Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 23:45, курсовая работа
Служебный подлог представляет собой достаточно опасное явление, поскольку является универсальным способом совершения различных преступлений. Это и хищение, и злоупотребление должностными полномочиями, уклонение от уплаты налогов, преступления против правосудия и др. Сложность выявления фактов служебного подлога, обусловлена спецификой документооборота, отсутствием систематизированной нормативно-правовой базы, регламентирующей такой оборот. Данное явление представляется достаточно опасным еще и потому, что искажает объективное представление о степени криминальной пораженности государственных структур и органов местного самоуправления, о необходимости активизации мер уголовно-правового воздействия в данной области.
С субъективной стороны данное преступление совершается только с прямым умыслом. Мотивы такого поведения должностного лица на квалификацию не влияют.
Субъект преступления — должностное лицо, состоящее на государственной службе.
Получение взятки (ст.430 Уголовного кодека Республики Беларусь)
Получение взятки есть принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей или выгод имущественного характера, предоставляемых ему исключительно в связи с занимаемым им должностным положением и за использование этого служебного положения в интересах дающего или представляемых им лиц.
Получение взятки — специальный вид злоупотребления властью или служебными полномочиями. Факт злоупотребления властью или служебными полномочиями при получении взятки (несоответствие их интересам службы) заключается в том, что должностное лицо получает материальное вознаграждение в связи с занимаемой должностью за использование служебных полномочий в интересах дающего такое вознаграждение безотносительно к тому, являются законными или незаконными соответствующие действия по службе, совершаемые за взятку.
В качестве предмета взятки могут быть только материальные ценности либо выгоды имущественного характера, предоставляемые должностному лицу исключительно в связи с его должностным положением и за использование своих служебных полномочий в интересах дающего такое вознаграждение. Таким образом, вознаграждение, передаваемое должностному лицу, может рассматриваться как взятка, если оно передавалось ему в связи с его должностным положением за соответствующие действия по службе, а не в качестве оплаты конкретной услуги (арендной платы, оплаты транспортных услуг и т.п.). Так, не может рассматриваться как получение взятки и соответственно как дача взятки передача должностному лицу (руководителю) соответствующей денежной суммы в качестве оплаты аренды помещения, которая фактически была предоставлена заинтересованному лицу, хотя и в нарушение действующего законодательства. Действие должностного лица в таких случаях следует квалифицировать по совокупности преступлений: злоупотребление властью или служебными полномочиями и хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями. J
Наряду с материальными ценностями предметом взятки могут быть выгоды имущественного характера, т.е. различного рода услуги, оказываемые должностному лицу бесплатно (безвозмездно), но подлежащие оплате (угощение в ресторане, предоставление бесплатно санаторной путевки, проездных документов, производство строительных, ремонтных и других работ).
К выгодам имущественного характера относятся также более замаскированные виды вознаграждения: передача части акций с условием их оплаты за счет дивидендов; занижение стоимости приватизируемых объектов, уменьшение ставок арендной платы или процентных ставок за пользование банковским кредитом (ссудой); оплата фиктивной работы по совместительству и т.д.
Не может рассматриваться в качестве взятки предоставление должностному лицу выгодной работы, поскольку здесь нет приобретения выгод имущественного характера.
Не могут быть предметом взятки услуги неимущественного характера, оказываемые должностному лицу, хотя бы и за совершение определенных действий по службе (хвалебный очерк, статья в газете, положительная характеристика или рекомендация, соавторство в научной работе и т.д.). При соответствующих условиях такие действия могут квалифицироваться как должностное злоупотребление (ст. 424).
С объективной стороны получение взятки предполагает принятие виновным предмета взятки в результате ее вручения должностному лицу. Однако взятка может передаваться и лицам, близким должностному лицу, при условии, что оно против этого не возражало (о близких лицах — см. коммент. к п. 3 ч. 2 ст. 4).
Преступление считается оконченным с момента принятия взяткополучателем хотя бы части предполагаемых материальных ценностей или выгод имущественного характера, независимо от того, совершило ли должностное лицо по службе деяние, обусловленное взяткой, или совершение соответствующего деяния предполагалось в будущем.
С субъективной стороны получение взятки — это преступление, совершаемое только с прямым умыслом. В содержание интеллектуального момента умысла включается осознание должностным лицом, что передаваемые ему материальные ценности и иные выгоды имущественного характера вручаются за использование служебного положения в интересах дающего вознаграждение.
Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо, которое, в силу своих должностных полномочий и, используя свое служебное положение (с превышением или без превышения полномочий), могло совершить в интересах дающего соответствующие действия по службе. Примером совершения действий по службе с использованием своих служебных полномочий и при наличии признаков их превышения являются случаи, когда должностное лицо за взятку принимает угодное взяткодателю решение единолично, хотя таковое может приниматься коллегиальным органом (напр., приемной комиссией, а не ректором вуза единолично).
Дача взятки (ст.431 Уголовного кодекса Республики Беларусь)
Под дачей взятки следует понимать передачу лично или через посредника должностному лицу или его близким материальных ценностей или предоставление им выгод имущественного характера за использование должностным лицом служебных полномочий в интересах дающего или представляемых им лиц.
С объективной стороны дача взятки характеризуется в основном теми же признаками, что и получение взятки. Дача и получение взятки неразрывно связаны между собой.
Дача взятки является оконченной с момента принятия должностным лицом или его близкими хотя бы части предполагаемой взятки. Если передаваемая взятка еще не принята должностным лицом либо вообще им отвергнута, содеянное следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.
С субъективной стороны дача взятки предполагает наличие прямого умысла. Взяткодатель сознает, что передает должностному лицу материальные ценности или предоставляет ему выгоды имущественного характера за совершение или не совершение определенных действий по службе или за покровительство либо попустительство по службе в его интересах.
Если взяткодатель считает, что вознаграждение передано должностному лицу, а на самом деле это лицо таковым не является либо, хотя и является, но в силу своих служебных полномочий не может совершить ожидаемые взяткодателем действия по службе, содеянное следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.
Как покушение на дачу взятки следует квалифицировать также случаи, когда лицо вручило материальные ценности посреднику для передачи должностному лицу, а он, не намереваясь передавать, присвоил их. Действия такого мнимого посредника квалифицируются как хищение имущества путем мошенничества (ст. 209), а если он еще и склонил к даче взятки, то и как подстрекательство к даче взятки.
Субъектом дачи взятки может быть как частное, так и должностное лицо. Уголовная ответственность наступает с 16-летнего возраста.
Дача взятки одновременно нескольким должностным лицам образует повторность, если каждым должностным лицом выполнялось в интересах взяткодателя самостоятельное действие (бездействие) по службе. Если единое решение по службе принималось одновременно всеми должностными лицами, то передача соответствующего вознаграждения каждому из указанных должностных лиц не образует повторности дачи взятки.
Посредничество во взяточничестве (ст.432 УК РБ)
Посредничество во взяточничестве — это пособнические действия, предусмотренные настоящей статьей в качестве самостоятельного преступления и выражающиеся в непосредственной передаче предмета взятки от взяткодателя взяткополучателю.
Для квалификации действий посредника по ст. 432 не имеет значения, получил ли он за эти действия какое-либо вознаграждение от взяткодателя или взяткополучателя.
С объективной стороны посредничество во взяточничестве выражается и ограничивается только передачей предмета взятки. Посредничество во взяточничестве следует отграничивать от соучастия в даче или получении взятки. В случаях, когда лицо к тому же организовало дачу (получение) взятки либо подстрекало к этому, либо иным образом способствовало даче или получению взятки, содеянное квалифицируется как соучастие в даче или получении взятки (в зависимости от того, в чьих интересах или по чьей инициативе оно действовало). Дополнительной квалификации при этом по ст. 432 не требуется.
Посредничество во взяточничестве является оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части предполагаемой взятки.
С субъективной стороны посредничество во взяточничестве предполагает вину в виде прямого умысла. Мотивы посредничества на квалификацию не влияют, но учитываются при назначении наказания.
Передачу посредником заведомо похищенного имущества следует квалифицировать по совокупности преступлений: как посредничество и соучастие в хищении в виде пособничества, если посредник заранее знал, что предмет взятки будет похищен взяткодателем, и обещал передать его взяткополучателю.
Субъектом посредничества во взяточничестве может быть как частное, так и должностное лицо. Уголовная ответственность наступает с 16-летнего возраста.
Получение незаконного вознаграждения работниками государственного органа либо иной государственной организации (ст.433 УК РБ)
Непосредственный объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного законодательством порядка оплаты труда работников государственного органа либо иной государственной организации, осуществляющих деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения.
В отличие от получения
взятки ст. 433 предусматривает
Работники иных государственных организаций (медицинских, спортивных, оздоровительных, социально-культурных, строительных, ремонтных, транспортных и т.д.) оказывают соответствующие услуги гражданам не на основе исполнения обязанностей по службе, а посредством выполнения конкретных трудовых обязанностей по работе. Поэтому получаемое ими незаконное вознаграждение за работу, связанную с оказанием соответствующей услуги гражданам от имени организации, не является служебным правонарушением. В этом случае нарушаются интересы потребителей указанных услуг, которые, как правило, оказываются ненадлежащим образом, и граждане вынуждены путем вознаграждения стимулировать выполнение соответствующей работы должным образом. Поэтому криминализация таких действий могла бы быть осуществлена в рамках системы преступлений против порядка осуществления экономической деятельности (глава 25 УК РБ) и только при условии вымогательства работником незаконного вознаграждения за выполнение работы по оказанию соответствующей услуги.
Следует обратить внимание и на то, что установление уголовной ответственности за получение незаконного вознаграждения только работниками государственных организаций, оказывающих соответствующие услуги гражданам, нарушает принцип равенства. Работники негосударственных организаций, работающие в сфере оказания услуг, не совершают преступления, получая подобные вознаграждения.
Предметом незаконного вознаграждения являются только материальные ценности (деньги, ценные бумаги, иное имущество) либо выгоды имущественного характера.
С объективной стороны преступление выражается в принятии работником государственного органа или иной государственной организации незаконного материального вознаграждения от граждан за исполнение своих служебных обязанностей (за служебную деятельность), если совершаемые по службе действия входят в круг обязанностей данного работника и непосредственно связаны с удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения.
Вознаграждение будет незаконным, если оно получено работником за удовлетворение нужд, запросов и потребностей гражданина, которые должны оказываться ему бесплатно либо сверх установленной платы за данную услугу, и осуществление этих услуг является служебной обязанностью работника государственного органа и иной государственной организации.
Для наличия состава преступления не имеет значения, когда было получено вознаграждение — до оказания работником соответствующей услуги гражданину или после ее оказания. Важно, чтобы вознаграждение было получено за предоставление конкретной услуги, оказание которой входило в круг обязанностей данного работника. Преступление является оконченным с момента принятия работником хотя бы части из предполагаемого незаконного вознаграждения. Необходимо также установить, что вознаграждение было получено работником за исполнение служебных или трудовых обязанностей по оказанию (предоставлению) соответствующей услуги гражданину.
Принятие работником государственного органа или иной государственной организации имущества или услуги имущественного характера, предоставляемой ему хотя и в связи с его служебной деятельностью, но не за конкретную услугу, оказание которой входит в круг служебных обязанностей, не образует состава преступления. Такое вознаграждение охватывается понятием «обычный подарок», о котором говорится в ст. 433.
С субъективной стороны преступление предполагает наличие прямого умысла. Виновный должен сознавать взаимосвязь его конкретных действий по службе по предоставлению (удовлетворению) необходимой гражданину услуги и незаконным вознаграждением за эту услугу.