Регулирование обращения наркотических средств в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 21:40, контрольная работа

Описание работы

На предупреждение правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков, правонарушений, обусловливаемых употреблением наркотических средств и психотропных веществ, направлены нормы, содержащиеся в некоторых законодательных актах. Так, на предупреждение преступлений, совершаемых на почве наркомании с использованием оружия, направлено постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. «О мерах по регулированию оборота, гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». В соответствии с п.п. «б» п. 24 данного Постановления гражданам, больным наркоманией, лицензии на приобретение оружия не выдаются.

Файлы: 1 файл

Правовые основы к. р. 2.docx

— 50.42 Кб (Скачать файл)

На  предупреждение правонарушений в сфере  незаконного оборота наркотиков, правонарушений, обусловливаемых употреблением  наркотических средств и психотропных веществ, направлены нормы, содержащиеся в некоторых законодательных актах.

Так, на предупреждение преступлений, совершаемых  на почве наркомании с использованием оружия, направлено постановление Правительства  РФ от 21 июля 1998 г. «О мерах по регулированию  оборота, гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». В соответствии с п.п. «б» п. 24 данного Постановления  гражданам, больным наркоманией, лицензии на приобретение оружия не выдаются.

Итак, отечественное законодательство, посвященное  контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подходило к решению данного вопроса в зависимости от конкретной исторической эпохи, в рамках которой происходило развитие российского общества и государства. В целом в дореволюционный и советский периоды отмечалась тенденция в направлении усиления законодательного вмешательства в регулирование незаконного оборота наркотиков и повышения внимания к лечению наркотической зависимости. Российская Империя и Советский Союз были в целом благожелательно настроены к усилиям международного сообщества, направленным на сокращение торговли наркотиками и сотрудничали с международным сообществом с этой целью даже в периоды жесткой идеологической вражды. Можно утверждать, что в основном отечественное законодательство соответствовало международным нормам.

В настоящее время в Российской Федерации принят и действует  довольно значительный блок законодательства (более ста нормативно-правовых актов), регулирующего оборот наркотических  средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, среди которых особое место занимают, прежде всего, ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Уголовный кодекс РФ. Современное российское законодательство соответствует и в то же время подчиняется трем конвенциям ООН: Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г. и Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. При этом Россия не просто выступает участником этих конвенций. Положения каждой из них составляют неотъемлемую часть российской правовой системы. Заключение

ӀӀӀ. Правовое регулирование оборота сильнодействующих и ядовитых веществ.

29 декабря 2007 г. Постановлением  Правительства РФ N 964 утверждены  Списки сильнодействующих и ядовитых  веществ для целей ст. 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации. Утверждение этих Списков Правительством РФ было связано с изменениями, внесенными в Уголовный кодекс Федеральным законом от 4 ноября 2007 г. N 252-ФЗ. Согласно изменениям, внесенным этим Законом в ст. 234 УК РФ, списки сильнодействующих и ядовитых веществ, а также крупный размер сильнодействующих веществ для целей Уголовного кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.

  Заметим, что с момента вступления  в силу указанных списков 24 января 2008 г. совершенно не ясным  стал статус списков сильнодействующих  и ядовитых веществ, утвержденных  Постоянным комитетом по контролю  наркотиков 2 февраля 2007 г. (протокол N 2/107-2007). По-видимому, по этому вопросу  следует ожидать разъяснений  ПККН, однако по крайней мере для целей уголовного законодательства Списки ПККН потеряли свою силу с 24 января 2008 г.

  В связи с этим подчеркнем, что легитимность Списков N 1 и  N 2 ПККН всегда вызывала сомнения, поскольку они не являются  нормативным правовым актом. Тем  не менее суды различных инстанций всегда широко применяли эти Списки при решении дел по искам Госнаркоконтроля и МВД. Такая практика базировалась на Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 9 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами", п. 1 которого предлагалось судам при рассмотрении дел о преступлениях, связанных с сильнодействующими или ядовитыми веществами, руководствоваться Списками сильнодействующих и ядовитых веществ, издаваемыми независимым экспертным органом - Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения Российской Федерации. Аналогичные предписания издавались Верховным Судом России и ранее в Постановлении Пленума ВС РФ от 27 апреля 1993 г. N 2 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами". В настоящее время оба эти Постановления утратили силу.

  Рассмотрим, какие ограничения налагаются  действующим законодательством  на оборот сильнодействующих  и ядовитых веществ.

  Ни один нормативный правовой  акт федерального уровня не  предусматривает необходимости  получения специальной лицензии  для работы с сильнодействующими  и ядовитыми веществами, и соответственно  в настоящее время требование  об обязательном лицензировании  деятельности, связанной с оборотом  сильнодействующих и ядовитых  веществ, действующим законодательством  не установлено. По какой-то  не вполне понятной причине  долгое время считалось, что  для работы с сильнодействующими  лекарственными препаратами нужна  особая лицензия на фармацевтическую  деятельность, в которой явным  образом указано право работы  с такими веществами. Возможно, это было связано с тем, что в п. 4 действовавшего до 2006 г. Порядка отпуска лекарственных средств в аптечных учреждениях/организациях, утвержденного Приказом Минздрава России от 23 августа 1999 г. N 328 и объявленного утратившим силу Приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 г. N 785, было указано, что "право работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами устанавливается лицензией аптечного учреждения/организации на фармацевтическую деятельность". Хотя в принципе такая формулировка однозначно не трактуется и ее можно было понимать как разрешение работать с сильнодействующими и ядовитыми препаратами в рамках фармацевтической лицензии.

  В любом случае, после августа  2006 г., требование о раздельном  лицензировании фармацевтической  деятельности (как оптовой, так  и розничной торговли) с правом  или без права работы с сильнодействующими  и ядовитыми веществами действующим  законодательством даже косвенно  не было установлено. Однако на практике лицензирующие органы вплоть до 2008 г. разделяли эти виды деятельности, что не соответствовало законодательству России, пока Минздравсоцразвития России своим письмом от 24 июня 2008 г. N 4406-РХ не разъяснил, что лицензирующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшие полномочия Российской Федерации по лицензированию фармацевтической деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием разграничения полномочий", в соответствии со своей компетенцией должны предоставлять лицензии на фармацевтическую деятельность без указания права работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами. Правда, в соответствии с Перечнем видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 45 (в ред. от 07.04.2008), региональные органы власти осуществляют только лицензирование розничной торговли лекарственными средствами, причем за исключением деятельности, осуществляемой аптеками федеральных организаций здравоохранения. В связи с этим неясно, относится ли разъяснение Минздрава к оптовой торговле лекарственными средствами. Заметим, что Минздравсоцразвития России также высказал в указанном письме мнение, что с вступлением в силу Постановления Правительства N 964 Списки Постоянного комитета по контролю наркотиков утратили свое место в системе регулирования правоотношений в сфере оборота сильнодействующих и ядовитых веществ.

  Что касается вопроса осуществления  деятельности с сильнодействующими  и ядовитыми веществами вне  фармацевтической или медицинской  деятельности, т.е. с веществами, не являющимися лекарствами, то  непонятно на каком основании на практике молчаливо предполагалось (и, на наш взгляд, до сих пор предполагается), что такая деятельность требует какого-то специального разрешения. В связи с этим необходимо отметить, что никаких ограничений на такую деятельность действующее законодательство не налагает.

  Единственным косвенным ограничением являются Типовые требования по технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации помещений с хранением наркотических средств, утвержденные Приказом Минздрава России от 12 ноября 1997 г. N 330 (в ред. от 26.08.2008), согласно п. 1.1. которых они распространяются на помещения для хранения сильнодействующих и ядовитых веществ, находящихся под международным контролем в соответствии с Конвенцией ООН о психотропных веществах 1971 г. и Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Заметим при этом, что из перечисленных в Постановлении Правительства РФ N 964 веществ только очень немногие входят в Таблицы контролируемых веществ указанных выше международных Конвенций.

  Одурманивающие вещества

  Список одурманивающих веществ  (по состоянию на 1 ноября 2005 г.) утвержден  Постоянным комитетом по контролю  наркотиков 13 апреля 2005 г. (протокол N 2/98-2005). Статус этого Списка и его  возможная применимость к хозяйственному  обороту этих веществ совершенно  не ясны.

  Отметим, что действующим законодательством  деятельность, связанная с оборотом  одурманивающих веществ, никак  не ограничена.

  Кодексом РФ об административных  правонарушениях предусмотрена  ответственность за вовлечение  несовершеннолетнего в употребление  одурманивающих веществ (ст. 6.10.), употребление одурманивающих веществ  в общественных местах (ст. 20.20.) и  появление в состоянии опьянения  такими веществами несовершеннолетних (ст. 20.22.). Уголовным законодательством  установлено только указание  на уголовную ответственность  лиц, совершивших преступление  в состоянии опьянения, вызванном  употреблением алкоголя, наркотических  средств или других одурманивающих  веществ (ст. 23 УК РФ), а также  предусмотрена ответственность  за вовлечение несовершеннолетнего  в систематическое употребление  одурманивающих веществ (ст. 151).

  Очевидно, что указанные правонарушения  и преступления не являются  предметом рассмотрения настоящего  материала.

  Ответственность за незаконную  деятельность, связанную с ограниченными  в обороте веществами

  Ответственность за хозяйственную  деятельность, связанную с нарушениями  требований к операциям с ограниченными  в обороте веществами, предусмотрена  Кодексом РФ об административных  правонарушениях и Уголовным  кодексом РФ.

 

  Уголовный кодекс РФ

  Части 1-3 ст. 234 УК РФ устанавливают санкции за незаконные изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами. Заметим, однако, что в связи с отсутствием в действующем законодательстве каких-либо ограничений на изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку в целях сбыта, а также сбыт сильнодействующих и ядовитых веществ совершение преступления по приведенным в указанных выше нормах составам принципиально невозможно.

  Действующим составом преступления  может быть только ч. 4 ст. 234 - нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, если это повлекло по неосторожности их хищение либо причинение иного существенного вреда. В отношении этого состава заметим только, что лишь для весьма ограниченного п. 1.1. Типовых требований по технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации помещений с хранением наркотических средств, утвержденных Приказом Минздрава России от 12 ноября 1997 г. N 330, круга сильнодействующих и ядовитых веществ возможно нарушение правил хранения. Правила же производства, приобретения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ действующим законодательством не установлены.

  Статьей 228.2 УК РФ наряду с наркотическими и психотропными веществами установлены санкции за нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения веществ, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем (т.е. прекурсоров), повлекшее их утрату, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил (ч. 1), а также совершенное указанным лицом из корыстных побуждений либо повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия (ч. 2).

  Поскольку, как указано выше, для прекурсоров установлены только правила учета оборота этих веществ, а для отдельных прекурсоров, одновременно включенных в Списки сильнодействующих и ядовитых веществ (например, ангидрид уксусной кислоты), и правила хранения, то объектом преступления по данной статье может быть только нарушение указанных правил, повлекшее утрату веществ, причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия.

  Кодекс РФ об административных  правонарушениях

  Статьей 6.15. КоАП РФ предусмотрено наказание за нарушение юридическим лицом правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения веществ, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, т.е. прекурсоров.

  В связи с изложенным выше при осуществлении хозяйственной деятельности с прекурсорами правонарушение, санкция за которое предусмотрена данной статьей КоАП РФ, может возникнуть только при нарушении правил учета прекурсоров в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 644, а также Правил хранения для отдельных прекурсоров, одновременно включенных в Списки сильнодействующих веществ, установленных Приказом Минздрава России N 330.

  В заключение заметим, что перечисленные  выше статьи Уголовного кодекса  и Кодекса РФ об административных  правонарушениях в принципе могут  толковаться расширительно, например, при нарушении правил обращения  с лекарственными средствами, одновременно  являющимися прекурсорами или сильнодействующими и ядовитыми веществами.

 

Список  использованной литературы.

1.   Конвенция ООН о борьбе против  незаконного оборота наркотических  средств и психотропных веществ  (Вена, 20 декабря 1988 г.) : Принята Конференцией ООН на ее 6-м пленарном заседании 19 декабря 1988 г.

Информация о работе Регулирование обращения наркотических средств в России