Работа следователя с органами дознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 20:08, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящего исследования выступает выявление особенностей теоретических и практических проблем взаимодействия следователя с органами дознания.
Достижение указанной цели предполагается путем решения следующих задач:
– изучить и обобщить нормативную базу, научную юридическую литературу, касающуюся объекта исследования;
– выявить особенности, связанные с взаимодействием следователя с органами дознания в советский период;
– раскрыть понятие и основы взаимодействия следователя с органами дознания;
– проанализировать теоретические и практические проблемы взаимодействия следователя и органов дознания.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Общие положения взаимодействия следователя с органами дознания 5
1.1 Взаимодействие следователя с органами дознания в советский период 5
1.2 Понятие и основы взаимодействия следователя с органами дознания 13
Глава 2 Теоретические и практические проблемы взаимодействия следователя с органами дознания 20
2.1 Процессуальные аспекты взаимодействия при исполнении органами дознания поручений следователя о производстве розыскных действий 20
2.2 Начальник следственного подразделения и его роль в организации взаимодействия следователя с органами дознания27
Заключение 34
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

взаимодействие_следователя_с_органами_дознания_доработка_(номера_страниц).doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Розыскные действия могут осуществляться как  в целях установления лица, совершившего преступление, так и для розыска скрывшегося обвиняемого (подозреваемого). В то же время представляющееся более широким по значению понятие "розыск" применяется законодателем только в тех случаях, когда речь идет о розыске обвиняемого или подозреваемого, т.е. уже известных следствию лиц (ч. 5 ст. 108, ч. 5 ст. 208, ч. 2 ст. 209, ст. 210 и др.) Розыск при этом представляет собой совокупность следственных действий, розыскных действий и оперативно-розыскных мероприятий29. Следовательно, розыскные действия могут являться составляющими деятельности по розыску обвиняемого (подозреваемого), а могут и выходить за рамки этой деятельности и применяться при установлении лица, совершившего преступление.

Вызывает сомнение правильность высказывания В.А. Семенцова о том, что по своей природе розыскные действия являются разновидностью процессуальных действий30. Исходя из содержания п. 32 ст. 5 УПК, процессуальным является только действие, прямо предусмотренное Кодексом. Конкретные розыскные действия УПК РФ не предусмотрены, следовательно, они не являются процессуальными. В противном случае следовало бы отнести к процессуальным действиям и производство оперативно-розыскных мероприятий, так как об этом говорится в п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 157 УПК РФ, что само по себе абсурдно.

Исключением можно признать лишь те случаи, когда следователь поручает органу дознания составить и направить  в адрес какого-либо физического  или юридического лица требования, поручения или запросы, связанные  с производством розыска. Данные действия прямо предусмотрены законом (ч. 4 ст. 21 УПК РФ), а значит, они являются процессуальными в силу п. 32 ст. 5 УПК РФ. Следовательно, те розыскные действия, производство которых предусмотрено УПК РФ, могут быть отнесены к розыскным процессуальным действиям, остальные же розыскные действия имеют непроцессуальный характер.

По указанным выше причинам нельзя согласится и с отнесением Т.Н. Алешкиной  к процессуальным действиям, входящим в систему розыскной деятельности следователя, таких не предусмотренных  уголовно-процессуальным законом действий, как получение объяснений от различных категорий граждан, привлечение общественности и использование средств массовой информации. Эти действия, безусловно, являются розыскными, но считать их процессуальными недопустимо.

Также нельзя согласиться с отнесением В.А. Семенцовым ряда следственных действий к разновидности розыскных действий31. Действительно, в соответствии с ч. 5 ст. 182 УПК РФ обыск может производиться в том числе в целях обнаружения разыскиваемых лиц и трупов. Однако указанная цель не делает данное следственное действие розыскным. Основным назначением следственных действий, отражающим их сущность, является получение доказательств. Этим они отличаются от других действий следователя, в том числе и от розыскных действий. Из текста закона также следует, что законодатель вкладывает разный смысл в понятия розыскных и следственных действий, так как между ними ставится разделительный союз "или" (ч. 1 ст. 152 УПК РФ).

Нельзя согласиться и с мнением  А.П. Рыжакова о том, что разновидностью розыскных действий являются оперативно-розыскные мероприятия32. Четкие критерии разграничения розыскных действий и оперативно-розыскных мер (мероприятий) предложил еще А.С. Косенко. Он обоснованно указал, что розыскные действия могут осуществляться не только органом дознания, но и следователем, они носят гласный характер, не требуют зашифровки методов и способов получения результатов; материалы, отражающие содержание и результаты розыскных действий, могут быть непосредственно приобщены к уголовному делу33.

В УПК РФ прямо предусмотрен только один случай, когда следователь может  поручить органам дознания производство розыскных действий, - если их необходимо осуществить не по месту производства предварительного расследования (ч. 1 ст. 152 УПК РФ). Когда же розыскные действия нужно произвести по месту предварительного расследования, то следователь, если исходить из буквального толкования закона, должен их осуществлять только самостоятельно.

На наш взгляд, такое положение  неверно. Ведь помимо того что следователю может не хватить времени для производства всего комплекса необходимых розыскных действий, так еще, как было указано выше, не все розыскные действия следователь в состоянии провести самостоятельно.

На практике следователи все  же поручают производство розыскных действий органу дознания и по месту производства предварительного следствия, руководствуясь при этом п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ. Так, следователь в ходе расследования хищения из квартиры гражданина А. ценных вещей и денег, ссылаясь на указанную правовую норму, направил на имя начальника органа дознания письменное поручение. В данном поручении следователь предложил поставить похищенное имущество на соответствующий информационный учет, а справку об этом направить в следственный отдел для приобщения к уголовному делу. По другому уголовному делу следователь, расследуя аналогичное преступление и руководствуясь этой же правовой нормой, направил на имя начальника органа дознания поручение, в котором просил произвести следующие розыскные действия: провести поквартирный обход, проверить места возможного сбыта и хранения похищенного имущества.

Такая практика не отвечает положениям УПК РФ. Как уже отмечалось, конкретные розыскные действия УПК РФ не предусмотрены, следовательно, они в силу п. 32 ст. 5 УПК РФ не являются процессуальными. Значит, розыскные действия не входят в число иных процессуальных действий, указанных в п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, и поэтому не охватываются данной правовой нормой. Исключением являются только действия, предусмотренные ч. 4 ст. 21 УПК РФ, так как они являются процессуальными в силу п. 32 ст. 5 УПК РФ и, следовательно, могут поручаться следователем органу дознания на основании п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ.

Полагаем, что в УПК РФ следует  четко обозначить норму, согласно которой  следователь будет вправе поручить органу дознания проведение розыскных действий и по месту производства предварительного следствия. Для этого в содержание п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следует добавить словосочетание "розыскные действия", тем более что и при производстве розыскных действий следователю может понадобиться содействие органа дознания, предусмотренное указанной правовой нормой.

Не вполне понятно также, почему в ч. 1 ст. 152 УПК РФ речь идет о праве  следователя поручать органам дознания производство только следственных и розыскных действий. У следователя может возникнуть необходимость в производстве не по месту совершения преступления и иных процессуальных действий (например, наложение ареста на имущество, задержание и (или) заключение под стражу скрывшегося обвиняемого в порядке, предусмотренном ч. ч. 3 и 4 ст. 210 УПК РФ). Исходя из этого, было бы целесообразным в ч. 1 ст. 152 УПК РФ указать на возможность следователя поручать органам дознания производство не только розыскных и следственных, но также и других процессуальных действий.

Следует отметить, что, помимо термина "розыскные действия", в УПК  РФ законодателем используется термин розыскные меры. В ч. 4 ст. 157 УПК  РФ указывается, что после производства неотложных следственных действий и  направления уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, руководителю следственного органа, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах. В п. 38 ст. 5 УПК РФ разъясняется, что под розыскными мерами понимаются меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления. Данные правовые нормы не соответствуют друг другу. В первом случае речь идет об установлении лица, совершившего преступление, а во втором случае - об установлении лица, подозреваемого в совершении преступления. С другой стороны, в первом случае эти меры принимаются органами дознания без поручения следователя, а во втором - только по его поручению.

Необходимость использования наряду с понятием "розыскные действия" термина "розыскные меры" вызывает сомнения. Хотя понятие розыскных  мер и раскрывается в п. 38 ст. 5 УПК РФ, остаются непонятными их содержание и соотношение с розыскными действиями, а также отличия от оперативно-розыскных мер, имеющих ту же цель (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Термин "оперативно-розыскные меры", перешедший в УПК РФ из УПК РСФСР, после введения в действие Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", на наш взгляд, перестал быть актуальным. В данном Законе указывается, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется путем производства оперативно-розыскных мероприятий. Принятия оперативно-розыскных мер в нем не предусмотрено. Мы полагаем, что в уголовно-процессуальном законодательстве не следует использовать неясные термины, к числу которых относятся обозначающие понятия "розыскные меры" и "оперативно-розыскные меры".

2.2 Начальник следственного подразделения и его роль в организации взаимодействия следователя с органами дознания

Осуществляя расследование, следователю  приходится испытывать постоянное постороннее  влияние, противостоять различным, в том числе неправомерным, воздействиям, преодолевать противодействие заинтересованных лиц, действовать в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего напряжения психических и физических сил, что создает реальную возможность совершения следователем, даже достаточно опытным, различных ошибок в расследовании34.

Как справедливо отмечает Д.А. Влезько, следователь не всегда может объективно оценить свою работу, ее результаты, увидеть допущенные ошибки, разобраться  в их причинах и последствиях, вовремя  их исправить.

Поэтому в расследовании необходима такая процессуальная фигура, которая осуществляла бы именно процессуальное руководство, процессуальный контроль над следователем, кроме прокурорского надзора35.

Процессуальные полномочия начальника следственного отделения реализуются  путем дачи следователю письменных указаний. Указания должны содержать практические рекомендации следователю о выполнении тех или иных следственных действий, мотивировку предложений и рекомендаций и, как правило, указание на конкретный срок исполнения36. Следует отметить, что в ст. 38 УПК РТ закреплен только письменный вид дачи указаний.

Как правило, указания начальника следственного  подразделения могут охватывать различные аспекты производства предварительного следствия: выдвижение и проверка следственных версий; производство конкретных следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий; применение в процессе расследования научно-технических средств и научно-практических рекомендаций; формы и использование возможности и средств органов дознания в ходе расследования преступлений; определение хода, тактики и дальнейшего направления предварительного следствия, т.е. направлены на достижение эффективности предварительного расследования.

Эффективность расследования преступлений, особенно совершенных в условиях неочевидности, сложных и особо сложных, во многом зависит от целенаправленного, организованного взаимодействия органов следствия и дознания. Многие преступления раскрываются исключительно благодаря согласованной деятельности следователя и работников органа дознания37. Вообще без той или иной формы взаимодействия с органом дознания не обходится практически ни одно расследование. Поэтому представляется важным обратить особое внимание на организацию такого взаимодействия.

В организации взаимодействия следователя с органом дознания возникают организационные трудности, которые следователь не всегда может успешно разрешить. Связаны они в основном с тем, что следователь и работники органа дознания не составляют единый коллектив. Поэтому требуются согласование целей конкретного акта расследования с целями и задачами органа дознания, устранение возникающих противоречий, предупреждение возможных конфликтов. Как известно, основной задачей органа дознания в расследовании является раскрытие преступления, т.е. установление лица, совершившего преступление. Все силы органа дознания направляются в первую очередь именно на выполнение названной задачи. Во многих случаях после выявления подозреваемого работники органа дознания фактически устраняются от участия в дальнейшем расследовании. В некоторых случаях оперативные работники формально подходят к выполнению своих обязанностей по взаимодействию со следователем.

С другой стороны, следователь не всегда в состоянии качественно организовать взаимодействие с органом дознания. В этом вопросе значительна роль начальника следственного подразделения. Именно он и осуществляет общую организацию взаимодействия следователя и органа дознания.

Руководитель следственного подразделения  выполняет функции штаба расследования. У него концентрируется вся информация о совершенных преступлениях, создающая картину оперативной обстановки в районе. Он также систематически получает информацию о числе расследующихся следственным подразделением уголовных дел, их криминалистической сложности, состоянии расследования по каждому делу, количестве расследований, по которым необходимо взаимодействие с органом дознания. На основе этой информации начальник определяет общее число сил и средств, необходимых от органа дознания для организации взаимодействия со следователем. Вопросы привлечения сил и средств органа дознания решаются начальником следственного отделения совместно с руководителем органа дознания38.

В целях лучшей организации взаимодействия руководитель следственного подразделения  осуществляет согласованное с текущим и перспективным планом работы органа внутренних дел планирование совместной работы следователей и органа дознания. При этом планируются предположительный объем взаимодействия, его возможные формы, количество необходимых сил и средств, предполагаемое время их использования.

Непосредственно в ходе взаимодействия начальник следственного подразделения  периодически проводит совместные с  органом дознания совещания, на которых  заслушивает следователей по имеющимся  проблемным вопросам их взаимодействия с органом дознания. Таким образом, у начальника формируется общая картина взаимодействия по всем делам.

Начальник следственного отделения, осуществляя контроль за расследованием, выясняет, имеется ли потребность  в привлечении следователем сил  и средств органов дознания, организовал ли следователь взаимодействие, все ли его формы, необходимые в данной ситуации, использованы. Если следователь не прибегает к помощи органов дознания, явно нуждаясь в ней, начальник вправе потребовать от него объяснений и дать необходимые указания39.

Иногда в ходе взаимодействия следователя  с органами дознания возникают конфликтные  ситуации. В некоторых случаях  следователи пытаются переложить раскрытие  неочевидного преступления на работников дознания. Выражается это в том, что  они дают стереотипные, поверхностные по содержанию поручения органу дознания, в которых в общих выражениях сообщается о факте совершенного преступления и содержится формальное требование принять меры к розыску лиц, причастных к совершению преступления. Естественно, такие поручения вызывают у работников дознания негативное отношение к их выполнению. С другой стороны, нередки случаи формального выполнения оперативными работниками поручений и указаний следователя. По данным исследований, более 70% следователей испытывают трудности в организации взаимодействия с органом дознания, связанные прежде всего с некачественным, формальным выполнением работниками органа дознания своих функциональных обязанностей.

Информация о работе Работа следователя с органами дознания