Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 00:21, курсовая работа
Цель работы – исследование коррупции, её социальной сущности и социальных последствий.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
1 – исследовать коррупцию как социальное явление;
2 - проанализировать социальные последствия коррупции;
3 – провести социологический анализ отношения граждан к коррупции в органах власти и её динамику.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ………………………………………………6
1.1. Коррупция как социальное явление………………………………….6
1.2. Социальные последствия коррупции………………………………14
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ГРАЖДАН К КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ЕЁ ДИНАМИКА………………………………………………………………19
ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………35
3.1. Коррупция в России, и её причины.………………………………….35
3.2. Основные направления борьбы с коррупцией на современном этапе…………………………………………………………………………..….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………46
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….49
Только функционеры теневой экономики направляли, по оценочным данным, около 7 млрд. долл. на коррумпирование чиновников. До половины преступных доходов на эти же цели расходовала организованная преступность. В 70-е – начале 80-х годов у нее на это уходила примерно треть преступных доходов. Столько же тратили в США в 1920–1930-е годы гангстеры Чарли Лючиано и Аль Капоне. Во второй половине XX века, как писали В. М. Геворгян и Б. С. Никифоров, коррумпированная часть чиновничьего и полицейского аппарата США ежегодно получала "около 14 млрд. долларов в чистом виде, т. е. не обложенных никакими налогами".
В свою очередь от коррупционеров требуется вывести из-под социального контроля физических и юридических лиц, действующих в нарушение установленных правил, совершающих преступления, требуется активное лоббирование интересов предпринимателей и предпринимательских структур, несмотря даже на то, что эти интересы противоречат интересам государства, общества.
Опасность коррупции очевидна, ее масштабы в России периода реформ приняли беспрецедентный характер: и по числу торгующих своими полномочиями служащих, и по числу подкупающих их лиц, и по пораженности коррупцией всех ветвей власти, всех ее эшелонов. Об этом свидетельствуют криминологические исследования, и в данной оценке единодушны сотрудники всех правоохранительных органов и спецслужб. Признают это и руководители высших органов государственной власти.
В мае 2008 года российский президент Дмитрий Медведев подписал указ о создании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В июле того же года он утвердил Национальный план противодействия коррупции, предусматривающий ряд мер по профилактике коррупции. В декабре Медведев подписал пакет законов по противодействию коррупции, в т.ч. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"5.
В марте 2011 года Путин заявил о необходимости введения нормы, обязывающей госчиновников отчитываться о своих расходах (как это сделал Александр 11 в 1845 году). Соответствующий закон («О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам») был подписан Путиным в начале декабря 2012 года.
В конце 2011 года экономист Татьяна Михайлова заявляла, в разных отраслях разворовывается по разным оценкам от 20 до 60 процентов бюджетных средств.
Согласно докладу Общественной палаты, опубликованному 3 ноября 2011 года, главной причиной коррупции признается отсутствие реального контроля гражданского общества над работой органов власти на всех уровнях. Коррупция приняла системный характер, разрушая экономику и право. Среди самых проблемных областей — ЖКХ, устройство детей в детсады и школы, медицинская помощь. Но сообщать в правоохранительные органы граждане боятся — лишь 22 % были готовы сделать это. В результате нарастает чувство социальной несправедливости, особенно среди молодежи и обеспеченных слоев населения. Меры правительства по борьбе с коррупцией названы «не адекватными» её размаху.
В марте 2012 года Медведев утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2012—2013 годы. Несмотря на огромный ворох бумаг, разработанных и принятых за последние пятнадцать лет исполнительной властью, Думой, Президентом России положение дел с коррупцией в стране не улучшается.
Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р» начал рассчитывать Индекс восприятия коррупции для России с 1996 года. В 1996 году индекс рассчитывался для 54 стран, для России его значение составило 2,6 балла (46-47 места), в 1997 году тоже место, в 1998 году индекс был рассчитан для 99 стран. Значение индекса для России составило 2,4 балла (82 место). В 1999 и 2000 годах Россия занимала 82 место из 99 стран. В 2001 году индекс был рассчитан для 91 страны. Значение индекса для России составило 2,3 балла (79 место).
В 2002 году 86 место из102; в 2003 году 79 место из 133; в 2004 году 90 место из 146; в 2005 году 126 место из159; в 2006 году 121 место из 163; в 2007 году 143 место из180; в 2008 году 147 место из 180 и индекс составил всего 2,16.
В пресс-релизе Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р» отмечалось, что «Индекс 2.1 балла является самым низким показателем России в ИВК за последние восемь лет. Ничего удивительного в этих данных нет, если учесть, что высочайший уровень коррупции в стране признается как простыми россиянами, так и высшим руководством страны. Ситуация с коррупцией в России достигла угрожающих масштабов. И эта угрозу можно отметить по всем фронтам: феномен коррупции поразил политическую и институциональную, экономическую, судебную и правоохранительную, образовательную и воспитательную сферы, сферу социальной защиты, медицинскую, инвестиционную сферы, сферу международной торговли и серьезно подрывает саму государственность России».
В 2009 году Россия занимала в рейтинге 146 место. Согласно проведённому Трансперенси Интернешнл в 2009 году исследованию, мировой финансовый кризис подстегнул коррупцию: за последний год она выросла в мире на 9 %. В 2009 году говорилось, что коррумпированные чиновники и политики в развивающихся странах, в числе которых и Россия, ежегодно получают $20-40 млрд. взяток. В 2010 году Россия заняла 154 место (всего исследованы 178 стран). В 2011 году Россия заняла 143 место, набрав 2.4 балла (всего исследованы 182 страны).
В 2012 году Transparency International изменила методику расчета своего Индекса восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI) для более полного отражения в динамике изменений ситуации с коррупцией в той или иной стране. Россия набрала по новой шкале 28 баллов, заняв 133 место (из 174). В 2013 году Россия заняла 127-е место, набрав 28 баллов, столько же, сколько и в прошлом году. Только за счет ухудшения результатов ряда других государств в общемировом списке Россия поднялась на шесть позиций. То есть положение дел не улучшается.
Владимир Путин своим указом № 879 от 03.12.13г. создал Управление по вопросам противодействия коррупции в своем Управлении делами.
По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Россия с 2013 года получила 319 праздник страны, присоединившись к инициативе ООН.
Поражает, в мире есть масса примеров положительной борьбы с коррупцией. Взять хотя бы Грузию. Была одной из самых коррумпированных стран мира. Саакашвили за три года жесткой работы в республике вывел ее на 27 место. И таких примеров много. Там где хотят пресечь эту заразу, довольно быстро достигают успеха. Десяток лет ведутся разговоры о конфискации имущества у коррупционеров, при том, что суд доказал факт получения ими взятки. Поправка в закон лежит в Думе много лет без движения.
Дела о гигантских хищениях в Минобороны, в Росагролизинге, при подготовке саммита АТЭС, системы навигации ГЛОНАСС, объектов Олимпиады в Сочи и много других объектов, позорно лежат на полках правоохранительных органов. Сейчас надо быстро расследовать все эти коррупционные преступления и жестоко наказать виновных в расхищении огромных государственных ресурсов, независимо от занимаемых должностей. Что бы каждый чиновник понял, что дальше брать взятки, брать откаты нельзя. Ибо все, что было им наворовано, будет конфисковано в пользу государства, несмотря на кого бы оно было не записано – на жену, детей или других родственников. Смысл воровать, брать взятки пропадает, и этот порок будет быстро отмирать.
Каждый из нас видит, что в стране коррупция захватила все сферы жизни человека. Без взятки нельзя родить ребенка в нормальном роддоме, устроить ребенка в детский сад, в школу, институт, получить нормальную работу.
1.2 Социальные последствия
Россия — страна с масштабной эндемической коррупцией. В таком состоянии коррупция из эпизодического отклонения от моральных и юридических правил превращается в несущую конструкцию власти, норму взаимоотношений граждан и государства. В таком критически болезненном состоянии практически каждое негативное последствие превращается в вызов. Перечень основных последствий-проблем-вызовов приведен ниже.
1 - Коррупция становится источником коррупции. Речь идет о лавинообразном процессе, в котором коррупция порождает коррупцию. Мы исходим из общего положения, согласно которому коррупция является следствием неэффективности, наподобие дефектов управления или проблем общественных отношений. Масштабная коррупция порождает новые дефекты и проблемы, а они, в свою очередь, порождают новые разновидности коррупции и приводят к экспансии уже существующих ее видов. В итоге коррупция становится главным источником проблем для страны и общества, что и происходит сейчас в России.
2 - Коррупция — гигантская институциональная ловушка. Большинством — во власти и в обществе — издержки, сопряженные с преодолением коррупции, воспринимаются как существенно превосходящие текущие издержки от самой коррупции.
3 - Привыкание к коррупции. По разным социологическим данным, не менее половины российских граждан хотя бы раз в своей жизни попадали в коррупционную ситуацию. Коррупция стала неформальной практикой, носящей массовый характер. В такой ситуации неформальная практика превращается в неформальную норму, осуждаемую на словах, но приемлемую по факту применения, что сильно затрудняет противодействие ей.
4 - Коррупция — угроза национальной безопасности. Эту мысль неоднократно высказывали как эксперты, так и представители власти. Масштабной коррупцией охвачены все силовые и правоохранительные ведомства, а коррупция в них эквивалентна их неэффективности. Следовательно, неконтролируемо растут риски любых других угроз.
5 - Коррупция — угроза общественной безопасности. Снова важно вспомнить об эквивалентности коррупции и неэффективности, в частности — неэффективности контроля за соблюдением стандартов в разных областях (строительство, пожарная безопасность, уход за детьми и т. п.).
6 - Коррупция обусловливает деградацию «человеческого капитала». Выше отмечалось, что здравоохранение и образование относятся к числу наиболее развитых рынков бытовой коррупции. Поэтому в результате коррупции снижаются продолжительность жизни и уровень здоровья людей, деградирует интеллектуальный капитал. Не менее разрушительно влияние коррупции на базовые социальные отношения, на мораль, что опять же приводит к росту коррупции и равнодушию к возможным негативным последствиям этого роста.
7 - Коррупция разрушает сферу права. Речь идет о базовых правовых отношениях в обществе, без которых его нормальное существование немыслимо. Коррупция выражается, в частности, в избирательном применении законов (типичный пример — дело ЮКОСа), в результате чего формируется альтернативная теневая квазиправовая система, сосуществующая с официальным правом, искажая и разрушая его. С этим последствием связано другое, еще более серьезное — катастрофически растущий разрыв между законами и их исполнением.
8 - Коррупция формирует в России аномальную экономику. В такой экономике перестают действовать фундаментальные экономические законы. Частный пример: главным источником инфляции издержек становится коррупция. Причина очевидна: когда взятки становятся стандартными издержками бизнеса, компенсация этих издержек закладывается в цену товара.
Все восемь перечисленных следствий-вызовов взаимодействуют в различных сочетаниях друг с другом и усиливают друг друга, раскручивая спираль коррупции и усугубляя ее негативные последствия. Коррупция — всегда следствие неэффективности, в первую очередь неэффективности управления. В случае России, и ее огромной эндемической коррупции это проявляется в том, что бюрократия во многом вышла из подчинения верховной власти во всем, что касается реализации стандартных, предусмотренных законами функций государства, а критическая неэффективность власти делает социально-политическую ситуацию взрывоопасной. Именно этим обусловлены спорадические попытки верховной власти ограничить коррупцию, в том числе и самая масштабная, начатая Медведевым. Но есть веские основания сомневаться в успехе этих усилий.
С 2009 г. были приняты
два национальных плана
Мы обязаны констатировать, что противодействие коррупции в России станет возможным только при условии ликвидации монопольного всевластного положения бюрократии. Это означает необходимость восстановления в России политической конкуренции, разделения властей и свободы негосударственного сектора — предпринимательства, СМИ, общественных организаций. Тогда станет возможным применение различных рецептов, учитывающих в том числе и накопленный негативный опыт.
Кроме того, к социальным последствиям коррупции относится7:
1. Бюджетный кризис;
2. Имущественное неравенство;
3. Дискредитация права;
4. Организованная преступность;
5. Социальная напряженность.
Дадим краткую характеристику вышеперечисленным явлениям.
1. Бюджетный кризис
возникает вследствие
2. Имущественное неравенство
появляется вследствие того, что
стороны коррупционных сделок
получают выгоды за счет
Информация о работе Социальная сущность коррупции в органах государственной власти