Служебный подлог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Служебный подлог представляет собой достаточно опасное явление, поскольку является универсальным способом совершения различных преступлений. Это и хищение, и злоупотребление должностными полномочиями, уклонение от уплаты налогов, преступления против правосудия и др. Сложность выявления фактов служебного подлога, обусловлена спецификой документооборота, отсутствием систематизированной нормативно-правовой базы, регламентирующей такой оборот. Данное явление представляется достаточно опасным еще и потому, что искажает объективное представление о степени криминальной пораженности государственных структур и органов местного самоуправления, о необходимости активизации мер уголовно-правового воздействия в данной области.

Файлы: 1 файл

служебный подлог.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Субъектом преступления являются только работники государственного органа или иной государственной организации, которые по занимаемой должности или характеру выполняемой работы не являются должностными лицами.

Государственный орган — это учреждение или организация, действующие на основе осуществления государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, наделенные властными полномочиями и соответствующей компетенцией [6, с.896-920].

1.2 Должностное лицо и служащий, не являющийся должностным лицом как субъекты преступлений против интересов службы

Понятие должностного лица раскрывается в ч. 4 ст. 4 УК РБ. К должностным лицам относятся:

1) представители власти, то есть депутаты Палаты представителей Национального собрания РБ, члены Совета Республики Национального собрания РБ, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе.

К представителям власти относятся также с учетом указанных признаков прокуроры, судьи, следователи, работники Комитета государственного контроля и его органов, сотрудники таможенных органов, органов Государственного налогового комитета, Государственного комитета финансовых расследований и т.д.;

2) представители общественности, т.е. лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия. К указанной категории представителей общественности относятся: заседатели судов, члены добровольных народных дружин и т.п.

3) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в ВС РБ, других войсках и воинских формированиях РБ должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.

Под организационно-распорядительными обязанностями понимаются функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и т.п.). Эти функции осуществляют такие категории работников, как руководители учреждений, организаций либо предприятий (независимо от форм собственности) и их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами и т.п.), их заместители, руководители участков работ (мастера, прорабы, бригадиры).

Под административно-хозяйственными обязанностями следует понимать полномочия, связанные с управлением или распоряжением государственным, кооперативным, общественным и другим имущественным: установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями, организация бытового обслуживания населения и т.д. Такими полномочиями в том или ином объеме обладают начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместители, заведующие складами, магазинами, мастерскими, ателье, ведомственные ревизоры и контролеры и др.

Заключение договора между работником и администрацией о полной материальной ответственности за сохранность вверенных ценностей само по себе не является основанием для признания этого работника должностным лицом. Необходимо, что бы наряду с обязанностями по непосредственному хранению имущества материально-ответственное лицо выполняло еще и функции по управлению или распоряжению им (организация доставки товаров, распределение их по другим снабженческим точкам и т.п.).

К числу должностных лиц, которые постоянно или временно выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в силу занимаемой должности, относятся также и лица, которые выполняют эти обязанности в порядке осуществления возложенных на них правомочными на то органами или должностными лицами специальных полномочий (исполнение обязанностей соответствующего должностного лица на время его отсутствия в командировке, на учебе, по болезни, руководство зарегистрированными в установленном порядке самодеятельными туристскими и экскурсионными группами, тренеры спортивных обществ и команд и др.).

Лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности или осуществляющее специальные полномочия, если указанные обязанности или специальные полномочия были возложены на данное лицо в установленном законом порядке, также может быть признано должностным.

Работники государственных и негосударственных организаций, предприятий, учреждений, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности, д. лицами не являются. Но такие работники могут быть субъектами должностных преступлений в том случае, если наряду с осуществлением профессиональных или технических обязанностей на них в установленном порядке возложено и исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (например, врач в связи с его участием в работе ВТЭК или в призывной комиссии; преподаватель как член квалификационной или экзаменационной комиссии; учитель или воспитатель в связи с исполнением возложенных на них обязанностей по обеспечению порядка и безопасности во время проведения учебных занятий или воспитательных мероприятий).

4) лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий. К указанной категории должностных лиц относятся лица, которые наряду с выполнением профессиональных функций вправе принимать решения, которые являются обязательными для соответствующих государственных органов, организаций и предприятий (например, врач, выдавший лист о нетрудоспособности, что обязывает нанимателя освободить такое лицо от работы и начислить ему пособие по временной нетрудоспособности; нотариус при учинении исполнительной надписи).

Следует также учитывать, что служебные полномочия лиц, занимающих соответствующие должности на предприятиях, в учреждениях и организациях, функционально ограничиваются пределами указанных коллективных образований и временными рамками нахождения лица при исполнении служебных полномочий.

Что же касается представителей власти, то их властные полномочия ограничиваются, как правило, содержанием, объемом и сферой применения. Они распространяются и на лицах, не находящихся в их непосредственном служебном подчинении. Более того, употребление (использование) властных полномочий не ограничено временем непосредственного нахождения лица на службе (работе). Для «вхождения в исполнение функций власти» представителю власти необходимо, по общему правилу, соблюсти следующие формальности: представиться, предъявить служебное удостоверение и объявить о своих властных полномочиях относительно разрешения возникшей ситуации.

В качестве квалифицирующего признака ряда преступлений против интересов службы предусматривается совершение соответствующего преступления должностным лицом, занимающим ответственное положение.

Перечень таких должностных лиц устанавливается ч. 5 ст. 4 и является исчерпывающим. К таким должностным лицам относятся:

1) Президент РБ, а также Председатель Палаты представителей и Председатель Совета Республики Национального собрания РБ, Премьер-министр РБ и их заместители;

2) руководители государственных органов, непосредственно подчиненных или подотчетных Президенту, Парламенту, Правительству РБ, и их заместители;

3) руководители местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и их заместители;

4) судьи;

5) прокуроры областей, города Минска, прокуроры районов (городов), межрайонные и приравненные к ним прокуроры и их заместители;

6) следователи и начальники органов дознания;

7) руководители органов государственного контроля, внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, таможенных органов и их заместители. [9, c.134-136; 3, c.1-2].

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

                               

                               2. СЛУЖЕБНЫЙ ПОДЛОГ

2.1 Служебный подлог его отличие от подделки официальных документов (ст. 380 УК)

Служебный подлог в ст. 427 УК определяется как внесение должностным или иным уполномоченным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, либо – подделка документов совершенные из корыстной  или иной личной заинтересованности, при отсутствии признаков более тяжкого преступления.

Предметом должностного подлога являются официальные документы, то есть документы, имеющие юридическую значимость после утверждения, подписания соответствующим должностным лицом государственного или общественного органа.

Официальным является письменный документ, исходящий из учреждения, предприятия и организации, надлежаще составленный и содержащий все необходимые реквизиты, предназначенный для удостоверения фактов и событий, имеющих юридическое значение. Предметом подлога может быть и частные документы, то есть бумаги, составленные частными лицами, но находящиеся в ведении государственных или общественных организаций (например, долговые обязательства).

В литературе предлагается признавать предметом служебного подлога, также:

электронные документы, содержащие юридически значимую информацию на машинном носителе, приравненные к документам на бумажных носителях и имеющие одинаковую сними юридическую силу;

письменные заявления, жалобы и обращения граждан в государственные органы и общественные организации;

составленные частными лицами платежные. Долговые и иные обязательственные документы, в которые по месту их разрешения или хранения внесены недостоверные сведения;

процессуальные документы, связанные с осуществлением уголовного преследования.

2.2 Объект и объективная сторона служебного подлога

Объективная сторона. Служебный подлог имеет формальный состав. Уголовная ответственность должностного лица наступает тогда, когда они при совершении подобных действий имели корыстную или иную личную заинтересованность, даже при отсутствии каких-либо вредных последствий.

Подлог документов с  объективной стороны  может выражаться:

1. во внесении в документы заведомо ложных сведений и записей при этом документ сохраняет признаки и реквизиты подлинного. Ложными являются внесенные в его текст цифровые материалы, дата выдачи и регистрации документа;

2. в подделке официальных документов, когда должностное или иное уполномоченное лицо либо полностью изготавливает подложный документ, как по форме, так и по содержанию, либо вносит искажения в подлинный документ (заменяет часть текста, проставляет новые цифры, изменяет дату выдачи). Способом подделки в этих случаях, как правило, является подчистка (вытравливание, стирание и т.д.) прежнего текста с заменой его на новый, подделка может заключаться и во внесении в официальный документ дополнительных записей, в этом случае речь идет о подделке официального документа, содержание и реквизиты которого до этого уже были удостоверены;

3. в составлении и выдаче заведомо ложных документов. В первой совей части (составление) в официальный документ при его составлении вносятся заведомо ложные сведения или записи, после чего документ удостоверяется должностным лицом как подлинный. Под выдачей понимается передача (вручение) такого подложного документа заинтересованному лицу. Для констатации данной формы подлога необходимо доказать сочетание обоих действий (как составления, так и выдачи подложного документа). Служебный подлог считается оконченным с момента  совершения одного любого из указанных действий независимо от дальнейшего использования такого документа.

Таким образом, служебный подлог совершается должностным  или иным уполномоченным лицом с использованием служебного положения (служебных полномочий) в пределах его служебной компетенции и при исполнении обязанностей по службе.

2.3 Субъект и субъективная сторона служебного подлога

С субъективной стороны  рассматриваемое преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Субъект должен заведомо сознавать лживый характер вносимых в документ сведений либо такое содержание всего документа. Ошибка в документе, когда не установлен умысел на ложь, преступления не образует. Обязательным признаком субъективной стороны служебного подлога является совершение указанных действий из корыстной или иной личной заинтересованности.

Субъектом  служебного подлога – специальный, наряду с должностным лицом может быть и уполномоченное лицо. Речь идет о служащих и работниках, которые в рамках занимаемой ими должности не выполняют обязанностей организационно-распорядительного и административно-хозяйственного характера, но в силу их служебных обязанностей либо по поручению осуществляют непосредственную подготовку официального документа для предоставления его на удостоверение (подпись) соответствующему должностному лицу (референты, консультанты, советники, отраслевые специалисты и т.д.) В ряде случаев подготовка и составление официального документа связаны с проведением аналитической, поисковой работы (обращением к материалам, хранящимся в архиве и в других отделах учреждения). Должностное лицо в этом случае вынуждено доверять фактам, изложенным в представленном на подпись документе, и, следовательно, уполномоченному лицу. В таких случаях должностное лицо в отношении недостоверности сведений (подложности) подписываемого им документа проявляет неосторожность, что, однако, исключает его ответственность за служебный подлог.[9, c.510-511].

Информация о работе Служебный подлог