Законодательством Российской Федерации
установлена ответственность за правонарушения
в сфере таможенного дела – преступление
и проступки. Последние, в свою очередь,
подразделяются на нарушения таможенных
правил и на административные правонарушения,
посягающие на нормальную деятельность
таможенных органов. Те и другие являются нарушениями таможенных
правил. Критерием их разграничения служит
степень общественной опасности деяния
и причиненный им вред.
В последнее время в сфере внешнеэкономических
связей наблюдается тенденция к увеличению
числа правонарушений, одни из которых
носят административный характер, а другие
– уголовный. Несмотря на то, что в Таможенном
кодексе Таможенного союза содержатся
статьи, непосредственно касающиеся преступлений
в таможенной сфере, ответственность за
такие правонарушения устанавливается
Уголовным кодексом Российской Федерации.
Правонарушениями в таможенной сфере
являются: преступления; нарушения таможенных
правил и дисциплинарные проступки, посягающие
на нормальную деятельность таможенных
органов.
В соответствии с тем или иным правонарушением
в сфере таможенного дела и его последствиями
неизбежно должна наступать ответственность
конкретного субъекта таможенного права.
Если совершено преступление в сфере таможенного
дела, наступает уголовная ответственность
по Уголовному кодексу Российской Федерации.
Если же субъект таможенного права нарушил
таможенные правила, не влекущие уголовной
ответственности, наступает административная
ответственность в соответствии с Кодексом
об административных правонарушениях
Российской Федерации. Это второй вид
ответственности за таможенные правонарушения.
Третий вид ответственности за дисциплинарные
проступки в таможенной сфере – дисциплинарный.
Этот вид ответственности предусмотрен
в отношении специального субъекта таможенного
права – сотрудника таможенных органов10.
- ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ
ВИДОВ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.
- Незаконный экспорт
технологий, научно-технической информации
и услуг, используемых при создании оружия
массового поражения, вооружения и военной
техники.
Объектом рассматриваемого
преступления является установленный
порядок осуществления внешнеэкономической
деятельности в отношении сырья, материалов,
оборудования, технологий, научно-технической
информации, работ (услуг), используемых
при создании вооружения и военной техники,
оружия массового поражения и средств
его доставки.
В Российской Федерации предусмотрен
комплекс мер (экспортный контроль), обеспечивающих
реализацию установленного действующим
законодательством порядка осуществления
внешнеэкономической деятельности в отношении
товаров, информации, работ, услуг, результатов
интеллектуальной деятельности, которые
могут быть использованы при создании
оружия массового поражения, средств его
доставки, иных видов вооружения и военной
техники либо при подготовке и (или) совершении
террористических актов. Методом экспортного
контроля является, в частности, разрешительный
порядок осуществления внешнеэкономических
операций с контролируемыми товарами,
предусматривающими лицензирование или
иную форму их государственного регулирования.11
Контролируемые товары и технологии
– сырье, материалы, оборудование, научно-техническая
информация, работы, услуги, результаты
интеллектуальной деятельности (права
на них), которые в силу своих особенностей
и свойств могут внести существенный вклад
в создание оружия массового поражения,
средств его доставки, иных видов вооружения
и военной техники, а также продукция,
являющаяся особо опасной в части подготовки
и (или) совершения террористических актов.12
Содержание понятий, а также
номенклатура подпадающих под экспортный
контроль товаров, информации, работ (услуг)
и технологий определяется списками (перечнями),
утверждаемыми указами Президента Российской
Федерации по представлению Правительства
Российской Федерации.
Деятельность в области международных
отношений, связанная с вывозом и ввозом,
в том числе с поставкой или закупкой,
разработкой и производством продукции
военного назначения, регламентируется
Федеральным законом от 19 июля 1998 г. №114-ФЗ
«О военно-техническом сотрудничестве
Российской Федерации с иностранными
государствами».
Под вооружением и военной техникой
понимается продукция военного назначения.
Например, комплексы различных видов оружия
и средств обеспечения его боевого применения,
системы связи и управления войсками,
вооружением и военной техникой; взрывчатые
вещества, предметы и устройства взрывания,
пороха (за исключением охотничьих), ракетное
топливо для боевых ракет, материалы специального
назначения и специальное оборудование
для их производства.13
Оружие массового поражения
– это ядерное, химическое, бактериологическое
(биологическое) и токсинное оружие. Средства
его доставки – это ракеты и беспилотные
летательные аппараты, способные доставлять
оружие массового поражения.
Объективная сторона преступления
выражается в следующих незаконных действиях,
оказываемых иностранной организации
или ее представителю: экспорт или передача
товаров, информации и технологий; выполнение
работ или оказание услуг.
Экспортом является вывоз товара
с таможенной территории Российской Федерации
без обязательства об обратном ввозе.
Под передачей сырья, материалов,
оборудования, технологий, научно-технической
информации понимаются любые действия,
в результате которых иностранная организация
или ее представители стали обладателями
этих предметов.14 В отличие от экспорта передача
указанных предметов осуществляется на
территории России.
Выполнение работ для иностранной
организации или ее представителя – это
производство любых работ, которые могут
быть использованы при создании вооружения
и военной техники, оружия массового поражения,
средств его доставки. Например, переоборудование
объекта, предназначенного для производства
военной техники.
Услуги иностранной организации
или ее представителю могут выражаться
в оказании им помощи (консультации, обучение,
проведение исследований и т.п.), связанной
с созданием оружия массового поражения,
средств его доставки и иного вооружения
и военной техники.
Действия, образующие объективную
сторону данного преступления, должны
быть незаконными, т.е. совершены в нарушение
установленного в Российской Федерации
порядка осуществления внешнеэкономической
деятельности в отношении контролируемых
товаров и технологий.
Совершение указанных действий
подлежат квалификации по статье 189 Уголовного
кодекса Российской Федерации, если в
них отсутствуют признаки других преступлений.
В случае если передаваемые
товары и технологии содержат сведения,
составляющие государственную тайну,
либо иная оказываемая помощь иностранной
организации или ее представителю может
причинить ущерб внешней безопасности
России, содеянное необходимо квалифицировать
по статье 275 Уголовного кодекса Российской
Федерации, предусматривающей ответственность
за государственную измену.
Субъективная сторона характеризуется
виной в виде прямого умысла. Заведомость,
как обязательный признак данного состава
преступления предполагает, что виновному
достоверно известно, что контролируемые
товары и технологии, с которыми совершаются
незаконные действия, могут быть использованы
при создании вооружения и военной техники
и в отношении их установлен экспортный
контроль.
Субъект преступления специальный
– лицо, наделенное правом осуществлять
внешнеэкономическую деятельность, достигшее
возраста шестнадцати лет, то есть руководитель
юридического лица, созданного в соответствии
с законодательством Российской Федерации
и имеющего постоянное место нахождения
на территории Российской Федерации, или
индивидуальный предприниматель, имеющий
постоянное место жительства на территории
Российской Федерации.
Квалифицирующим признаком
является совершение преступления группой
лиц по предварительному сговору.
Особый квалифицирующий признак
– совершение деяния организованной группой
либо в отношении сырья, материалов, оборудования,
технологий, научно-технической информации,
работ (услуг), которые заведомо для лица,
наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую
деятельность, могут быть использованы
при создании оружия массового поражения,
средств его доставки и в отношении которых
установлен экспортный контроль.
За осуществление внешнеэкономических
операций с контролируемыми товарами
и технологиями без специального разрешения
(лицензии) установлена административная
ответственность.15
- Невозвращение на
территорию России культурных ценностей.
Установление уголовной ответственности
за невозвращение на территорию России
предметов художественного, исторического
и археологического достояния народов
Российской Федерации и зарубежных стран
имеет целью сохранение культурного достояния
России.
Объект преступления – установленный
порядок вывоза из Российской Федерации
и возвращения на ее территорию предметов
художественного, исторического и археологического
достояния народов Российской Федерации
и зарубежных стран. Предмет преступления
– культурные ценности художественного,
исторического и археологического достояния
народов Российской Федерации и зарубежных
стран.
Категории предметов, которые
относятся к культурным ценностям: во-первых,
исторические ценности, в том числе связанные
с историческими событиями в жизни народов,
развитием общества и государства, историей
науки и техники, а также относящиеся к
жизни и деятельности выдающихся личностей;
во-вторых, предметы и их фрагменты, полученные
в результате археологических раскопок;
в-третьих, художественные ценности, в
том числе картины и рисунки целиком ручной
работы на любой основе и из любых материалов;
оригинальные скульптурные произведения
из любых материалов, в том числе рельефы;
оригинальные художественные композиции
и монтажи из любых материалов; художественно
оформленные предметы культового назначения,
в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии
и их оригинальные печатные формы; произведения
декоративно-прикладного искусства, в
том числе художественные изделия из стекла,
керамики, дерева, металла, кости, ткани
и других материалов; изделия традиционных
народных художественных промыслов и
так далее.16
Указанные предметы делятся
на три категории: предметы, подлежащие
вывозу из Российской Федерации; предметы,
подлежащие временному вывозу из Российской
Федерации; и предметы, не подлежащие вывозу
из Российской Федерации.
Временный вывоз культурных
ценностей – это их перемещение через
таможенную границу России с обязательством
их обратного ввоза в оговоренный срок.
Временный вывоз с территории РФ культурных
ценностей осуществляется для организации
выставок, реставрационных работ и научных
исследований, в связи с театральной, концертной
и иной артистической деятельностью и
в других необходимых случаях.
Порядок и условия временного
вывоза культурных ценностей регламентирован
действующим законодательством. Не подлежат
вывозу культурные ценности, относящиеся
к особо ценным объектам культурного наследия
народов Российской Федерации независимо
от времени их создания.17
Решение о возможности временного
вывоза культурных ценностей принимается
соответствующими государственными органами
после обязательной их экспертизы и заключения
между этими органами и лицом, вывозящим
ценности, договора о возврате временно
вывозимых культурных ценностей. При принятии
данного решения выдается свидетельство
на право временного вывоза культурных
ценностей, в котором, так же как и в указанном
договоре, устанавливается срок обязательного
возврата ценностей на территорию страны.
Объективная сторона преступления
выражается в бездействии – невозвращении
указанных ценностей в установленный
срок на территорию Российской Федерации,
если такое возвращение является обязательным
в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Под невозвращением понимается
невыполнение лицом обязанности возвратить
на территорию России культурные ценности
в срок, установленный в соответствующем
договоре и свидетельстве на право их
временного вывоза.18 Лицо не подлежит уголовной
ответственности, если оно не имеет реальной
возможности возвратить культурные ценности
(например, ценности утрачены в результате
стихийного бедствия, военных действий).
Деяние является оконченным
после истечения срока, установленного
для возвращения культурных ценностей
на территорию Российской Федерации. Состав
преступления формальный.
Невозвращение вывезенных ценностей
из-за границы необходимо отличать от
их хищения, совершенного лицом, не являющимся
собственником этих предметов. В последнем
случае лицо изначально не собиралось
возвращать эти ценности в Россию, имея
корыстную цель их присвоения. Данные
действия необходимо квалифицировать
по статьям главы 21 Уголовного кодекса
Российской Федерации.
Субъективная сторона характеризуется
виной в виде прямого умысла. Лицо осознает,
что не возвращает в установленный срок
на территорию Российской Федерации предметы
художественного, исторического и археологического
достояния народов Российской Федерации
и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы,
и желает этого.
Субъект преступления специальный
– вменяемое физическое лицо, достигшее
возраста шестнадцати лет, на которое
возложена обязанность возвратить в установленный
срок на территорию России культурные
ценности (например, собственник ценностей,
руководитель музея или библиотеки, организатор
выставки).
- Уклонение от выполнения
обязанностей по репатриации денежных
средств в иностранной валюте
или валюте России.