Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 00:21, курсовая работа
Цель работы – исследование коррупции, её социальной сущности и социальных последствий.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
1 – исследовать коррупцию как социальное явление;
2 - проанализировать социальные последствия коррупции;
3 – провести социологический анализ отношения граждан к коррупции в органах власти и её динамику.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ………………………………………………6
1.1. Коррупция как социальное явление………………………………….6
1.2. Социальные последствия коррупции………………………………14
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ГРАЖДАН К КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ЕЁ ДИНАМИКА………………………………………………………………19
ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………35
3.1. Коррупция в России, и её причины.………………………………….35
3.2. Основные направления борьбы с коррупцией на современном этапе…………………………………………………………………………..….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………46
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….49
С формальной точки зрения, если не будет государства — не будет и коррупции. Тем не менее, в условиях, когда коррупция распространена практически везде, роспуск коррумпированных органов власти представляется одним из действенных радикальных способов от неё избавиться. Помимо роспуска органов власти, существуют три возможных подхода к уменьшению коррупции.
Во-первых, можно ужесточить законы и их исполнение, тем самым повысив риск наказания.
Во-вторых, можно создать экономические механизмы, позволяющие должностным лицам увеличить свои доходы, не нарушая правила и законы.
В-третьих, можно усилить роль рынков и конкуренции, тем самым уменьшив размер потенциальной прибыли от коррупции. К последнему также относится конкуренция в предоставлении государственных услуг, при условии дублирования одними государственными органами функций других органов. Большинство положительно зарекомендовавших себя методов относится к внутренним либо внешним механизмам надзора17.
Внутренний контроль. Сюда входят внутренние механизмы и стимулы, существующие в самом аппарате управления: ясные стандарты исполнения должностными лицами своих обязанностей и строгий надзор над каждым служащим. С целью обеспечения надзора часто выделяют особые управления, которые функционируют автономно. Например, правоохранительные органы часто подчиняются главе исполнительной власти, так же как и бюрократический аппарат, однако при этом сохраняют значительную независимость.
Внутренний контроль был основным способом борьбы с коррупцией в монархиях периода абсолютизма и до сих пор сохраняет высокую эффективность.
Внешний контроль. Сюда относятся механизмы, которые имеют высокую степень независимости от исполнительной власти. Конвенция ООН против коррупции приводит целый ряд подобных механизмов. Независимая судебная система, при которой нарушивший закон бюрократ может быть легко и эффективно признан виновным, резко снижает потенциальную привлекательность коррупции. Одними из самых эффективных инструментов контроля над коррупцией бюрократического аппарата являются свобода слова и СМИ. Внешний контроль характерен для стран с рыночной экономикой и либеральной демократией. Предположительно, это связано с тем, что для реализации нормального функционирования рынка необходимы чёткие правила, механизмы обеспечения выполнения обязательств, в том числе, — эффективная правовая система, обеспечивающая здоровую конкурентную среду.
Система выборов. В демократических странах основным способом наказания избранных представителей за коррупцию является отстранение их от власти на следующих выборах. Это подразумевает, что сам избиратель отвечает за степень честности и ответственности тех, кого он избирает. Несмотря на высокую результативность выборов как оружия против коррупции, их действие проявляется достаточно медленно.
Меры общего характера.
1 - Неконституционность коррупциогенных норм. Любые нормы, накладывающие на гражданина ограничения, могут вызвать коррупцию, за исключением норм, описывающих конституционные свободы и права человека. Последние накладывают ограничения не столько на индивидов, сколько на органы государственной власти, являясь институциональными гарантиями как против завышенных требований закона, так и против наделения органов государственной власти дискреционными полномочиями. Коррупциогенные же нормы неизбежно нарушают права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции.
2 - Информационное обеспечение граждан. Данный метод включает в себя анализ законов с тем, чтобы, проанализировав закон, чётко, лаконично и доходчиво объяснить гражданам в чём заключаются их права и обязанности, какие нарушения что должны за собой повлечь, как проходит судебная процедура и что в ней учитывается. Зная всё это, граждане будут увереннее вести себя, оказавшись один на один с подталкивающим их к даче взятки чиновником.
3 - Открытость ведомственных систем. Прозрачность происходящих внутри ведомств операций и надлежащий гражданский контроль может быть реализован через публикацию и открытое обсуждение внутриведомственных документов в общедоступной сети Интернет, что способно серьёзно пошатнуть фундамент коррупции. Однако такие механизмы ограничены чрезмерно жёсткими нормативами по охране коммерческой тайны или их применение в некоторых ведомствах связано с необходимостью обеспечения дополнительных мер по защите персональных данных граждан и секретных сведений в оборонных ведомствах и организациях. Серьёзную проблему для внедрения открытых информационных систем представляет низкая компетентность чиновников, которые не только не в курсе преимуществ свободных лицензий, но и не способны включить в государственные контракты требования об обязательном предоставлении открытого доступа для чтения к системам управления версиями разрабатываемых на деньги налогоплательщика программных продуктов.
4 - Социальное обеспечение чиновников. Первоклассное медицинское обслуживание, беспроцентные кредиты для покупки недвижимости, большая пенсия — всё это равносильно повышению заработной платы в государственном секторе, и следовательно, увеличивает потери чиновника в случае, если его поймают на коррупционной деятельности. Судя по исследованиям, эта мера не оказывает немедленного воздействия на коррупцию, однако способствует повышению качества бюрократии с течением времени.
Цель исследования заключалась в том, чтобы на основании социальной сущности и выявления экономических причин и истоков коррупции, а также ее социально-экономических последствий определить основные концептуальные направления в ее противодействии.
В работе рассмотрены теоретические основы содержания коррупции, её причины и последствия, проведён социологический анализ отношения граждан к коррупции в органах власти и её динамика.
Работа состоит из трёх глав. В первой главе рассмотрена социальная сущность коррупции в органах государственной власти.
Во второй главе проведён социологический анализ отношения граждан к коррупции в органах власти и её динамика.
В третьей главе исследованы причины распространения и пути противодействия коррупции в органах государственной власти в Российской Федерации.
В результате проделанной работы сделаны следующие выводы:
В
любых обществах коррупция
Также необходимо осуществлять взаимодействие органов государственной власти с общественными организациями, осуществлять разработку и реализацию образовательных и просветительских программ, направленных на борьбу с коррупцией. Важно помнить, что коррупция - это преступное деяние всех: и чиновников и граждан
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты
Учебная и специальная литература
Индекс восприятия коррупции стран мира в 2012 году
№ |
Страна |
Балл |
1-3 |
Дания |
90 |
1-3 |
Финляндия |
90 |
1-3 |
Новая Зеландия |
90 |
4 |
Швеция |
88 |
5 |
Сингапур |
87 |
6 |
Швейцария |
86 |
7-8 |
Австралия |
85 |
7-8 |
Норвегия |
85 |
9-10 |
Канада |
84 |
9-10 |
Нидерланды |
84 |
133-138 |
Коморские острова |
28 |
133-138 |
Гайана |
28 |
133-138 |
Гондурас |
28 |
133-138 |
Иран |
28 |
133-138 |
Казахстан |
28 |
133-138 |
Россия |
28 |
139-143 |
Азербайджан |
27 |
139-143 |
Кения |
27 |
139-143 |
Непал |
27 |
139-143 |
Нигерия |
27 |
139-143 |
Пакистан |
27 |
Информация о работе Социальная сущность коррупции в органах государственной власти