Развитие уголовной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть специфику уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, а также основания освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.
Исходя из указанных целей, в написании данной курсовой работы, были поставлены следующие задачи: Кратко ознакомиться с историей развития уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних в нашей стране;
рассмотреть особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, определить психолого-возрастные особенности несовершеннолетних и их влияние на уголовную ответственность, а так же виды наказаний, назначаемым несовершеннолетним и особенности их назначения;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….
Глава 1. Развитие уголовной ответственности …………………
1.1 История развития и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних…………………...
1.2 Особенности и порядок освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности…...
Глава 2. Особенности наказаний несовершеннолетних и
принудительных мер воспитательного характера…...
2.1 Виды наказаний несовершеннолетних…………………...
2.2 Порядок освобождения несовершеннолетних от уголовных наказаний………………………………………
2.3 Применение и содержание принудительных мер
воспитательного воздействия……………………………..
Заключение ……………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………...

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

         Относительно учета  смягчающих  и  отягчающих ответственность обстоятельств необходимо, прежде всего, иметь в виду, что при уголовно-правовой оценке преступления несовершеннолетнего каждое смягчающее обстоятельство уменьшает ответственность виновного больше, а каждое отягчающее обстоятельство повышает ответственность меньше,  чем это имеет место при аналогичных условиях по делам взрослых.  Объясняется это тем,  что в каждом деле подростка  любое  из смягчающих  обстоятельств - уже  совокупность минимум двух смягчающих факторов, где второй-несовершеннолетие.

         По преступлениям, совершаемым подростками, чаще других встречаются такие смягчающие ответственность обстоятельства, как чистосердечное раскаивание и  активное  способствование раскрытию преступления,  совершение преступление вследствие стечения тяжёлых личных, семейных и иных обстоятельств; совершение преступления  под  влиянием  угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Последнее бывает, когда подростка вовлекают в преступную деятельность родители либо лица,  их заменяющие, или непосредственные руководители по работе, например  бригадиры. В приговорах по делам  несовершеннолетних нередко делаются ссылки на такие смягчающие обстоятельства,  как наличие взрослых подстрекателей, вина  потерпевшего,  совершение преступления  под влиянием других лиц и т.п.

         При индивидуализации  ответственности  и наказания несовершеннолетних следует очень осторожно подходить к оценке отягчающих ответственность обстоятельств. Так,  участие  несовершеннолетнего в преступлении,  совершённом по  предварительному сговору либо организованной группировкой,  не  следует,  как правило, рассматривать  в качестве отягчающего ответственность обстоятельства, когда подросток вовлечён в преступление взрослыми и принял  незначительное участие в преступлении. Из года в год значительное количество преступлений совершается подростками в группах. Так, в 1994 г. в группе было совершено 75,3 % преступлений, в том числе с участием взрослых - 29,1 %1 .

         Отягчающим ответственность обстоятельством является совершение  преступления лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических или токсических веществ.  В 1994 г. 23,9 %  преступлений было совершено подростками, находившимися в нетрезвом состоянии2 .

         Как уже отмечалось, при назначении наказания несовершеннолетнему необходимо учитывать степень его развития, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, влияние   взрослых.  Уголовно-процессуальное  законодательство также предписывает при производстве предварительного следствия  и  судебного разбирательства обращать  особое  внимание  на выяснение следующих обстоятельств:

  1. возраста несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);
  2. условий жизни и воспитания;
  3. причин и условий, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним;
  4. наличия взрослых подстрекателей и иных соучастников.

         Возраст 14-17 лет- достаточно длительный период,  14-летний  подросток по своему развитию существенно отличается от 17-летнего.  Поэтому в ходе предварительного расследования и в суде должны быть приняты меры  для  установления точного возраста несовершеннолетнего. Это необходимо как для того, чтобы решить вопрос, отвечает ли несовершеннолетний требованиям субъекта преступления, так и для того, чтобы при индивидуализации ответственности и наказания был учтён не только сам факт несовершеннолетия виновного, но и то, в каком именно возрасте им совершено преступление.

Большое значение имеет установление способности подростка в полной мере осознавать значения своих действий и руководить ими. Пленум Верховного Суда СССР своим постановлением №16 от 3 декабря 1976 г. обязал суды при наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, выяснять степень умственной отсталости несовершеннолетнего, мог ли он полностью сознавать значения своих действий и какой мере руководить ими. В необходимых случаях должна быть произведена экспертиза в области детской и юношеской психологии (психолог, педагог) или вопросы могут быть поставлены на разрешение вопроса эксперта-психиатра.

Комплексная судебная психолого-психиатрическая  экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого - один из наиболее сложных видов исследования, поскольку при этом необходимо применение специальных познаний не только в общей, медицинской и социальной психологии, но и в таких дисциплинах, как психология и патопсихология детей и подростков. Нельзя не отметить и тот факт, что этот вид экспертизы претерпевает значительные изменения, связанные с введением в действие УК РФ, в частности, тех его норм, которые регулируют уголовную ответственность несовершеннолетних.

Поскольку экспертное заключение относительно способности несовершеннолетнего обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими основывается на совместных выводах психиатров, и психологов, судебно-следственными органами должны формулироваться вопросы, относящиеся как к компетенции психиатров, так и к компетенции экспертов-психологов. Основное значение при этом имеет следующий вопрос: “Страдал ли несовершеннолетний обвиняемый в процессе совершения инкриминируемого деяния психическим расстройством (хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики)?” Данный вопрос определяет медицинский критерий формулы невменяемости в соответствии с  ч. 1 ст. 21 УК РФ, а также наличие психических расстройств, не исключающих вменяемости, в соответствии со ст. 22 УК РФ. Ответ на этот вопрос является прерогативой судебного эксперта-психиатра и полностью входит в его компетенцию.

“Очевидно, что при положительном  ответе эксперт-психиатр должен дать оценку и квалификацию выявленного психического расстройства. Однако выявление наличия и формы психического расстройства ещё не предопределяет экспертного решения о вменяемости или невменяемости, оно лишь служит необходимой предпосылкой для решения основного вопроса о мере способности обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими в криминальной ситуации”1 .

При отрицательном ответе на данный вопрос, т.е. при отсутствии признаков психического расстройства у несовершеннолетнего, необходимо экспертное исследование таких особенностей его психики, которые входят в компетенцию: “Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством?”

Формулировка данного вопроса  определяется ч. 3 ст. 20 УК РФ. Перед психологом стоит задача выявления признаков  задержки психического развития у подростков, не обнаруживающих признаков какого-либо психического расстройства.

Отрицательный ответ на данный вопрос, т.е. констатация экспертом-психологом отсутствия у несовершеннолетнего  обвиняемого признаков отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, означает, что он в полной мере мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, а также руководить ими в момент совершения инкриминируемого деяния, и, следовательно, подлежит уголовной ответственности.

При положительном ответе, т.е. при наличии у несовершеннолетнего психического недоразвития, не связанного с психическим расстройством, необходимо выяснить, мог ли он в полной мере осознавать значение своих действий или осуществлять их произвольную волевую регуляцию. Это же обстоятельство, как указывалось выше, необходимо устанавливать при экспертном психолого-психиатрическом исследовании и при выявлении психического расстройства у обвиняемого. Поэтому основной вопрос судебно-следственных органов должен формулироваться следующим образом: “Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, и если мог, то в полной ли мере?”

При ответе на данный вопрос могут иметь место три варианта ответа: не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими; мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, но не в полной мере; мог полностью осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

Однако в зависимости от характера  ответов на предыдущие два вопроса, юридическое значение вариантов  экспертного решения (ответа) на последний  вопрос может быть различным.

Так при выявлении у несовершеннолетнего  обвиняемого какого-либо психического расстройства, определяющего его  неспособность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими при совершении общественно-опасного деяния, суд может сделать вывод о его невменяемости (ст. 21 УК РФ). Это означает, что подэкспертный не подлежит уголовной ответственности, и с учётом ответа экспертов-психиатров на вопрос: “Нуждается ли несовершеннолетний обвиняемый в применении к нему принудительных мер медицинского характера, и если да, то каких именно?”, судом они ему могут быть назначены (п. “а” ч. 1 ст. 97 и ст. 99 УК РФ).

Если же у несовершеннолетнего  обвиняемого обнаруживается психическое расстройство, ограничивающее его способность в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими при совершении преступления, то он подлежит уголовной ответственности, однако психическое расстройство учитывается судом при назначении наказания и также может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ст. 22 УК РФ).

В то же время ограничение способности  осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, обусловленное отставанием несовершеннолетнего в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, приводит к принципиально иным правовым последствиям - такой подросток не подлежит уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК РФ).

В случаях же, когда эксперт обнаруживает способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, вне зависимости от того, имеются ли у него признаки психического расстройства либо отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, или нет, суд признаёт его вменяемым, и он подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.

Устанавливая условия жизни  и воспитания, следует выяснить обстоятельства, связанные с наличием у подростка родителей, с выполнением родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию подростка, его бытовое окружение и пр. Судебная практика показывает, что одним их криминогенных факторов является проживание подростков в неполных семьях. В 1994 г. из общего числа подростков, совершивших преступления, 40.2% проживали в семье с одним родителем, а 6.4% проживали вне семьи1 .

Плохие условия жизни и воспитания подростка так же, как и влияние  взрослых, вовлекших подростка в  совершение преступления, могут только смягчить его ответственность. Иначе решил суд по делу К., который был признан виновным в совершении кражи по предварительному сговору с другими лицами. Суд в обосновании наказания в виде лишения свободы указал в приговоре, что в семье нет условий для воспитания К., мать больна, инвалид II группы, имеет кроме К. ещё двух малолетних детей, воспитанию К. внимания не уделяет, отец отбывает наказание в виде лишения свободы; К. попал под влияние взрослых, ранее отбывавших наказание, с которыми совершил преступление и, оставаясь на свободе, может опять оказаться в том же окружении и совершить новое преступление. Кассационная инстанция, указав народному суду частным определением на неправильную оценку смягчающего ответственность обстоятельства, применил к К. вместо наказания принудительную меру воспитательного характера, поместив К. в специальное  профессионально-техническое училище1 .

Приняв решение о назначении наказания несовершеннолетнему, суд  обязан обсудить вопрос о виде наказания и возможности повлиять на его поведение в будущем без применения лишения свободы. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении №11 в редакции от 21 декабря 1993 г. “О практике назначения судами РФ наказания в виде лишения свободы” обязал суды при назначении наказания несовершеннолетним подсудимым в полной мере использовать представленные законом возлагается для применения к ним видов наказания, не связанных с изоляцией от общества2 .

Таким образом, можно сказать, что  особенности назначения наказания  несовершеннолетнему, установленные  уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, направлены на углублённый анализ обстоятельств совершённого преступления, данных о личности виновного, его роли в совершении преступления. Это способствует назначению несовершеннолетнему справедливого наказания с тем, чтобы, в конечном счёте попытаться уберечь его от совершения новых преступлений.

Вторая сторона применения наказания  – это его исполнение, которое  регулируется не уголовным, а исправительно-трудовым (уголовно-исполнительным) законодательством и, следовательно, находится за пределами курса уголовного права. Однако исполнение наказания тесно связано с условно-досрочным освобождением несовершеннолетних от наказания, которое регулируется теперь не только в ст. 79 Общей части УК (для всех осуждённых), но и специально в разделе пятом об уголовной ответственности несовершеннолетних.

Основанием здесь, так же как  и при освобождении от уголовной  ответственности, является невысокая степень общественной опасности деяния и личности, позволяющая достичь целей наказания другими, не уголовно-правовыми мерами.

Освобождение от наказания делится  на три вида:

а) освобождение до начала его отбытия  с применением мер воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 92 УК РФ);

б) освобождение до начала его отбытия  с помещением осуждённого в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних (ч. 2 ст. 92 УК РФ);

в) освобождение от дальнейшего отбытия  наказания (ст. 93 УК РФ).

Первый вид применяется, когда  преступление относится к категории  небольшой или средней тяжести, а характеристика личности и обстоятельства его совершения показывают, что принудительных мер воспитательного воздействия в данном случае достаточно. Суд при наличии этих условий выносит обвинительный приговор по делу, но освобождает подсудимого от наказания, применив к нему указанные меры. Общий контроль за исполнением суд осуществляет самостоятельно. Констатацией сохранения уголовной ответственности служит обвинительный приговор.

Информация о работе Развитие уголовной ответственности