Регулирование обращения наркотических средств в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 21:40, контрольная работа

Описание работы

На предупреждение правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков, правонарушений, обусловливаемых употреблением наркотических средств и психотропных веществ, направлены нормы, содержащиеся в некоторых законодательных актах. Так, на предупреждение преступлений, совершаемых на почве наркомании с использованием оружия, направлено постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. «О мерах по регулированию оборота, гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». В соответствии с п.п. «б» п. 24 данного Постановления гражданам, больным наркоманией, лицензии на приобретение оружия не выдаются.

Файлы: 1 файл

Правовые основы к. р. 2.docx

— 50.42 Кб (Скачать файл)

  справки учреждений государственной или муниципальной систем здравоохранения об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом, а также об отсутствии среди указанных работников лиц, признанных непригодными к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. При выдаче лицензии на вид деятельности, связанный с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учитывается заключение органов внутренних дел об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое преступление или особо тяжкое преступление либо за преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

5. При использовании растений, включенных  в Перечень, в промышленных целях,  за исключением производства  и изготовления наркотических  средств и психотропных веществ,  лицензия на указанный вид  деятельности может быть выдана, если юридическое лицо докажет необходимость использования указанных растений и наличие условий для предотвращения возможности:

  хищения указанных растений и  полученной из них готовой  продукции или отходов, образующихся  в процессе производства;

  изготовления наркотических средств  и психотропных веществ из  полученной продукции. 

6. В лицензиях на виды деятельности, связанные с использованием наркотических  средств и психотропных веществ  в научных и учебных целях,  должны быть указаны лица, осуществляющие  эти виды деятельности, количество  используемых наркотических средств  и психотропных веществ, а также  порядок использования остатков  наркотических средств и психотропных  веществ после завершения указанной  деятельности.

6. Основания для отказа в выдаче лицензии

  Кроме оснований для отказа  в выдаче лицензии, предусмотренных  законодательством Российской Федерации  о лицензировании, основанием для  отказа в выдаче лицензии на  вид деятельности, связанный с  оборотом наркотических средств  и психотропных веществ, является  отсутствие условий для обеспечения  безопасности указанной деятельности, учета и сохранности наркотических  средств и психотропных веществ. 

7. Продление срока действия лицензии, приостановление или прекращение действия лицензии

1. Срок действия лицензии на  вид деятельности, связанный с  оборотом наркотических средств  и психотропных веществ, может  быть продлен не более чем  на три года. Заявление о продлении  срока действия лицензии подается  владельцем указанной лицензии  за два месяца до истечения  срока ее действия.

2. Действие лицензии может быть  приостановлено или прекращено  до истечения срока, на который  была выдана указанная лицензия, в случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации. 

3. В случае выявления обстоятельств,  повлекших приостановление действия  лицензии, срок приостановления  действия лицензии не может  быть более шести месяцев, если  владелец указанной лицензии  устранит выявленное нарушение. 

  Срок, на который было приостановлено  действие лицензии, засчитывается  в срок, на который была выдана  указанная лицензия.

4. Решение о выдаче лицензии  на вид деятельности, связанный  с оборотом наркотических средств  и психотропных веществ, о приостановлении  или прекращении действия указанной  лицензии доводится в трехдневный  срок до сведения органов внутренних  дел, органов исполнительной власти  и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

ӀӀ. Общая характеристика современного российского законодательства в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ

Организацией  Объединенных Наций были приняты  три международные конвенции: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., Конвенция о психотропных веществах 1971 г., Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.. В названных нормативных актах определен перечень наркотических средств и видов действий (оборота) с ними, которые преследуются согласно международному и национальным законодательствам, а также указаны меры борьбы с этими преступлениями.

Российская  Федерация стала участницей этих конвенций, также как и других международных актов, осуществляющих правовое регулирование в области  оборота наркотических средств и психотропных веществ. О последовательности такой деятельности свидетельствует Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 125 «О присоединении Российской Федерации к Меморандуму о взаимопонимании в сотрудничестве в области контроля за незаконным производством, оборотом, злоупотреблением наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров от 4 мая 1996 г.».

В силу международных обязательств (хотя и со значительным опозданием) наше государство стало создавать  свою правовую базу, регламентирующую оборот наркотических средств и  психотропных веществ на территории Российской Федерации. Основу ее составляет принятый 8 января 1998 г. и вступивший в силу 15 апреля 1998 г. Федеральный  закон № 3-ФЗ «О наркотических средствах  и психотропных веществах». Пункт 1 ст.3 данного Федерального закона гласит: «Законодательство Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации».

Кроме того, в настоящее время действуют:

а) Положение о порядке ввоза  в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических  средств, сильнодействующих и ядовитых веществ (утверждено постановлением Правительства  РФ от 16 марта 1996 г. № 278);

б) Номенклатура и квоты наркотических  средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, в том числе веществ, включенных в таблицы I и II Конвенции  ООН о борьбе против незаконного  оборота наркотических средств  и психотропных веществ 1988 г., на которые  распространяется указанный Порядок ввоза и вывоза (утверждены постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 930);

в) Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1219 «О государственном  регулировании и контроле транзита через территорию Российской Федерации  наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых веществ и веществ, указанных  в таблицах I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.»;

г) Приказ ГТК РФ от 23 сентября 1996 г. № 580 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ»;

д) Приказ ГТК РФ от 10 ноября 1997 г. № 668 «О государственном регулировании и контроле транзита наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ».

Также имеется ряд документов, принятых Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения  РФ и используемых в судебной практике:

а) Критерии и перечни психотропных веществ, одурманивающих веществ, крупных  и особо крупных размеров количеств  наркотических средств и психотропных веществ, обнаруживаемых в незаконном хранении или обороте, утвержденные на заседаниях Постоянного комитета по контролю наркотиков 9 октября 1996 г. (протокол № 51/7-96), 17 декабря 1996 г. (протокол № 53/996), 25 декабря 1996 г. (протокол № 54/10-96);

б) Заключение Постоянного комитета по контролю наркотиков о размерах незаконной культивации растений, отнесенных к  наркотическим средствам, утвержденное 16 июля 1997 г. (протокол № 5/59-97);

в) Список веществ, находящихся под  специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических  средств или психотропных веществ, в соответствии с Конвенцией ООН  о борьбе против незаконного оборота  наркотических средств и психотропных веществ, утвержденный 9 октября 1996 г. (протокол № 51/7-96);

г) Критерии и список инструментов и  оборудования, находящихся под специальным  контролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств, психотропных или сильнодействующих  веществ, утвержденные 9 октября 1996 г. (протокол № 51/7-96);

д) Список инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ, утвержденный 9 октября 1996 г. (протокол № 51/7-96);

е) Список наркотических средств (наркотических  веществ и наркотических лекарственных  средств, в том числе синтетических  и природных).

Современные условия жизни очень динамичны, и поэтому система контроля оборота  наркотических средств постоянно  корректируется. Свидетельством этому стал Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» (с изменениями от 9 марта 2004 г.), которым был образован Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, преобразованный затем в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Развивая  положения Федерального закона «О наркотических  средствах и психотропных веществах», Правительство Российской Федерации  принимает очень важные документы  в области контроля за оборотом наркотиков. Такие, например, как:

Постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 647 «О порядке дальнейшего использования  или уничтожения наркотических  средств, психотропных веществ и  их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным»;

Постановление Правительства РФ от 22 марта 2001 г. № 221 «Об утверждении перечня инструментов и оборудования, находящихся под  специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, и Правил разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской Федерации, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ»;

Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2004 г. № 454 «О запрещении культивирования  на территории Российской Федерации  растений, содержащих наркотические  вещества»;

Постановление Правительства РФ от 23 января 2006 г. № 31 «О создании, ведении и использовании  единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических  средств, психотропных веществ и  их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту».

Во  исполнение постановлений Правительства  РФ министерства и ведомства также  принимают свои нормативные правовые акты в вышеуказанной области. Например, Приказ Минэкономразвития России от 28 сентября 2000 г. № 46 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с этой деятельностью»; Приказ Минэкономразвития России от 11 января 2001 г. № 7 «О выдаче копий лицензий на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ»; Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 августа 2005 г. № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям» и многие другие.

Особое  место среди правовых норм, участвующих  в сфере оборота наркотических  средств и психотропных веществ, занимает уголовный закон. Это объясняется  тем, что его нормы являются самыми острыми формами реагирования на такое антисоциальное явление, как злоупотребление наркотиками. В Общей части УК РФ сказано, что судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера лицам, совершившим преступления и признанными нуждающимися в лечении от наркомании (ст. 97, 98, 99 УК РФ).

В Особенной части УК РФ в главе 25 «Преступления против здоровья населения  и общественной нравственности»  содержатся основные составы преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и  их прекурсоров (ст. 228-234 УК РФ). К ним отнесены такие составы как незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка, производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов; нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ и их хищение либо вымогательство; склонение к потребление наркотических средств или психотропных веществ; незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества; организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ; незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ; незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта.

Информация о работе Регулирование обращения наркотических средств в России