Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:42, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть специфику уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, а также основания освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.
Исходя из указанных целей, в написании данной курсовой работы, были поставлены следующие задачи: Кратко ознакомиться с историей развития уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних в нашей стране;
рассмотреть особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, определить психолого-возрастные особенности несовершеннолетних и их влияние на уголовную ответственность, а так же виды наказаний, назначаемым несовершеннолетним и особенности их назначения;
Введение ……………………………………………………………….
Глава 1. Развитие уголовной ответственности …………………
1.1 История развития и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних…………………...
1.2 Особенности и порядок освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности…...
Глава 2. Особенности наказаний несовершеннолетних и
принудительных мер воспитательного характера…...
2.1 Виды наказаний несовершеннолетних…………………...
2.2 Порядок освобождения несовершеннолетних от уголовных наказаний………………………………………
2.3 Применение и содержание принудительных мер
воспитательного воздействия……………………………..
Заключение ……………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………...
Введение |
………………………………………………………………. |
2 |
Глава 1. |
Развитие уголовной ответственности ………………… |
5 |
1.1 |
История развития и особенности
уголовной ответственности |
5 |
1.2 |
Особенности и порядок освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности…... |
11 |
Глава 2. |
Особенности наказаний несовершеннолетних и принудительных
мер воспитательного характера… |
19 |
2.1 |
Виды наказаний |
19 |
2.2 |
Порядок освобождения несовершеннолетних
от уголовных наказаний…………………………… |
27 |
2.3 |
Применение и содержание принудительных мер воспитательного воздействия…………………………….. |
42 |
Заключение |
………………………………………………………………. |
46 |
Список использованной литературы……………………... |
47 |
Введение
Выбор темы данной курсовой работы обусловлен непосредственной заинтересованностью в улучшении уголовного законодательства в части уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, что может способствовать активизации деятельности в сфере профилактики подростковой преступности и раскрытии преступлений в среди несовершеннолетних и развитием системы ювенальной юстиции в нашей стране.
Сегодня сложилась катастрофическая демографическая ситуация: численность населения сокращается, оно в целом « стареет», снижается рождаемость. В то же время «молодеет» преступность, растет количество безнадзорных детей, несовершеннолетние все чаще приобщаются к алкоголю, табаку и наркотикам. Нет особой нужды доказывать очевидную опасность того, что именно молодежь, подростки совершают самые опасные преступления. Так по официальным данным Главного информационно-аналитического центра МВД РФ 2009 г. в стране несовершеннолетними и при их участии совершено 6,5 % преступлений. В январе 2010 г. 4,6 % от общего количества зарегистрированных преступлений, а в феврале 2010 г. процентное соотношение преступности несовершеннолетних увеличилось до 4,9 %.1 И это только данные о совершенных преступлениях и несовершеннолетними преступниках, которые учтены правоохранительными органами. Добавим сюда высокую латентность подростков преступности и цифры станут пугающими.
И все это происходит на фоне кризиса семьи, недостаточной эффективности работы госструктур, ответственных за решение проблем детства, ухудшения жизни детей, жесткого с ними обращения, грубейшего нарушения их прав и законных интересов.
Бесспорно, преступность несовершеннолетних в России стала носить более общественно опасный характер, чем в прошлом. Это свидетельствует о глубоких провалах в социальной политике и воспитательной работе с несовершеннолетними, неразвитой ювенальной юстиции как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних. Следует обратить внимание, что наша судебная система ориентирована на выполнение карательных, а не воспитательных функций. Повсеместно российское уголовное законодательство не рассматривает судопроизводство по делам подростков как процедуру, коренным образом отличающуюся от разбирательства уголовных дел взрослых.
Предупреждение и устранение указанных процессов, защита детей и подростков от негативного влияния, создание нормальных условий для их социально значимого развития должны стать ведущими направлениями в сфере предупреждения личностных деформаций несовершеннолетних. Это обеспечивает нейтрализацию криминогенного окружения детей и подростков, коррекцию их личности на ранних стадиях деформации нравственного и правового сознания, применение мер уголовно-правового воздействия на подростков только в тех случаях, когда иные меры себя исчерпали. Реализация перечисленных подходов представляется возможной лишь при условии коренного преобразования совокупности органов, занятых социально – правовой охраной и предупреждения социальных отклонений несовершеннолетних, и решение вопрос научного, кадрового, правового, информационного обеспечения новой системы. Поэтому можно сказать, что вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних в России остаются еще слабо разработанными. Если общие вопросы, в той или иной степени, рассматривались в научной литературе, то содержание отдельных частей данной темы не было пока предметом подробного специального исследования юристов, в этом и состоит актуальность выбранной темы моей курсовой работы.
Цель курсовой работы:
рассмотреть специфику
Исходя из указанных целей, в написании данной курсовой работы, были поставлены следующие задачи:
Глава 1. Развитие уголовной ответственности
1.1 История развития и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Рассматривая уголовное
Декрет СНК РСФСР “О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях”, принятый 4 марта 1920 г., повысил возраст несовершеннолетних, дела которых подлежали рассмотрению на комиссиях, до 18 лет. В соответствии со ст. 4 декрета эти комиссии имели право передавать в суд дела лиц в возрасте 14-18 лет только в том случае, когда меры медико-педагогического воздействия не оказали должного влияния.
К 1920 г. на территории РСФСР было создано 245 комиссий по делам несовершеннолетних, детально разработаны меры, которые они могли применять. Перечень мер медико-педагогического характера содержался в инструкции, утверждённой в 1920 г. постановлением Наркомпроса, Наркомздрава и Наркомюста РСФСР.2 Комиссии широко использовали предоставленные им права. Их деятельность сыграла важную роль в ликвидации беспризорности и предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Однако многие подростки, жившие вне семьи и общавшиеся со взрослыми преступниками, нуждались в более эффективных методах, связанных с помещением в воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения. Первые из них были созданы уже в 1918г. Это были детские дома, приёмники-распределители, школы-коммуны, институты трудового воспитания для особо трудных подростков, реформатории. Так, на созданный российский реформаторий для особо трудных правонарушителей в возрасте от 17 до 21 года была возложена задача обучения, воспитания и подготовки молодёжи к трудовой жизни. Просуществовало это учреждение недолго. Трудности экономического порядка, отсутствие достаточного числа педагогов и воспитателей привели к его ликвидации1 .
Третья сессия ВЦИК 1-го созыва 1922 г., обсуждавшая проект уголовного законодательства, положительно решила вопрос о расширении компетенции суда в борьбе с преступностью несовершеннолетних.
УК РСФСР 1922 г. вновь снизил возраст уголовной ответственности с 18 до 16 лет. Для лиц младше этого возраста основным средством воздействия по-прежнему были меры воспитательного характера. Уголовная ответственность к подросткам 14-16 лет применялась по постановлениям комиссий в исключительных случаях, когда меры воспитательного характера не оказывали надлежащего воздействия.
Основными началами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. были введены понятия “малолетний и несовершеннолетний” правонарушитель. В ст. 7 Основ указывалось, что к первым можно применять лишь меры медико-педагогического характера. Ко вторым они применяются только в тех случаях, когда соответствующие органы признают невозможным назначить меры судебно-исправительного характера. Определение возраста, с наступлением которого связывалось понятие малолетнего и несовершеннолетнего, а также обязательных случаев привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности относились к компетенции союзных республик. Однако, УК РСФСР 1926 г. не указал точного возраста уголовной ответственности. Деление на малолетних и несовершеннолетних производилось лишь теоретически; в законе эти понятия отсутствовали.
В ст. 12 УК (в редакции 1935 г.) был дан перечень преступлений, за которые устанавливалась уголовная ответственность лиц, достигших к моменту совершения преступления 12-летнего возраста. Исходя из данной статьи можно было сделать вывод, что малолетние – это дети до 12 лет, а старше – несовершеннолетние. Практика, больше ориентированная на теорию права и здравый смысл, шла по пути признания малолетними и лиц старше 12 лет.
Следующий, отличающийся от предыдущих период начался с принятия Постановления ЦИК и СНК от 7 апреля 1935 г. “О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних”. Он продолжался до 1957 г. и характеризовался, с одной стороны, более чёткой разработкой мер по ликвидации беспризорности и безнадзорности подростков, а с другой – резким расширением и ужесточением уголовно-правовых методов борьбы с преступностью несовершеннолетних, в ущерб мерам воспитательного характера. Наличие этих черт объяснялось рядом причин. Одна их них состояла в том, что к этому времени в стране, в основном, была ликвидирована беспризорность в том смысле, в каком она существовала в 1917-1927 г.г. (отсутствие семьи, смерть родителей и близких родственников). Беспризорными стали считать подростков, которые, уйдя из дома, в течении двух месяцев и более находились вне семьи, учебного либо трудового коллектива. Наличие беспризорных и безнадзорных (т.е. находившихся вне родительского контроля) несовершеннолетних ставилось в вину не только родителям, но и местным советам, партийным, профсоюзным, комсомольским организациям, которые не прилагали достаточных усилий для ликвидации и предупреждения детской безнадзорности. В постановлении предлагалось принять безотлагательные меры к предупреждению преступности несовершеннолетних. Рекомендовалось привлекать к уголовной ответственности лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность.
Одновременно был принят Закон, датированный тем же числом (7 апреля 1935 г.), который резко понизил возраст уголовной ответственности за ряд наиболее распространённых среди несовершеннолетних преступлений. С 12 лет к ответственности с применением всех мер уголовного наказания стали привлекать за кражу, насилие, телесные повреждения, увечья, убийство либо попытку убийства.
Очевидная нечёткость законодательной трактовки всех понятий вызывала субъективизм при разрешении конкретных уголовных дел. Неясной была и фраза “… с применением всех мер уголовного наказания”, которая нередко толковалась как законодательное допущение всех видов наказания, в том числе и смертной казни. Только сопоставление ст. 12 и ст. 22 УК РСФСР 1926 года, в которых трансформировался Закон от 17 апреля 1935 г., позволяло сделать вывод, что исключительная мера наказания – расстрел не могла применяться к лицам, не достигшим 18-летнего возраста на момент совершения преступления. Что же касается лишения свободы, предельным сроком которого было 10 лет для всех категорий лиц, совершивших преступления, то оно касается и подростков 12-летнего возраста.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1940 г. уголовная ответственность с 12-летнего возраста была установлена также за действия, могущие вызвать крушение поезда. Возраст, с которого вменялись все остальные преступления, был установлен лишь Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1942 г. – 14 лет. Президиум Верховного Совета СССР разъяснил также, что уголовная ответственность несовершеннолетних наступает как в отношении умышленных, так и неосторожных преступлений.
С такой оценкой этого закона вряд ли можно согласиться. Усиление уголовных мер без значительного улучшения воспитательной работы с подростками не способствовало сокращению преступности. Законом был отброшен весь накопленный ранее опыт мер воспитательного характера, основанный на положениях первых декретов. На установление уголовной ответственности с 12 лет, скорее всего, повлияла господствующая в то время концепция принуждения как универсального средства борьбы с преступностью.
Попытки смягчить чрезмерно жестокий закон путём принятия ведомственных циркуляров продолжалось и в дальнейшем. Приказом НКЮ СССР от 19 июня 1943 г. №50 судам давалось право прекращать уголовные дела несовершеннолетних, не достигших 15 лет, привлечённых к уголовной ответственности за мелкое хулиганство, мелкие кражи и другие незначительные преступления с передачей детей на попечение родителей, опекунов или, в случае необходимости, направлением в трудовую воспитательную колонию. Однако законодательно это право было закреплено лишь в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. Одновременно был решён вопрос о возрасте уголовной ответственности. В ст. 10 Основ (ст. 10 УК РСФСР) указывалось, что уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет.