Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 00:21, курсовая работа
Цель работы – исследование коррупции, её социальной сущности и социальных последствий.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
1 – исследовать коррупцию как социальное явление;
2 - проанализировать социальные последствия коррупции;
3 – провести социологический анализ отношения граждан к коррупции в органах власти и её динамику.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ………………………………………………6
1.1. Коррупция как социальное явление………………………………….6
1.2. Социальные последствия коррупции………………………………14
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ГРАЖДАН К КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ЕЁ ДИНАМИКА………………………………………………………………19
ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………35
3.1. Коррупция в России, и её причины.………………………………….35
3.2. Основные направления борьбы с коррупцией на современном этапе…………………………………………………………………………..….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………46
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….49
В России есть регионы, в которых проблемы коррупции стоят более остро, а есть такие, где ситуация относительно благополучна, это отражается и на уровне развития в них частного сектора и экономическом потенциале в целом. Всемирный банк в России опубликовал данные Обследования деловой среды и деятельности предприятий (BEEPS), показывающие уровень коррупции в 37 регионах России (табл.3)15.
Оценка проводилась по четырем индексам:
1. индекс административного бремени – сложный индекс, отражающий административную нагрузку на предприятия (результат ответов на вопросы о потенциальных проблемах ведения бизнеса);
2. индекс административной
коррупции – ответы на вопрос
о том, является ли обычной
практикой дача взятки
3. индекс взяточничества
– процент взаимодействия
4. индекс поглощения
государства – определяется
Составные индексы, характеризующие ситуацию в регионах: семерка лидеров и семерка отстающих
(регионы, попавшие в высший и низший квинтили)
Лидеры |
Индекс административного бремени |
Индекс административной коррупции |
Индекс взяточничества |
Индекс поглощения государства |
1 |
Смоленская область |
Ставропольский край |
Смоленская область |
Хабаровский край |
2 |
Белгородская область |
Ульяновская область |
Новосибирская область |
Курская область |
3 |
Ставропольский край |
Липецкая область |
Санкт-Петербург |
Ульяновская область |
4 |
Иркутская область |
Республика Мордовия |
г. Москва |
Республика Мордовия |
5 |
Республика Мордовия |
Томская область |
Приморский край |
Омская область |
6 |
Республика
Башкортостан |
Республика Татарстан |
Ленинградская
область |
Томская область |
7 |
Томская область |
Республика Саха (Якутия) |
Челябинская область |
Воронежская область |
Отстающие |
||||
31 |
Волгоградская область |
г. Москва |
Самарская область |
Калужская область |
32 |
Калининградская область |
Краснодарский край |
Ярославская область |
Белгородская область |
33 |
Санкт-Петербург |
Иркутская область |
Пермский край |
Тверская область |
34 |
Краснодарский край |
Челябинская область |
Нижегородская область |
Краснодарский край |
35 |
Самарская область |
Ростовская область |
Краснодарский край |
Ростовская область |
36 |
Ленинградская область |
Тверская область |
Республика Башкортостан |
Иркутская область |
37 |
Ростовская область |
Приморский край |
Воронежская область |
Приморский край |
Видно, что среди лидеров выделяется Республика Мордовия, которая попала в пятерку лучших в трех номинациях. Среди отстающих самый проблемный регион – Краснодарский край, находящийся в пятерке худших по всем четырем показателям. Именно с этим регионом связаны недавние коррупционные скандалы, тиражированные СМИ.
Итак, мы рассмотрели динамику, актуальное состояние и региональные особенности коррупции в России. Утверждать, что уровень коррупции снижается, не правомерно, так как, несмотря на уменьшение числа зарегистрированных преступлений коррупционной направленности, объемы финансовых средств, вовлеченных в данные преступления, резко возросли, как растет и доля взяточничества в общей массе совершаемых преступлений. Наблюдается резкая эскалация размеров взяток. Обеспокоенность населения проблемой коррупции остается значительной, а численность граждан, встревоженных данной проблемой, увеличивается.
ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Коррупция в России, и её причины
Коррупция, ее характер, масштабы и особенности развития - это не только следствие нерешенных современных государственно-политических, социальных и экономических проблем страны. Корни коррупции уходят в историю России. Вместе с тем коррупция, как показывает мировой опыт, всегда растет в условиях трансформации общественных отношений.
Это относится и к нынешнему переходу России от тоталитарного государства к демократическому и правовому, от централизованной экономики к рыночной, от закрытого, подавленного государством общества к открытому, демократическому обществу. Противоречия этого перехода обусловили возникновение взаимосвязанного комплекса причин стремительного роста и масштабного распространения коррупции
Главными причинами широкого распространения коррупции в России сегодня являются слабость государства, то есть безответственная и неэффективная власть, неразвитость гражданского общества, неконкурентоспособность, сырьевая направленность и теневой характер экономики, несовершенство законодательства16.
Одной из причин масштабного развития коррупции в стране является также смена морально-духовных ценностей на личностном уровне, которая началась в 60-е годы ХХ века. Именно тогда зародились коррупционные механизмы общественных отношений современной России. Особенно большому надлому подверглась общественная мораль в 1990-е годы - в условиях беззакония государственной власти, на этапе радикальных рыночных реформ. Именно в этот период коррупционные отношения проникли во все сферы жизни российского общества.
Принципиально важно подчеркнуть, что поскольку коррупция - это деформация общественных отношений, сигнализирующая о болезни общества, постольку искоренение этого социального недуга возможно только путем ликвидации причин, которые его порождают. Ужесточение системы выявления и наказания коррупционеров - это лишь часть борьбы с коррупцией. Она необходима, но она не будет иметь большого значения, если не искоренить системные причины и условия, порождающие коррупцию. Пример Китая весьма показателен. Борясь с коррупционерами самым беспощадным образом, власти Китая так и не сумели искоренить коррупцию. Если причины и стимулы коррупции остаются в неприкосновенности, устранение одного стада "паршивых овец" приводит только к возникновению нового "поголовья" коррумпированных чиновников и взяткодателей. В связи с этим будет ошибкой полагать, что все проблемы можно решить только принятием специального закона о противодействии коррупции.
Основной целью государственной и общественной антикоррупционной деятельности следует считать комплексную работу, направленную на устранение главных причин и стимулов, порождающих коррупцию, а не только не ужесточение системы выявления и наказания коррупционеров.
Сила государства состоит не в его способности доминировать во всех общественных сферах. Сила государства - в его способности обеспечивать неукоснительное соблюдение законов, в его ответственном служении народу. Слабое государство нарушает законы, не исполняя свои конституционные обязанности по соблюдению и защите прав и свобод человека. Это происходит, главным образом, из-за непрозрачности власти - недоступности ее для общественного контроля.
Нарушая, например, экономические права и свободы - право на свободу предпринимательской деятельности, на равенство прав в конкуренции, на защиту частной собственности - слабое государство тем самым, с одной стороны, порождает коррупцию, так как административные барьеры предприниматели преодолевают взятками.
А с другой, слабое государство препятствует становлению и развитию малого и среднего бизнеса, который является основой среднего класса, главной движущей силы гражданского общества и страны в целом. Отсутствие в России развитого малого и среднего бизнеса, в свою очередь, препятствует подъему экономики, снижению уровня бедности, росту благосостояния россиян, установлению социальной справедливости. Нарушение экономических прав россиян, бюрократическое давление загоняет деловую жизнь в тень. А это невыплаченные налоги, низкая наполняемость бюджетов регионов Российской Федерации и, как следствие, низкий уровень социальной защищенности граждан.
Отсутствие в стране развитого и активного малого и среднего бизнеса, в свою очередь, препятствует подъему экономики, снижению уровня бедности, росту благосостояния россиян.
Следствием слабости государства является замедление процесса модернизации страны. Потому что слабое государство не может пресечь произвол чиновников, которые, защищая свои источники получения статусной ренты, всячески препятствуют осуществлению необходимых стране преобразований.
Так, в регионах по-прежнему не выполняются законы, что во многом обесценило проведенную федеральной властью работу по приведению регионального законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Реформа государственной службы фактически свелась к законодательному закреплению «табели о рангах». Государственная служба по-прежнему остается закрытой, непрозрачной для общества, а, следовательно, неподконтрольной гражданам. Административная реформа по существу не привела к разграничению правоустанавливающих и правоприменительных функций, к реальному сокращению объема избыточных государственных функций, которые являются благоприятной средой для коррупции.
Судебная реформа, в рамках которой были приняты новые законы и улучшено финансирование судов, так и не привела к главному – доступному, скорому и объективному правосудию. Более того, общество увидело, что гораздо откровеннее стал попираться сам смысл правосудия. Вместо равенства всех перед законом и судом превалирует административный ресурс. Значительная часть судебных решений определяется не конкуренцией обвинения и защиты, а конкуренцией взяток.
И как показывает практика, граждане, потерявшие надежду добиться справедливости в суде, ищут другие, далеко не правовые, методы решения своих проблем. И зачастую убеждаются, что незаконным, теневым путем они имеют больше шансов добиться по существу справедливого решения. Все это подрывает доверие к власти, препятствует формированию правового государства и сильного гражданского общества, закрепляет в общественном сознании старые стереотипы: «где суд, там и неправда», «судьям то полезно, что в карман полезло». Поэтому без успешного проведения судебной реформы вообще невозможна модернизация страны.
До сих пор не началась реформа правоохранительной системы. Органы охраны правопорядка по-прежнему работают неэффективно. Оставаясь неподконтрольными обществу, они не способны защитить безопасность граждан.
Практически нет серьезных продвижений в реформах систем образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и жилищно-коммунального хозяйства. Между тем, сфера социальных услуг по-прежнему закрыта, непрозрачна и неэффективна, а потому коррумпирована и несправедлива.
По данным экспертов, уже сейчас пробуксовка работы госаппарата сокращает темпы роста ВВП на 1,5–2 процента в год. В ближайшие пять лет из-за этого рост может резко замедлиться или прекратиться. Причина, по которой модернизация экономики оказалась заблокированной, заключается в том, что от перераспределения природной ренты дивиденды правительственных чиновников несравнимо выше, чем от попыток вести преобразовательную, ответственную экономическую политику.
Безответственная, некомпетентная коррумпированная бюрократия не заинтересована в реальной модернизации экономики. Ориентируясь на экстенсивные факторы роста бюджетных доходов – высокие мировые цены на нефть, увеличение доли отчислений из регионов в пользу федерального центра, сохраняющийся значительный налоговый пресс, – неэффективная, коррумпированная исполнительная власть до сих пор не реализовала имевшиеся благоприятные возможности для структурных реформ экономики, создания и внедрения новых технологий и развития наукоемких производств. В результате Россия не в состоянии составить конкуренцию развитым странам мира.
Согласно исследованиям Социологического центра Российской академии государственной службы и управления при Президенте РФ (РАГС), проведенным в 2013 году, в большинстве своем россияне считают, что в стране процветает "административный произвол чиновников", и чувствуют себя абсолютно беспомощными перед бюрократическим аппаратом. Показательно, что не только большинство населения (56,9 %), но и почти половина госслужащих (46,5 %) считает, что нынешняя административная система не способна оказывать государственные услуги. А большинство рядовых граждан страны (50,1 %) прямо говорят, что при обращении в госучреждения они не только не получают помощь, но сталкиваются с ущемлением чиновниками их прав.
Таким образом, нарушая закон, то есть, не исполняя своих конституционных обязанностей по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, слабое государство способствует рождению теневых общественных отношений. Такая безответственная власть препятствует становлению в России сильного правового демократического государства, формированию массового среднего класса, строительству эффективной экономики, моральному оздоровлению общества, установлению социальной справедливости. Все это обрекает Россию на невысокий уровень жизни, неконкурентоспособность в современном мировом сообществе.
3.2. Основные направления борьбы с коррупцией на современном этапе
На сегодняшний день неизвестны методы в педагогике и менеджменте, которые бы гарантировали, что человек будет идеальным чиновником. Однако существует множество стран с весьма низким уровнем коррупции. Более того, известны исторические примеры, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам: Сингапур, Гонконг, Португалия, Швеция. Это однозначно говорит в пользу того, что методы борьбы с коррупцией существуют.
Информация о работе Социальная сущность коррупции в органах государственной власти