Социальная сущность коррупции в органах государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование коррупции, её социальной сущности и социальных последствий.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
1 – исследовать коррупцию как социальное явление;
2 - проанализировать социальные последствия коррупции;
3 – провести социологический анализ отношения граждан к коррупции в органах власти и её динамику.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ………………………………………………6
1.1. Коррупция как социальное явление………………………………….6
1.2. Социальные последствия коррупции………………………………14
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ГРАЖДАН К КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ЕЁ ДИНАМИКА………………………………………………………………19
ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………35
3.1. Коррупция в России, и её причины.………………………………….35
3.2. Основные направления борьбы с коррупцией на современном этапе…………………………………………………………………………..….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………46
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….49

Файлы: 1 файл

Курсов. Коррупция.docx

— 347.39 Кб (Скачать файл)

С формальной точки зрения, если не будет государства — не будет и коррупции. Тем не менее, в условиях, когда коррупция распространена практически везде, роспуск коррумпированных органов власти представляется одним из действенных радикальных способов от неё избавиться. Помимо роспуска органов власти, существуют три возможных подхода к уменьшению коррупции.

Во-первых, можно ужесточить законы и их исполнение, тем самым повысив риск наказания.

Во-вторых, можно создать экономические механизмы, позволяющие должностным лицам увеличить свои доходы, не нарушая правила и законы.

В-третьих, можно усилить роль рынков и конкуренции, тем самым уменьшив размер потенциальной прибыли от коррупции. К последнему также относится конкуренция в предоставлении государственных услуг, при условии дублирования одними государственными органами функций других органов. Большинство положительно зарекомендовавших себя методов относится к внутренним либо внешним механизмам надзора17.

Внутренний контроль. Сюда входят внутренние механизмы и стимулы, существующие в самом аппарате управления: ясные стандарты исполнения должностными лицами своих обязанностей и строгий надзор над каждым служащим. С целью обеспечения надзора часто выделяют особые управления, которые функционируют автономно. Например, правоохранительные органы часто подчиняются главе исполнительной власти, так же как и бюрократический аппарат, однако при этом сохраняют значительную независимость.

Внутренний контроль был основным способом борьбы с коррупцией в монархиях периода абсолютизма и до сих пор сохраняет высокую эффективность.

Внешний контроль. Сюда относятся механизмы, которые имеют высокую степень независимости от исполнительной власти. Конвенция ООН против коррупции приводит целый ряд подобных механизмов. Независимая судебная система, при которой нарушивший закон бюрократ может быть легко и эффективно признан виновным, резко снижает потенциальную привлекательность коррупции. Одними из самых эффективных инструментов контроля над коррупцией бюрократического аппарата являются свобода слова и СМИ. Внешний контроль характерен для стран с рыночной экономикой и либеральной демократией. Предположительно, это связано с тем, что для реализации нормального функционирования рынка необходимы чёткие правила, механизмы обеспечения выполнения обязательств, в том числе, — эффективная правовая система, обеспечивающая здоровую конкурентную среду.

Система выборов. В демократических странах основным способом наказания избранных представителей за коррупцию является отстранение их от власти на следующих выборах. Это подразумевает, что сам избиратель отвечает за степень честности и ответственности тех, кого он избирает. Несмотря на высокую результативность выборов как оружия против коррупции, их действие проявляется достаточно медленно.

Меры общего характера.

1 - Неконституционность коррупциогенных норм. Любые нормы, накладывающие на гражданина ограничения, могут вызвать коррупцию, за исключением норм, описывающих конституционные свободы и права человека. Последние накладывают ограничения не столько на индивидов, сколько на органы государственной власти, являясь институциональными гарантиями как против завышенных требований закона, так и против наделения органов государственной власти дискреционными полномочиями. Коррупциогенные же нормы неизбежно нарушают права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции.

2 - Информационное обеспечение граждан. Данный метод включает в себя анализ законов с тем, чтобы, проанализировав закон, чётко, лаконично и доходчиво объяснить гражданам в чём заключаются их права и обязанности, какие нарушения что должны за собой повлечь, как проходит судебная процедура и что в ней учитывается. Зная всё это, граждане будут увереннее вести себя, оказавшись один на один с подталкивающим их к даче взятки чиновником.

3 - Открытость ведомственных систем. Прозрачность происходящих внутри ведомств операций и надлежащий гражданский контроль может быть реализован через публикацию и открытое обсуждение внутриведомственных документов в общедоступной сети Интернет, что способно серьёзно пошатнуть фундамент коррупции. Однако такие механизмы ограничены чрезмерно жёсткими нормативами по охране коммерческой тайны или их применение в некоторых ведомствах связано с необходимостью обеспечения дополнительных мер по защите персональных данных граждан и секретных сведений в оборонных ведомствах и организациях. Серьёзную проблему для внедрения открытых информационных систем представляет низкая компетентность чиновников, которые не только не в курсе преимуществ свободных лицензий, но и не способны включить в государственные контракты требования об обязательном предоставлении открытого доступа для чтения к системам управления версиями разрабатываемых на деньги налогоплательщика программных продуктов.

4 - Социальное обеспечение чиновников. Первоклассное медицинское обслуживание, беспроцентные кредиты для покупки недвижимости, большая пенсия — всё это равносильно повышению заработной платы в государственном секторе, и следовательно, увеличивает потери чиновника в случае, если его поймают на коррупционной деятельности. Судя по исследованиям, эта мера не оказывает немедленного воздействия на коррупцию, однако способствует повышению качества бюрократии с течением времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Цель  исследования заключалась в том, чтобы на основании социальной сущности и выявления экономических причин и истоков коррупции, а также ее социально-экономических последствий определить основные концептуальные направления в ее противодействии.

В  работе рассмотрены теоретические основы содержания коррупции, её причины и последствия, проведён социологический анализ отношения граждан к коррупции в органах власти и её динамика.

Работа состоит из трёх глав. В первой главе  рассмотрена социальная сущность коррупции в органах государственной власти.

Во второй главе проведён  социологический анализ отношения граждан к коррупции в органах власти и её динамика.

В третьей главе исследованы причины распространения и пути противодействия коррупции в органах государственной власти в Российской Федерации.

В результате проделанной работы  сделаны  следующие выводы:

  1. Коррупция – социальное явление, характеризующееся подкупом – продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей.
  2. Коррупция всегда связана с государственной службой, государственной властью, в силу этой прямой зависимости неизбежно оказывает в большей или меньшей степени воздействие на характер и содержание власти, ее репутацию в обществе. Это позволяет утверждать, что коррупция приобретает, помимо криминального, политический характер.
  3. Коррупция является одной из самых острых проблем современности и приводит к дестабилизации общественных отношений и структур. К социальным последствиям коррупции относится: бюджетный кризис; имущественное неравенство; дискредитация права; организованная преступность; социальная напряженность.

 В  любых обществах коррупция неизбежно  приводит к разрушительным экономическим, политическим, социальным и нравственно-этическим  последствиям. Коррупция подвергает опасности существование права экономического выбора, увеличивает экономические издержки, ставит в невыгодное положение законопослушных предпринимателей и вызывает неблагоприятные последствия в системе производства и потребления.

  1. В социальной сфере коррупция деформирует сознание людей, дискредитирует право как инструмент регулирования жизни, способствует несправедливому перераспределению благ.
  2. В связи с вышесказанным, совершенно отчетливым представляется необходимость разработка эффективных мер борьбы с данным явлением. Прежде всего, необходима выработка основ государственной стратегии противодействия коррупции, но также немаловажно участие самих граждан в этом процессе. Необходимо воспитание антикоррупционной культуры, то есть формирование гражданского и правового сознания, которые которое выражается в информировании граждан о причинах и источниках возникновения коррупции, создания в обществе негативного к данному явлению.

Также необходимо осуществлять взаимодействие органов государственной власти с общественными организациями, осуществлять разработку и реализацию образовательных и просветительских программ, направленных на борьбу с коррупцией. Важно помнить, что коррупция - это преступное деяние всех: и чиновников и граждан

 

 

 

 

         СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

                                   Нормативные акты

 

  1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). - Режим доступа: http://www.consultant.ru;
  2. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013). - Режим доступа: http://www.consultant.ru;
  3. Федеральный закон "О системе государственной службы РФ" от 27.05.2003 N 58-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (действующая редакция от 01.09.2013). - Режим доступа: http://www.consultant.ru;
  4. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996). - Режим доступа: http://www.consultant.ru;
  5. Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" от 03.12.2012 N 230-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru;

 

                            Учебная и специальная литература

 

  1. Аксенов И.А. Криминализация экономики как угроза экономической безопасности России. // Юрист, 2009, №10. с. 20-24.
  2. Богданов И.Я. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. – М.: 2012. - 240 с.
  3. Бачило, И. Л. Информационная база противодействия человека и общества коррупции// Государство и право. - 2009. - № 9. - С. 65-72.
  4. Богуш Г. И. Понятие коррупции в международном праве и российском законодательстве / Г.И. Богуш// Вестн. Моск. Ун-та. Серия «Право». - 2011. - № 2.- 41 с.
  5. Кузнецов В.Н. Социология безопасности // Учебник. – М.: 2009. – 280 с.
  6. Лунев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы.// Государство и право 2011, №4. с. 99-111.

 

                                         Ресурсы интернета

 

  1. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации от 20 ноября 2013 года. Режим доступа:http://www.kremlin.ru/acts/19653;
  2. Левада-центр. Последний опрос проведен в августе 2013 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1601 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Режим доступа: http://www.levada.ru/03-09-2013/problemy-i-trevogi-rossiyan;
  3. Интервью Председателя Национального антикоррупционного комитета, член президентского Совета по правам человека К. Кабанов. - Режим доступа: http://korrossia.ru/rating/7931-statistika-po-nakazaniyam-korrupcionerov-v-2012-godu.html;
  4. Интервью первого заместителя председателя Следственного комитета России генерал-полковник юстиции Василия Пискарева.- Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/07/dela-site.html;
  5. Интервью главы Верховного суда (ВС) РФ В. Лебедева. – Режим доступа: http://www.newizv.ru/economics/2013-02-20/177993-prigovory-idut-vrazvalochku.html;
  6. Доклад об экономике в России Всемирного Банка в России «Восстановление и дальнейшие перспективы развития экономики» №29 весна2013. – Режим доступа: http: // www. worldbank. Org / content/dam/Worldbank/document/eca/RER29-RUS.pdf
  7. Диагностика российской коррупции: социологический анализ. Новое исследование фонда ИНДЕМ./// http: www.transparencykazakhstan.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         Приложение 1

 

                                                                                               Таблица 1

       Индекс восприятия коррупции стран мира в 2012 году

Страна

Балл

1-3

Дания

90

1-3

Финляндия

90

1-3

Новая Зеландия

90

4

Швеция

88

5

Сингапур

87

6

Швейцария

86

7-8

Австралия

85

7-8

Норвегия

85

9-10

Канада

84

9-10

Нидерланды

84

133-138

Коморские острова

28

133-138

Гайана

28

133-138

Гондурас

28

133-138

Иран

28

133-138

Казахстан

28

133-138

Россия

28

139-143

Азербайджан

27

139-143

Кения

27

139-143

Непал

27

139-143

Нигерия

27

139-143

Пакистан

27

Информация о работе Социальная сущность коррупции в органах государственной власти