Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 20:08, контрольная работа
Целью настоящего исследования выступает выявление особенностей теоретических и практических проблем взаимодействия следователя с органами дознания.
Достижение указанной цели предполагается путем решения следующих задач:
– изучить и обобщить нормативную базу, научную юридическую литературу, касающуюся объекта исследования;
– выявить особенности, связанные с взаимодействием следователя с органами дознания в советский период;
– раскрыть понятие и основы взаимодействия следователя с органами дознания;
– проанализировать теоретические и практические проблемы взаимодействия следователя и органов дознания.
Введение 3
Глава 1 Общие положения взаимодействия следователя с органами дознания 5
1.1 Взаимодействие следователя с органами дознания в советский период 5
1.2 Понятие и основы взаимодействия следователя с органами дознания 13
Глава 2 Теоретические и практические проблемы взаимодействия следователя с органами дознания 20
2.1 Процессуальные аспекты взаимодействия при исполнении органами дознания поручений следователя о производстве розыскных действий 20
2.2 Начальник следственного подразделения и его роль в организации взаимодействия следователя с органами дознания27
Заключение 34
Список использованной литературы 35
ПЛАН
Объединение совместных усилий различных служб правоохранительных органов в процессе раскрытия, рассмотрения и предупреждения преступлений основано на законе взаимодействия. И хотя термин "взаимодействие" не встречается в нормах уголовно-процессуального закона, он широко используется в судебно-следственной практике как понятие, означающее согласованную деятельность следствия, органов дознания, экспертов, специалистов и иных участников уголовного судопроизводства при расследовании преступлений. Успешное расследование большинства преступлений во многом зависит от эффективности взаимодействия следователя и органов дознания.
Указанные обстоятельства и обусловили выбор настоящей курсовой работы.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с взаимодействием следователя с органами дознания. Предметом исследования выступают юридическая доктрина и правовые нормы, регулирующие данный институт.
Целью настоящего исследования
выступает выявление
Достижение указанной цели предполагается путем решения следующих задач:
– изучить и обобщить нормативную базу, научную юридическую литературу, касающуюся объекта исследования;
– выявить особенности, связанные с взаимодействием следователя с органами дознания в советский период;
– раскрыть понятие и основы взаимодействия следователя с органами дознания;
– проанализировать теоретические
и практические проблемы взаимодействия
следователя и органов
Проведение анализа литературных источников по теме работы, позволяет дать оценку ее разработанности в уголовно-процессуальном праве на современном этапе.
С учетом актуальности, сложности и комплексности проблемы представляется необходимым изучить научные источники, законодательную и правоприменительную практику, позволяющие глубже постичь правовую природу, специфику существенных признаков и особенностей взаимодействия следователя с органами дознания.
Методологическую основу исследования составила система принципов, приемов и способов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития взаимодействия следователя с органами дознания. В частности, метод материалистической диалектики, в основе которого лежит объективный анализ реальной действительности, позволяющий рассматривать явления во взаимосвязи и взаимообусловленности, в их динамике и развитии.
Наряду с общими методами в работе использованы как обще-, так и частнонаучные методы исследования, в частности методы восхождения от частного к общему, от абстрактного к конкретному, структурно-функциональный метод и метод сравнительного анализа. В исследовании использованы специальные юридические методы: сравнительно-правовой, методы юридического моделирования, юридической логики и формально-юридический метод.
Система органов предварительного
расследования подверглась
Декретом Совета народных депутатов от 24 ноября 1917 г. упразднялись "доныне существовавшие общие судебные установления, а также доныне существовавшие институты судебных следователей"3. Расследование преступлений должны были осуществлять вновь организуемые при Советах следственные комиссии.
К концу 1917 г. уже функционировали следственные комиссии при Петроградском совете рабочих и солдатских депутатов, следственные органы при районных Советах рабочих и солдатских депутатов, специальные следственные комиссии (Всероссийская следственная комиссия по борьбе с контрреволюцией при ЦИК Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов)4.
Дальнейшие реформы
Красная гвардия, милиция, войска и исполнительные органы республики являлись системой органов, оказывающих следственным комиссиям помощь в расследовании. Так, Инструкция НКЮ "О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний" от 19 декабря 1917 г. наделяет следственные комиссии правом давать распоряжения этим органам6.
В октябре 1918 г. НКВД и наркомат юстиции
принимают совместную инструкцию "Об
организации Рабоче-
Впрочем, в случаях неотложности для пересечения сокрытия следов преступления работники милиции могли и по своей инициативе производить осмотры, выемки и обыски. Однако они обязаны были немедленно поставить об этом в известность ближайший народный суд или следственную комиссию.
Положением о народном суде РСФСР, утвержденным Декретом ВЦИК от 21 октября 1920 г.8, вместо следственных комиссий был создан институт народных следователей и следователей по важнейшим делам, которые наделялись правом единолично расследовать уголовные дела.
Отказ от коллегиальной формы
Органами дознания в соответствии со ст. 102 УПК являлись: органы милиции и уголовного розыска; органы Государственного политического управления, а также органы податной, продовольственной, санитарной, технической, торговой инспекций и инспекции труда по делам, отнесенным к их ведению. Правительственные учреждения и должностные лица по делам о проступках, подлежащих дисциплинарному взысканию, могут производить дознание о таковых с тем, что дело в течение трех суток передается по подсудности, если оно не направлено в административном порядке.
Органы дознания были подчинены прокурору10 и осуществляли функцию обвинения. На них возлагалась обязанность принимать меры к тому, чтобы до начала предварительного следствия были сохранены следы преступления и чтобы для подозреваемого была устранена возможность скрыться (ст. 103 УПК).
В соответствии со ст. 108 УПК "в случаях, когда дознанием добыты данные, изобличающие кого-либо в совершении преступлений, по которым обязательно предварительное следствие, органы дознания, сообщив о сем немедленно следователю и прокурору, передают весь материал дознания следователю немедленно же... принимая до вступления следователя в дело лишь меры, препятствующие уничтожению следов преступления или уклонению подозреваемых от следствия и суда". Такими мерами являлись: выемки, обыски, осмотры и освидетельствования (ст. 104 УПК). Как мера предупреждения уклонения подозреваемого от следствия и суда допускалось его задержание органами дознания (ст. 105 УПК).
В этом Кодексе была достаточно интересная норма о том, что следователь, получив материалы от дознания, мог и не проводить расследование, если считал содержание материалов полным и дело достаточно разъясненным. Однако должен был выполнить следующие процессуальные действия, которые являлись обязательными: 1) предъявление обвинения обвиняемому; 2) допрос обвиняемого и 3) составление обвинительного заключения (ст. 111 УПК).
Ст. 112 УПК обязывала следователя, получив сведения или материалы о совершившемся в его участке преступлении, ему подследственном, не позднее 24 часов по арестантским делам и 48 часов по всем остальным делам приступить к производству следствия, составив о том постановление, копия которого немедленно направляется прокурору. С момента начатия предварительного следствия органы дознания вправе были действовать по данному делу не иначе как по поручению следователя.
В соответствии со ст. 133 УПК следователь мог вызывать обвиняемого, находящегося на свободе, через милицию. Ст. 136 УПК гласила о том, что в случае неизвестности места пребывания обвиняемого или его побега следователь делает распоряжение о розыске.
Таким образом, еще первый УПК РСФСР содержал нормы, регламентирующие взаимодействие следователя с органами дознания.
IV сессией ВЦИК IX созыва 31 октября
1922 г. было принято и с 1 января
1923 г. введено в действие
Так, согласно п. 5 ст. 23 УПК под словом "следователь" разумелись уже народные следователи при следственных участках, старшие следователи, состоящие при губернских судах, следователи по важнейшим делам при наркомате юстиции и Верховном Суде и следователи военных и военно-транспортных трибуналов.
Перечень органов дознания был дополнен "органами рабоче-крестьянской инспекции по делам их ведения".
Редакция норм, регламентирующих взаимодействие следователей с органами дознания, также претерпела некоторые изменения, однако их суть осталась прежней.
Постановлением второй сессии ВЦИК одиннадцатого созыва от 16 октября 1924 г.13 были внесены существенные изменения и дополнения в УПК РСФСР. Теперь, в соответствии со ст. 99 УПК, органы дознания, "усмотрев в деле признаки преступления, по коему производство предварительного следствия является обязательным, сообщают о том немедленно следователю и до его вступления в дело ограничиваются предварительным допросом подозреваемых лиц, очевидцев преступлений и иных свидетелей, могущих своими показаниями содействовать немедленному расследованию дела. Одновременно органы дознания принимают меры, препятствующие уклонению подозреваемых от следствия и суда или уничтожению следов преступления; выемки, обыски, осмотры и освидетельствования могут быть при этом производимы в тех случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что следы преступления и другие вещественные доказательства могут быть уничтожены или скрыты".
Ст. 107 УПК возлагала надзор за производством дознания по каждому отдельному делу на следователя, в участке коего состоит данный орган дознания. При этом следователь имел право знакомиться со всеми материалами дознания в любой момент и по любому делу давать указания органам дознания и предлагать им произвести те или иные действия.
Таким образом, на следователя возлагалась ответственность за непосредственное руководство дознанием. Именно следователь теперь обязан был решать вопрос о производстве органами дознания ряда процессуальных действий. Он прекращал уголовные дела, предварительное расследование по которым проводили органы дознания, либо составлял по ним постановление о предании суду и направлял в суд (ст. 105 УПК). А также принимал и разрешал жалобы на действия органов дознания.
Такой порядок формально сохранялся
до принятия УПК РСФСР 1960 г. Однако на
практике он существовал только до
1928 г. С передачей следователей в
аппарат прокуратуры все
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР
"Об изменении Положения о
В дальнейшем УПК РСФСР претерпел
еще ряд изменений и
Постановлением третьей сессии Верховного Совета РСФСР пятого созыва от 27 октября 1960 г. был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР17, действовавший до 1 июля 2002 г.
Органами дознания в соответствии со ст. 117 УПК РСФСР 1960 г. являлись: милиция, командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений, органы госбезопасности, начальники исправительно-трудовых учреждений, органы государственного пожарного надзора, капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой.
В 1963 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР"18 органы охраны общественного порядка были наделены правом производства предварительного следствия. В МООП (МВД) был создан следственный аппарат.
Данный Кодекс содержал нормы, регламентирующие взаимодействие следователя с органами дознания. Так, в ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР закреплялось право следователя по расследуемым им делам давать органам дознания письменные поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от них содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания являлись для органов дознания обязательными.