Социальная сущность коррупции в органах государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование коррупции, её социальной сущности и социальных последствий.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
1 – исследовать коррупцию как социальное явление;
2 - проанализировать социальные последствия коррупции;
3 – провести социологический анализ отношения граждан к коррупции в органах власти и её динамику.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ………………………………………………6
1.1. Коррупция как социальное явление………………………………….6
1.2. Социальные последствия коррупции………………………………14
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ГРАЖДАН К КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ЕЁ ДИНАМИКА………………………………………………………………19
ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………35
3.1. Коррупция в России, и её причины.………………………………….35
3.2. Основные направления борьбы с коррупцией на современном этапе…………………………………………………………………………..….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………46
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….49

Файлы: 1 файл

Курсов. Коррупция.docx

— 347.39 Кб (Скачать файл)

Только функционеры теневой экономики направляли, по оценочным данным, около 7 млрд. долл. на коррумпирование чиновников. До половины преступных доходов на эти же цели расходовала организованная преступность. В 70-е – начале 80-х годов у нее на это уходила примерно треть преступных доходов. Столько же тратили в США в 1920–1930-е годы гангстеры Чарли Лючиано и Аль Капоне. Во второй половине XX века, как писали В. М. Геворгян и Б. С. Никифоров, коррумпированная часть чиновничьего и полицейского аппарата США ежегодно получала "около 14 млрд. долларов в чистом виде, т. е. не обложенных никакими налогами".

В свою очередь от коррупционеров требуется вывести из-под социального контроля физических и юридических лиц, действующих в нарушение установленных правил, совершающих преступления, требуется активное лоббирование интересов предпринимателей и предпринимательских структур, несмотря даже на то, что эти интересы противоречат интересам государства, общества.

Опасность коррупции очевидна, ее масштабы в России периода реформ приняли беспрецедентный характер: и по числу торгующих своими полномочиями служащих, и по числу подкупающих их лиц, и по пораженности коррупцией всех ветвей власти, всех ее эшелонов. Об этом свидетельствуют криминологические исследования, и в данной оценке единодушны сотрудники всех правоохранительных органов и спецслужб. Признают это и руководители высших органов государственной власти.

В мае 2008 года российский президент Дмитрий Медведев подписал указ о создании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В июле того же года он утвердил Национальный план противодействия коррупции, предусматривающий ряд мер по профилактике коррупции. В декабре Медведев подписал пакет законов по  противодействию коррупции, в т.ч. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"5.

 В марте 2011 года Путин заявил о необходимости введения нормы, обязывающей госчиновников  отчитываться о своих расходах (как это сделал Александр 11 в 1845 году). Соответствующий закон («О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам») был подписан Путиным в начале декабря 2012 года.

  В конце 2011 года экономист Татьяна Михайлова заявляла, в разных отраслях разворовывается по разным оценкам от 20 до 60 процентов бюджетных  средств.

  Согласно докладу Общественной палаты, опубликованному 3 ноября 2011 года, главной причиной коррупции признается отсутствие реального контроля гражданского общества над работой органов власти на всех уровнях. Коррупция приняла системный характер, разрушая экономику и право. Среди самых проблемных областей — ЖКХ, устройство детей в детсады и школы, медицинская помощь. Но сообщать в правоохранительные органы граждане боятся — лишь 22 % были готовы сделать это. В результате нарастает чувство социальной несправедливости, особенно среди молодежи и обеспеченных слоев населения. Меры правительства по борьбе с коррупцией названы «не адекватными» её размаху.

 В марте 2012 года Медведев утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2012—2013 годы. Несмотря на огромный ворох бумаг, разработанных и принятых за последние пятнадцать лет исполнительной властью, Думой, Президентом России положение дел с коррупцией в стране не улучшается.

  Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р» начал рассчитывать Индекс восприятия коррупции для России с 1996 года. В 1996 году индекс рассчитывался для 54 стран, для России его значение составило 2,6 балла (46-47 места), в 1997 году тоже место, в 1998 году индекс был рассчитан для 99 стран. Значение индекса для России составило 2,4 балла (82 место). В 1999 и 2000 годах Россия занимала 82 место из 99 стран. В 2001 году индекс был рассчитан для 91 страны. Значение индекса для России составило 2,3 балла (79 место).

В 2002 году 86 место из102; в 2003 году  79 место из 133;  в 2004 году 90 место из 146;  в 2005 году 126 место из159;  в 2006 году 121 место из 163; в 2007 году 143 место из180; в 2008 году 147 место из 180 и индекс составил всего  2,16.

    В пресс-релизе Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р» отмечалось, что «Индекс 2.1 балла является самым низким показателем России в ИВК за последние восемь лет. Ничего удивительного в этих данных нет, если учесть, что высочайший уровень коррупции в стране признается как простыми россиянами, так и высшим руководством страны.  Ситуация с коррупцией в России достигла угрожающих масштабов. И эта угрозу можно отметить по всем фронтам: феномен коррупции поразил политическую и институциональную, экономическую, судебную и правоохранительную, образовательную и воспитательную сферы, сферу социальной защиты, медицинскую, инвестиционную сферы, сферу международной торговли и серьезно подрывает саму государственность России».

   В 2009 году Россия занимала в рейтинге 146 место. Согласно проведённому Трансперенси Интернешнл в 2009 году исследованию, мировой финансовый кризис подстегнул коррупцию: за последний год она выросла в мире на 9 %. В 2009 году говорилось, что коррумпированные чиновники и политики в развивающихся странах, в числе которых и Россия, ежегодно получают $20-40 млрд. взяток.  В 2010 году Россия заняла 154 место (всего исследованы 178 стран). В 2011 году Россия заняла 143 место, набрав 2.4 балла (всего исследованы 182 страны).

   В 2012 году Transparency International изменила методику расчета своего Индекса восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI) для более полного отражения в динамике изменений ситуации с коррупцией в той или иной стране. Россия набрала по новой шкале 28 баллов, заняв 133 место (из 174).  В 2013 году Россия заняла 127-е место, набрав 28 баллов, столько же, сколько и в прошлом году. Только за счет ухудшения результатов ряда других государств в общемировом списке Россия поднялась на шесть позиций.  То есть  положение дел не улучшается.

    Владимир Путин своим указом  № 879 от 03.12.13г. создал Управление по вопросам противодействия коррупции в  своем Управлении делами.          

По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Россия с 2013 года получила 319 праздник страны, присоединившись к инициативе ООН. 

Поражает,  в мире есть масса примеров  положительной борьбы с коррупцией. Взять хотя бы Грузию. Была одной из самых коррумпированных стран мира. Саакашвили за три года жесткой работы в республике вывел ее на 27 место. И таких примеров много. Там где хотят пресечь эту заразу, довольно быстро достигают успеха. Десяток лет ведутся разговоры о конфискации имущества у коррупционеров, при том, что  суд доказал факт получения ими  взятки. Поправка в закон лежит в Думе много лет без движения.

    Дела  о гигантских  хищениях в Минобороны, в Росагролизинге, при подготовке саммита АТЭС, системы навигации ГЛОНАСС, объектов Олимпиады в Сочи и много других объектов, позорно лежат на полках правоохранительных органов. Сейчас надо быстро расследовать все эти коррупционные преступления и жестоко наказать виновных  в расхищении  огромных государственных ресурсов, независимо от занимаемых должностей. Что бы каждый чиновник понял, что дальше брать взятки, брать откаты нельзя. Ибо все, что было им наворовано, будет конфисковано в пользу государства, несмотря на кого бы  оно было не записано – на жену, детей или других родственников. Смысл воровать, брать взятки пропадает, и этот порок  будет быстро отмирать.

  Каждый из нас видит, что в стране коррупция захватила все сферы жизни человека. Без взятки нельзя родить ребенка в нормальном роддоме, устроить ребенка в детский сад, в школу, институт, получить нормальную работу. 

                       1.2 Социальные последствия коррупции

 

Россия — страна с масштабной эндемической коррупцией. В таком состоянии коррупция из эпизодического отклонения от моральных и юридических правил превращается в несущую конструкцию власти, норму взаимоотношений граждан и государства. В таком критически болезненном состоянии практически каждое негативное последствие превращается в вызов. Перечень основных последствий-проблем-вызовов приведен ниже.

1 - Коррупция становится источником коррупции. Речь идет о лавинообразном процессе, в котором коррупция порождает коррупцию. Мы исходим из общего положения, согласно которому коррупция является следствием неэффективности, наподобие дефектов управления или проблем общественных отношений. Масштабная коррупция порождает новые дефекты и проблемы, а они, в свою очередь, порождают новые разновидности коррупции и приводят к экспансии уже существующих ее видов. В итоге коррупция становится главным источником проблем для страны и общества, что и происходит сейчас в России.

2 - Коррупция — гигантская институциональная ловушка. Большинством — во власти и в обществе — издержки, сопряженные с преодолением коррупции, воспринимаются как существенно превосходящие текущие издержки от самой коррупции.

3 - Привыкание к коррупции. По разным социологическим данным, не менее половины российских граждан хотя бы раз в своей жизни попадали в коррупционную ситуацию. Коррупция стала неформальной практикой, носящей массовый характер. В такой ситуации неформальная практика превращается в неформальную норму, осуждаемую на словах, но приемлемую по факту применения, что сильно затрудняет противодействие ей.

4 - Коррупция — угроза национальной безопасности. Эту мысль неоднократно высказывали как эксперты, так и представители власти. Масштабной коррупцией охвачены все силовые и правоохранительные ведомства, а коррупция в них эквивалентна их неэффективности. Следовательно, неконтролируемо растут риски любых других угроз.

5 - Коррупция — угроза общественной безопасности. Снова важно вспомнить об эквивалентности коррупции и неэффективности, в частности — неэффективности контроля за соблюдением стандартов в разных областях (строительство, пожарная безопасность, уход за детьми и т. п.).

6 - Коррупция обусловливает деградацию «человеческого капитала». Выше отмечалось, что здравоохранение и образование относятся к числу наиболее развитых рынков бытовой коррупции. Поэтому в результате коррупции снижаются продолжительность жизни и уровень здоровья людей, деградирует интеллектуальный капитал. Не менее разрушительно влияние коррупции на базовые социальные отношения, на мораль, что опять же приводит к росту коррупции и равнодушию к возможным негативным последствиям этого роста.

7 - Коррупция разрушает сферу права. Речь идет о базовых правовых отношениях в обществе, без которых его нормальное существование немыслимо. Коррупция выражается, в частности, в избирательном применении законов (типичный пример — дело ЮКОСа), в результате чего формируется альтернативная теневая квазиправовая система, сосуществующая с официальным правом, искажая и разрушая его. С этим последствием связано другое, еще более серьезное — катастрофически растущий разрыв между законами и их исполнением.

8 - Коррупция формирует в России аномальную экономику. В такой экономике перестают действовать фундаментальные экономические законы. Частный пример: главным источником инфляции издержек становится коррупция. Причина очевидна: когда взятки становятся стандартными издержками бизнеса, компенсация этих издержек закладывается в цену товара.

Все восемь перечисленных следствий-вызовов взаимодействуют в различных сочетаниях друг с другом и усиливают друг друга, раскручивая спираль коррупции и усугубляя ее негативные последствия. Коррупция — всегда следствие неэффективности, в первую очередь неэффективности управления. В случае России, и ее огромной эндемической коррупции это проявляется в том, что бюрократия во многом вышла из подчинения верховной власти во всем, что касается реализации стандартных, предусмотренных законами функций государства, а критическая неэффективность власти делает социально-политическую ситуацию взрывоопасной. Именно этим обусловлены спорадические попытки верховной власти ограничить коррупцию, в том числе и самая масштабная, начатая Медведевым. Но есть веские основания сомневаться в успехе этих усилий.

 С 2009 г. были приняты  два национальных плана противодействия  коррупции, а также стратегия. Все  это было сделано без участия  профессионалов, какого-либо предварительного  анализа ситуации, принятия индикаторов, указывающих на эффективность  противодействия коррупции.

Мы обязаны констатировать, что противодействие коррупции в России станет возможным только при условии ликвидации монопольного всевластного положения бюрократии. Это означает необходимость восстановления в России политической конкуренции, разделения властей и свободы негосударственного сектора — предпринимательства, СМИ, общественных организаций. Тогда станет возможным применение различных рецептов, учитывающих в том числе и накопленный негативный опыт.

Кроме того, к социальным последствиям коррупции относится7:

1.   Бюджетный кризис;

2.   Имущественное неравенство;

3.   Дискредитация права;

4.   Организованная  преступность;

5.   Социальная напряженность.

Дадим краткую характеристику  вышеперечисленным явлениям.

1.   Бюджетный кризис  возникает вследствие уменьшения  сумм уплаченных налогов, отвлечения  средств от целей общественного  развития, что, в свою очередь  уменьшает способность власти  решать социальные проблемы.

2.   Имущественное неравенство  появляется вследствие того, что  стороны коррупционных сделок  получают выгоды за счет бюджетных  денег или за счет привилегий, которые недоступны другим. Коррупция  подстегивает несправедливое распределение  средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев населения.

Информация о работе Социальная сущность коррупции в органах государственной власти