголовного розыска; органы Государственного политического управления, а также  органы податной, продовольственной, санитарной, технической, торговой инспекций и инспекции труда по делам, отнесенным к их ведению. Правительственные учреждения и должностные лица по делам о проступках, подлежащих дисциплинарному взысканию, могут производить дознание о таковых с тем, что дело в течение трех суток передается по подсудности, если оно не направлено в административном порядке.

Органы дознания были подчинены  прокурору10 и осуществляли функцию обвинения. На них возлагалась обязанность принимать меры к тому, чтобы до начала предварительного следствия были сохранены следы преступления и чтобы для подозреваемого была устранена возможность скрыться (ст. 103 УПК).

В соответствии со ст. 108 УПК "в случаях, когда дознанием добыты данные, изобличающие кого-либо в совершении преступлений, по которым обязательно предварительное следствие, органы дознания, сообщив о сем немедленно следователю и прокурору, передают весь материал дознания следователю немедленно же... принимая до вступления следователя в дело лишь меры, препятствующие уничтожению следов преступления или уклонению подозреваемых от следствия и суда". Такими мерами являлись: выемки, обыски, осмотры и освидетельствования (ст. 104 УПК). Как мера предупреждения уклонения подозреваемого от следствия и суда допускалось его задержание органами дознания (ст. 105 УПК).

В этом Кодексе была достаточно интересная норма о том, что следователь, получив материалы от дознания, мог  и не проводить расследование, если считал содержание материалов полным и дело достаточно разъясненным. Однако должен был выполнить следующие процессуальные действия, которые являлись обязательными: 1) предъявление обвинения обвиняемому; 2) допрос обвиняемого и 3) составление обвинительного заключения (ст. 111 УПК).

Ст. 112 УПК обязывала следователя, получив сведения или материалы о совершившемся в его участке преступлении, ему подследственном, не позднее 24 часов по арестантским делам и 48 часов по всем остальным делам приступить к производству следствия, составив о том постановление, копия которого немедленно направляется прокурору. С момента начатия предварительного следствия органы дознания вправе были действовать по данному делу не иначе как по поручению следователя.

В соответствии со ст. 133 УПК следователь  мог вызывать обвиняемого, находящегося на свободе, через милицию. Ст. 136 УПК гласила о том, что в случае неизвестности места пребывания обвиняемого или его побега следователь делает распоряжение о розыске.

Таким образом, еще первый УПК РСФСР  содержал нормы, регламентирующие взаимодействие следователя с органами дознания.

IV сессией ВЦИК IX созыва 31 октября  1922 г. было принято и с 1 января 1923 г. введено в действие Положение  о судоустройстве РСФСР11. В связи с его принятием Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР пересмотрен и издан в новой редакции 15 февраля 1923 г.12. В этом УПК несколько видоизменился перечень следователей и органов дознания.

Так, согласно п. 5 ст. 23 УПК под словом "следователь" разумелись уже  народные следователи при следственных участках, старшие следователи, состоящие  при губернских судах, следователи по важнейшим делам при наркомате юстиции и Верховном Суде и следователи военных и военно-транспортных трибуналов.

Перечень органов дознания был  дополнен "органами рабоче-крестьянской инспекции по делам их ведения".

Редакция норм, регламентирующих взаимодействие следователей с органами дознания, также претерпела некоторые изменения, однако их суть осталась прежней.

Постановлением второй сессии ВЦИК одиннадцатого созыва от 16 октября 1924 г.13 были внесены существенные изменения и дополнения в УПК РСФСР. Теперь, в соответствии со ст. 99 УПК, органы дознания, "усмотрев в деле признаки преступления, по коему производство предварительного следствия является обязательным, сообщают о том немедленно следователю и до его вступления в дело ограничиваются предварительным допросом подозреваемых лиц, очевидцев преступлений и иных свидетелей, могущих своими показаниями содействовать немедленному расследованию дела. Одновременно органы дознания принимают меры, препятствующие уклонению подозреваемых от следствия и суда или уничтожению следов преступления; выемки, обыски, осмотры и освидетельствования могут быть при этом производимы в тех случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что следы преступления и другие вещественные доказательства могут быть уничтожены или скрыты".

Ст. 107 УПК возлагала надзор за производством  дознания по каждому отдельному делу на следователя, в участке коего  состоит данный орган дознания. При  этом следователь имел право знакомиться  со всеми материалами дознания в  любой момент и по любому делу давать указания органам дознания и предлагать им произвести те или иные действия.

Таким образом, на следователя возлагалась  ответственность за непосредственное руководство дознанием. Именно следователь  теперь обязан был решать вопрос о  производстве органами дознания ряда процессуальных действий. Он прекращал уголовные дела, предварительное расследование по которым проводили органы дознания, либо составлял по ним постановление о предании суду и направлял в суд (ст. 105 УПК). А также принимал и разрешал жалобы на действия органов дознания.

Такой порядок формально сохранялся до принятия УПК РСФСР 1960 г. Однако на практике он существовал только до 1928 г. С передачей следователей в  аппарат прокуратуры все вопросы, возникающие в стадии предварительного расследования, разрешались только прокурором. Права следователя по руководству дознанием в полном объеме переданы прокурору14.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР "Об изменении Положения о судоустройстве РСФСР" от 3 сентября 1928 г.15 и Постановлением ЦИК и СНК СССР от 30 января 1929 г.16 следственный аппарат был передан в полное организационное подчинение прокуратуры.

В дальнейшем УПК РСФСР претерпел  еще ряд изменений и дополнений, при этом видоизменялись перечень органов  дознания и место дислокации следственного аппарата.

Постановлением третьей сессии Верховного Совета РСФСР пятого созыва от 27 октября 1960 г. был принят новый  Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР17, действовавший до 1 июля 2002 г.

Органами дознания в соответствии со ст. 117 УПК РСФСР 1960 г. являлись: милиция, командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений, органы госбезопасности, начальники исправительно-трудовых учреждений, органы государственного пожарного надзора, капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой.

В 1963 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР "О внесении изменений  в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР"18 органы охраны общественного порядка были наделены правом производства предварительного следствия. В МООП (МВД) был создан следственный аппарат.

Данный Кодекс содержал нормы, регламентирующие взаимодействие следователя с органами дознания. Так, в ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР  закреплялось право следователя  по расследуемым им делам давать органам дознания письменные поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от них содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания являлись для органов дознания обязательными.

Информация о работе Работа следователя с органами дознания