Регулирование обращения наркотических средств в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 21:40, контрольная работа

Описание работы

На предупреждение правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков, правонарушений, обусловливаемых употреблением наркотических средств и психотропных веществ, направлены нормы, содержащиеся в некоторых законодательных актах. Так, на предупреждение преступлений, совершаемых на почве наркомании с использованием оружия, направлено постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. «О мерах по регулированию оборота, гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». В соответствии с п.п. «б» п. 24 данного Постановления гражданам, больным наркоманией, лицензии на приобретение оружия не выдаются.

Файлы: 1 файл

Правовые основы к. р. 2.docx

— 50.42 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в УК РФ также предусмотрена  ответственность за ряд преступлений, которые тесно связаны с незаконным оборотом наркотических средств  и психотропных веществ. Прежде всего, это ч. 2 ст. 188 УК РФ, которой установлена ответственность за перемещение через таможенную границу наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ. За легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, т.е. за счет незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ, следует наказание по ст. 174 УК РФ. Хищение, уничтожение, повреждение или сокрытие официальных документов, подделка, изготовление и сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков также преследуются УК РФ (ст. 325, 327 УК РФ). Особое внимание законодатель уделил ответственности за вовлечение несовершеннолетних в систематическое употребление одурманивающих веществ (ст. 151 УК РФ).

Следует обратить внимание на то, что обязательным условием уголовной ответственности  за незаконные приобретение или хранение наркотических средств и психотропных веществ является их крупный или особо крупные размеры данных средств и веществ.

До  мая 2004 года при определении крупного или особо крупного размера правоохранительные органы, прокуратура и суд учитывали  рекомендации, разработанные Постоянным комитетом по контролю наркотиков.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в примечание 1 к статье 228 УК РФ были внесены изменения, согласно которым  крупным размером признавалось количество наркотического средства, психотропного  вещества или их аналога, превышающее  размеры средней разовой дозы потребления в десять и более раз, а особо крупным размером - в пятьдесят и более раз. Размеры средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей настоящей статьи, а также ст. 228.1 и 229 УК РФ утверждаются Правительством Российской Федерации. Так в Уголовном кодексе РФ появилось понятие «средняя разовая доза».

Размеры средних разовых доз наркотических  средств и психотропных веществ  были утверждены Постановлением Правительства  РФ от 6 мая 2004 г. № 231. В соответствии с ним средняя разовая доза, например, высушенной маковой соломки  составляет 10 г, гашиша - 0,5 г, кокаина - 0,15 г, героина - 0,1 г и т.д.

Однако  действие в 2004-2005 гг. этого законодательного нововведения привело к тому, что  в ряде регионов России число передозировок  увеличилось до шести раз и  существенно расширилось низовое  звено потребителей наркотиков. Теперь уголовная ответственность наступала  за хранение 1 г героина, а за хранение 0,9 г этого же наркотика применялось  наказание в виде административного  штрафа. Видимо, разработчики закона не учли такой тенденции.

В связи с этим был принят Федеральный  закон от 5 января 2006 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и  о признании утратившим силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», который отменил понятие «средняя разовая доза». Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. № 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации» были вновь утверждены крупные и особо крупные размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей ст. 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации. Теперь крупным размером героина считаться 0,5 г, особо крупный составит - 2,5 г. Предусмотрены изменения и для других видов наркотиков.

Представляется  важным содержание п.1 примечания к  ст.228 УК РФ, который гласит: «Лицо, совершившее  преступление, предусмотренное настоящей  статьей, добровольно сдавшее наркотические  средства, психотропные вещества или  их аналоги и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изобличению  лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается  от уголовной ответственности за данное преступление. Не может признаваться добровольной сдачей наркотических  средств, психотропных веществ или  их аналогов изъятие указанных средств, веществ или их аналогов при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению  и изъятию».

Следовательно, освобождение лица от уголовной ответственности  на основании примечания к ст.228 УК РФ возможно лишь при наличии совокупности следующих условий:

1) добровольная сдача наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов представителям власти при наличии у виновного реальной возможности распорядиться ими иным образом (не признается добровольной сдачей изъятие наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию (обыск и т.п.);

2) активное способствование раскрытию  или пресечению преступлений, изобличению  лиц, их совершивших, обнаружению  имущества, добытого преступным  путем. При этом из второго  условия достаточно наличия хотя  бы одного из указанных признаков.

Следует обратить внимание на то, что законодатель, описывая соответствующие условия  освобождения лица от уголовной ответственности  на основании примеч. 1 к ст.228 УК РФ, использует термин «освобождается», а  не «может быть освобожден». Это означает, что, установив наличие указанных  в примечании условий, судебно-следственные органы обязаны освободить лицо от уголовной ответственности за любое  преступление, предусмотренное этой статьей.

Думается, что данное примечание к ст.228 УК РФ имеет определенное значение для  предотвращения распространения наркотических  средств и психотропных веществ, выявления всей сети наркоторговцев и привлечения их к уголовной  ответственности. Ориентировано оно  в первую очередь на эпизодических  потребителей и розничных сбытчиков, однако не исключает возможности  его применения и к руководителям  преступных групп.

Среди правовых норм, участвующих в сфере  оборота наркотических средств  и психотропных веществ, следует  назвать и Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, в котором  установлена административная ответственность  за правонарушения в области оборота  наркотических средств и психотропных веществ. Так, например, согласно ст. 6.8 КоАП РФ за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, т.е. незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача  влечет наложение административного  штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток (ст. 6.9. КоАП РФ).

Потребление наркотических средств или психотропных веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах влечет наложение  административного штрафа в размере  от десяти до пятнадцати минимальных  размеров оплаты труда (ст. 20.20. КоАП РФ), а - несовершеннолетними на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 20.22. КоАП РФ).

Непринятие  должностным лицом мер по обеспечению  установленного режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических  средств, психотропных веществ и  их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли, а равно мер по уничтожению пожнивных остатков и отходов производства, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, согласно ст. 10.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.

В том случае, если землевладелец или  землепользователь не принимает  мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических  средств, психотропных веществ и  их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, и дикорастущей конопли после получения официального предписания уполномоченного органа, в соответствии со ст. 10.5. КоАП РФ, он может быть привлечен к наказанию в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Пропаганда  либо незаконная реклама наркотических  средств, психотропных веществ или  их прекурсоров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой (ст. 6.13. КоАП РФ)

Не  является административным правонарушением  распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских  и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в  медицинских целях наркотических  средствах, психотропных веществах  и их прекурсорах.

Помимо  уже названных в Российской Федерации  действуют и иные законодательные  акты, осуществляющие правовое регулирование  в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и противодействия их незаконному обороту.

Так, в Уголовно-исполнительном кодексе  Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (далее - УИК РФ) говорится, что  к лицам, осужденным к ограничению  свободы, аресту, лишению свободы, больным  наркоманией, учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний, по решению  суда применяются принудительные меры медицинского характера. Если во время  отбывания наказания будет установлено, что осужденный болен наркоманией, администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет в суд представление  о применении к такому осужденному  принудительных мер медицинского характера.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть  первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (далее - ГК РФ) предусматривает меры, принимаемые  к лицам, злоупотребляющим наркотическими средствами. Согласно ГК РФ, регламентирующей ограничение дееспособности, гражданин, который вследствие злоупотребления  наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен  судом в дееспособности. Над ним  устанавливается попечительство. Совершать  сделки (кроме мелких), получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. Предусматривает ГК РФ и ответственность за вред, причиненный гражданином, признанным ограниченно дееспособным, вследствие злоупотребления наркотическими средствами (вред возмещается самим причинителем вреда).

Некоторые правоотношения в сфере незаконного  оборота наркотиков и злоупотребления  ими регулируются также трудовым, семейным, таможенным законодательствами и иными отраслями права.

Так, например, наркомания является основанием для лишения родителей родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ - далее СК РФ). Обязанность по содержанию другого нетрудоспособного и нуждающегося в помощи супруга в период брака и после его расторжения не распространяется на случай, когда нетрудоспособность другого нуждающегося в помощи супруга наступила в результате злоупотребления наркотическими средствами или совершения им умышленного преступления (ст. 92 СК РФ).

Усыновление ребенка может быть отменено, если приемные родители среди прочего  являются хроническими наркоманами (ст. 141 СК РФ). Больные наркоманией не могут быть назначены опекунами  или попечителями детей (ст. 146 СК РФ).

По  Трудовому кодексу Российской Федерации  от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (далее - ТК РФ) работодатель может расторгнуть  трудовой договор с работником среди  прочего из-за появления последнего «на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения» (ст. 81 ТК РФ).

Федеральным законом от 21 мая 1999 г. № 120-ФЗ «Об  основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  определены категории лиц, с которыми ведется индивидуальная профилактическая работа. Среди них названы лица, употребляющие наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача (статья 5). В соответствии со статьей 9 Федерального закона органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны незамедлительно информировать  государственные органы управления здравоохранением о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании или  лечении в связи с употреблением  наркотических средств и психотропных веществ.

Информация о работе Регулирование обращения наркотических средств в России