Работа следователя с органами дознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 20:08, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящего исследования выступает выявление особенностей теоретических и практических проблем взаимодействия следователя с органами дознания.
Достижение указанной цели предполагается путем решения следующих задач:
– изучить и обобщить нормативную базу, научную юридическую литературу, касающуюся объекта исследования;
– выявить особенности, связанные с взаимодействием следователя с органами дознания в советский период;
– раскрыть понятие и основы взаимодействия следователя с органами дознания;
– проанализировать теоретические и практические проблемы взаимодействия следователя и органов дознания.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Общие положения взаимодействия следователя с органами дознания 5
1.1 Взаимодействие следователя с органами дознания в советский период 5
1.2 Понятие и основы взаимодействия следователя с органами дознания 13
Глава 2 Теоретические и практические проблемы взаимодействия следователя с органами дознания 20
2.1 Процессуальные аспекты взаимодействия при исполнении органами дознания поручений следователя о производстве розыскных действий 20
2.2 Начальник следственного подразделения и его роль в организации взаимодействия следователя с органами дознания27
Заключение 34
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

взаимодействие_следователя_с_органами_дознания_доработка_(номера_страниц).doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Ст. 119 УПК РСФСР регламентировала деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. По таким  делам орган дознания был вправе возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

После передачи дела следователю согласно ч. 4 ст. 119 УПК орган дознания мог  производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжал принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах.

В соответствии с ч. 5 ст. 147 УПК орган  дознания, а именно милиция, осуществлял  по поручению следователя привод обвиняемого, ч. 1 ст. 196 УПК предоставляла  следователю право поручить производство розыска обвиняемого органам дознания. Ст. 197 УПК гласила о том, что следователь обязан принимать меры к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, как непосредственно, так и через органы дознания.

Эти процессуальные формы взаимодействия следователя с органами дознания существовали до принятия УПК РФ 2001 г. и были восприняты законодателем при разработке настоящего уголовно-процессуального закона.

1.2 Понятие и основы взаимодействия следователя с органами дознания

На современном этапе развития российского общества с учетом состояния в нем преступности не может быть и речи об эффективном предварительном расследовании преступлений, особенно преступлений, совершаемых организованными преступными группами или сообществами, без оперативно-розыскного сопровождения. Сущность взаимодействия следователя с органом дознания можно определить следующим образом.

Взаимодействие следователя в  процессе предварительного следствия  и органа дознания - основанные на уголовно-процессуальном законе и подзаконных актах согласованные по субъектам, объектам и предметам, месту, времени, методам и способам их деятельность и правоотношения в целях наиболее успешного и эффективного достижения целей и решения задач уголовного процесса.

Взаимодействие указанных государственных органов и должностных лиц правоохранительных органов обусловливается следующими объективными предпосылками:

1) общностью стоящих перед следователем  и органом дознания целей и  задач по борьбе с преступностью;

2) различием полномочий следователя  в сфере уголовного судопроизводства и органов дознания в области оперативно-розыскной деятельности;

3) специфичностью сил, средств  и методов, применяемых сотрудниками (оперуполномоченными и инспекторами) органов дознания и следователями  в сфере борьбы с преступностью;

4) самостоятельностью следователя  и органа дознания, вытекающей  из отсутствия административной  подчиненности их друг другу;

5) подчиненностью в своей деятельности  различным законам, носящим специфический,  содержательный характер в силу  природы, сущности, характера и содержания соответствующих видов (следственной и оперативно-розыскной) деятельности.

Необходимо иметь в виду, что  положения, регулирующие взаимодействие следователя и органа дознания, изложены не только в уголовно-процессуальном законе и в Федеральном законе от 5 июля 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", но и в подзаконных актах многих министерств, ведомств и служб, осуществляющих различным образом (специфическими методами, способами, средствами) борьбу с преступностью.

Среди них особое значение имеют  следующие положения:

1) субъектами взаимодействия являются  следователи и соответствующий  (в силу их многочисленности) орган  дознания;

2) письменные требования прокурора  и следователя, обращенные к  органу дознания, обязательны для исполнения последним из субъектов взаимодействия по уголовному делу;

3) письменные требования следователя  должны быть направлены органу  дознания, т.е. его начальнику, но  ни в коем случае не конкретному  сотруднику оперативно-розыскного  подразделения. Возможность дачи прокурором письменных указаний непосредственно дознавателю (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК) не колеблет данного принципиального положения по двум причинам. Во-первых, прокурор может давать указания о производстве только процессуальных действий. Во-вторых, сотрудник органа дознания не может быть дознавателем, если он проводил или проводит по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК). Именно этим правилом должны руководствоваться начальники органа дознания и подразделения дознания при определении сотрудника, которому они поручают производство дознания по уголовному делу;

4) письменные указания следователя  органу дознания должны ставить  лишь задачу по установлению  каких-то обстоятельств, относящихся  к предмету предварительного следствия19.

Необходимость взаимодействия следователя  и органа дознания в процессе производства предварительного следствия возникает:

1) при выезде следователя на  осмотр места происшествия, в  том числе при раскрытии уголовных  дел о преступлениях "по  горячим следам";

2) при решении различных вопросов  о возбуждении уголовных дел  о преступлениях, подследственных  следователям, по имеющимся оперативно-розыскным  материалам;

3) после возбуждения уголовного  дела о преступлениях, предварительное  расследование которых отнесено уголовно-процессуальным законом к подследственности следователей, для установления их фактических обстоятельств и лиц, их совершивших;

4) в работе следственных групп  с привлечением оперативных работников, создаваемых для расследования  сложных уголовных дел или уголовных дел большого объема (многоэпизодных), а также уголовных дел о преступлениях прошлых лет (т.е. не раскрытых в свое время).

5) когда следователь при расследовании  уголовного дела испытывает затруднения  в отыскании (обнаружении) доказательств и их источников;

6) когда в процессе предварительного  следствия по уголовному делу  требуется осуществление функций,  специфически присущих только  органу дознания и связанных  с осуществлением оперативно-розыскной  деятельности;

7) когда следователь по уголовному делу один физически не может эффективно произвести конкретное следственное действие или одновременно осуществить комплекс следственных действий;

8) когда по уголовному делу  неизвестно место нахождения  имущества, на которое должен  быть наложен арест для обеспечения предъявленного гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества;

9) когда по уголовному делу  не обнаружено лицо, совершившее  преступление и подлежащее привлечению  в уголовном судопроизводстве в качестве обвиняемого;

10) при проведении воспитательно-предупредительной  (профилактической) работы с населением  на обслуживаемом следователем  участке и т.д.

Социально-правовое значение взаимодействия следователя и органа дознания определяется тем, что оно обеспечивает:

1) координацию в борьбе с преступностью  сил и средств государственных  органов, обладающих в соответствии  с отечественным законодательством  различными возможностями;

2) концентрацию сил и средств  различных государственных органов  в борьбе с наиболее тяжкими преступлениями, организованными преступными группами, в том числе регионального, межрегионального и международного масштаба;

3) своевременное обнаружение преступлений, возбуждение уголовного дела, раскрытие  и предварительное расследование тяжких и особо тяжких преступлений, подследственных следователям;

4) надлежащую защиту прав, свобод  и законных интересов населения  России.

В настоящее время в Российской Федерации сформировался определенный комплекс нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы взаимодействия следователей и органов дознания, и именно совокупность этих актов является правовой основой взаимодействия следователей и органов дознания.

Некоторые авторы отождествляют понятия  основы и основания взаимодействия20. Вместе с тем, исходя из семантики этих слов, в них вложены разные смысловые значения. Так, слово "основа" означает "исходные, главные положения чего-нибудь", а "основание" - это "причина, достаточный повод, оправдывающие что-нибудь"21.

Из названного анализа следует, что основаниями взаимодействия следователя с органами дознания являются причины, при наличии которых возникает необходимость в таком взаимодействии. Например, сложность дел, высокая общественная опасность преступлений, раскрытие преступлений по "горячим следам", работа с преступлениями прошлых лет, т.е. именно те ситуации, когда необходимо сочетание процессуальных функций следователя и оперативно-розыскных полномочий органа дознания. Основой же взаимодействия является правовая база, регулирующая данную форму деятельности.

Правовые основы взаимодействия органов  предварительного следствия и дознания - это законы и подзаконные акты, в соответствии с которыми оно  осуществляется. Нормативными актами установлены и определены порядок  взаимодействия, его организация  и направленность на выполнение задач уголовного судопроизводства.

Совершенно очевидно, что правовая регламентация имеет большое  значение для организации взаимодействия следователя и органов дознания в целях достижения общих задач. Она должна служить решающим фактором согласованной деятельности следователя с органом дознания, устранять различные противоречия между ними, определять основные принципы и условия их взаимодействия.

В юридической литературе приводятся различные группы правовых основ  взаимодействия следователя с органами дознания22.

Так, Г.А. Абдумаджидов определяет следующие  группы правовых основ взаимодействия23:

- положения из соответствующих  разделов Конституции;

- уголовно-процессуальное законодательство;

- ведомственные и межведомственные  нормативные акты МВД;

- приказы и указания Генерального  прокурора по вопросам организации  следственной работы.

Таким образом, правовой основой рассматриваемого взаимодействия являются нормы уголовно-процессуального закона, Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", подзаконных актов Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России и других государственных органов, осуществляющих уголовный процесс или обеспечивающих его оперативно-розыскное сопровождение.

 

 

 

 

Глава 2  
Теоретические и практические проблемы взаимодействия следователя с органами дознания

2.1 Процессуальные аспекты взаимодействия  при исполнении органами дознания поручений следователя о производстве розыскных действий

Успешное расследование большинства  преступлений во многом зависит от эффективности взаимодействия следователя и органов дознания. Такое взаимодействие осуществляется в определенных формах, под которыми в научной литературе понимаются основанные на уголовно-процессуальном законе конкретные способы сотрудничества этих органов, средства связи между ними, обеспечивающие их совместную согласованную работу при расследовании преступлений24.

Формы взаимодействия принято подразделять на процессуальные и непроцессуальные (или организационные)25. К процессуальным формам относят те формы взаимодействия следователя и органов дознания, которые установлены уголовно-процессуальным законодательством. Напротив, непроцессуальными являются формы взаимодействия следователя и органов дознания, не предусмотренные уголовно-процессуальным законом. Они могут быть установлены другими законами Российской Федерации, подзаконными нормативными правовыми актами. Эти формы могут быть также выработаны практикой, но при этом они не должны противоречить положениям нормативных правовых актов.

Выполнение  органами дознания поручений следователя о производстве розыскных действий является одной из процессуальных форм взаимодействия указанных субъектов26. Его правовым основанием является положение, сформулированное в ч. 1 ст. 152 УПК РФ. В соответствии с ним в случае необходимости производства розыскных действий в другом месте (не по месту производства предварительного расследования) следователь вправе поручить производство этих действий органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее десяти суток. Как видно из содержания данной правовой нормы, взаимодействие в данном случае заключается в выполнении органом дознания розыскных действий по поручению следователя.

Разъяснения термина "розыскные действия" в уголовно-процессуальном законодательстве не содержится. На наш взгляд, сущность розыскных действий хорошо отражена в определении, предложенном А.А. Чувилевым. Он писал, что розыскные действия - это предусмотренные законом гласные, но не обеспеченные в уголовно-процессуальную форму действия, направленные на обнаружение лиц, могущих стать свидетелями, скрывшихся подозреваемых и обвиняемых, поиски предметов и документов, имеющих значение для дела27.

Какого-то перечня розыскных действий уголовно-процессуальным законодательством также не предусмотрено. В юридической литературе таковыми названы: 1) применение служебно-розыскной собаки; 2) проведение подворных (поквартирных) обходов; 3) составление и рассылка ориентировок о совершенном преступлении и приметах скрывшегося преступника; 4) составление и рассылка субъективных портретов преступников; 5) расспросы граждан, получение от них заявлений и объяснений; 6) проверка лиц по оперативным учетам и системам уголовной регистрации; 7) прочесывание местности; 8) организация засад и заградительных мероприятий; 9) рассылка различного рода запросов; 10) истребование и изучение документов; 11) использование средств массовой информации и т.п.28. Часть из перечисленных розыскных действий следователь может выполнить сам, а также может поручить их органам дознания. Другую группу составляют розыскные действия, которые могут осуществить только органы дознания (например, применить служебно-розыскную собаку, организовать засаду).

Информация о работе Работа следователя с органами дознания