Социальная сущность коррупции в органах государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование коррупции, её социальной сущности и социальных последствий.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
1 – исследовать коррупцию как социальное явление;
2 - проанализировать социальные последствия коррупции;
3 – провести социологический анализ отношения граждан к коррупции в органах власти и её динамику.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ………………………………………………6
1.1. Коррупция как социальное явление………………………………….6
1.2. Социальные последствия коррупции………………………………14
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ГРАЖДАН К КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ЕЁ ДИНАМИКА………………………………………………………………19
ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………35
3.1. Коррупция в России, и её причины.………………………………….35
3.2. Основные направления борьбы с коррупцией на современном этапе…………………………………………………………………………..….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………46
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….49

Файлы: 1 файл

Курсов. Коррупция.docx

— 347.39 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                                      СОДЕРЖАНИЕ

 

 

      ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ………………………………………………6

1.1. Коррупция как социальное явление………………………………….6

1.2. Социальные последствия коррупции………………………………14

ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ГРАЖДАН К КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ЕЁ ДИНАМИКА………………………………………………………………19

ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………35

3.1. Коррупция в России, и её причины.………………………………….35

3.2. Основные направления борьбы с коррупцией на современном этапе…………………………………………………………………………..….40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………46

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность. Коррупция в органах государственной власти в современной России является одной из наиболее острых проблем, без кардинального решения которой невозможно эффективное развитие российского общества. Негативные последствия коррупции можно поставить в центр всех нынешних социальных коллизий в России. Социально-деструктивные последствия коррупции проявляются во всех без исключения сферах общественной жизни. Поэтому государство, где власть в высокой степени коррумпирована, не может считаться ни демократическим, ни правовым, ни социальным.

Коррупция в органах государственной власти однозначно представляет собой большую социальную угрозу, так как она прямо или опосредованно влияет на общественные ценности, мораль и устои государственности. По масштабам распространенности коррупции в том или ином обществе и государстве делаются выводы о вероятности политических, экономических и социальных рисков, а также степени развития гражданского общества.

Из этого вытекает главное социальное противоречие, связанное с коррупционными проявлениями в органах государственной власти: общество испытывает жизненную потребность в дееспособной, обладающей достаточным высоким уровнем доверия со стороны граждан, различных социальных групп, предпринимателей, общественных организаций и объединений, других институтов гражданского общества, а государство в современных условиях пока не может обеспечить преодоление коррупции, не проявляет достаточной политической воли.

 Все это в высокой  степени влияет на эффективность  государственной власти. Это социальное  противоречие требует системного, комплексного изучения и научно  обоснованных методов, технологий  и механизмов его преодоления.

 

Исследования проблемы коррупции в органах государственной власти сегодня актуализировались и охватывают различные направления – институционально - правовое, организационно - управленческое, аксиологическое, этико-культурное и др.

Сложность изучения проблемы коррупции заключается в том, что она носит до определенного времени скрытый характер: относительная закрытость статистики; необходимость судебного доказательства наличия действий, носящий коррупционный характер, попадающих в разряд преступных; существенное отставание реакции общественности на противоправные действия чиновников и т.п. Кроме того, в научно-практическом плане актуальной является социальная оценка размеров коррупции и ее последствий, в том числе и с использованием результатов массовых и экспертных социологических опросов.

Названные обстоятельства обусловливают актуальность и практическую значимость исследования проблемы коррупции в органах государственной власти Российской Федерации и пути ее преодоления.

Цель работы – исследование коррупции, её  социальной сущности и социальных последствий.

В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:

1 – исследовать коррупцию как социальное явление;

2 - проанализировать социальные  последствия коррупции;

3 – провести социологический  анализ отношения граждан к  коррупции в органах власти  и её динамику.

Для достижения поставленных целей и задач были использованы следующие методы: изучение и анализ научной, нормативной и периодической литературы; сравнение, анализ, синтез.

Объектом исследования является система государственного управления социально-экономическими процессами, предметом - отношения коррупции, возникающие в системе государственного управления.

При написании курсовой работы  была использована периодическая, учебная и нормативная литература.

Информационной базой курсовой работы стали Конституция и федеральные законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных и региональных органов власти и другие документы, регламентирующие деятельность и поведение государственных служащих, в том числе Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013), Федеральный закон "О системе государственной службы РФ" от 27.05.2003 N 58-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (действующая редакция от 01.09.2013) и др.

Структуру работы составляют: введение, три главы, соответственно разделенные на параграфы, заключение, список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

1.1 Коррупция как социальное явление

 

Под коррупционной преступностью понимается совокупность преступлений коррупционного характера.

Коррупция – социальное явление, характеризующееся подкупом – продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей.

Она определяется иногда как "социальное явление, заключающееся в корыстном использовании должностным лицом органов государственной власти и управления своего служебного положения для личного обогащения". Но в таком случае к коррупции можно было бы отнести хищение, совершаемое путем злоупотребления служебным положением, присвоения или растраты вверенного по службе имущества. Однако не надо смешивать вора и взяточника. Кроме того, при коррупции используется не только непосредственно служебное положение, но и основанные на нем авторитет, возможности, связи.

Механизм коррупции – это1:

а) двусторонняя сделка, при которой лицо, находящееся на государственной или иной службе, нелегально "продает" свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ним возможностях, физическим и юридическим лицам, группам (в том числе организованным преступным формированиям), а "покупатель" получает возможность использовать государственную либо иную структуру в своих целях: для обогащения, законодательного оформления привилегий, ухода от предусмотренной законом ответственности, социального контроля и т. п.;

б) вымогательство служащим взятки, дополнительного вознаграждения;

в) инициативный, активный подкуп служащих, нередко с одновременным сильным психическим воздействием на них. Последнее характерно для организованной преступности.

Коррупция определяется как умышленные уголовно-наказуемые деяния, которые включают:

 а) обещание, предложение  или предоставление публичному  должностному лицу, лично или  через посредников, какого-либо неправомерного  преимущества для самого должностного  лица или иного физического  или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо  совершило какое-либо действие  или бездействие при выполнении  своих должностных обязанностей;

 б) вымогательство или  принятие публичным должностным  лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества  для самого должностного лица  или иного физического или  юридического лица с тем, чтобы  это должностное лицо совершило  какое-либо действие или бездействие  при выполнении своих должностных  обязанностей.

 Коррупция2:

а) всегда связана с государственной службой, государственной властью, в силу этой прямой зависимости неизбежно оказывает в большей или меньшей степени воздействие на характер и содержание власти, ее репутацию в обществе. Это позволяет утверждать, что коррупция приобретает, помимо криминального, политический характер;

б) коррупция выходит за пределы взяточничества;

в) она включает в себя непотизм (Непотизм, лат., замещение должностей предпочтительно родственниками в нарушение общего и справедливого порядка) и многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для личного, группового или корпоративного использования;

г) коррупция, как злоупотребление властью, может осуществляться для получения выгоды не только в целях личного, но и корпоративного, кланового интереса. Это не всегда прямо связано с присвоением материальных ценностей, так как корпоративный интерес порой преследует политические цели: создание политических условия, обеспечивающих возможности «легального», «законного» захвата, присвоения в будущем материальных и финансовых средств.

В связи с получением не основанного на законе вознаграждения служащий выполняет угодные взяткодателю деяния. При этом он принимает взятку либо за действия, которые он должен был совершить по службе, либо за незаконные действия.

Правонарушения, связанные с коррупцией, включают:

а) коррупционные правонарушения, совершаемые в виде предоставления, принятия материальных, иных благ и преимуществ;

б) правонарушения, создающие условия для коррупции и обеспечивающие ее (использование служебных полномочий вопреки интересам службы, превышение власти и т. п.). Эти правонарушения многообразны, носят уголовно-правовой, административный, гражданско-правовой и дисциплинарный характер.

Вот почему иногда употребляется выражение "борьба с коррупцией и преступностью". Оно отражает то, что не вся коррупция преступна и уголовно наказуема, хотя это и не вполне корректно. Точнее было бы представить соотношение этих явлений в виде частично накладывающихся друг на друга кругов.

Круг коррупционных преступлений не совпадает с должностной преступностью, ибо, например, он не включает халатность. Не вполне совпадает он и с преступностью по службе.

Коррупционная преступность поэтому включает разные уголовно-правовые классы деяний. Ее составляют многие преступления против государственной власти, государственной и иной службы.

Это, прежде всего, взяточничество (ст. 173– 174 УК РСФСР, 290–291 УК РФ), а также связанные с ним злоупотребление должностными полномочиями (ст. 170 УК РСФСР, ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 171 УК РСФСР, ст. 286 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); служебный подлог (ст. 175 УК РСФСР, ст. 292 УК РФ), привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ), незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ), преступления против интересов службы в коммерческих и других организациях (ст. 201–204 УК РФ) и целый ряд иных преступлений, в том числе в сфере компьютерной информации: неправомерный доступ к компьютерной информации лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 272 УК РФ) и т. п.3 Круг этих деяний устанавливается при изучении уголовных дел, материалов о взяточничестве, коммерческом подкупе, незаконном участии в предпринимательской деятельности, а анализ последних осуществляется, начиная со статистических данных.

Особенно опасна коррупция в органах государственной власти. В случаях подкупа соответствующего служащего он начинает служить не государству либо иному субъекту, у которого он официально состоит на службе (общественной, коммерческой организации), а тому, кто ему платит больше или дополнительно.

Феномен использования государственной машины организованной преступностью связан преимущественно с коррупцией. Она – один из способов превращения государственных полномочий в частную собственность. Гегель писал:

"Та доля государственной  власти, которую приобрел для  себя отдельный индивидуум, потеряна  для власти всеобщего"4. Мало того: опираясь на приобретенную часть власти, соответствующие индивиды и криминальные формирования ведут наступление на государство, институты гражданского общества, его ценности.

В годы перестройки и реформ в России (особенно в 1990– 1995 годы) отмечалась все более интенсивная криминализация государственного аппарата, использование его возможностей в незаконных целях. При этом, наряду с традиционными формами подкупа должностных лиц, использовались новые: оплата зарубежных поездок, льготные кредиты, оказание различных услуг, предоставление высокооплачиваемой должности после увольнения из государственного аппарата, включение в состав советов коммерческих структур или соучредителей, предоставление работы по совместительству и т. п.

Информация о работе Социальная сущность коррупции в органах государственной власти