Расследование незаконного оборота наркотиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:31, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в комплексном уголовно-правовом анализе понятия незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, рассмотрении уголовно-правового подхода законодателя к борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- дать общую характеристику преступлений против здоровья населения;
- раскрыть основные этапы развития уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков;
- дать определение наркомании;
- рассмотреть уголовно-правовую характеристику преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
- изучить объективные и субъективные признаки преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
- проанализировать проблемы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- охарактеризовать участников преступлений, связанных с наркотиками.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1 Общая характеристика и виды преступлений против здоровья населения………………………………………………………………………………..6
1.1Характеристика преступлений против здоровья населения…………….....6
1.2 Этапы развития уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков…………………………………………………………………………..…11
1.3Определение наркомании и классификация наркотиков…………………19
2 Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков………………………………………………………………….27
2.1 Объективные и субъективные признаки преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков………………………………………..……….….27
2.2 Квалифицирующие признаки преступлений в данной сфере…..….…….31
2.3 Характеристика участников преступлений, связанных с наркотиками и их профилактика……………………………………………………………………….….41
Заключение.……………………………………………………………..………48
Глоссарий…………………………………………………………………..……53
Список сокращений……………………………………………………….……57
Список использованных источников………………………………….……....58
Приложение А Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (Список I)………….63
Приложение Б Перечень преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков…………………………………………………………………..…………68
Приложение В Участники преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков……………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 453.50 Кб (Скачать файл)

Общим объектом преступлений против здоровья является здоровье населения. Здоровье - это правильная нормальная деятельность организма, его физическое и психическое благополучие. Здоровье населения - совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальное физическое и психическое здоровье множества не персонифицированных граждан в масштабах региона, области и т.д.

Но вместе с тем, в ряде случаев при совершении преступлений против здоровья населения ущерб может причиняться и дополнительным объектам. Так, при хищении наркотических средств или психотропных веществ наряду со здоровьем вред причиняется и отношениям собственности, а при незаконной выдаче или подделке рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, нарушается нормальная деятельность соответствующих учреждений. Отношения собственности и нормальная деятельность предприятий и учреждений выступают в этом случае в качестве дополнительного объекта посягательства9.

С субъективной стороны преступления против здоровья населения и общественной нравственности могут совершаться умышленно, таких преступлений большинство, и по неосторожности. В соответствии с требованием ч. 2 ст. 24 УК деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части Кодекса. На неосторожный характер вины прямо указывается в диспозициях ст. 235, 236 и 238 УК. В остальных случаях преступления совершаются с прямым и косвенным умыслом либо только с прямым умыслом - все иные преступления10.

Диспозиции ряда статей в качестве обязательного условия  ответственности субъективного  хаpактеpа указывают или подразумевают  наличие специальной цели. Таким  образом, преступления против здоровья населения можно определить как умышленные или неосторожные общественно опасные деяния, причиняющие вред или ставящие под угрозу причинения такого вреда здоровье населения.

Субъектом может быть физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-ти летнего возраста, а ответственность по ст. 229 УК РФ за хищение или вымогательство наркотических средств или психотропных веществ наступает с 14-ти летнего возраста. Возраст привлечения к уголовной ответственности за данное преступление считаем необходимым снизить до 14 лет, что подтверждается анализом возрастных и социально-демографических признаков субъекта незаконных приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также потенциальной эффективностью уголовного закона.

Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических  средств, психотропных веществ и  их прекурсоров, подлежащих контролю в  Российской Федерации. В частности, в Список I включены, например, следующие наркотические средства:

- ацетилированный опий, гашиш (анаша, смола каннабиса), героин (диацетилморфин), каннабис (марихуана), кат, кокаиновый куст.11

В необходимых случаях  для определения вида и свойств предметов преступления назначается специальная экспертиза. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27 мая 1998 г. N 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами», отметил, что для определения вида средств и веществ (наркотическое, психотропное, сильнодействующее или ядовитое), их названий и свойств, происхождения, способа изготовления или переработки, а также для установления принадлежности растений к культурам, содержащим наркотические вещества, требуются специальные познания, и суды при рассмотрении дел данной категории должны располагать соответствующими экспертными заключениями, полученными в соответствии с методиками, утвержденными Постоянным комитетом по контролю наркотиков.

 

1.2 Этапы развития  уголовной ответственности за  незаконный оборот наркотиков

На протяжении известной  истории человечества потребление  наркотиков и иные формы их оборота  составляли неотъемлемую часть общественных отношений и нормативно регулировались, хотя и не всегда относились к числу преступлений. В дошедших до нас древних памятниках права содержатся многочисленные нормы, устанавливающие запреты на потребление наркотических средств или иным образом регулирующие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств.12

Например, в законах  Ману II в. до н.э. - II в. н.э. содержатся особые правила сословного потребления так называемой сомы: "У кого имеется трехлетний запас продовольствия, достаточный для содержания семьи, тот достоин пить сому"13. В период правления Тамерлана в 1336 - 1405 г. и потребители наркотиков, и торговцы ими подвергались строгим мерам наказания.

Целые народы, пораженные наркоманией, исчезали, а сама сфера  распространения наркомании, наоборот, от столетия к столетию территориально расширялась. Первая попытка приостановить распространение наркотиков была сделана в начале этого века. В 1909 г. 13 государств встретились в Шанхае по просьбе США, которые уже давно сталкивались с проблемой импорта наркотиков. Однако принятая по результатам этой встречи Конвенция имела преимущественно декларативное значение. В 1912 г. в Гааге впервые была принята Конвенция, которая предусматривала ограничение производства опиума и запрещение его использования в немедицинских целях14. Первая мировая война из-за массового использования героина и морфия для лечения раненых вызвала существенное увеличение количества наркоманов в Европе.

Наркомания и наркобизнес  были чужды большей части населения  России многие столетия. Отсутствие остроты данной проблемы для нации сказывалось на отечественном законодательстве, которое ограничивалось вплоть до начала XX в. отдельными нормами антинаркотической направленности. Однако 7 июня 1915 г. Николаю II пришлось утвердить Закон "О мерах по борьбе с опиокурением", действовавший лишь в Приамурской губернии и Забайкальской области Иркутской губернии. Принятие указанного Закона было вызвано двумя основными обстоятельствами. Во-первых, колонизацией Российской империей Средней Азии в XIX в. и, во-вторых, интенсивной миграцией китайцев и корейцев на Дальний Восток после поражения России в войне с Японией в 1904 - 1905 гг.15

Данные факторы повлекли быстрое распространение потребления  опиума и гашиша по всей азиатской  части нашей страны того времени. Если представители азиатских народов занимались в Туркменском крае торговлей наркотиками традиционно, то десятки тысяч мигрантов из Китая и Кореи "импортировали" эту проблему на Дальний Восток.

Обе революции 1917 г., Гражданская  война и интервенция усугубили миграционный фактор развития наркоситуации практически на всей территории России. Со стороны западных интервентов в Россию поступали так называемые тяжелые наркотики - кокаин, морфий, героин, а из Азии - опий и гашиш. Городское население распавшейся империи, в том числе лишенные заработка представители интеллигенции и часть "экспроприированных экспроприаторов", вынужденно оказались вовлеченными в сферу оборота наркотических средств.

В целях ограничения  распространения наркобизнеса уже  летом 1918 г. СНК РСФСР был вынужден приступить к разработке антинаркотического законодательства. С тех пор число уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за незаконный оборот наркотиков, почти постоянно возрастало. Данный процесс стал отражением усиливающейся социальной заинтересованности в обеспечении безопасности здоровья населения от угрозы наркотизации.

Так, в УК РСФСР 1926 г. была включена ст. 104, предусматривающая  ответственность за изготовление и  хранение с целью сбыта, а также  сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения16. 18 октября 1934 г. принимается Постановление ЦИК и СНК СССР "О запрещении посевов опийного мака и индийской конопли".

В первоначальной редакции УК РСФСР 1960 г. содержались три статьи об ответственности за преступления, связанные с наркотиками: 224, 225 и 226. Статья 224 "Изготовление или сбыт ядовитых или наркотических веществ" состояла из двух частей. Частью первой была установлена ответственность за "изготовление, сбыт, а равно хранение с целью сбыта или приобретения с той же целью наркотических веществ без специального на то разрешения", частью второй - за такие же действия, предметом которых являлись другие сильнодействующие или ядовитые вещества, не относящиеся к наркотическим, а частью третьей - за "нарушение установленных правил производства, хранения, отпуска, учета, перевозки, пересылки наркотических и других сильнодействующих и ядовитых веществ". Статьи 225 и 226 УК РСФСР 1960 г. содержали каждая по одной части. Статьей 225, именовавшейся "Посев опийного мака или индийской конопли без разрешения", а ст. 226 "Содержание притонов и сводничество" - за "содержание притонов разврата, сводничество с корыстной целью, а равно содержание притонов для потребления наркотиков либо содержание игорных притонов". Наиболее существенное различие названных норм УК РСФСР 1926 г. и УК РСФСР 1960 г. состояло в изменении предмета преступлений, ответственность за которые предусматривалась ст. 104 УК РСФСР 1926 г. и ст. 224 и 225 УК РСФСР 1960 г. Предметом первого являлись кокаин, опий, морфий, эфир и другие одурманивающие вещества, а последних - соответственно наркотические вещества и наркотики17.

Указом от 15 июля 1974 г. была существенно изменена ст. 225 УК РСФСР 1960 г. Частью первой устанавливалась ответственность за "посев или выращивание опийного мака, индийской, южной маньчжурской или южной чуйской конопли, либо других запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества"; а частью второй - "за те же действия, совершенные повторно или лицом, ранее совершившим одно из преступлений, предусмотренных частями первой или второй ст. 224, ст. ст. 224-1, 224-2, и 226-1 настоящего Кодекса"18.

Кроме того, Указом от 15 июля 1974 г. был внесен ряд изменений  и дополнений в Общую часть  УК РСФСР 1960 г. В частности, на основании ч. 2 ст. 7-1 хищение наркотических веществ с целью сбыта и хищение их при отягчающих обстоятельствах было отнесено к категории тяжких преступлений; в соответствии с ч. 2 ст. 10 уголовная ответственность за хищение наркотических веществ устанавливалась с четырнадцатилетнего возраста; согласно п. 3 ст. 53-1 запрещалось применение условно-досрочного освобождения от наказания и замены наказания более мягким к лицу, осужденному за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку или пересылку с целью сбыта или сбыт наркотических веществ при отягчающих обстоятельствах либо за хищение наркотических веществ при отягчающих обстоятельствах.

Приведенные изменения  и дополнения УК РСФСР 1960 г. были обусловлены  присоединением СССР к Единой конвенции 1961 г. о наркотических средствах, которая была ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1963 г. "О ратификации Единой конвенции о наркотических средствах".

В ст. ст. 224, 224-1, 224-2 и 226-1 УК РСФСР 1960 г. слово "вещества" с атрибутом "наркотические" было заменено словом "средства" с тем же атрибутом.

Законом РСФСР от 5 декабря 1990 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и кодекс РСФСР об административных правонарушениях" отменялась уголовная ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача, в связи с чем были внесены соответствующие изменения в ст. 224 и ч. 2 примечания к ст. 224 УК РСФСР 1960 г19.

Новым УК РФ 1996 г. установлена уголовная ответственность за преступления, связанные не только с наркотическими средствами, но и с психотропными веществами: ст. 228 - за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку или сбыт наркотических средств или психотропных веществ; ст. 229 - за хищение или вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, и другие составы преступлений, предусмотренные ст. ст. 230, 231, 232, 233, 151.

В нормах УК РФ 1996 г. отражены предписания, содержащиеся в Единой конвенции 1961 г. о наркотических средствах, Конвенции 1971 г. о психотропных веществах, а также в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 9 октября 1990 г. "О ратификации Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ".

В целях совершенствования  государственного управления и реализации государственной политики в области  контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года № 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" с 1 июля была упразднена Федеральная служба налоговой полиции России и на ее базе создан Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль России). 9 марта 2004 года Указом Президента он был переименован в Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

 Указом Президента РФ от 28 июля 2004 года № 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" служба переименована в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). 

Этот федеральный орган  исполнительной власти специально уполномочен  на решение задач в области  оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, противодействия их незаконному  обороту, он также координирует деятельность иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в этой области20.

Его создание - это выход  на принципиально иной уровень в  решении проблемы наркотизации нашего общества. Этот государственный орган прежде всего нацелен на борьбу с организованными преступными группировками, которые формируют наркопотоки и дилерские сети, создали механизмы легализации денег, заработанных на наркоторговле. Эти деньги нередко используются для финансирования международного терроризма, что подвергает опасности государственный суверенитет и основы конституционного строя Российской Федерации.

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков - не только субъект оперативно-розыскной деятельности, но и координатор всех государственных программ в сфере борьбы с распространением наркотиков. Она призвана объединить усилия власти и общества, медицины и образования в интересах выработки эффективного механизма профилактики наркомании и противодействия ее распространению в нашей стране21.

В 2000 г. в России наркотической  зависимостью страдали  более 2 млн. человек. В 2001 г. в России на учете стояли 369 тысяч больных наркоманией. По оценкам экспертов, реальное соотношение выявленных и скрытых наркоманов составляет 1:10, то есть их около 3-3,5 млн.

По данным Минздрава  РФ, в 2002 г. число официально зарегистрированных больных наркоманией в России  составляло 450 тысяч человек, 70% из них  в возрасте до 25 лет. По экспертным оценкам, реальное количество наркоманов в 5-8 раз больше, то есть может достигать 4 млн. человек.

Информация о работе Расследование незаконного оборота наркотиков